Проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе с использованием детской книжной графики. Приобщение дошкольников к художественной литературе

Проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе с использованием детской книжной графики. Приобщение дошкольников к художественной литературе

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Транскрипт

1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ МБДОУ д/с 87 «Рассвет» г. Брянска Сообщение подготовила: воспитатель Яцкова Лариса Васильевна

2 1. Чтение художественной литературы Чтение в свободное время (перед сном, перед приемом пищи и т.п.); Чтение с последующим обсуждением программных произведений, подразумевающие их дальнейший анализ.

3 2. Пересказ и заучивание художественных произведений Пересказ текста подразумевает передачу детьми основного содержания рассказа или сказки, заучивание поэтического произведения наизусть точное его выразительное его воспроизведение. Пересказ форма работы, интегрирующая задачи ознакомления с художественной литературой и речевого развития. Заучивание наизусть важнейший вид работы, способствующий развитию речи, памяти, мышления, воображения.

4 3. Театрально – игровая деятельность Театрализованная игра, основанная на сюжете потешки, песенки, небольшого стихотворения или сказки, проводится в разных формах: – в форме хоровода, из которого дети по очереди выходят в центр круга и говорят ролевые реплики; – в форме театра масок дошкольники надевают маски (или шапочки) главных героев и разыгрывают сюжет или сценку из произведения; – в форме театра кукол бибабо дети, сидя за ширмой, воспроизводят по ролям рассказ или сказку.

5 Игра драматизация, литературная постановка требуют от ребенка не только знаний текста, но и умения перевоплощаться, используя различные средства выразительности (жесты, мимику, интонацию). В игре-драматизации дошкольники ярко выражают личное отношение к изображаемым событиям, к герою. В основе таких игр сказки, динамичные по своему характеру. Литературная постановка более сложный вид театрализованной деятельности. В ходе её подготовки дети знакомятся с произведением, обсуждают его, последовательно останавливаясь на каждом персонаже.

6 Сюжетно ролевая игра ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного периода раскрывает возможности детей отражать значимые ситуации общения и социального взаимодействия.

7 4. Продуктивная деятельность Дети изображают в рисунке, поделке, аппликации героев полюбившегося произведения или некоторые его эпизоды, передавая своё эмоциональное, личностное отношение. Такая творческая деятельность помогает глубже проникнуть в литературный образ: дети продумывают характерные детали, стремясь передать особенности характера персонажей, специфику их взаимоотношений. Ещё одна форма работы индивидуальная, подгрупповая или коллективная создание книги. Это может быть книга сочиненная и проиллюстрированная самими детьми.

8 5. Культурно досуговая деятельность Сотрудничество дошкольной организации с детской библиотекой ; Экскурсии в музеи, посещение театров; Литературные и художественные выставки и конкурсы; Тематические акции.

9 Сотрудничество дошкольной организации с детской библиотекой Приглашение в мир книги проводится в дошкольном учреждении работником библиотеки совместно с педагогами. Сотрудник библиотеки рассказывает, что такое библиотека и как она работает. Экскурсия детей в библиотеку. Дошкольники с педагогами и родителями посещают библиотеку, где для них организуется небольшая экскурсия по разным залам. Встреча с писателем (поэтом, художником иллюстратором) проводится сотрудниками библиотеки. Литературные конкурсы организуются сотрудниками библиотеки. В них принимают участие дошкольники и их родители (по желанию).

10 Экскурсии в музеи, посещение театров. Посещение спектаклей в детских театрах играет немаловажную роль в обогащении литературного опыта дошкольников, развитии их творчества и воображения.

11 Литературные и художественные выставки и конкурсы Примерная тематика литературных конкурсов: конкурс литературной постановки «По страницам книг С. Я. Маршака»; конкурс инсценировок «Наш Чуковский»; конкурс чтеца «Мы любим и бережём природу», «Осенняя поэзия» и др. Примерная тематика художественных выставок: книги юбиляры; моя любимая сказка; мой любимый литературный герой; авторская книга, сочиненная и иллюстрированная всей семьей.

12 Тематические акции благотворительные мероприятия, которые носят воспитательный характер как для дошкольников, так и для их родителей. Примеры тематических акций: сбор макулатуры; ремонт книг (в групповой библиотеке и библиотеке ДОО); посадка деревьев; сбор книг для воспитанников Дома малютки или детского дома.

13 6. Сотрудничество с родителями воспитанников Семья уникальный воспитательный институт, который обладает мощным потенциалом в деле приобщения ребенка к художественной литературе. Если в семье книга имеет нравственную и познавательную ценность, в ребенке с раннего детства формируется любовь к чтению. Сделать семью воспитанника активным помощником в данной работе важнейшее направление деятельности педагога.

14 7. Формы сотрудничества с родителями Анкетирование. Выявление отношения семьи к данной проблеме. Наглядная педагогическая пропаганда: ширма «Вопросы семейного чтения», «Как научить ребенка любить книгу», «Особенности становления маленького читателя», «Чтение в радость», «Сказка в век компьютера», «Дети и поэзия» и др. ; информационные стенды «Что читать младшему дошкольнику», «Что читать старшему дошкольнику», «Мы учим стихи», «Как обсуждать прочитанную книгу с ребенком» (практические советы) и др.; буклеты «Возьми книгу в руки не будет скуки», «Читаем с ребенком», «Книга и познание «, «Книга и творчество», «Читаем и рисуем», «Воспитание книгой» и др.; выставки детского творчества.

15 Библиотека для родителей: статьи из периодических изданий по вопросам детского чтения; Примерный список детской художественной и методической литературы для родителей. Электронные ресурсы; размещение на сайте ДОО информационных ссылок (библиотеки, музеи, электронные библиотеки); создание электронной базы с подборкой литературных произведений для детей разных возрастных групп; создание форума для ответов на вопросы родителей. Мероприятия для родителей: Вовлечение семьи в образовательный процесс: проекты «Семейная библиотека», «Как мы изучали историю книги», «Моя любимая книга» и др.; Семейное чтение (например, мама или папа вместе с ребенком рассказывают в группе содержание прочитанной дома книги, сопровождая показом собственных иллюстраций); Беседы и консультации по вопросам детского чтения; Различные формы интерактивных практических мероприятий: конференция, деловая игра, тренинг, детско-родительское занятие, досуговая деятельность и др.

Читать еще:  Анализ повести бунина господин из сан франциско. Анализ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско

Проект «Ребёнок и книга» по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие с детской библиотекой

МБДОУ «Детский сад № 30» Шатурский муниципальный район Московская область

Проект «Ребёнок и книга»

по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

через взаимодействие с детской библиотекой

Андреева Наталья Петровна

старший воспитатель

Вид проекта : практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный. (1 год)

Участники проекта:

– дети подготовительных к школе групп,

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель:

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Задачи:

  1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

План реализации проекта

Эта работа предполагает наличие трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий:

  1. Подготовительный.
  2. Основной
  3. Заключительный.

Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы»

Татьяна Звонова
Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы»

Паспорт проекта:

Автор проекта: воспитатель МДОБУ №1 Звонова Т. А.

Вид проекта: творческий, познавательный

Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и художественно-эстетическое развитие

Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Предмет: формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.

Проблема: необходимость чтения детям сказок

Место проведения: детский сад №1

Продолжительность: краткосрочный (3 месяца)

Цели: познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования литературного опыта в их творческой деятельности.

Читать еще:  Народные жанры сказка и былина: сходства и различия. Какие сходства и различия у мифа и былины

1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3. Поощрять желание самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации.

1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.

3. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе добра над злом).

4. Воспитывать культуру речевого общения.

5. Воспитывать бережное отношение к книге.

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Развивать артистические, творческие способности, с помощью воспитателя инсценировать народные сказки.

3. Развивать умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общение с взрослыми).

Формы работы с детьми: чтение сказок, беседа, использование игровых ситуаций, рассматривание иллюстраций, просмотр сказок с использованием ИКТ, игры-инсценировки, этические беседы, кукольные спектакли, упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера, загадывание загадок.

Слушать произведения художественной литературы (сказки)

Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;

Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;

Воспроизводить содержание произведения;

С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

Знать содержание сказок

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в привитии любви к русским народным сказкам, уметь инсценировать небольшие по содержанию сказки с помощью взрослого, в усвоении вечных ценностей: справедливости, правдолюбия, милосердия, великодушия, сочувствия, стремлении к добру.

Сказка – прекрасное творение искусства. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Высоко ценил народную сказку педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней-шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Актуальность проекта:

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Читать еще:  Шапка шлем для малыша спицами. Купить детские шапки для новорожденных в интернет магазине

Дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием

компьютерного оборудования, через драматизацию сказок с участием самих детей.

План реализации проекта

Этапы проекта Содержание деятельности

I.Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1. Предложить детям принести в группу любимые книги со сказками из дома, провести беседы с ними.

2. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему: «Бережное хранение книг» 1. Беседы «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой».

2. Проведение игры «Книжная больница»

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы. 3. Организовать экскурсию в библиотеку д/сада.

Взаимодействие с педагогом-психологом 3. Игра-занятие «Необыкновенные книжки»

Знакомство детей с книгами библиотеки.

Обучение педагогом-психологом приемам владения куклами БИ-БА-БО

III. Реализация идеи 4. Чтение р. н. сказок: «Теремок», «Волк и лиса», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики».

Показ их с помощью пальчикового и кукольного театров.

5. Выставка: «Наши любимые сказки»

6. Итоговое мероприятие- презентация с использованием ИКТ «Путешествие по сказкам» 4. Игра «От загадки к сказке» – формировать умение отгадывать загадки к сказкам.

5. Игра «Покажи героя»– дети определяют имя героя, имитируя его походку.

6. Инсценировка детьми сказки «Теремок»

7. Оформление коллажа «Наши любимые сказки»

8. Проведение конкурса совместно с родителями «Мой любимый сказочный герой»

9. Проведение ООД по развитию речи_ «Сундучок сказок», «Путешествие по сказкам».

Взаимодействия с родителями

Содержание деятельности Практические материалы

1. Познакомить родителей с планом работы по проекту: «Дарите детям сказки» 1. План по реализации проекта

2. Провести родительское собрание. 2. Родительское собрание: «Роль сказки в жизни ребенка»

3. Анкетирование родителей по данной теме. 3. Результаты анкеты

4. Консультации для родителей 4. Консультации: «Приобщение детей к художественной литературе», «Как правильно читать детям книги»

5. Рекомендации для родителей 5. «С какого возраста начинать читать сказки?»,

«Какое время в режиме дня выделить для чтения?», «Как использовать сказки в качестве средства развития малыша?»

Вывод: По завершению реализации проекта

– дети научились внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы, анализировать поступки, с помощью взрослого инсценировать небольшие сказки, отгадывать загадки, раскрылись творческие способности. Но самое главное, в детях стали проявляться такие качества, как справедливость, сочувствие, стремление делать добрые дела.

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы «Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»«Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек».

Образовательный проект «Взаимосвязь художественного творчества дошкольников и художественной литературы» Актуальность проекта «Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Знакомство с поэзией С. Я. Маршака Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы, знакомству с поэзией на примере произведений С. Я. Маршака (из.

Приобщение детей к художественной литературе Цель: Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению. заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес.

Проект «Книжкина неделя» по чтению художественной литературы Выполнила: Воспитатель старшей группы МБДОУ Воротынский детский сад №2 «Светлячок» Шикунова Е. Ю. Продолжительность проекта: одна неделя.

Проект по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством приобщения к чтению художественной литературы Тема: “В каждой книжке свой секрет, И не нужных книжек нет!” Срок реализации: один месяц, краткосрочный. Участники проекта: воспитанники,.

Проект по чтению художественной литературы «Путешествие по сказкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 Проект «Путешествие по сказкам» Подготовили воспитатели:.

Роль художественной литературы в развитии детей Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Цель мероприятия: ознакомление педагогов с методами и.

Значение художественной литературы для детей 3–4 лет. Рекомендации для родителей и воспитателей Значение художественной литературы для детей 3- 4 лет. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы.

Источники:

http://docplayer.ru/28592553-Formy-i-metody-raboty-po-priobshcheniyu-doshkolnikov-k-hudozhestvennoy-literature.html
http://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/proekt-rebyonok-i-kniga-po-priobshcheniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-k
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-priobschenie-detei-k-miru-hudozhestvenoi-literatury.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии