Проблемы в пьесе гроза с1 аргументы. Cочинение «проблема нравственного долга в пьесе а
Cочинение «ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»»
Основным конфликтом в пьесе Островского *« Гроза» является столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной разногласий Катерины с этим «темным царством». Это чувство нравственного долга Катерины, совладать с которым, закрыть глаза на который она не может в силу своей духовной чистоты. Поэтому проблема нравственного долга всюду пронизывает основной конфликт драмы Островского «Гроза» и является одной из основных. В связи с этим я и собираюсь поговорить о ней.
Роль нравственного конфликта в пьесе чрезвычайно важна. Влияние нравственного долга стало одной из причин гибели Катерины. Давление чуждого ей быта, которое было очень велико для нее, внесло разлад в ее внутренний мир и вызвало конфликт между ее личностными помыслами и обязанностями, поставленными морально-этическими законами того времени. Правила общества, описанного в этой пьесе, обязывали ее быть послушной, подавлять самобытные, новаторские идеи перед общественными, безропотно следовать закону и обычаям того времени, против чего Катерина сознательно протестует.
Кабанова: «Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, нечего».
Катерина: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!»
Из-за бытового деспотизма Катерина и вышла замуж за Тихона, хотя прямого упоминания об этом в тексте мы не находим, но абсолютно ясно, что ее выдали за Тихона против ее собственной воли, так как она не испытывает никаких положительных чувств к своему мужу, кроме уважения из-за чувства долга. Она говорит: «То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев». Это демонстрирует, что она с детства была погружена в среду законов этого общества и как глубоко было их влияние на нее. А достигнув сознательного возраста, она начинает протестовать им, так как ее принципы находились в противоречии с принципами нравственного долга общества, который довлеет над ней, лишенной поддержки со стороны своих друзей. Но самое удручающее в ее ситуации то, что она находится в плену «темного царства», погрязшего в невежестве и пороке, изменить которое или избавиться от которого невозможно: «Кабы не свекровь. Сокрушила она меня. от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны».
Однако это лишь внешний конфликт героини с окружающим ее миром на социально-общественном уровне. Но есть и обратная сторона медали. Это нравственный долг Катерины перед Богом, так как ее действия, противоречащие обычаям и мировоззрению этого «темного царства», противоречат ее консервативным, религиозным взглядам. Поскольку Катерина является глубоко религиозной натурой, она ждет расплаты за свои поступки. Ее духовные воззрения имеют большее влияние, нежели общественные, поэтому ее пронизывает чувство страха при осознании неизбежности расплаты. Она ужасно боится грозы, считая ее наказанием за свои проступки: «Тиша, я знаю, кого убьет. Меня убьет. Молитесь тогда за меня!» В этом заключен парадокс обреченности русской души на страданья: человек, вступающий в противоборство с «темным царством», должен быть духовно выше его, а это приводит к духовному противоречию с религиозными канонами, и из-за своей высокой духовности человек заходит в жизненный тупик. А религиозные Противоречия
Нравственные проблемы в пьесе Гроза Островского
А.Н. Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. В то время у критиков был неоднозначный взгляд на это творение автора. Для кого-то она была надеждой на другую жизнь, для других – протест существующей власти, а некоторые вовсе не приняли пьесу. Но несмотря на все разногласия критиков, произведение А.Н. Островского отражает огромный спектр проблем того времени. Одни из главных – это проблемы нравственности.
В пьесе поднимается проблема внутренней и внешней свободы человека. Главная героиня Катерина не по своей воле становится в городке Калинове «белой вороной» в глазах общества. В начале произведения девушка пытается доказать, что она сильная личность, которая может дать отпор, а не слабая и бесхарактерная девушка. Героине хотелось стать свободной, как птица, чтобы не находиться в этом городе, отравленном ложью и лицемерием. Она мечтала сбежать из своей клетки. Возможность на свободу Катерина увидела в лице Бориса. Молодой человек оказался таким же как и жители городка. Ложь, лицемерие, выгода в делах – для важнее всего. Главной героине не удалось сбежать из своей клетки. Она погибла, бросившись со скалы в реку.
Так же в произведении четко прослеживается проблема конфликта поколений. Старшие навязывают патриархальный уклад жизни молодому поколению. Последние, со своей стороны, готовы жить по новым порядкам, где на одном уровне стоит равенство и свобода. Для старшего поколения, в лице Марфы Игнатьевны, для которой власть и деньги на первом месте, не понятна как это дети хотят «на волю». Она не хочет, чтобы это случилось, ведь тогда все перестанут её бояться и патриархат рухнет.
Сильнее всего это проблема затрагивает Катерину – главную представительницу молодого поколения. Девушка не понимает, как люди могут жить в городке, где правят деньги и ложь, а не настоящая власть. Главная героиня чиста душой и не может жить в такой атмосфере. Девушка искренняя по отношению к своему мужу. Но Кабаниха быстро и резко пресекала все попытки искренности и любви в сторону Тихона, который не мог перечить матери. Катерина не смогла вынести этого, видела для себя только один выход – смерть.
Нравственные проблемы поднимаемые автором в пьесе «Гроза» всегда будут актуальны. А.Н. Островский в своём произведении хотел показать, что творят с обществом деньги, власть, ложи и лицемерие. Каждый человек должен понимать, как это жить в таком «темном царстве» и надо искать выход, но порой, его просто нет.
2 вариант
В данном замечательном произведении сокрыто много проблем, что заставляют читателя пересмотреть свое мировоззрение, и задуматься об очень важных для человека вещах. Среди данных размышлений, можно отметить такие, которые касаются существования родных и близких людей, общества и народа, а также той среды, где проживает человек. Стоит отметить и более глубинные и философские проблемы, которые будут рассмотрены далее.
Стоит отметить такую проблему, как вопрос человеческой свободы, проявляющийся во внутренней и внешней ее форме. Главенствующей проблемой в данной истории, выступает именно эта. Лишь такая героиня действа, как Екатерина, очень сильно отличается от большинства, которое ее окружает. С первых строк, касательно Кати, читатель может понять, что это довольно смелая и отважная девушка, которая ценит свободу личности. Она говорит о том, что не может жить в столь душном и тесном мире, так как ей нужно больше свободы для того, чтобы проявлять потенциал своей личности.
Также, автор поднимает проблему, связанную с трудностью принятия решений. Ведь из-за своих душевных переживаний, связанных именно с выбором решений, героиня теряет душевный покой, и становится более эмоционально неустойчивой. Она говорит о том, что даже в своих молитвах, никак не может собраться с мыслями, так как те идеи, которые приходят ей в голову, являются навязчивыми и неприятными. Девушка решает, что ей следует покинуть данный мир, потому что продолжать жизнь в таком русле она просто не могла. Она не хотела просто существовать, героиня мечтала о том, чтобы проявить себя, показать, насколько многогранна ее личность. Однако, ей этого не удалось осуществить, и это можно рассматривать как одну из проблем, которую хотел затронуть автор данного произведения.
Также, писатель поднял и тему запретной любви. Ведь, когда героиня встречает Бориса, то она на миг понимает, что способна быть счастлива, способна ощутить то, что не может получить в своем доме. Тогда, в девушке закрадывается страх, ведь данная любовь является запретной, и героине не понять причин этому. Катерину можно назвать прогрессивной личностью, которая жила по-новому, а закоренелые и устаревшие устои общества, с навязчивыми принципами, ей были чужды и не милы.
Также читают:
Картинка к сочинению Нравственные проблемы в пьесе Гроза
Популярные сегодня темы
Два русских писателя – Бунин и Куприн, относятся к первой половине 20 века. Их общей темой произведения была любовь. Их произведения заставляли, и до сих пор заставляют, полностью погрузиться в содержание
Произведение является четвертой повестью, входящей в цикл, созданный писателем под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
«Слово о полку Игореве» – одно из самых значимых произведений русской литературы. Оно доказывает величие культуры средневековой Руси. Кроме того, это произведение актуально и сейчас.
Павел Петрович Кирсанов – один из героев романа великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В произведении поднимается проблема конфликта поколений, в котором Павел Петрович принадлежит к «отцам».
В творчестве А.П.Чехова тема судьбы Родины присутствует практически в каждом произведении. Особенно ярко она стала выражаться в последние годы жизни писателя. Пьеса «Вишневый сад» яркий пример этого.
«ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»»
Основным конфликтом в пьесе Островского *« Гроза» является столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной разногласий Катерины с этим «темным царством». Это чувство нравственного долга Катерины, совладать с которым, закрыть глаза на который она не может в силу своей духовной чистоты. Поэтому проблема нравственного долга всюду пронизывает основной конфликт драмы Островского «Гроза» и является одной из основных. В связи с этим я и собираюсь поговорить о ней.
Роль нравственного конфликта в пьесе чрезвычайно важна. Влияние нравственного долга стало одной из причин гибели Катерины. Давление чуждого ей быта, которое было очень велико для нее, внесло разлад в ее внутренний мир и вызвало конфликт между ее личностными помыслами и обязанностями, поставленными морально-этическими законами того времени. Правила общества, описанного в этой пьесе, обязывали ее быть послушной, подавлять самобытные, новаторские идеи перед общественными, безропотно следовать закону и обычаям того времени, против чего Катерина сознательно протестует.
Кабанова: «Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, нечего».
Катерина: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!»
Из-за бытового деспотизма Катерина и вышла замуж за Тихона, хотя прямого упоминания об этом в тексте мы не находим, но абсолютно ясно, что ее выдали за Тихона против ее собственной воли, так как она не испытывает никаких положительных чувств к своему мужу, кроме уважения из-за чувства долга. Она говорит: «То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев». Это демонстрирует, что она с детства была погружена в среду законов этого общества и как глубоко было их влияние на нее. А достигнув сознательного возраста, она начинает протестовать им, так как ее принципы находились в противоречии с принципами нравственного долга общества, который довлеет над ней, лишенной поддержки со стороны своих друзей. Но самое удручающее в ее ситуации то, что она находится в плену «темного царства», погрязшего в невежестве и пороке, изменить которое или избавиться от которого невозможно: «Кабы не свекровь. Сокрушила она меня. от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны».
Однако это лишь внешний конфликт героини с окружающим ее миром на социально-общественном уровне. Но есть и обратная сторона медали. Это нравственный долг Катерины перед Богом, так как ее действия, противоречащие обычаям и мировоззрению этого «темного царства», противоречат ее консервативным, религиозным взглядам. Поскольку Катерина является глубоко религиозной натурой, она ждет расплаты за свои поступки. Ее духовные воззрения имеют большее влияние, нежели общественные, поэтому ее пронизывает чувство страха при осознании неизбежности расплаты. Она ужасно боится грозы, считая ее наказанием за свои проступки: «Тиша, я знаю, кого убьет. Меня убьет. Молитесь тогда за меня!» В этом заключен парадокс обреченности русской души на страданья: человек, вступающий в противоборство с «темным царством», должен быть духовно выше его, а это приводит к духовному противоречию с религиозными канонами, и из-за своей высокой духовности человек заходит в жизненный тупик. А религиозные Противоречия возникают как раз из-за чувства нравственного долга, перешагнуть через который такой человек, как Катерина, не может. Путь, который она избрала, поставил ее в тупик и в нравственном, и в общественном, и в духовном плане. Катерина осознает свою ситуацию и понимает, что единственным выходом для нее является смерть.
Таким образом, Островский в произведении «Гроза» хотел подчеркнуть значимость нравственного долга и силу влияния православных религиозных принципов на русскую личность. Однако автор не дает однозначного ответа на вопрос: недостаток ли это для русского человека, способный привести его к смерти, или преимущество, как огромная сила, способная объединить верой русский народ в несгибаемое и нерушимое целое, которое невозможно сломить.
Источники:
http://mysoch.ru/sochineniya/ostrovsii/_story/groza/problema_nravstvennogo_dolga_v_pese_a_n_ostrovskogo_groza/
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/nravstvennye-problemy-v-pese-groza
http://www.allsoch.ru/sochineniya/19044