Проблемы которые вывели обломова из себя. Cочинение «Проблематика романа И.А.Гончарова «Обломов»

Проблемы которые вывели обломова из себя. Cочинение «Проблематика романа И.А.Гончарова «Обломов»

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»

История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним ши­ротой охвата круга проблем, затронутых автором. Он каса­ется и социальной сферы, и нравственной, и даже фило­софской.

Проблема состояния общества как системы и его влияние на личность. В центральном образе романа автор представил основные проблемы переходной эпохи. Противостояние патриархальных устоев поместной жизни, на которых вос­питан Илья Ильич Обломов, вторжению новых порядков, следование которым становится единственной возможно­стью выжить в изменившемся мире, становится основой со­циально-психологического романа И. А. Гончарова. Автор ставит диагноз апатичному бездействию, от которого гибнет «чистое сердце», — обломовщина (суть этого явления подроб­но раскрывается в «Сне Обломова»). Здесь заявляет о себе и проблема взаимного развращения крепостных (Захар) и кре­постников (Илья Ильич Обломов). Это уклад русской пат­риархальной жизни, в котором много отрицательного — барство и паразитический образ жизни помещиков, но есть и положительное начало — покой и гармония, всеобщая любовь и ласка. Покой Обломова, по меткому замечанию М. М. Пришвина, «таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя». Идейный антипод Обломова — его друг Штольц — не видит своего существования без дела: «Труд — образ, со­держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Не­умение трудиться, по мнению Ильи Ильича, свидетельствуето его избранности, принадлежности к господам. Но энер­гичность Андрея Штольца вызывает сомнения, т. к. его труд не имеет жизненного развития, протекает «в стране, где вся­кая деятельность, направленная на улучшение своего су­ществования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с де­лом для других, может быть противопоставлено обломовско­му покою».

Проблема выбора между рассудочностью и душевностью. Столкновение «прекрасного сердца» с «разумным расчетом» ставит еще один традиционный для русской литературы сложный выбор: чему отдать предпочтение — рассудку или чувствам? Друзья детства, несмотря на столь очевидную раз­ность в характерах и жизненных устремлениях, испытывают тягу друг к другу, представляя тем самым авторскую идею о необходимости гармоничного единства деловитости и сер­дечности.

Влияние прогресса на внутренний мир человека. Острым становится и вечный вопрос отчужденности и непонимания людьми друг друга, на фоне которого смысл исторического движения и стремительного прогресса начинает вызывать осторожные сомнения. В уста своего героя писатель вклады­вает потрясающий по своей внутренней глубине философ­ский вопрос: «В десять мест в один день — несчастный. И это жизнь. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы­двигает возлюбленная, пугает Обломова. Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са­моотречение. Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из Обло­мова свою Галатею и любит будущий результат своего экспе­римента, и сердечная жертвенность чувства вдовы Пшеницыной.

Роман не исчерпывается перечисленными острыми воп­росами, интересовавшими писателя, поэтому их вневремен­ной характер рождает интерес у современного читателя.

Проблемы которые вывели обломова из себя. Cочинение «Проблематика романа И.А.Гончарова «Обломов»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году, накануне отмены крепостного права, когда русской общественностью была осознана губительная сущность господствовавшей социальной системы. Автор романа был родом из богатой купеческой семьи, рос в Симбирске, cильно напоминавшем Обломовку. Поэтому ему удалось так точно показать основные черты барской жизни того времени. Но основная идея романа относится скорее к философии, а не к политике. В своем романе Гончаров рассматривает одну из особенностей русской жизни, русского национального характера – сочетание душевности, способности верить и мечтать с бездеятельностью.

Читать еще:  Задержка заработной платы статья. Если задерживают зарплату можно не выходить на работу

Действие основной части романа происходит в 40-е годы XIX века и продолжается около восьми лет. Содержание же всего романа охватывает огромный период времени – около 37 лет. Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии. В связи с этим можно отметить еще одну композиционную особенность романа: контрастность образов, отчетливо проведенную автором. Обломову противопоставлен Штольц, Ольге – Пшеницына, Захару – Анисья.

Роман начинается с описания главного героя – Ильи Ильича Обломова, который проводит на диване большую часть своей жизни. Автор очень точно передает его характер через описание: «Это был человек приятной наружности … с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Его беспечность выражалась в одежде, в вещах, которые его окружали.

Но что же послужило причиной такому образу жизни? Разгадку мы находим во сне Обломова, в его детстве. Он рос в мире, где отрицательно относились к образованию, где инициатива не поощрялась, и где послеобеденный сон был необходимой частью жизни. Маленький Илья никогда не одевался сам, а одевал и воспитывал его крепостной Захар, который потом стал зеркальным отражением своего барина. Захар – воплощение всех крепостных того времени. Он не мог жить без своего хозяина (и это подтверждается тем, что Захар спился после смерти барина). Так автор выражает свое отрицательное отношение к крепостному праву. Но не только Захар не может жить без своего хозяина, но и Обломов не может без Захара. Он так привык к нему и так зависит от него, что уже не представляет жизни без своего слуги. Обломов – раб своему крепостному, своему положению барина и даже самому себе.

Но не только воспитание явилось причиной такому образу жизни. По мере знакомства с гостями Обломова, читатель понимает, что, возможно, главный герой прав в своем отношении к ним. Все они – тоже обломовцы, несмотря на кажущуюся противоположность ему. Они лишь создают видимость деятельности, в то время как на самом деле не делают ничего.

Мы понимаем, что в сравнении с ними Обломов человечнее. Он душевный, способный верить, мечтать и даже любить. Но эти черты мы замечаем в нем не сразу. Виной этому – обломовщина. Возможность излечиться от нее предстала в лице Ольги. Она, по словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю». Любовь к ней воскресила Обломова. Но любовь требует от человека постоянного внутреннего роста. Поэтому основной сюжет романа заключается в борьбе в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и стремления к покою и лени. Роман – драма нравственного развития героя, изображение того, как гибнут его лучшие задатки и как герой постепенно приходит к оправданию своей апатичности. И в лице Пшенициной находит то, что было его жизненной мечтой: идеал «нерушимого покоя жизни». Агафья Матвеевна – добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка. Она благоговеет перед своим «квартирантом». Обстановка, которой она окружила его, чем-то напоминает Обломовку. Любовь к ней Обломова выросла в основном на почве барских привычек. Обе героини, каждая по-своему, помогают раскрыть идею романа обнажая сущность главного героя.

Штольц, друг Обломова, изначально задумывался как положительный герой, антипод Обломова. Но вскоре автор понял, что Штольц ничем не лучше своего друга, он – тоже Обломов. Он «был составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Он не обладал душой, боялся воображения, не имел цели в жизни. К Обломову часто ехал «посидеть на широком диване Обломова, успокоить встревоженную душу».

Читать еще:  Что такое культура в целом. Что такое Культура? Значение и толкование слова kultura, определение термина

Слово «обломовщина» было впервые произнесено в романе Гончарова, но явление это не ново – оно характерно для России. Обломовщина – это не только отсутствие желания действовать, апатия и лень. Я думаю, для данного явления более всего характерны следующие черты: отсутствие цели в жизни, страх реальности, нежелание меняться и самосовершенствоваться.

Мне кажется «Обломов» – роман обо всех нас, потому что каждому человеку присущи черты Обломова. Все мы любим поваляться на диване, знаем, как трудно иногда бывает преодолеть свою лень. Конечно, люди никогда не смогут избавиться от явления обломовщины, но это не значит, что нужно сдаться, лечь на диван, как Обломов. Нам жизненно необходимо надеяться, мечтать, действовать и любить, а иначе наша жизнь будет похожа на сон, который похож на смерть, и земной шар когда-нибудь замерзнет совсем.

Проблемы в романе «Обломов»

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность

«Обломов» — социально-бытовой роман. Бытовой — потому что автор подробно и в деталях описывает жизнь главного героя: детство в Обломовке, недолгую службу в Петербурге, лежание на диване в квартире на Гороховой.

Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность: Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право портит не только крестьян, но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености ума и воли, к потере интереса к жизни. К моменту, когда начинается действие романа, Обломов не желает не только заниматься чем-либо, но и даже вставать с дивана, надевать костюм, выходить из дома на прогулку или бывать в обществе. Рядом с Ильей Ильичом постоянно находится его крепостной Захар, на примере которого Гончаров показывает жизнь и характер обычного крепостного слуги.

Гончаров понимает, что патриархальная помещичья Россия, несколько идеализированная им, уходит в прошлое, а вместе с ней уходят из русской жизни действительно прекрасные черты усадебного быта — хлебосольство, бескорыстие, широкая доброта. Великодушие, душевную чуткость, терпимость к окружающим демонстрирует Обломов, воспитанный в лучших традициях усадебной культуры. Положительные черты характера главного героя выявляются при сравнении Ильи Ильича и светского человека Волкова, успешного чиновника Судьбинского, журналиста Пенкина. Подобных «энергичных людей» занимают пустые заботы — обеды для полезных знакомств, карьера, стяжательство, неискренность. Достаточно вспомнить рассуждение Судьбинского о предстоящей женитьбе, когда все, что он имеет сказать о своей партии, это: «. отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить». Или рассказ Пенкина о своей статье, которая повествует о «торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров» и даже о реализме в литературе.

Обломов совершенно не похож на людей этого круга, но почему-то продолжает с ними общаться, хотя у них практически нет общих тем для разговора. На фоне этих героев, которых Гончаров позиционировал как типичных представителей столичного общества, становится отчетливо видно, что главный герой романа обладает многими положительными качествами. У него есть ум, он кроткий, добрый и правдивый. В достаточной мере в нем есть и эгоизм, который проявляется в его отношениях с Ольгой. Также Гончаров отмечает, что Обломов – человек внутренне консервативный, но, может, именно это и помогает ему почувствовать всю неестественность петербургской жизни. Он пробовал служить, но не смог объяснить тебе, зачем это нужно, пробовал всячески отлынивать от работы и в конце концов подал в отставку.

Читать еще:  Сочинение: Тварь дрожащая или право имею по роману Федора Достоевского Преступление и наказание. Тварь я дрожащая или право имею? (Сочинение)

Несмотря на то что Обломов воспитан в традициях барства, он очень мягко относится к людям ниже себя. Это видно на примере отношений Обломова с Захаром — его слугой. Сопоставляя образы барина и крепостного, читатель может увидеть, что они, так же как и образы Обломова и Штольца, диаметрально противоположны друг другу. Захар вынужден решать мелкие житейские вопросы, жить в реальном мире и заниматься хозяйством, в то время как Обломов живет в идеальном мире, составляет «план» и прочие отвлеченные от реальности проекты.

В VIII главе первой части Гончаров сталкивает эти два мира. Захар говорит барину, что «управляющий опять сейчас присылал» и им «на будущей неделе велят съезжать». Обломов не приемлет идеи переезда, так как понимает, что это потребует от него большой энергии и вообще сопряжено с большим количеством достаточно ощутимых для него трудностей. Он с ужасом представляет себе переезд: «… все не на своем месте: картины у стен, на полу, калоши на постели, сапоги в одном узле с чаем да с помадой […] Кажется, все расставлено. смотришь, что-нибудь да осталось: шторы привесить, картинки приколотить — душу всю вытянет, жить не захочется.». Все существо Обломова противится этой мысли, он даже запрещает Захару напоминать ему об этом. Но когда слуга снова заговаривает с барином о необходимости освободить квартиру, тот взрывается и называет Захара «ядовитым».

После того как Захар сказал, что «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно.», Обломов обрушивает на Захара всю ярость, накопившуюся в нем за время сумбурной жизни в Петербурге: Илье Ильичу непонятно, как крепостной смеет сравнивать его с кем-то, он пытается утвердить свою исключительность, доказать свое превосходство, укоряя Захара и всячески стараясь устыдить его.

Вопрос о переезде не единственный в романе, позволяющий показать конфликт между прагматичным миром Захара и отвлеченным миром Обломова. Гончаров подчеркивает этот конфликт, используя разные способы. Например, беседа о ценах на продовольствие в очередной раз показывает приземленность крепостного и неосведомленность барина. Обломов, пребывающий в совершенном неведении относительно цен на еду, узнав, сколько денег он должен мяснику, хлебнику и зеленщику, обвиняет сначала Захара в том, что тот все съел, а затем впадает в настоящее негодование.

Но, несмотря на это, Захар и Илья Ильич неразделимы, они уже по- настоящему зависят друг от друга и очень во многом друг на друга похожи. Захару свойственна твердость: он в некотором роде воспринимает Обломова как ребенка, поэтому в узком круге вопросов обладает несомненным авторитетом над своим хозяином, например не разрешает Обломову одолжить Тарантьеву фрак, потому что тот еще не возвратил перчатки и жилет.

Гончаров говорит о Захаре, что он «принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов». Захар отличается неразвитостью, неумением что-либо делать действительно качественно, агрессивной реакцией на каждое приказание барина и одновременно искренней преданностью своему хозяину. Сопоставив все эти качества в одном человеке, Гончаров вывел типического героя, создал собирательный образ, с помощью которого автор показывает, насколько пагубны для обеих сторон барско-крестьянские отношения.

Источники:

http://vsesochineniya.ru/problematika-romana-i-a-goncharova-oblomov.html
http://lib.repetitors.eu/literatura/125-2010-01-11-07-00-03/2180——lr
http://sochineniye.ru/problemy-v-romane-oblomov/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии