Проблемы изучения башкирской литературы. Письменное наследие прошлого и этапы развития башкирской литературы

Проблемы изучения башкирской литературы. Письменное наследие прошлого и этапы развития башкирской литературы

Проблемы изучения башкирской литературы. Письменное наследие прошлого и этапы развития башкирской литературы

Истоки башкирской литературы восходят к древнетюркским руничным и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей и к рукописным произведениям 11 в. на языке тюрки (“Дивану лугат ат-тюрк” М.Кашгари, “Кутадгу билик” Ю.Баласагуни). О булгарском периоде развития башкирской литературы (11-13 вв.) свидетельствуют башкирские легенды об алпах (великанах), журавлях, дошедшие до наших дней в устной и письм. форме; путевые записки араб. путешественника Ибн-Фадлана, книга Якуба ибн-Нугмана “Таварихи Булгария” (“История Булгарии”, 12 в.). В последующем отд. сюжеты “Таварихи Булгария” нашли отражение в произв. баш. историков и писателей Ш.Муслими, Т.Ялсыгула аль-Башкорди, Г.Сокроя.

Классическим образцом художественной литературы 1-й половины 13 в. является поэма “Кысса и Йусуф” Кул Гали. Сюжет о любви героев поэмы Зулейхи и Йусуфа заимствован из восточной литературы. Среди башкир сохранилось множество версий поэмы в письменной и устной форме. В период татаро-монгольского ига ряд ученых и писателей уехали в страны Ближнего Востока, Египет, среди них башкирские ученые и поэты Гильметдин Санджар аль-Башкорди и Насретдин аль-Насыри.

Башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, психология, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Жанровый состав башкирского народного творчества разнообразен: эпос и сказка, легенды и предания, загадки, песни (обрядовые, эпические и лирические), байты и мунажаты и др.

Башкирский эпос, как и эпическое творчество других народов, зарождается в эпоху разложения первобытнообщинного строя и достигает своего совершенства в эпоху феодализма. В начале XX в. были зафиксированы бытовавшие среди башкир крупные произведения с оригинальными сюжетами: «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», сказания о животных «Кара-юрга» («Вороной иноходец»), «Акхак-кола» («Хромой Саврасый»), «Конгур-буга» («Бурый бык») и др.

Эпические сказания «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» включают культурные пласты разных исторических эпох. Большой научно-познавательный и художественный интерес представляют сказания «Кузыкурпяс и Маянхылу», «Алдар и Зухра», «Кусяк-бий» и др. Многовековая борьба башкир против золотоордынских ханов отражена в эпических сказаниях «Идукай и Мурадым», «Мэрген и Маянхылу».

Древнейшей частью башкирского фольклора являются космогонические и этнологические легенды, топонимические и этногенетические предания. Космогонические легенды сохранили черты древних мифологических представлений о «связях» звезд и планет с животными и людьми земного происхождения. Например, пятна на Луне – это вечно гоняющиеся друг за другом косуля и волк (в других вариантах – девушка с коромыслом); созвездие Большая Медведица (Етегэн) – семь волков или же семь девушек-красавиц, которые поднялись на вершину горы и оказались на Небе («Два зверя на Луне», «Луна и Зухра», «Большая Медведица»). Волки из созвездия Большой Медведицы не могут догнать лошадей, так как с рассветом и лошади, и волки должны исчезнуть.

Своеобразны старинные предания, в которых рассказывается о происхождении племен, родов и их названий, а также об историко-культурных связях башкир с другими народами. Самый древний мировоззренческий пласт образуют легенды-предания о родоначальниках башкирских племен. Первопредками башкирских родов выступают Волк («Потомство волков»), Медведь («Происхождение от медведя»), Конь («Тарпан человечий») и т.д.

К жанрам фольклора, возникшим в глубокой древности, относится загадка. В загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает; предметов, явлений, людей, животных и т.д. В основе большинства загадок лежит метафора, т.е. перенесение значения по сходству.

Письменное наследие прошлого и этапы развития башкирской литературы

Ранние этапы письменного художественного слова башкирского народа протекали под влиянием культуры Волжской Булгарии. Вполне правомерно предполагать, что башкиры посещали ее города, жили в них, обучались, знакомились с литературой, распространяли ее среди соплеменников.

Характерным образцом литературы булгарского периода, является созданная в XIII в. романтическая поэма «Кисса и Йусуф» Кул-Гали, посвященная поиску справедливого общества, показу чистой, беззаветной любви.

Такие дастаны как «Хосров и Ширин» (1341-1342) Кутби, «Джумджума султан» (1391-1392) Катиба, «Мухаббатнаме» (1353-1354) Хорезми, «Гулистан бит-тюрки» (1391-1392) С. Сараи и др. произведения являются общим наследием таких тюркских народов, как башкиры, казахи, ногайцы, татары, узбеки.

В конце первой половины XIX в. распространилась суфийская поэзия. Видными ее представителями являются башкирские поэты – Т. Ялсыгул аль-Башкорди, Г. Усман, М. Кутуш Кыпсаки, А. Каргалы, Х. Салихов, Ш. Заки, Г. Сокрой.

Во второй половине XIX в. в башкирской литературе началось развитие просветительского направления. Видными представителями просветительского движения в Башкортостане стали М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, М. Акмулла,. Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошёл жизненный путь Акмулла — все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.

После Октябрьской революции в башкирской литературе появилось два направления; национально-патриотическое, ратующее за башкирскую автономию, за самостоятельное развитие национальной культуры и революционно-демократическое, защищающее большевиков, борющееся за власть Советов. Известным представителем первого направления был Ш. Бабич. Второе направление возглавляли Д. Юлтый, А.Тагиров, Ш. Худайбердин, М. Гафури.

В 1920 году после разгона большевиками Башкирского правительства, убийства Ш. Бабича литература национально-патриотического направления перестала существовать. А революционно-демократическая литература получила дальнейшее развитие. Получили развитие почти все жанры литературы. В 20-х годах появились прозаические произведения М. Гафури, А.Тагирова, И. Насыри, стихи и поэмы Д. Юлтыя, С. Кудаша, Т. Янаби, М. Гафури, драмы Д. Юлтыя, Х. Ибрагимова, М. Бурангулова.

Великая Отечественная война изменила тематику башкирской литературы. Многие писатели, во-первых, ушли на фронт. Оставшиеся писатели, наряду с традиционными темами довоенных лет, приступили к созданию очерков, новелл, рассказов о войне, ее героях.

В послевоенные годы начинается новый этап в развитии башкирской литературы. Во-первых, в литературу приходит новое пополнение, прошедшее войну. Это такие писатели, как М. Карим, Я. Кулмуй, Н. Наджми, Х. Гиляжев. Они приносят в литературу новые темы, новые проблемы. Во-вторых, в литературу пришла талантливая молодежь. Это такие поэты, как Р. Гарипов, Р. Сафин, А. Игебаев, позднее Р. Бикбаев, А. Вахитов, И. Киньябулатов и др.

В 50-70 годы появляются монументальные произведения эпического жанра. Это известные романы З. Биишевой («Униженные», «У большого Ика», «Емеш»), Я. Хамматова («Золото собирается крупицами», «Акман-тукман», «Грозовое лето»), Х. Давлетшиной «Иргиз», Дж. Кискбаева «Родные и знакомые» др.

Читать еще:  Тест на iq текстовый вариант. Самый короткий тест на интеллект, в нем всего три вопроса

В 70-80 годах появляются исторические романы Г. Ибрагимова «Кинзя», К. Мэргэна «Крылья беркута», А. Хакимова «Плач думбры» и др. Лучшие традиции башкирской литературы прошлых лет продолжают современные писатели и поэты. В произведениях М. Карима, Р. Султангареева, Б. Нугуманова, Ф. Тугузбаевой, Г. Юнусовой, Г. Давляди, Д. Шарафетдинова и других, написанных в последние годы, делается попытка осмыслить и оценить современность, ее проблемы и героев.

Проблемы современной башкирской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алибаев З. А.

В современной башкирской литературе появились произведения, посвященные «белым пятнам» истории народа. Это драматические произведения М. Бурангулова, поэтическое наследие Абуса, работы З. Валиди, А. Инана, М. Муртазина, произведения Р. Гарипова, Р. Баимова , А. Хакимова. Целью данного исследования является выявление общелитературных проблем в этих произведениях.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Алибаев З. А.

Текст научной работы на тему «Проблемы современной башкирской литературы»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел. +7 (347) 273 66 43.

В современной башкирской литературе появились произведения, посвященные «белым пятнам» истории народа. Это драматические произведения М. Бурангулова, поэтическое наследие Абуса, работы З. Валиди, А. Инана, М. Муртазина, произведения Р. Гарипова, Р. Баимова,

А. Хакимова. Целью данного исследования является выявление общелитературных проблем в этих произведениях.

Ключевые слова: современная башкирская литература, роман А. Хакимова, Н. Мусина, Р. Баимова, жанровое своеобразие.

Мир вступил в новое тысячелетие. Еще несколько лет назад многие процессы в башкирской литературе находились в стадии становления, оформления, их трудно было оценить, систематизировать. Сейчас уже можно выйти «из потока» и попытаться взглянуть на литературу конца XX века «со стороны», попробовать объяснить явления «завершенной незавершенности». «Завершенной» – так как к концу XX века действительно ряд тенденций оформился в самостоятельные художественные явления; «незавершенности» – потому что развитие литературы – процесс, не имеющий финала.

Проблема романа неотделима от судьбы всей литературы. Анализ уже первых башкирских романов показал, с одной стороны, активное их взаимодействие с эпическими формами, системой жанров литературы в целом. С другой стороны, история романа – это та призма, скозь которую отражается огромный исторический опыт эпохи преобразования, духовно-нравственного обновления, а также переустройства жизни народа. В этом и проявляется новаторство романа – эпической основой выступает естественный, обусловленный новой действительностью синтез личного и общенародного, включенность отдельной судьбы в историческое деяние, в общественно – созидательный процесс. Наиболее важными в этих условиях становятся вопросы историзма в изображении «движущейся панорамы народной жизни», на аванцену выходят проблема героя, отношений человека и мира.

До середины 1980-х годов понятие «современный литературный процесс» было идентично понятию «современная литература». В современный литературный процесс включались те произведения, которые были написаны и опубликованы в течение 10-15 последних лет. С началом перестройки произошли изменения в соотношении этих понятий. Вхождение в литературное сознание произведений, которые прежде по разным причинам не стали фактом актуатьной культуры, привело к тому, что «возвращенная» проза, не представляя современного среза литературы, тем не менее, вошла в современный литературный процесс, оказав значительное влияние и на восприятие литературы, и на ее эстети-

ку и поэтику, и на уровень читательских притязаний. Это драматические произведения М. Бурангулова, Абуса (С. Суфиянова), работы 3. Валиди, А. Инана, М. Муртазина, некоторые переводы мировой классики и поэма «Т абыныу» Р. Г арипова.

Существенной оказалась не дата написания, а время вхождения в культурную сферу. До сих пор в широком читательском восприятии многие произведения литературы относятся к концу XX века, хотя они были созданы в разные предшествующие годы. Именно влияние входящей литературы и обусловило размежевание понятий «современная литература» и «современный литературный процесс».

Новая атмосфера 1990-х годов повлекла за собой переориентацию литературы. Закончилось время публикаций запретных прежде произведений. Литературный процесс после распада СССР (1991 г.) приобрел иные очертания, чем в предшествующее пятилетие. Современное его состояние определяется только современными произведениями. Те многочисленные произведения «возвращенной» литературы, которые в 1985-1990 годах существенно влияли на умы граждан, в 1991-2005 годах заняли соответствующее место в истории башкирской литературы согласно времени их создания, сделавшись элементами духовно-исторического культурного процесса. Структура литературной реальности последнего десятилетия XX века стала простой и ясной: вновь, как это и должно быть, понятие «современный литературный процесс» и «современная литература» совпали.

Начало преобразований в СССР, названных перестройкой, реформы, проводившиеся в политике страны, отмена цензуры не могли не сказаться на литературной жизни. Сначала, как бы пробуя, насколько ослаблены идеологические зажимы, литературно-художественный журнал «Агидель» опубликовал написанную еще в 1960-е годы поэму «Покаяние» Р. Гарипова, романы А. Хакимова, М. Хайдарова, Р. Баимова, созданные в 70-е годы.

Произведения, долгие годы бывшие недоступными, стали возвращаться с триумфом, причем эстетические качества их почти не учитывались. Достаточно было того, что возвращаемая литература была знаком интеллектуального сопротивления, заполня-

ІЖК 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №3(1)

ла вакуум исторической памяти, заставляла пересмотреть нравственные и мировоззренческие основы нашей жизни. Введение этих книг в культурный обиход расширяло границы свободы слова.

Литературная ситуация периода перестройки существенно отличается от той, которая наступила после распада СССР. После 1991 года происходит дифференциация прозы. Она разделилась не на два идеологически противопоставленных потока, как это было раньше, а на множество стилевых ручейков, жанровых образований, часть которых существует вне идеологии как феномен эстетический, как, прежде всего, словесное творчество.

В условиях социокультурной энтропии, когда прежние ценностные регуляторы социальной жизни уже исчезли, а новые еще не сложились или не начали полноценно действовать, когда резко понизился уровень социальной интегрированности и значение коллективных интересов, литература не могла существовать как монологичная система. Конец 1980-х -начало 1990-х годов в развитии башкирской литературы можно охарактеризовать как период культурного промежутка, в котором в новой ситуации осуществлялось функционирование и диалог самых разных (традиционных и только формирующихся) феноменов, отражающих как этико-эстетические установки, выработанные предшествующим временем, так и рождение новых. При этом происходила системная трансформация, в прозе ярче всего выраженная стилевой динамикой. В произведениях А. Хакимова, Н. Мусина, Р. Баимова, А. Аминева особенно ярко отражаются новые стилевые направления.

Читать еще:  Двойники и антиподы раскольникова в романе преступление. Двойники и антиподы Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Историко-документальный роман «Поэт сокола» Р. Баимова – это многоплановое произведение, оно воспроизводит образ Заки Валиди Тагана – лидера башкирского национально-освободительного движения в первой четверти XX века, ставшего в эмиграции ученым с мировым именем.

Писателю удалось показать многогранную деятельность Валиди и как политического борца, и как государственного деятеля, и как блестящего ученого.

«Полет сокола» многоплановый в композиционном отношении, сложный роман продолжает традицию восточных дастанов и «ящичной» композицией, и обрамленным сюжетом. Произведение состоит из двух частей («Заря надежды», «Окружение») и четырнадцати глав («ящиков», «гнезд»). Эти части и главы «обрамляются» прологом, когда к родителям маленького Заки Валиди приехали гости из Тунгаурского рода Хажимухамет с беременной женой. Здесь же, по обычаю древних предков, они договорились, что, если родится дочь у жены Хажиму-хамета, то они породнятся. Так и случается. У тунга-урцев рождается дочь Нафиса, и они с родителями маленького Заки исполняют обряд предварительного сватовства – пьют бата. Завершает «обрамление» эпилог – дом Хажимухамета в Абзелиле после всех происшедших событий, родители Нафисы, полные тревог, сомнений, надежд и ожиданий.

Между этими двумя событиями – прологом и эпилогом – лежит целая эпоха, хотя временные рамки сюжета романа и ограничиваются примерно 1917-1920 годами. Первые главы романа переносят нас ко временам великих и трагических событий начала XX столетия: временам смуты, революционным переворотам, национально-освободительному движению. В центре произведения – главный герой Ахметзаки Валиди, основатель Республики Башкортостан, впоследствии всемирно известный тюрколог, профессор Боннского, Геттингенского, Стамбульского университетов, почетный доктор многих Европейских и Азиатских университетов.

Роман посвящен самому первому бурному периоду его жизни. В 1917-1920 годы, будучи вначале лидером национального движения башкир, он выступал за буржуазную автономию, а позднее, уже на платформе Советской власти, в результате политического компромисса возглавил правительство автономного Башкортостана, показав тем самым первостепенную важность автономного самоопределения народа, связанного с определенной мерой национальной свободы. Противоречивость фигуры Заки Валиди (нередко кажущаяся) была обусловлена противоречивостью положения Башкортостана в составе России. В этом плане история его деятельности (особенно в 20-е годы) – это история и Башкортостана.

Человек интересует Р. Баимова именно в связи с политикой, с тем, кто и что его окружает – люди, природа, быт. Характерный новеллистический прием – пристальное внимание к ярким, запоминающимся деталям – колоритный Туркестан; многолюдный разношерстый, шумливый Курултай; великолепный, парадный в прошлом заброшенный, разрушенный Петроград в годы Гражданской войны.

Событие в романе движется динамично, в ритме. Жизнь героев (как и сама действительность) со-сотоит из множества мелочей, несущественных на первый взгляд деталей. Но в глубине, будто стремясь выплыть на поверхность динамичной жизни, персонажи Р. Баимова ищут выход из тупика, пытаются вырваться из границ, установленных раз и навсегда. Вопросы «что делать?» и «как быть?» затуманили взгляды многих персонажей. Именно здесь социальный конфликт героев романа «Полет сокола» обусловлен личностным конфликтом. Им важно ликвидировать внутренние разногласия, понять собственные переживания, стремления, совершить определенный выбор. Личность Заки Валиди также неординарна, противоречива. Он сыграл большую роль в жизни нашего и других тюркских народов.

Думается, именно Р. Баимову в своем романе удалось впервые в литературе объективно охарактеризовать образ З. Валиди и дать исторически обоснованную оценку событиям начала XX столетия. Заки Валиди, главный герой, показан не только как мыслитель, политик, ученый, изображается он и в кругу семьи, в отношениях с родителями, с женой, сверстниками. При этом автор использует различные

приемы раскрытия характера героя – поступки, портретные характеристики, письма, диалоги.

В романе очень ярко выражены характеры и соратников Заки Валиди.

Роман завершается уходом Валиди и его соратников с политической арены Башкирии после известного совместного постановления ВЦИК и СНК от 19 мая 1920 года «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики», сводившего почти на нет результаты об автономии Башкирии от 20 марта 1919 года. Как известно, постановление от 19 мая 1920 года аннулировало многие завоевания башкирского народа, подчинив центру руководство продовольственными, финансовыми, трудовыми, военными и хозяйственноэкономическими делами Башкирии.

Роман Р. Баимова можно было бы назвать, если бы существовал такой жанр, романом-исследованием. Для написания его было использовано огромное количество архивных, исторических, этнографических и литературных источников. Активно обращался автор и к трудам самого Валиди, осмысление которых требовало скрупулезного анализа весьма противоречивых фактов и суждений. Ведь в этот период, с его гигантской переоценкой ценностей, происходило и формирование личности Валиди.

Жанр романа сам автор определяет как документально-исторический и строго держится границ избранного жанра.

Т аким образом, под литературой конца XX века понимается литература с 1986 года (старт кардинальных изменений в обществе) до начала второго тысячелетия. При этом в ее развитии выделяются два этапа: 1986-1991 годы и 1992-2005 год. Совершенно понятно, что начато XXI века не является каким-то пределом в состоянии литературы. Процессы, возникшие в XX веке, продолжают развиваться.

1. Алибаев З. А. Природа конфликта в современных башкир-

ских романах. Уфа: БГУ, 1997.

2. Баимов Р. Н. Судьба жанра. Уфа: Башкирское книжное

издательство, 1984. 319 с.

3. Баимов Р. Н. Великие лики и литературные памятники Вос-

тока. Уфа: Гилем, 2005.

4. Вахитов А. Х. Башкирский советский роман. М., 1978.

5. Вахитов А. Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. Уфа: Баш-

кирское книжное издательство, 1982. 348 с.

6. Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской лите-

ратуры. М.: Наука, 1976. 511 с.

7. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Нау-

Литература

Истоки башкирской литературы восходят к древнетюркским руничным и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей и к рукописным произведениям 11 в. на языке тюрки (“Дивану лугат ат-тюрк” М. Кашгари, “Кутадгу билик” Ю. Баласагуни). О булгарском периоде развития башкирской литературы (11-13 вв.) свидетельствуют башкирские легенды об алпах (великанах), журавлях, дошедшие до наших дней в устной и письменной форме; путевые записки арабского путешественника Ибн-Фадлана, книга Якуба ибн-Нугмана “Таварихи Булгария” (“История Булгарии”, 12 в.). В последующем отд. сюжеты “Таварихи Булгария” нашли отражение в произведениях историков и писателей Ш. Муслими, Т.Ялсыгула аль-Башкорди, Г. Сокороя. Классическим образцом художественной литературы 1-й половины 13 в. является поэма “Кисса-и Йусуф” Кул Гали. Сюжет о любви героев поэмы Зулейхи и Йусуфа заимствован из восточной литературы. Среди башкир сохранилось множество версий поэмы в письменной и устной форме. В период татаро-монгольского ига ряд ученых и писателей уехали в страны Ближнего Востока, Египет, среди них башкирские ученые и поэты Гильметдин Санджар аль-Башкорди и Насретдин аль-Насыри.

Читать еще:  Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина. Дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить

Башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, психология, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Жанровый состав башкирского народного творчества разнообразен: эпос и сказка, легенды и предания, загадки, песни (обрядовые, эпические и лирические), байты и мунажаты и др.

Башкирский эпос, как и эпическое творчество других народов, зарождается в эпоху разложения первобытнообщинного строя и достигает своего совершенства в эпоху феодализма. В начале XX в. были зафиксированы бытовавшие среди башкир крупные произведения с оригинальными сюжетами: «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», сказания о животных «Кара-юрга» («Вороной иноходец»), «Акхак-кола» («Хромой Саврасый»), «Конгур-буга» («Бурый бык») и др.

Эпические сказания «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» включают культурные пласты разных исторических эпох. Большой научно-познавательный и художественный интерес представляют сказания «Кузыйкурпяс и Маянхылу», «Алдар и Зухра», «Кусяк-бий» и др. Многовековая борьба башкир против золотоордынских ханов отражена в эпических сказаниях «Идукай и Мурадым», «Мэрген и Маянхылу». Древнейшей частью башкирского фольклора являются космогонические и этнологические легенды, топонимические и этногенетические предания. Космогонические легенды сохранили черты древних мифологических представлений о «связях» звезд и планет с животными и людьми земного происхождения. Например, пятна на Луне – это вечно гоняющиеся друг за другом косуля и волк (в других вариантах – девушка с коромыслом); созвездие Большая Медведица (Етегэн) – семь волков или же семь девушек-красавиц, которые поднялись на вершину горы и оказались на Небе («Два зверя на Луне», «Луна и Зухра», «Большая Медведица»). Волки из созвездия Большой Медведицы не могут догнать лошадей, так как с рассветом и лошади, и волки должны исчезнуть.

Своеобразны старинные предания, в которых рассказывается о происхождении племен, родов и их названий, а также об историко-культурных связях башкир с другими народами. Самый древний мировоззренческий пласт образуют легенды-предания о родоначальниках башкирских племен. Первопредками башкирских родов выступают Волк («Потомство волков»), Медведь («Происхождение от медведя»), Конь («Тарпан человечий») и т.д.

К жанрам фольклора, возникшим в глубокой древности, относится загадка. В загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает; предметов, явлений, людей, животных и т.д. В основе большинства загадок лежит метафора, т.е. перенесение значения по сходству.

Письменное наследие прошлого и этапы развития башкирской литературы

Ранние этапы письменного художественного слова башкирского народа протекали под влиянием культуры Волжской Булгарии. Вполне правомерно предполагать, что башкиры посещали ее города, жили в них, обучались, знакомились с литературой, распространяли ее среди соплеменников.

Характерным образцом литературы булгарского периода, является созданная в XIII в. романтическая поэма «Кисса- и Йусуф» Кул-Гали, посвященная поиску справедливого общества, показу чистой, беззаветной любви.

Такие дастаны, как «Хосров и Ширин» (1341-1342) Кутби, «Джумджума султан» (1391-1392) Катиба, «Мухаббатнаме» (1353-1354) Хорезми, «Гулистан бит-тюрки» (1391-1392) С. Сараи и др. произведения являются общим наследием таких тюркских народов, как башкиры, казахи, ногайцы, татары, узбеки.

В конце первой половины XIX в. распространилась суфийская поэзия. Видными ее представителями являются башкирские поэты – Т. Ялсыгул аль-Башкорди, Г. Усман, М. Кутуш Кыпсаки, А. Каргалы, Х. Салихов, Ш. Заки, Г. Сокорой.

Во второй половине XIX в. в башкирской литературе началось развитие просветительского направления. Видными представителями просветительского движения в Башкортостане стали М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, М. Акмулла,. Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошёл жизненный путь Акмуллы считают его своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.

После Октябрьской революции в башкирской литературе появилось два направления: национально-патриотическое, ратующее за башкирскую автономию, за самостоятельное развитие национальной культуры и революционно-демократическое, защищающее большевиков, борющееся за власть Советов. Известным представителем первого направления был Ш. Бабич. Второе направление возглавляли Д. Юлтый, А.Тагиров, Ш. Худайбердин, М. Гафури.

В 1920 году после разгона большевиками Башкирского правительства, убийства Ш. Бабича литература национально-патриотического направления перестала существовать. А революционно-демократическая литература получила дальнейшее развитие. Получили развитие почти все жанры литературы. В 20-х годах появились прозаические произведения М. Гафури, А.Тагирова, И. Насыри, стихи и поэмы Д. Юлтыя, С. Кудаша, Т. Янаби, М. Гафури, драмы Д. Юлтыя, Х. Ибрагимова, М. Бурангулова.

Великая Отечественная война изменила тематику башкирской литературы. Многие писатели, во-первых, ушли на фронт. Оставшиеся писатели, наряду с традиционными темами довоенных лет, приступили к созданию очерков, новелл, рассказов о войне, ее героях.

В послевоенные годы начинается новый этап в развитии башкирской литературы. Во-первых, в литературу приходит новое пополнение, прошедшее войну. Это такие писатели, как М. Карим, Я. Кулмуй, Н. Наджми, Х. Гиляжев. Они приносят в литературу новые темы, новые проблемы. Во-вторых, в литературу пришла талантливая молодежь. Это такие поэты, как Р. Гарипов, Р. Сафин, А. Игебаев, позднее Р. Бикбаев, А. Вахитов, И. Киньябулатов и др.

В 50-70 годы появляются монументальные произведения эпического жанра. Это известные романы З. Биишевой («Униженные», «У большого Ика», «Емеш»), Я. Хамматова («Золото собирается крупицами», «Акман-тукман», «Грозовое лето»), Х. Давлетшиной «Иргиз», Дж. Киекбаева «Родные и знакомые» др.

В 70-80 годах появляются исторические романы Г. Ибрагимова «Кинзя», К. Мэргэна «Крылья беркута», А. Хакимова «Плач думбры» и др. Лучшие традиции башкирской литературы прошлых лет продолжают современные писатели и поэты. В произведениях М. Карима, Р. Султангареева, Б. Нугуманова, Ф. Тугузбаевой, Г. Юнусовой, Г. Давляди, Д. Шарафетдинова и других, написанных в последние годы, делается попытка осмыслить и оценить современность, ее проблемы и героев.

Источники:

http://kuglib.ru/load/7/vchera_segodnja_zavtra/stanovlenie_bashkirskoj_literatury/2-1-0-13
http://cyberleninka.ru/article/n/2777003
http://kulturarb.ru/ru/spetsproekty/literatura

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии