Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика Демшина Анна Юрьевна. Разработка на тему ” искусство вокруг нас”
Методическая разработка урока по программе “Искусство в 9 классе”
Разработка первого урока. Предлагается так же презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека – 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы бору учителя на знакомом материале).
– дать определение художественного образа, стиля
– познакомить с различными видами искусства
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы бору учителя на знакомом материале).
Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка]) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения) внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному[8]. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека[11], так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений .
Концепции искусства в истории эстетики.
Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. По Платону предметы – тени идей, искусство же подражает предметам и есть отражение отраженно-го (тень тени), а потому явление низшее. Доступ ему в идеальное государ-ство должен быть ограничен (гимны богам).
Для Аристотеля искусство – подражание действительности (миме-зис). Две причины произвели искусство: 1) подражание присуще людям с детства; 2) продукты подражания всем доставляют удовольствие. «На что мы в действительности смотрим с отвращением, тончайшее изображение того мы рассматриваем с удовольствием» 7. Аристотель обосновывает принципы художественной правды: подра-жание воспроизводит не случайные явления, а вероятные (не факты, а то, что могло бы произойти; не случившееся, но вероятное предпочтительнее случившегося). Поэзия изображает цепь вероятных событий (даже если они никогда не происходили). История же воспроизводит единичные фак-ты и события, часто лишь случайно связанные. По Аристотелю искусство содержит больше философского и серьезного элемента, чем история; поэ-зия выше истории. В этих положениях – первая попытка выявить специ-фику искусства в сравнении с наукой.
1) подражание вещам «так, как они были или есть»;
2) «так, как о них говорят или думают»;
3) «какими они должны быть».
Каждому роду искусства присуще, по Аристотелю, свое наслаждение. Так наслаждение, доставляемое комедией, проистекает от зрелища смеш-ного, которое не причиняет боли, веселит и развлекает. В основе наслаж-дения картиной – узнавание в изображении истинной природы вещей.
Аристотель признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Обществу небезразлично направление воздействия искусст-ва, поэтому допустимые в музыкальном воспитании инструменты, музы-кальные лады, системы мелодики должны контролироваться цензурой.
Аристотель полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души – гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Ис-пытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении .
Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Образ — визуальный образ, зрительный образ, изображение .
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
Образ — порядок, способ, метод, организация .
Образ жизни — устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.
Образ мыслей — мировоззрение, миросозерцание, взгляды, миропонимание, взгляд на вещи, взгляд на жизнь.
Образ (философия) — одно из основных понятий материалистической диалектики, которым обозначают форму существования материального в идеальном, сложного обобщения объективного и субъективного.
Образ (информация) — воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним .
Образ (психология) — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта .
Образ — в математике, результат (y) отображения прообраза (x) для заданных отображения (функции) , и . Записывается как y = F(x).
Образ диска (англ. disk image) — компьютерный файл, содержащий в себе полную копию содержания и структуры файловой системы и данных, находящихся на диске.
Образ оптического диска — файл, содержащий в себе всю информацию и структуру оптического диска.
Образ ПЗУ (англ. ROM image) — файл, содержащий копию данных из микросхемы ПЗУ, например, из картриджа игровой приставки, из ПЗУ компьютера, ПЗУ игрового автомата и т. д.
НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (АБСТРАКЦИОНИЗМ) – беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, направление художественного творчества, не использующее изображение окружающего мира в привычных формах. Предметы и свои эмоции абстракционисты передают с помощью определенных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объем). Неизобразительные картины сложно организованы по ритмике и цвету. Абстрактное искусство возникло в 1910-13 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. В России абстрактное искусство после Октябрьской революции развивалось как андерграунд. С 1990 г. оно выступает на одном уровне с другими формами художественного творчества.
АВАНГАРДИЗМ – условное наименование различных художественных направлений в искусстве XX века для которых характерно стремление к коренному изменению принципов и традиций художественной практики – кубизм, ФУТУРИЗМ, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм ,
– техническое искусство (дизайн)
Классификация видов искусств
Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.
По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые).
По материалам искусство можно делить на виды, использующие
– традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т. д.)
– современные способы хранения информации (современная электротехника, цифровые вычислительные машины)
Медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись, сетевое искусство и т. д.
звук (слышимые колебания воздуха)
Музыка: классическая, академическая, электронная (см. музыкальные жанры и стили)
слово (единица языка)
каллиграфия, песни, литература (проза, поэзия)
посредника-человека (исполнитель: актёр, певец, клоун и т. д.)
В зависимости от выражаемых чувств и эмоций искусства можно делить по жанрам и стилям: драма, трагедия, комедия, фарс и т. п.
Разработка на тему ” Искусство вокруг нас”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Искусство вокруг нас
Представим себе свой рядовой, будничный день. Открываем глаза, переводим взгляд и видим на стене акварель, или картину. Может вы привыкли рассматривать ее, находить новые детали. Через некоторое время все, что находится по ту сторону холста, станет знакомым до мелочей и заживет своей жизнью.
Мой взгляд картиной этой очарован.
Смотрю я на обшарпанный мольберт –
Вот он – труда бессмертного пример.
И свой восторг хочу упрочить словом.
И явится из хаоса мазков,
Неясных сразу, путаных, небрежных,
Единственно дарованная нежность,
Воспетая восторженным стихом.
П. Брейгель – старший «Охотники на снегу»
Выйдя из дома, вы, возможно, включите плеер или родители найдут любимый диск в машине. К вам придет ваша любимая музыка. Неважно, что это будет –ведь «о вкусах не спорят». Это ваш мир. Ваша Вселенная. Если музыка звучит позитивно, таким будет будущий день. Но иногда хочется и погрустить…
Знаете, что значит музыка для меня?
Это стихия стихов, мелодии и огня,
Знаете, что значит музыка для меня?
Это рассвет, это рождение нового дня!
Подросток с плером
На улицах любого города, поселка, деревни интересно присмотреться к окружающим зданиям. Взгляд, прежде всего, привлекают храмовые сооружения. Во всем мире они очень разные – православные, католические, мусульманские, иудаистские, буддистские. Все они имеют свою символику, традиции, особенности декора. Для того, чтобы все это понять, нужно знать – читать, искать, спрашивать.
Храмовые сооружения – православные, католические, мусульманские, иудаистские, буддистские.
Жилые, общественные здания в любом населенном пункте рассказывают о своих создателях, особенностях местной жизни. Удивительно, что даже первобытный шалаш с отверстием внутри для выхода дыма не только спасал человека от дождя и непогоды. Наблюдая звездное небо над головой, древний человек мог соотнести себя с пространством и временем.
Крестьянская изба с петухом на крыше и кружевными наличниками – удивительное произведение русского зодчества. Оно не только место для жизни, а рассказ о строении мироздания. Вместе с тем, в народе веками складывалось искусство строить добротно. Удобно и красиво, чтобы половицы не скрипели и ветер в щели не залетал.
Старый дворянский дом хранит свои романтические истории и тайны, в нем могут сохраниться колонны, старинные окна, фонари. Возле него хочется читать стихи, слушать классическую музыку.
Старый дворянский дом
Современные здания вокзалов, аэропортов стадионов – это отголосок нашего динамичного времени, его скоростей. Новые материалы: стекло, бетон, металл придают этим сооружениям незабываемый облик.
Висячие, плавающие, подземные дома проектировались еще в античности. Но только современное развитие техники, материалов, компьютерных технологий в проектировании могут помочь в осуществлении этих замыслов.
Школа открывает нам мир искусства, хотя мы часто этого не замечаем. Произведения классиков мировой литературы и музыки, основы изобразительного искусства происходят именно на школьных уроках. Смена исторических эпох и стилей раскрывается на уроках истории и МХК. В некоторых школах есть свои выставочные залы, кружки, проводятся поэтические вечера, концерты.
Урок изо в школе
В школе мы делаем компьютерные презентации, проекты, исследовательские работы по искусству, и наши знания становятся более глубокими. Компьютерный дизайн, экранные работы вошли в жизнь современного школьника.
Компьютерный класс в школе
После школы включаем телевизор. Это может быть фильм, музыкальные клипы, познавательные передачи. Их больше всего на канале « Культура», но при желании можно найти «Путешествия с Дмитрием Киселевым»,
«Их нравы», в которых можно увидеть памятники архитектуры, скульптуры, узнать много интересного.
Путешествия с Дмитрием Киселевым
На TV можно также увидеть передачи о правилах , дизайна, стилистики, истории моды. Кто не хочет выглядеть в «тренде», выглядеть современно? Женская часть аудитории не может равнодушно смотреть показы высокой моды. Это одежда сам стала произведением искусства, при этом произведения кутюрье еще и передают основные идеи своего времени.
Показ высокой моды.
Сделать проект ремонта и оформления своей комнаты – первый шаг начинающего дизайнера. А сделать красивым свой палисадник или лужайку на даче – это уже ландшафтный дизайн. Креативные идеи можно, конечно, подглядеть в Интернете.
Фотоаппарат сейчас не роскошь, а функция большинства гаджетов. Но художественная фотография – дело творческое и тонкое. Здесь пригодятся наблюдательность, терпение в поиске кадра. Чувство цвета, умение выстроить композицию приближают создателей фотографии к художественному творчеству. Но задевают сердце и душу зрителя только те снимки, в которые вложены мысли, чувства, отношение автора.
Очень художественная фотография
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
на флейте водосточных труб?
Спрашивал Владимир Маяковский
Памятник Маяковскому в Москве
Ваш день из будней станет праздником, если кроме школы, дороги и компьютера произойдет что – то особенное. Незабываемое. Например, поход на выставку, концерт, экскурсия. Обычно, встречи с театром, филармонией, библиотекой запоминаются надолго.
Подростки в театре
Кстати, о книгах. Сейчас спорят, какие нужнее – бумажные или электронные. Это не так важно. Главное, чтобы их продолжали читать. В замечательной повести американского фантаста Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» люди дошли до того, что чтение книг стало опасным занятием и только отчаянные фанаты и смельчаки встречались тайно у лесных костров, чтобы наизусть почитать Шекспира, Достоевского.
«451 градус по Фаренгейту» – иллюстрация
У этого писателя есть еще один маленький рассказ под названием «Улыбка». На городскую площадь согнали толпу, которая должна уничтожить последнюю на Земле картину. Один только мальчик, Том, спрашивает: «За что, она ведь красивая». Дома он осторожно разжимает зажатый в руке обрывок холста и видит …улыбку Джоконды.
Так улыбаются – цену постигшие –
силою внутренней – так взбодрённые!
Так улыбаются – любящие и влюблённые.
Времени тайны все разгадавшие!
Очень не хотелось бы, чтобы рассказ Бредбери стал пророчеством…
Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика Демшина Анна Юрьевна. Разработка на тему ” искусство вокруг нас”
По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Учеб. для 3 кл. нач. шк.
[Авт. : Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.] ; Под ред. Б.М. Неменского. – 6. изд.
Темы учебника “Искусство в твоем доме”, “Искусство на улицах твоего города”, “Художник и зрелище”, “Художник и музей” соответствуют темам четвертей программы для 3 класса. По каждой теме предлагается система творческих заданий и вопросов.
‘> Входит в РИНЦ ® : да
‘> Цитирований в РИНЦ ® : 1
‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет
‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
‘> Норм. цитируемость по направлению: 0,098
‘> Дециль в рейтинге по направлению: 5
‘> Тематическое направление: Educational sciences
Источники:
http://nsportal.ru/vuz/iskusstvovedenie/library/2012/05/29/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-programme-iskusstvo-v-9
http://infourok.ru/razrabotka-na-temu-iskusstvo-vokrug-nas-719491.html
http://elibrary.ru/item.asp?id=20086911