Проблема технического прогресса аргументы из литературы. О научно-техническом прогрессе
Проблема негативных последствий научного прогресса по тексту И.Эренбурга (ЕГЭ по русскому)
Научный прогресс – это то, что помогает нам развиваться, узнавать больше, дает множество возможностей для человечества и во многом улучшает качество его жизни. Но не все люди используют плоды научного прогресса для того, чтобы принести пользу обществу.
Основная проблема исходного текста – это проблема негативных последствий научного прогресса. Может ли научный прогресс приносить вред человечеству? И всегда ли он приносит ему пользу?
И.Г.Эренбург своим текстом хочет дать понять читателям, что, во-первых, научный и технический прогресс могут приводить не только к позитивным последствиям, но и к негативным: «Ма¬ши¬на может быть доб¬ром и злом», а, во-вторых, все зависит от того, как человек сам использует эту «машину», ведь именно он ей управляет и решает, какими нравственными ценностями ему руководствоваться при ее использовании: «Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку & бронёй. Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.»
Авторская позиция заключается в том, что все созданное человеком должно быть использовано исключительно с целью принесения пользы.
Я полностью согласна с позицией автора, потому что, на мой взгляд, любой человек должен, прежде всего, слушать свое сердце при совершении каких-либо действий, а не бездумно убивать с помощью достижений науки и техники, подобно Гитлеру.
Многие великие писатели раскрывали данную проблему в своих произведениях.
Например, в повести М.Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский совершил эксперимент, который оказался настоящим прорывом в науке: пересадил гипофиз и железы внутренней секреции погибшего от удара ножом Клима Чугункина, трижды судимого за кражи, псу Шарику. Успехом было то, что этот пес не умер, а постепенно стал человеком по имени Полиграф Полиграфович Шариков. Но каким? Эгоистичным, невоспитанным, неблагодарным, способным на воровство и доставляющим множество неудобств окружающим людям: он приставал к кухарке соседа, присвоил себе несколько червонцев у профессора, обманул ни в чем не повинную девушку, требовал уважения к нему и донёс властям на своего создателя.
Профессор Преображенский, понимая, что его творение приносит заботы многим людям, возвращает его в обратное состояние.
А в повести В.Распутина «Прощание с Матерой» технический прогресс разрушил жизни многих людей: постройка ГЭС требовала сооружения плотины, которая затопила бы остров Матеру. Все жители этой небольшой деревни были предупреждены и вынуждены ее покинуть, но для некоторых героев повести это место было настоящей родиной. Они прожили на ней всю жизнь, там похоронены их родные и близкие, и именно на Матере они чувствовали воссоединение с природой, которое невозможно при жизни в городе. Бабка Дарья и ее близкие подруги были верны своему острову и очень тяжело переживали предстоящее событие – затопление их до боли родной деревни.
Научный прогресс не всегда приносит пользу человечеству, и ему необходимо задуматься над этой проблемой и попытаться ее решить, хотя бы, начиная с одного человека – самого себя. Ведь какая от этого прогресса может быть польза, если люди используют его в целях разрушения, разгара войн и совершения убийств?
Эссе ЕГЭ
Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ. Обществознание. Задание № 29. Эссе. Аргументы по теме: «Прогресс»
Источник: научно-популярная проза.
Комментарий.
Автор не только перечисляет в своей статье примеры противоречивых последствий прогресса, но и стремится привести читателей к выводу о необходимости ответственности людей за новые открытия, сведения к минимуму их последствия для людей.
«О дивный новый мир» . Роман-антиутопия, 1932
Источник: произведение художественной литературы
Рождение и воспитание детей перестанет быть делом семьи. «Центральный инкубатор»- вот где формируются будущие люди, изначально раздёлённые на определённые касты: «альфа», «бета», «гамма» и так далее по алфавиту до «эпсилон». Последние специально создаются умственно неполноценными, чтобы выполнять самую грязную и неприятную работу. Каждому человеку ещё до рождения уготовлено место в обществе.
На первый взгляд, перед читателем «дивный мир, к которому столько веков стремилось человечество. Но настораживает, что в этом мире всё заранее предопределено, человек не властен ни над своими желаниями, ни над потребностями. Желания, которые общество не может удовлетворить, уничтожаются ещё до рождения. Все мысли и чувства у всех должны быть одинаковыми. Слова Верховного Контроля: «Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить »
Любая попытка бунта пресекается. Двое восставших против всеми принятого порядка в итоге были сосланы на «острова», специально предназначенные для прозревших, а третий – Дикарь – который пытался рассказать людям о свободе и справедливости, поняв, что стал всеобщим посмешищем, повесился. Таков конец романа «О дивный новый мир».
Критерии прогресса. Их обществу необходимо чётко определить. Развитие науки и общественных отношений должно идти одновременно. Главная цель прогресса — направленность на позитивное развитие общества. К такому выводу приходит читатель, видя, к каким ужасным последствиям может привести человечество прогресс.
Источник: учебник.
Комментарий.
Эти факты должны заставить задуматься людей. Да, прогресс- противоречивое явление. Однако сгладить последствия этих противоречий люди в состоянии. От нас зависит сегодняшний день и то, каким мир буде для наших потомков. Поэтому очень важно к каждому новому открытию подходить с точки зрения позитивности или негативности его для человечества.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Аргументы к сочинению. М. Гелприн “Свеча горела”. Роль литературы/языка, роль учителя, НТР
Мир не стоит на месте. Все меняется, научно-технический прогресс устанавливает новые законы. В рассказе «Свеча горела» М. Гелприна показан мир, в котором прогресс вытеснил литературу. Все происходило постепенно: в конце двадцатого века люди остро ощутили нехватку времени, появились новые удовольствия, такие как виртуальные игры, тесты, квесты. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные, «перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Итогом стала бездуховность подрастающего поколения, потому что литературу ничем не заменили. Единственный инструмент формирования личности был забыт всеми. Научно-технический прогресс способен повлиять на гуманитарные науки, но все зависит от людей, а именно от их готовности действовать так, чтобы не допустить исчезновения литературы.
Верность профессии/ Роль учителя в жизни человека/ Альтруизм/ Смысл жизни/ В чем смысл жизни? / Неравнодушное отношение к профессии.
Роль учителя в жизни человека сложно переоценить. Учитель – это тот, кто способен открыть удивительный мир, раскрыть потенциал человека, помочь определиться с выбором жизненного пути. Учитель – это не только тот, кто передает знания, это, прежде всего, нравственный ориентир. Так, главный герой рассказа М. Гелприна «Свеча горела» Андрей Петрович является учителем с большой буквы. Это человек, который остался верным своей профессии даже в самые тяжелые времена. В мире, где духовность отошла на второй план, Андрей Петрович продолжил отстаивать вечные ценности. Он не согласился предать свои идеалы несмотря на плохое материальное положение. Причина такого поведения кроется в том, что для него смысл жизни – передавать знания и делиться ими. Андрей Петрович готов был учить любого, кто постучится в его дверь. Неравнодушное отношение к профессии – залог счастья. Только такие люди могут сделать мир лучше.
Настоящая литература/ классическая литература/ Что такое литература?/ Что такое язык?
Главный герой рассказа «Свеча горела» М. Гелприна, обучая робота Максима, рассуждает о том, что такое литература. «Литература — это не только о чём написано… Это ещё и как написано. Язык… тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты». Другими словами, в литературных произведениях важен не только замысловатый сюжет, но еще и богатство языка, который становится инструментом, пробуждающим жизнь в читателе. Язык – это гармония. Назначение литературы – это воспитание умов, а красота литературного языка помогает добиться этой главной цели
Источники:
http://www.kritika24.ru/page.php?id=16011
http://esse-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BC-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%E2%84%96-29-%D1%8D%D1%81%D1%81%D0%B5-%D0%B0/
http://rustutors.ru/argumenty/argumentyitigovoe/184-argumenty-k-sochineniyu-m-gelprin-svecha-gorela.html