24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблема преобладания материального над нравственным. Так что дело Чичикова, думается, не окончено

Преобладание материального над нравственным. По тексту Н. В. Гоголя Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза

Проблема обнищания человеческой души из-за казнокрадства и стяжательства в России была актуальна во все времена. Н. В. Гоголь в свое время, изображая на балу у губернатора «толстых и тонких» чиновников, метко подметил, что среди государевых служащих нет порядочных людей.

Гоголь писал, что «тонкие» бегают да суетятся, а «толстые… уж если сядут где, то сядут крепко и надежно». По мнению писателя, скорей место под ними прогнется, но они удержатся на нем.

Благодаря служебному положению, «толстые» владеют экипажами, добротными

Чичиков из «Мертвых душ» потому и примкнул к «толстым», чтобы нажить себе состояние. В погоне за деньгами с помощью аферы, он использовал свои лучшие природные качества — ум, предприимчивость и упорство в стремлении добиваться поставленных целей, не на благое дело, оставшись в итоге ни с чем. Однако не Чичиков вызывает сострадание, а бедный народ, которому приходится терпеть вседозволенность и безнаказанность власть имущих.

Авторская позиция понятна. Меня также возмущает разделение общества на «баловней судьбы», которым

Почти столетие русская литература тревожно бьет в набат по этому поводу. Вслед за Гоголем тему обнищания душ поднял А. П. Чехов, которому довелось жить в переломный для экономики момент. Писатель, дед которого был крестьянином, а отец уже считал себя купцом, на примере семьи видел, что «копейка рубль бережет», одновременно лишая своего хозяина милосердия, порядочности и доброжелательности.

В рассказе «Ионыч» Чехов показал, как жизнелюбивый, не лишенный добродетели врач-романтик Дмитрий Ионович Старцев, постепенно превращается в ожиревшего толстосума — «не человека, а языческого бога», как саркастически говорит о нем автор. А ведь начиналось все с мечты о собственном экипаже… В итоге некогда застенчивый Старцев становится бесцеремонным мещанином Ионычем.

Эта метафора произошла с героем из-за того, что мысли о материальном благе одержали верх над духовным.

К сожалению, подобные картины можно наблюдать и в наше время. Несмотря ни на что, нами по-прежнему управляют фигуры, под которыми «скорей место затрещит и угнется… а уж они не слетят».

Дайджест:

Рассуждение о жизненных ценностях по тексту Муравьевой Закрываю глаза и вижу мой переулок Все люди стремятся к какой-то определенной цели в своей жизни. Для того, чтобы достичь этой цели каждый для себя определяет жизненные приоритеты — то что наиболее ценное и необходимое. Одни. .

О Чичикове из поэмы «Мертвые души» Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором, который представил его тут же губернаторше. Приезжий гость и тут не уронил себя: он сказал какой-то комплимент, весьма приличный. .

Чичиков — «рыцарь копейки» «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям… Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца». Так характеризовал Гоголь своего героя. Да полно, действительно ли Чичиков подлец? Что плохого. .

На тему: ЧИЧИКОВ — ДЕЛЕЦ-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ Начиная работу над «Мертвыми душами», Николай Васильевич Гоголь ставил перед собой задачу «…пока­зать хотя бы с одного боку всю Русь», но постепенно замысел писателя перерастает в широкомасштабное предприятие, «где было. .

Чичиков на балу у губернатора В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые «были почетные чиновники в. .

На тему: Чичиков — это беда или надежда России? в поэме Мертвые души, Гоголь ­Чичиков — это беда или надежда России? В поэме «Мертвые души» Гоголь сумел изобразить Русь во всем ее величии и в то же время со всеми ее недостатками. Создавая это. .

Чичиков — история жизни во всех деталях Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма » Мертвые души » одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, «творение. .

Вчера еще в глаза глядел Вчера еще в глаза глядел, А нынче — все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел,- Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я. .

Краткое содержание «Невинные глаза. » Петрушевской Петрушевская Людмила Стефановна Произведение «Невинные глаза. « Наша современница, великолепная писательница Людмила Петрушевская создала много интереснейших произведений. Подробней хочется остановиться на произведении Невинные глаза. Главные герои — дети, два брата. .

Содержание романа Гоголя «Мертвые души». Глава восьмая, девятая и десятая Покупки Чичикова оказались в центре внимания городских сплетников. В городе шли разговоры о том, выгодно ли покупать крестьян для переезда в новые имения. Все эти разговоры оказались для Чичикова благоприятными. .

Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки? Жизнь ценна для самой личности и для людей, с которыми она связана какими-либо отношениями. Родители в процессе воспитания воздействуют на жизнь детей, пытаются передать младшему поколению собственный опыт, предостеречь от. .

Какими качествами должен обладать человек чести? «Победа и поражение» Вопрос чести всегда актуален, когда речь идет о взаимоотношениях в обществе. Для меня понятие чести неразрывно связано с духовной силой, удерживающей человека от лжи, подлости и предательства. Образы героев, созданные. .

Как должен относиться человек к книге? Как должен относиться человек к книге? Вот вопрос, над которым размышляет В. Б. Шкловский. В данном тексте автор рассуждает о том, что мы не только обязаны заботиться о наших книгах. .

План сочинения — Смысл заглавия поэмы Гоголя «Мертвые души» Смысл заглавия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» I. Вступление Заглавие поэмы символично и содержит множество значений. II. Главная часть Словосочетание «мертвые души» парадоксально, пото­му что душа бессмертна. Самое простое. .

Кто такой президент, каким он должен быть? Президент — это руководитель государства и главнокомандующий Вооруженными силами. Он избирается всенародно тайным голосованием из нескольких кандидатов. Вначале на эту должность избирали сроком на 4 года. С 2008 года длительность. .

Манилов и Собакевич в поэме Н. Гоголя «Мертвые души» В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые «были почетные чиновники в. .

Эссе на тему Какими бы я хотел видеть уроки рисования в школе? Какими качествами должен обладать педагог? На факультете изо я оказалась благодаря своей любви к рисованию. Меня всегда завораживал процесс, в конце которого из-под моей руки выходило нечто изящное. Но к зародившейся во мне когда-то в. .

Художественные средства создания образов в поэме «Мертвые души» Гоголя Н. В Гоголь в «Мертвых душах», как и в «Ревизоре», создает абсурдный художественный мир, в котором люди утрачивают свою человеческую сущность, превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой. Стремясь обнаружить. .

Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя «Мертвые души» Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова. .

Школа. Учитель. Каким должен быть учитель? Учитель должен быть строгим и добрым, но, главное, он «должен уметь погрузиться в человека» — вот проблема, поднимаемая автором в тексте. Писатель ведет повествование от лица опытной учительницы, которая, вспоминая. .

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ в воэме Гоголя «Мертвые души» Поэма Николая Васильевича Гоголя » Мертвые души » охватывает разнообразные сферы русской действительности 30-40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества — помещиков. .

Читать еще:  Понятие о спортивной этике. Контрольная что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека Но и спортивными и культурными

Проблемы экологии по тексту Пескова Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина Писатель и путешественник Василий Песков в своем тексте рассуждает о потребительском отношении к природе: зачем люди истребляют животных, вырубают леса? Своими бездумными действиями мы наносим вред общему дому — планете. .

Твір на тему: Чиновники в комедії Гоголя «Ревізор» Микола Васильович Гоголь, всім серцем люблячи Росію, не міг залишатися осторонь, бачачи, що вона загрузла в болоті корумпованого чиновництва, і тому створює два добутки, що відображають всю дійсність стану країни. .

Образ Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Собакевич следует четвертым в галерее гоголевских помещиков. Образ этот сравнивают с шекспировским Калибаном, однако много в нем и чисто русского, национального. Основные черты Собакевича — это ум, деловитость, практическая хватка. .

Краткое изложение повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» Отец рассказчика поехал в Крым продавать табак, поэтому дома остались сам рассказчик, дед, мать, да два брата. Дед засеял баштан на дороге и перешел жить в курень. Взял он с. .

Образ черта в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» Вопрос о традициях, с которыми связана повесть Н. В. Гоголя «Страшная месть», неоднократно поднимался в исследовательской литературе. Однако источники этого произведения искали главным образом в малороссийском фольклоре и в немецком. .

Проблема личности учителя. По тексту В. Пескова Писатель живет ради них, своих читателей и зрителей Известный натуралист В. Песков в своих воспоминаниях повествует о детских годах и, о своем любимом учителе. Вероятнее всего, под влиянием именно этого педагога в душе школьника родилось чувство любви к. .

По тексту Пескова Здесь полюс, поздравляю вас, ребята На протяжении становления и развития человечества существовали личности, благодаря смелости и целеустремленности которых происходили важнейшие события в истории. Они совершали научные открытия, исследовали земли, развивали медицину. Но при этом всегда. .

По тексту Солоухина Посадить в землю зернышко и вырастить из него что-нибудь Научные Опыты… что безопаснее: опыт теоретический или практический? Можно ли без проведения опытов узнать или объяснить ту или иную концепцию? важны ли в современном обществе опыты, которые ставятся над животными. .

Пересказ произведения «Нос» Гоголя Н. В План пересказа 1. Цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в свежем хлебе нос коллежского асессора Ковалева. 2. Майор Ковалев замечает пропажу носа. 3. Он видит свой нос и наблюдает за его действиями. .

Ліричні відступи в поемі Н. В. Гоголя «Мертві душі» Твір по літературі: Ліричні відступи в поемі Н. В. Гоголя «Мертві душі» «Мертві душі» — лисичанський добуток — поема в прозі, що поєднує в собі два початки: епічне й ліричне. .

Проблема одаренности. По тексту Я. К. Голованова Существует много мифов, окружающих имя М. В. Ломоносова Общество уважает одаренных людей и завидует им. Кажется, что талантливые личности с легкостью идут по жизни, получая почет и награды. Но так ли все просто? Осознают ли посторонние, сколько приходится. .

Пути достижения понимания людей других стран. По тексту В. Овчинникова Чтобы понять незнакомую страну Огромным преимуществом нашего мира является его бесконечное многообразие. Хотя его закономерностью считается и возникновение проблем, связанных с выбором способов достижения понимания между людьми, которые являются гражданами других стран, из-за наличия. .

По тексту Лидина 3а несколько дней до войны Академия архитектуры в Москве решила реставрировать редкие С наступлением сложных моментов в жизни проявляются способности человека. Именно эта тема затронута В. Лидиным, восторженно рассказывающим о таланте знаменитого переплетчика-реставратора, которому «..не было равных» в этой сфере деятельности. Великая. .

На тему: Гротеск в повести Гоголя «Нос» Гротеск в повести Гоголя «Нос» Сатирическая повесть «Нос» была написана Н. В. Гоголем в 1832-1833 годы. Некоторые издания отказывались печатать ее, считая абсурдной и тривиальной, но А. С. Пушкину повесть. .

Проблема восприятия мира детьми. По тексту А. Моруа Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его Французский писатель Андре Моруа затрагивает в своем повествовании вопрос мировосприятия детьми. Автор считает, что живущие рядом с миром детей взрослые, не пытаются вникнуть в его суть. Дети напротив весьма наблюдательны. .

В чем смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель»? Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает. .

По тексту Паустовского Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался Что же такое любовь к Родине и любовь к природе? Как они взаимосвязаны между собой? Может ли любовь к природе пробудить в душе человека чувство Родины? Не секрет, что для. .

Краткое содержание «Носа» Гоголя Описанное происшествие, по свидетельству повествователя, случилось в Петербурге, марта 25 числа. Цирюльник Иван Яковлевич, откушивая поутру свежего хлеба, испеченного его супругою Прасковьей Осиповной, находит в нем нос. Озадаченный сим несбыточным. .

На тему: Маленький человек в повести Гоголя «Шинель» Маленький человек в повести Гоголя «Шинель» В начале 1840-х годов Н. В. Гоголь начал работу над циклом «Петербургские повести». В них автор изобразил Петербург как город контрастов. С одной стороны. .

Преобладание материального над нравственным

Сочинение по тексту:

Проблема обнищания души в угоду стяжательству и казнокрадству для нашего общества, увы, притча во языцех. Ещё Н.В. Гоголь, изображая «тонких и толстых» чиновников на балу у губернатора, подметил, что ни среди тех, ни среди иных порядочных людей нет. И если «тонкие» всё бегают и суетятся, то «толстые . никогда не занимают косвенных мест, . и уж если сядут где, то сядут крепко и надёжно, так что скорей место затрещит и угнётся под ними, а уж они не слетят». Используя служебное место, «толстые» обзаводятся экипажами, домами и деревеньками, не особо заботясь о чаяниях народа. Чичиков поэтому и присоединился к «толстым», что целью его жизни тоже было нажить состояние любой ценой. Всё, что было лучшего у него от природы: ум, сообразительность, предприимчивость, упорство в достижении цели, — погибло в афере с мёртвыми душами. Но не Чичикова нам жалко, а наш многострадальный народ, который терпел и терпит до сих пор чиновничью вседозволенность и безнаказанность.

Позиция автора понятна всем. И меня возмущает несправедливость со стороны власть имущих, когда одним позволено всё, а другие от этого только страдают. Не зря ведь в народе появилась пословица: «Закон — что дышло, куда повернул — туда и вышло». Мы пытаемся строить справедливое правовое государство, но пока это не очень получается.

Почти целый век по этому поводу тревожно бьёт в набат наша литература. Гоголевскую эстафету подхватил А.П. Чехов, который не только жил в переломный момент нашей экономики, но и на примере собственной семьи (дед был крестьянином, а отец считал себя купцом) мог наблюдать, как «копейка рубль бережёт», но убивает сочувствие, доброжелательность, порядочность. Всем известен тот факт, как отец жестоко избил Антошу за разорванные на катке сапоги. В погоне за наживой теряются нежность, ласка, любовь, сострадание.

В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» мы видим, как Дмитрий Ионович Старцев из земского врача, не лишённого романтики и тонко чувствующего не только человеческую боль, но и фальшь, превращается в пухлого, красного, ожиревшего барина на тройке, «не человека, а языческого бога», как иронизирует над своим героем автор. А всё начиналось с безобидной, на первой взгляд, мечты — иметь собственный экипаж. Ранимый и застенчивый Старцев становится бесцеремонным Ионычем, и случилась с героем эта метаморфоза из-за того, что материальное стало доминировать над духовным.

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» тип «новых хозяев жизни» представляет Ермолай Алексеевич Лопахин. На торгах он выкупает заложенное имение Раневских, где его отец был крепостным, чтобы, разбив его на участки, продать землю под дачи и обогатиться. Он испытывает тёплые чувства к Раневской, влюблённость к Варе, но, движимый идеей стяжательства, от этих чувств отказывается. Несчастны не только Раневские, несчастен Фирс, которого забыли в заколоченном доме, несчастна Россия, которую отдали в руки таким предпринимателям, как Лопахин. И до сих пор такие Лопахины продолжают «рвать на части» вишнёвые сады, не заботясь ни о сохранении исторической памяти, ни о семейных ценностях, ни о счастье обездоленных и лишённых крова.

Читать еще:  Последнее посещение куриные бедра рецепты. Бедро бескостное куриное: рецепты запекания в духовке

Печально наблюдать похожие картины в наше время, но, увы, как это ни парадоксально, до сих пор нами управляют чиновники, под которыми «скорей место затрещит и угнётся , а уж они не слетят».

Текст Н. В. Гоголя:

(1)Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. (2)Всё было залито светом. (3)Черные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. (4)Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались возле дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как в Петербурге.

(5)Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. (6)Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста.

(7)Лица у них были полные и круглые, . волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как говорят французы, — волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие. (8)Это были почтенные чиновники в городе. (9)Увы! толстые умеют лучше обделывать дела свои, нежели тоненькие. (10)Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и ненадёжно. (11)Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут крепко и надёжно, так что скорей место затрещит и угнётся под ними, а уж они не слетят. (12)Наружного блеска они не любят; у них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать Божия. (13)У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. (14)Наконец толстый, прослуживший Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живёт, и хорошо живёт. (15)А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро. (16)Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствие этого было то, что он наконец присоединился к толстым.

(По Н. В. Гоголю)

Проблема преобладания материального над нравственным

(1)Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту за­жмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. (2)Все было залито светом. (З)Черные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. (4)Мужчины здесь, как и везде, бы­ли двух родов: одни тоненькие, которые все увивались возле дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма об­думанно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто бла­говидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же не­брежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как в Петербурге. (5)Другой род муж­чин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. (6)Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посмат­ривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слу­га зеленого стола для виста. (7)Лица у них были полные и круглые, . волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «черт меня побери», как говорят французы, — волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и креп­кие. (8)Это были почтенные чиновники в городе. (9)Увы! тол­стые умеют лучше обделывать дела свои, нежели тоненькие. (Ю)Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и ненадежно. (Н)Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут крепко и надежно, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят.

(12)Наружного блеска они не любят; у них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать Божия. (13)У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явил­ся где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города дере­венька, потом и село со всеми угодьями. (14)Наконец тол­стый, прослуживший Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается поме­щиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. (15)А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро. (16)Нельзя утаить, что почти такого рода размышле­ния занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствие этого было то, что он наконец присое­динился к толстым.

Сочинение

Проблема обнищания души в угоду стяжательству и каз­нокрадству для нашего общества, увы, притча во языцех. Еще Н.В. Гоголь, изображая «тонких и толстых» чиновни­ков на балу у губернатора, подметил, что ни среди тех, ни среди иных порядочных людей нет. И если «тонкие» все бе­гают и суетятся, то «толстые . никогда не занимают кос­венных мест, . и уж если сядут где, то сядут крепко и на­дежно, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят». Используя служебное место, «толстые» обзаводятся экипажами, домами и деревеньками, не особо заботясь о чаяниях народа. Чичиков поэтому и присоеди­нился к «толстым», что целью его жизни тоже было нажить состояние любой ценой. Все, что было лучшего у него от природы: ум, сообразительность, предприимчивость, упорст­во в достижении цели, — погибло в афере с мертвыми ду­шами. Но не Чичикова нам жалко, а наш многострадальный

народ, который терпел и терпит до сих пор чиновничью все­дозволенность и безнаказанность.

Позиция автора понятна всем. И меня возмущает неспра­ведливость со стороны власть имущих, когда одним позволе­но все, а другие от этого только страдают. Не зря ведь в на­роде появилась пословица: «Закон — что дышло, куда повернул — туда и вышло». Мы пытаемся строить справед­ливое правовое государство, но пока это не очень получается.

Почти целый век по этому поводу тревожно бьет в набат наша литература. Гоголевскую эстафету подхватил А.П. Че­хов, который не только жил в переломный момент нашей экономики, но и на примере собственной семьи (дед был крестьянином, а отец считал себя купцом) мог наблюдать, как «копейка рубль бережет», но убивает сочувствие, доб­рожелательность, порядочность. Всем известен тот факт, как отец жестоко избил Антошу за разорванные на катке сапоги. В погоне за наживой теряются нежность, ласка, лю­бовь, сострадание.

Читать еще:  Основные принципы жанровой классификации литературных произведений. Драматические жанры литературы

В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» мы видим, как Дмит­рий Ионович Старцев из земского врача, не лишенного ро­мантики и тонко чувствующего не только человеческую боль, но и фальшь, превращается в пухлого, красного, ожи­ревшего барина на тройке, «не человека, а языческого бо­га», как иронизирует над своим героем автор. А все начина­лось с безобидной, на первой взгляд, мечты — иметь собственный экипаж. Ранимый и застенчивый Старцев ста­новится бесцеремонным Ионычем, и случилась с героем эта метаморфоза из-за того, что материальное стало доминиро­вать над духовным.

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» тип «новых хозяев жизни» представляет Ермолай Алексеевич Лопахин. На торгах он выкупает заложенное имение Раневских, где его отец был крепостным, чтобы, разбив его на участки, продать землю под дачи и обогатиться. Он испытывает теплые чув­ства к Раневской, влюбленность к Варе, но, движимый иде­ей стяжательства, от этих чувств отказывается. Несчастны

не только Раневские, несчастен Фирс, которого забыли в за­колоченном доме, несчастна Россия, которую отдали в руки таким предпринимателям, как Лопахин. И до сих пор такие Лопахины продолжают «рвать на части» вишневые сады, не заботясь ни о сохранении исторической памяти, ни о семей­ных ценностях, ни о счастье обездоленных и лишенных крова.

Печально наблюдать похожие картины в наше время, но, увы, как это ни парадоксально, до сих пор нами управляют чиновники, под которыми «скорей место затрещит и угнет-ся , а уж они не слетят».

Проблема назначения поэзии

(1)Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызы­вающим наибольшие споры категориям. (2)Не случайно еще теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» — сложного сочетания знания, умения и интуиции, врожденной талант­ливости.

(З)Прежде всего, необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4)Молодой Тургенев — человек с тонко развитым поэтиче­ским чувством — восхищался Бенедиктовым, Чернышев­ский считал Фета — одного из любимейших поэтов Л.Н. Толстого — образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Ло­бачевского. (5)Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой — «плохой», на-

столько многочисленны, что их следует считать не исклю­чением, а правилом.

(6)Чем же это обусловлено? (7)Для того чтобы в этом ра­зобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рас­сматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8)Однако между художественными языками и первичным, естественным языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке — это значит правильно гово­рить на нем, то есть говорить в соответствии с определен­ными правилами. (9)Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы пере­стаем его замечать. (Ю)Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11)В поэзии дело обстоит иначе — самый ее строй информативен и все время должен ощущаться как неавтоматический.

(12)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую инфор­мацию, — это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13)Нарушение первого принци­па сделает текст бессмысленным, второго — тривиальным. (14)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для нее ин­формативные. (15)А это подразумевает конфликт с чита­тельским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (16)Но, побеждая чи­тателя, писатель берет на себя обязательство идти дальше. (17)Победившее новаторство превращается в шаблон и теря­ет информативность. (18)Новаторство — не всегда в изобре­тении нового. (19)Новаторство — значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и не­совпадение с нею.

(20)Цель поэзии, конечно, не «приемы», а познание ми­ра и общение между людьми, самопознание, самопострое­ние человеческой личности в процессе познания. (21)Поэтический текст — мощный и глубоко диалектиче-

ский механизм поиска истины, истолкования окружающе­го мира и ориентировки в нем. (22)В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23)Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать ее механизм, ее

Сочинение

Есть люди, которым понятнее простые, информативные тексты, без вычурности и запутанного сюжета. Но люди с богатым воображением и развитой фантазией не довольст­вуются примитивным искусством, им нужна высокая по­эзия, в которой им самим найдется место для сотворчества. Взгляды на искусство этих двух категорий абсолютно про­тивоположны, но именно из субъективного мнения форми­руется и общественное мнение.

Именно об этом говорит известный литературовед Ю. Лотман в данном тексте. Автор поднимает проблему ис­тинной поэзии, которая не должна быть и слишком простой, и чересчур вычурной. Ю. Лотман считает, что идеальная по­эзия — это та, в которой соблюдается баланс между «ожи­даемым» и «неожиданным».

Позиция автора мне понятна и близка, я разделяю мне­ние известного литературоведа. Действительно, в погоне за простотой и ясностью стиха иногда теряются волшебство, магия поэтического слова. И наоборот, если поэта влечет форма, а не содержание, «хорошей» поэзией такие стихи назвать трудно.

В тексте Ю. Лотмана упоминается фамилия А.А. Фета. Вместе с Ф.И. Тютчевым, А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым его причисляли к идеологически консерва­тивному течению, которое было названо русской критикой 1950-х годов «чистым искусством». Оно воспринималось ре­волюционно настроенным обществом негативно, и этому

способствовало мнение Н.А. Некрасова и В.Г. Белинского. Но поэты этой группы были уверены, что поэзия должна быть выше преходящих идей, она должна говорить о веч­ных ценностях — о любви, о природе, о человеке, его душе, о Боге. И они оказались правы. Прошли революции, войны, социальные и природные катаклизмы, а поэзия Ф.И. Тют­чева, А.А. Фета не потеряла своей актуальности. Возьмем, к примеру, хотя бы знаменитое тютчевское:

Не то, что мните вы, природа. Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Кстати сказать, Алексей Толстой, над которым посмеи­вались из-за того, что он игнорировал идеи социал-демократов, входил в группу литераторов, именовавших се­бя Козьмой Прутковым. А уж как коснулось его сатириче­ское перо чиновников и казнокрадов, знает каждый читаю­щий гражданин России!

В начале XX века «будетляне» сбросили «с парохода со­временности» Пушкина, Достоевского и стали писать стихи по-новому. В погоне за формой потерялась не только магия поэзии, но и вообще всякое содержание. Все помнят стихи экспериментатора в области словотворчества и «зауми» В. Хлебникова:

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно!

Не хочется говорить о них, что это «плохие» стихи, но ничего для души в них нет. Наверное, поэтому очень скоро они стали всего лишь признаком исторической эпохи, а Пушкин и Достоевский вернулись к читателю. Д. Хармс, иронизируя, написал В. Хлебникову такое посвящение:

Ногу за ногу заложив, Велимир сидит. Он жив. Все.

Мне кажется, это самая яркая оценка футуристической поэзии. А вот В.В. Маяковский остается с нами без натяж­ки, потому что в своей лирике сумел найти баланс между необычной формой, продиктованной новым временем, и ста­рыми, как мир, истинами.

Быть настоящим поэтом — это значит иметь, как говорил М. Волошин, Божью искру и особый талант чувствовать, пе­реживать, видеть так, как и все остальные люди, но чуточку больше, чем они. Вот тогда поэзия будет «хорошей».

Источники:

http://essay.englishtopic.ru/preobladanie-materialnogo-nad-nravstvennym-po-tekstu-n-v-gogolya-voshedshi-v-zal-chichikov-dolzhen-byl-na-minutu-zazhmurit-glaza/
http://vopvet.ru/news/preobladanie_materialnogo_nad_nravstvennym/2015-07-12-1636
http://lektsia.com/6×3959.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector