Проблема понимания времени и пространства в разных культурных традициях. «время больше пространства…» историческое и мифологическое время в культурном ландшафте

Проблема понимания времени и пространства в разных культурных традициях. «время больше пространства…» историческое и мифологическое время в культурном ландшафте

Проблема понимания времени и пространства в разных культурных традициях. «время больше пространства…» историческое и мифологическое время в культурном ландшафте

6. Анализ и обсуждение результатов самостоятельной работы

Форма работы: фронтальная.

Учитель предлагает заслушать сформулированные вопросы к тексту и помогает учащимся ответить на них; или заслушивает глоссарий и дает необходимые толкования и пояснения, которые учащиеся записывают.

Планируемые результаты: к данному этапу у учащихся формируются представления об общих и отличных свойствах пространства и времени.

7. Беседа о взаимосвязи пространства и времени (на примере химических и физических явлений)

Учитель предлагает учащимся вспомнить модель атома, в которой движение электрона изображается электронным облаком (демонстрируется рисунок). В ходе беседы задается вопрос: «Что показывают отдельные точки, из которых составлено электронное облако?». Очевидно, они показывают положение электрона относительно ядра, то есть их соотношения в категории «пространство». Пространство описывает соотношение объектов в смысле их удаленности друг от друга. При этом внимание учащихся обращается на невозможность однозначного определения местоположения электрона в атоме относительно ядра в каждый данный момент времени. Можно только говорить об определенной степени вероятности его нахождения в той или иной области пространства в каждый момент времени. Чем больше интервал времени наблюдения, тем яснее очерчивается соответствующая область пространства. Таким образом учитель подводит учащихся к мысли, что время и пространство взаимосвязаны. Чем точнее мы пытаемся описать отношения субатомных объектов в категории «время», тем менее точны их отношения в категории «пространство».

При достаточной подготовленности класса учитель может ввести представление о принципе неопределенности Гейзенберга, наиболее точно фиксирующем взаимосвязь пространства и времени в микромире.
Еще одним подтверждением взаимосвязи пространства и времени является появившаяся в начале ХХ века теория относительности А. Эйнштейна, согласно которой пространство и время не носят абсолютный характер, как в классической физике, а принимаются «вещами» относительными и могут изменяться. В теории многое привязывается к скорости света, поэтому зависит от скорости передвижения. Согласно теории относительности при околосветовых скоростях передвижения возможны эффекты замедления времени и сокращения длины.

Планируемые результаты: в результате беседы у учащихся складывается представление о взаимосвязи пространства и времени.
8. Беседа о пространстве и времени как функциях процессов (на примере химических явлений)

8.1. Пространство как функция процессов

В этой части урока учитель обращается к фундаментальному для химии понятию «вещество». Он отмечает, что в отличие от тела, вещество не может быть измерено пространственными категориями: длина, объем и пр., однако оно является как бы первопричиной проявления пространственных свойств тела. Так объем тела напрямую связан с плотностью образующего его вещества, а пространственные размеры тела являются прямой функцией от происходящих с веществом изменений (процессов).

Рассмотрим, например, рост кристалла (демонстрируется видеофрагмент). Кристалл, поглощая из окружающей среды необходимый материал, увеличивается в размере. Процессы, идущие внутри него, увеличивают пространство, занимаемое кристаллом, а не наоборот.

Если нагреть или охладить металлическую проволоку, то под действием внешних условий изменятся параметры взаимодействий внутренних структур. Поэтому межатомные расстояния станут иными, и проволока изменит длину (демонстрируется анимационный фрагмент). В данном случае мы опять видим зависимость пространства от внутренних процессов, идущих в веществе.
8.2. Время как функция процессов

А как обстоит дело со временем? В быту понятие времени обычно ассоциируется с показаниями стрелки часов. На вопрос: «Сколько времени (который час)?» мы, не задумываясь, отвечаем, к примеру: «Половина четвертого». Это значит, что стрелки часов занимают определенные положения на циферблате. Таким образом мы констатируем факт события — положение стрелок.

Делается вывод: пространство и время представляют собой лишь разные грани одного и того же явления.

Предметом изучения в химии является вещество. Все процессы сопровождаются превращениями одних веществ в другие. Эти превращения происходят в пространстве, причем скорость их протекания не одинакова. Относительная длительность процессов позволяет обратиться к категории времени. Можно говорить о том, что применительно к химии «время» имеет смысл относительной длительности процессов превращения веществ. А потому большое значение имеет изучение факторов, влияющих на длительность превращений.
На примере динамической модели процесса синтеза воды (демонстрируется анимационный фрагмент) поясняем, что суть данной реакции заключается в разрушении исходных молекул водорода и кислорода до отдельных атомов, их перегруппировке и образовании молекул воды. Скорость их образования определяется временем, необходимым для протекания перечисленных процессов. В случае синтеза воды, соударения атомов кислорода и водорода в пространстве не всегда могут привести к образованию молекул воды.
Вспоминаем вместе с учащимися понятие энергии активации («энергетический колокол»), необходимой для того, чтобы молекулы исходных веществ стали активными и смогли превратиться в продукты реакции. Чем выше значение энергии активации, тем ниже скорость протекания процесса. Скорости процессов («ход времени») не остаются постоянными. Обсуждаем с учащимися возможность изменения скорости химических процессов под действием четырех факторов: природы реагирующих веществ, температуры, концентрации, катализатора. Понижение величины энергии активации при повышении температуры и с участием катализатора демонстрируется на энергетической диаграмме.
Далее учитель анализирует вместе с учащимися примеры из жизни. Почему молоко следует хранить в холодильнике? (Снижая температуру, мы замедляем «внутреннее время» молока, чтобы оно дольше сохраняло свои свойства.) Для чего металлические трубы покрываются антикоррозийными красками? (Изоляция труб от внешних условий увеличивает срок их службы.)

Затем учитель обсуждает вместе с учащимися представления о катализаторах, как веществах, изменяющих скорость реакции, но при этом не расходующихся; вводит понятие ингибиторов (замедлителей) и активаторов (ускорителей) скоростей внутренних процессов. Катализаторы ускоряют скорость реакций в сотни и тысячи раз, а ингибиторы, наоборот, довольно сильно замедляют их. Это значит, что с помощью данных веществ можно управлять «течением внутреннего времени» каких-либо систем. Например, для ускорения созревания некоторых плодово-ягодных и овощных культур (арбузы, помидоры и др.) иногда применяются специальные добавки, сокращающие срок созревания. Они ускоряют процессы созревания и тем самым как бы «сжимают время» этих культур.

Если же вместо ускоряющих добавок (катализаторы, ферменты) применить ингибиторы, которые сильно замедлят протекание реакций, результат будет противоположный: «внутреннее время» культур растянется, и наблюдателю будет казаться, что культуры созревают слишком долго.

Учитель напоминает учащимся о ферментах (энзимах) как биокатализаторах, их особенностях (белковая природа, кислотность среды и температурный режим), приводит примеры пищеварительных ферментов, в частности, может вспомнить рекламу препарата «Мезим форте» на TV.
Скорости внутренних процессов организма в течение жизни не остаются постоянными, они тоже меняются, а вместе с ними меняется и восприятие внешней динамики. Так, в растущем организме биохимические процессы идут гораздо быстрее, и как следствие — быстрее происходит заживление ран, срастание переломов, проще проходит адаптация к изменяющимся внешним условиям: температуре, давлению, влажности, и т.д. Молодой организм производит больше тепла, и поэтому в одинаковых условиях дети мерзнут меньше, чем пожилые люди. Молодой организм более гибок и лучше держит динамическое равновесие как с окружающей средой, так и внутри себя.

Читать еще:  Помогает ли красная нитка на запястье от сглаза и негатива. Красная нитка от сглаза на запястье

С возрастом скорости процессов начинают замедляться, адаптационные возможности организма снижаются. Вряд ли кто станет спорить и с тем фактом, что в детском возрасте дни кажутся длинными, а пожилом — быстротекущими. Это следствие различия скоростей внутренних процессов, и как результат — различное восприятие динамики окружающего мира.

Планируемые результаты: в результате беседы у учащихся формируется представление о пространстве и времени, как функциях процессов, происходящих с веществами и телами.
III стадия урока — рефлексия, размышление

Учитель предлагает учащимся вернуться к изображениям, представленным на I стадии урока, и ответить на вопросы:

• Как связаны изображенные объекты (и субьекты) с темой урока?

• Какие еще изображения можно добавить в предложенный ряд для иллюстрации рассмотренных на уроке понятий и закономерностей?

Поочередно рассматривая изображения, учащиеся дают комментарий к каждому, опираясь на фрагменты занятия (прием «отсроченная загадка»).

В заключение урока учитель предлагает учащимся прокомментировать слова И. Бродского:

«Время больше пространства.

Пространство — это вещь.

Время же, в сущности, мысль о вещи.

Жизнь — форма времени. »
Журнал «Практика административной работы в школе»

Проблема понимания времени и пространства в разных культурных традициях. «время больше пространства…» историческое и мифологическое время в культурном ландшафте

«Все мои стихи более или менее об одной и той же вещи — о Времени, — говорил Бродский. — О том, что Время делает с человеком». Время — центральная тема в творчестве Бродского, отношением к нему определяется его мировоззрение. Время царит над всем — все, что не время, подвластно времени. Время — враг человека и всего, что человеком создано и ему дорого: «Развалины есть праздник кислорода и времени».

Время вцепляется в человека, который стареет, умирает и превращается в «пыль» — «плоть времени», как ее называет Бродский. Ключевые слова в его поэзии — «осколок», «часть», «фрагмент» и т. п. Один из сборников носит название «Часть речи». Человек — в особенности поэт — является частью языка, который старше его и который продолжит существовать и после того, как время справится с его слугой.

Время и пространство — самая важная дихотомия в философской системе Бродского. «Дело в том, что меня больше всего интересует и всегда интересовало на свете… — это время и тот эффект, который оно оказывает на человека, как оно его меняет, как обтачивает… С другой стороны, это всего лишь метафора того, что вообще время делает с пространством и миром». Разница между временем и пространством выражается у Бродского противопоставлением «идеи» и «вещи».

«Время больше пространства. Пространство — вещь.

Время же, в сущности, мысль о вещи.

Жизнь — форма времени…»

(«Колыбельная Трескового мыса»)

Мысль развивается в эссе «Путешествие в Стамбул» (1985): «… пространство для меня действительно и меньше, и менее дорого, чем время. Не потому, однако, что оно меньше, а потому, что оно — вещь, тогда как время есть мысль о вещи. Между вещью и мыслью, скажу я, всегда предпочтительнее последнее». Пространство есть, проще говоря, «тело», тогда как время связано с мыслью, памятью, чувствами — с «душой».

Отношение Бродского к прошлому отличается ностальгичностью. Существование приобретает «статус реальности» только постфактум, и это объясняет ретроспективный процесс сочинительства и тягу к элегическому жанру. В русском языке глаголы стоят «в длинной очереди к „л“», и поэзия самого Бродского полна временных маркеров из частной и общей истории («фокстрот», «бемоль», «клюква», «абажур», «колючая ель» и т. п.), как, например, в «Эклоге 4-й (зимней)» (1980):

Зима! Я люблю твою горечь клюквы

к чаю, блюдца с дольками мандарина,

твой миндаль с арахисом, граммов двести.

Ты раскрываешь цыплячьи клювы

именами «Ольга» или «Марина»,

произносимыми с нежностью только в детстве

и в тепле. Я пою синеву сугроба

в сумерках, шорох фольги, чистоту бемоля —

точно «чижика» где подбирает рука Господня

Будущее связано с другими, отрицательными качествами — в индивидуальном плане прежде всего со смертью человека. Если будущее вообще что-то значит, говорит Бродский, то это «в первую очередь наше в нем отсутствие. Первое, что мы обнаруживаем, в него заглядывая, — это наше небытие». Поэтому оно описывается в таких терминах, как «холод», «оледененье», «пустота»:

Сильный мороз суть откровенье телу

о его грядущей температуре…

Пахнет, я бы добавил, неолитом и палеолитом.

В просторечии — будущим. Ибо оледененье

есть категория будущего, которое есть пора,

когда больше уже никого не любишь,

даже себя. Когда надеваешь вещи

на себя без расчета все это внезапно скинуть

в чьей-нибудь комнате, и когда не можешь

выйти из дому в одной голубой рубашке,

не говоря — нагим. Я многому научился

у тебя, но не этому. В определенном смысле,

в будущем нет никого; в определенном смысле,

в будущем нам никто не дорог.

настает, когда кто-нибудь умирает.

То, что в жизни воспринимается как неприятное и отрицательное, есть на самом деле крик будущего, пытающегося прорваться в настоящее. Единственное, что может мешать будущему слиться с прошлым, это короткий отрезок времени, являющийся настоящим — символизированный в «Эклоге 4-й» человеком и его теплым телом (заметьте эффектную разбивку строф между двумя последними строками):

Жизнь моя затянулась. Холод похож на холод,

время — на время. Единственная преграда —

теплое тело. Упрямое, как ослица,

стоит оно между ними, поднявши ворот,

как пограничник держась приклада,

грядущему не позволяя слиться

С годами человек становится все более незримым — как намек на это слияние, то есть на его отсутствие во времени. Как в «Литовском ноктюрне» 1973 года (курсив — мой):

входит в моду с годами — как тела уступка душе,

как намек на грядущее, как маскхалат

Рая, как затянувшийся минус.

Ибо все в барыше

от отсутствия, от

бестелесности: горы и долы,

медный маятник, сильно привыкший к часам,

Бог, смотрящий на все это дело с высот,

соглядатай, ты сам.

Когда человек выпадает из хронотопа, он сам становится временем, чистым Временем. (В отличие от «реального времени», в котором мы сами пока присутствуем, «чистое», бессубъектное, время пишется у Бродского с большой буквы.) Настоящее исчезает, и прошлое и будущее сливаются. Одним из образов этого у Бродского служит космос:

Вас убивает на внеземной орбите

отнюдь не отсутствие кислорода,

но избыток Времени в чистом, то есть

без примеси вашей жизни, виде.

Христианская теология с ее представлением о вечной жизни в конце перспективы чужда Бродскому. Вечность является «лишь толикой Времени, а не — как это принято думать — наоборот». В пьесе «Мрамор» (1984) Туллий уточняет эту мысль в полемике с Публием:

То есть тебе вечной жизни хочется. Вечной — но именно жизни. Ни с чем другим это прилагательное связывать не желаешь. Чем более вечной, тем более жизни, да?

Туллий поэтому предлагает Публию стать христианином — «Потому что варвару всегда проще стать христианином, чем римлянином». Цель же Туллия — слиться со Временем:

Читать еще:  Что такое классицизм в русской литературе. Классицизм в русской литературе XVIII века и его своеобразие

Главное — это Время. Так учил нас Тиберий. Задача Рима — слиться со Временем. Вот в чем смысл жизни. Избавиться от сантиментов! От этих ля-ля о бабах, детишках, любви, ненависти. Избавиться от мыслей о свободе. Понял? И ты j сольешься со Временем. Ибо ничего не остается, кроме Времени. И тогда можешь даже не шевелиться — ты идешь вместе с ним. Не отставая и не обгоняя. Ты — сам часы. А не тот, кто на них смотрит… Вот во что верим мы, римляне. Не зависеть от Времени — вот свобода.

Движение в пространстве есть, согласно Туллию, «горизонтальная тавтология», ибо каждое путешествие кончается возвращением. Одновременно путешествование — единственный способ воодушевить пространство. Но есть другая форма путешествования — одностороннее движение, уносящее человека за границу пространства. Это движение во времени и пространстве — необратимое. Говоря об «Энеиде», Бродский замечает (в «Путешествии в Стамбул»), что Вергилий первым в истории литературы предложил принцип линейности: «его герой никогда не возвращается; он всегда уезжает» [4] . Такой путешественник движется со Временем. Хотя отношение Бродского ко времени и пространству нехристианское, оно тем не менее линейное. В стихотворении «Итака» (1993) он берет циклическое миропонимание Гомера вергилиевской хваткой и лишает миф его голливудского конца:

Воротиться сюда через двадцать лет,

отыскать в песке босиком свой след.

И поднимет барбос лай на весь причал

не признаться, что рад, а что одичал.

Хочешь, скинь с себя пропотевший хлам;

но прислуга мертва опознать твой шрам.

А одну, что тебя, говорят, ждала,

не найти нигде, ибо всем дала.

Твой пацан подрос; он и сам матрос,

и глядит на тебя, точно ты — отброс.

И язык, на котором вокруг орут,

разбирать, похоже, напрасный труд.

В личном плане Бродский видит жизнь именно как «улицу с односторонним движением», «более или менее развивающейся линейным образом»; так же, как нельзя ступить в одну реку или топтать один асфальт два раза, нельзя вернуться к своему прошлому. Как в стихотворении «По дороге на Скирос» (1967), он говорит о Тезее:

Теперь уже и вправду — навсегда.

Ведь если может человек вернуться

на место преступленья, то туда,

где был унижен, он прийти не сможет.

«Унижение» и «любовь» — две причины, делающие возвращение к тому, что было, — к прошлой жизни, женщине, городу, — невозможным: «Там ничего не зарыто, кроме собаки». В стихотворении «Декабрь во Флоренции» (1976), о Данте и его родном городе, о поэте и изгнании, через Флоренцию проступает как двойное экспонирование другой город — Ленинград:

Есть города, в которые нет возврата. Солнце бьется в их окна, как в гладкие зеркала. То

есть в них не проникнешь ни за какое злато.

Там всегда протекает река под шестью мостами.

Там есть места, где припадал устами

тоже к устам и пером к листам. И

там рябит от аркад, колоннад, от чугунных пугал;

там толпа говорит, осаждая трамвайный угол,

на языке человека, который убыл.

Возвращение делается невозможным не только из-за скверной политической системы, а по другим, более глубоким психологическим причинам. «Просто человек двигается только в одну сторону. И только — от. От места, от той мысли, которая пришла ему в голову, от самого себя… То есть это все время покидание того, что испытано, что пережито. Все большее и большее удаление от источника, от вчерашнего дня, от позавчерашнего дня и так далее, и так далее».

Эти мысли и мотивы связаны с другим противопоставлением в философской системе Бродского — между кочевником и оседлым человеком. Здесь можно усмотреть влияние Льва Шестова и его идей (в «Апофеозе беспочвенности», 1905). Но мысли эти питались и личным опытом Бродского; его жизнь была бегством, постоянно длящимся путешествием, превратившим его в конце концов в кочевника: «Я говорю не как оседлый человек, а как кочевник. Так случилось, что в 32 года мне выпала монгольская участь. Я слушаю, но… слушаю как из седла».

[Фото 17. В 1977 г. Бродский переехал из Мичигана в Нью-Йорк — на Мортон-стрит, 44. Надпись на калитке соответствует взгляду на жизнь новоявленного американского гражданина: «PRIVATE. DO NOT TRESPASS». Фото Л. Лосева.]

Путешествию индивидуума во времени и пространстве соответствует в истории подобное движение в сторону небытия. Не столько из-за атомной угрозы или других военных действий, сколько потому, что общества и цивилизации подвластны той же «войне замедленного действия», что и человек. Самую большую угрозу Бродский видит в демографических изменениях, ведущих к гибели западной цивилизации, то есть культуры, основанной на индивидууме. Рост населения, маргинализация христианского мира (для Бродского, как для Мандельштама, «христианство» — прежде всего понятие цивилизационное) и сдача позиций в пользу «антииндивидуалистического пафоса перенаселенного мира» — тема, которая становится для Бродского с годами все важнее, как, например, в стихотворении «Сидя в тени» (1983):

Дело столь многих рук

гибнет не от меча,

но от дешевых брюк,

Будущее отдельного человека совпадает с будущим мира: смерть индивидуума со смертью индивидуализма. Отношение Бродского к такому развитию фаталистически смиренное, ибо

Проблема понимания времени и пространства в разных культурных традициях. «время больше пространства…» историческое и мифологическое время в культурном ландшафте

2. Структура урока
1 стадия урока – вызов
После объявления темы урока учащимся предлагается составить мини- рассказ на основе просмотра изображений ( изображения: космос, фотография, часы, упаковка лекарства, портрет Эйнштейна, кристалл, пакет молока).

Планируемые результаты: учитель предлагает заслушать 2-3 рассказа, обсудить и подвести учащихся к мысли, что основными понятиями, рассматриваемыми на данном уроке, станут понятия «пространство», «время», «физические тела», а так же связь между ними. Окончание обсуждения взаимосвязи изображений и оценки мыслей учащихся переносится на конец урока (приём «Отсроченная отгадка»). После этого объявляются основные цели урока.
2 стадия урока – изучение и осмысление новой информации.
2.1.Вводное слово учителя.

В обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся с понятиями «пространство» и «время». Для нас это нечто известное, привычное и очевидное. Но вот сформулировать их значение непросто. О том, что такое пространство и время, люди задумывались ещё в глубокой древности. Вот лишь некоторые высказывания, посвящённые пространству:

  • «Пространство суть пустое, абсолютное вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению к нему» (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.)
  • «Пространство представляет собой совокупность мест, занимаемых телами» (Аристотель)
  • «Пространство трёхмерно, непрерывно, однородно, изотропно» (И. Ньютон)

2.2. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: попытайтесь дать определение пространству и времени на основании, имеющегося у вас опыта.

Форма работы: групповая
2.3. Анализ и обсуждение результатов самостоятельной работы.

Форма работы: фронтальная (эвристическая беседа). Учащиеся высказывают свои мнения (выступают представители групп), учитель организует сравнение и анализ, высказанных определений.

Затем следуют комментарии учителя: с позиции здравого смысла «пространство» идентифицируется с непрерывной протяжённостью, рассматриваемой либо как пустота, либо как, то, что содержит в себе вещи, будь то пылинка, скопление галактик или даже вселенная как целое. «Время» интерпретируется как переход от прошлого к будущему или как среда, в которой события направлены так, что мы говорим о потоке или течении.

Читать еще:  Божественная литургия: что означает, из чего состоит, когда проводится. Первые шаги в храме

Планируемые результаты: на основании самостоятельной поисковой деятельности и организованного учителем обсуждения у учащихся складываются представления о категориях пространства и времени, выделяющие эти понятия из сферы интуитивных знаний.
2.4 Беседа о формах пространства и времени.

Форма работы: фронтальная

В зависимости от областей изучения выделяют несколько типов пространства и времени. Выскажите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите следующие словосочетания: космическое пространство, воздушное пространство, степное пространство, пространство межу перегородками, информационное пространство, межклеточное пространство, лесное пространство, физическое время, геологическое время, биологическое время, историческое время.

Учитель предлагает высказаться, а затем ещё раз подчёркивает различие в понимании категорий «пространство» и «время» в различных ситуациях и для описания различных явлений.
2.5. Самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Учитель организует самостоятельную работу учащихся с новой для них информацией (информационный текст на печатной основе)

Задания учащимся: прочитать текст и найти информацию на заданную тему, осмыслить новую информацию. Выполнить предложенные в тексте задания. Выявить в тексте неизвестные слова и термины, задать к ним вопросы или составить глоссарий.
Основные смысловые фрагменты текста.

Пространство и время являются формами существования материи. Они имеют ряд свойств, как общих, так и отличающихся друг от друга. Разобраться в этом поможет диаграмма Венна – Эйлера, которая показывает возможные отношения между множествами и событиями (пересекающиеся круги Эйлера). В средней части диаграммы, в области пресечения двух понятий нужно вписать общие свойства, а в соответствующих кругах – отличительные свойства пространства и времени.

  • Общие свойства пространства и времени:объективность, вечность, бесконечность и безграничность, абсолютность и относительность; непрерывность и вместе с тем дискретность, внутренняя противоречивость.
  • Отличительные свойства пространства и времени.

2.6. Анализ и обсуждение результатов самостоятельной работы.

Форма работы: фронтальная.

Учитель предлагает заслушать сформулированные вопросы тексту и помогает учащимся ответить на них или заслушать глоссарий при этом учитель даёт необходимые толкования и пояснения, которые учащиеся записывают.

Планируемые результаты: к данному этапу у учащихся формируется представление об общих и отличительных свойствах пространства и времени.
2.7. Беседа о взаимосвязи пространства и времени ( на примере явлений).

Форма работы: фронтальная.

Учитель демонстрирует учащимся рисунки, на которых изображены модель атома. В которой движение электрона изображается электронным облаком и фотографию следов путей звёзд в околополярной области. В ходе беседы, задаётся вопрос: Что показывают отдельные точки, из которых составлено электронное облако на рисунке и концентрические дуги на фотографии. Очевидно, что и те и другие показывают относительные положения: в первом случае электрона относительно ядра, а во втором случае следы путей звёзд относительно северного полюса (точки, которая остаётся неподвижной при суточном движении звёзд), то есть их соотношения в категории «пространство». Пространство описывает соотношение объектов в смысле их удалённости друг от друга. При этом внимание учащихся обращается на невозможность однозначного определения местоположения электрона в атоме относительно ядра или звезды относительно северного полюса в каждый данный момент времени. Можно только говорить об определённой степени вероятности их нахождения в той или иной области пространства в каждый момент времени. Чем больше интервал времени наблюдения, тем яснее очерчивается соответствующая область пространства. Таким образом, учитель подводит учащихся к мысли, что время и пространство взаимосвязаны. Чем точнее мы пытаемся описать отношения объектов в категории время, тем менее точны их отношения в категории «пространство».

Ещё одним подтверждением взаимосвязи пространства и времени является появившаяся в начале 20-го века теория относительности А. Эйнштейна, согласно которой пространство и время не носят абсолютный характер, как в классической физике, а принимаются «вещами» относительными и могут изменяться. В теории многое привязывается к скорости света, поэтому зависит от скорости передвижения. Согласно теории относительности при околосветовых скоростях передвижения возможны эффекты замедления времени и сокращения длины.

Планируемые результаты: в результате беседы у учащихся складывается представление о взаимосвязи пространства и времени.
2.7. Беседа о взаимосвязи пространства и времени как функциях процессов.

Форма работы: фронтальная.

Пространство как функция процессов.

В этой части урока учитель обращается к фундаментальному понятию «вещество». Он отмечает, что в отличие от физических тел вещество не может быть измерено пространственными категориями: длина объём и прочее, однако оно является как бы первопричиной проявления пространственных свойств тела. Так, объём тела напрямую связан с плотностью образующего его вещества, а пространственные размеры тела являются прямой функцией от происходящих с веществом изменений (процессов).

Рассмотрим, например, рост кристаллов (демонстрируется видеофрагмент). Кристалл, поглощая из окружающей среды необходимый материал, увеличивается в размере. Процессы, идущие внутри него, увеличивают пространство, занимаемое кристаллом, а не наоборот.

Если нагреть или охладить металлическую проволоку, то под действием внешних условий изменятся параметры взаимодействий внутренних структур. Поэтому межатомные расстояния станут иными и проволока изменит длину (демонстрируется анимационный фрагмент). В данном случае мы опять видим зависимость пространства от внутренних процессов, идущих в веществе.

Время как функция процессов.

А как обстоит дело со временем? В быту понятие времени ассоциируется с показаниями стрелки часов. Отвечая на вопрос: «Сколько времени?», мы константируем факт события – положение стрелок.

Делается вывод: пространство и время представляют собой лишь разные грани одного и того же явления.

Далее учитель анализирует вместе с учащимися примеры из жизни:

– Почему молоко следует хранить в холодильнике? (Снижая температуру мы замедляем «внутреннее время молока, чтобы оно дольше сохраняло свои свойства).

– Для чего металлические трубы покрываются антикоррозийным покрытием? (Изоляция труб от внешних условий продлевает срок их службы)

Далее учитель просит привести учащихся свои примеры из жизни о времени как функции процессов, происходящих с веществами и телами. Можно всё высказанное оформить в виде схемы ( кластера).

Уменьшение трения (смазка деталей) Увеличивает срок их эксплуатации

Применение веществ, изменяющих Сокращение сроков созревания культур

скорость течения процессов в

живых организмах. Применение лекарственных препаратов

Изменение скорости процессов Различное восприятие динамики

в организме человека

в течение жизни внешнего мира ( для детей дни кажутся . длиннее, чем для пожилых людей.)

Планируемые результаты: в результате беседы у учащихся формируется представление о пространстве и времени как функциях процессов, происходящих с веществами и телами.
3-я стадия урока – рефлексия, размышление.

Учитель предлагает учащимся вернуться к изображениям, представленным на 1-ой стадии урока, и ответить на вопросы:

  • Как связаны, изображённые объекты с темой урока?
  • Какие ещё изображения можно добавить в предложенный ряд для иллюстрации рассмотренных на уроке понятий и закономерностей?

Поочерёдно рассматривая изображения, учащиеся дают комментарий к каждому, опираясь на фрагменты занятия (приём «отсроченная загадка»).

В заключении урока учитель предлагает учащимся прокомментировать слова

Источники:

http://asyan.org/potra/%C2%AB%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%B8+%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F%C2%BBa/main.html
http://www2.e-reading.club/chapter.php/1028153/4/Yangfeldt_-_Yazyk_est_Bog._Zametki_ob_Iosife_Brodskom.html
http://davaiknam.ru/text/urok-po-teme-prostranstvo-i-vremya

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии