Приобщение дошкольников и истокам русской культуры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Фомина Елена Ивановна
Воспитатель, МБДОУ “Детский сад №15”, г. Саров
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Фомина Е.И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/priobshchenie-detei-k-istokam-russkoi-narodnoi-kultury (дата обращения: 13.02.2020 ).
Настоящее время характеризуется становлением новой системы образования: определен стандарт педагога, разработаны рамочные документы, определяющие каким должен быть образовательный процесс (Закон об образовании в РФ, ФГОС ДО). Однако определение содержания обучения, выбор методов и приемов отданы на откуп педагогам.
Говоря о воспитании моральных и нравственных качеств, нам думается, что возникла необходимость вернуться к наилучшим традициям нашего народа, его вековым корням.
Можно сделать вывод, что внедрение новых технологий на основе сложившихся традиций самый верный способ получить хороший результат в виде выполнения целевых ориентиров.
Одним из принципов ФГОС ДО является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:
- Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной общеобразовательной программы.
- Ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования в ДОУ на основе отечественной соцкультурной традиции.
На наш взгляд осознанное формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую во 2 младшей группе.
Наблюдения за детьми группы помогли мне определить систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников.
Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
- Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
- Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.
Разработанный перспективный план расчитан на 4 года деятельности по следующим направлениям:
- Знакомство с национальным бытом;
- Знакомство с русским народным творчеством;
- Знакомство с русскими народными играми;
- Знакомство с традициями;
- Праздниками.
Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.
Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, кружковую работу, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.
Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
• принцип комплексного и интегративного подхода – приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
• принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:
Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
Использует в игре предметы быта русского народа;
Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания).
Приоритетными остаются методы и приемы:
- Проблемно – поисковые вопросы;
- Введение нового персонажа;
- Разбор пословиц и поговорок;
- Творческие задачи ;
- Объяснение происхождения слов;
- Метод аналогии;
- Работа с моделями и схемами.
Первое направление предусматривает знакомствол с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Второе направление – дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.
Третье направление – дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.
Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое
Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др.
В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе должен быть создан мини музей «Русский народный уголок», «Дорогая наша Русь» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок – передвижек по теме.
При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица – недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.
Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.
Для них предлагаем провести:
– анкетирование «Что вы знаете?»
– консультации «Моя Россия». «История одной вещи»
– Мастер – класс «Как сделать книжку-малышку»
– оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые »и тд.
Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
- Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
- Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
- Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005.
- Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1970.
- Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009.
- Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. М.: Сфера, 2006.
- Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2007.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1989.
- Неизведанное рядом / О.В. Дыбина и др. М.: Сфера, 2010.
- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Саров, 2001.
- Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.
“Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры”
методическая разработка (старшая группа)
“Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры” авторы О.Л.Князева, М.Д.Маханева.
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2,5 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Актуальность темы:
Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно – нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими – то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Гражданское, патриотическое, духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Задачи:
1.Воспитывать интерес к познанию культуры русского народа.
2.Дать представления об особенностях жизни русского народа, его лучших национальных качествах в разнообразных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, художественной, театральной.
3.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению со взрослыми и со сверстниками.
4. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову.
5.Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
Беседы «Народные традиции».
Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
Дидактические игры: «Русский народный костюм»;
Драматизация русских народных сказок: «Репка»;
«Лиса и заяц»;
«Лиса и волк» и т.д.
Праздник «Широкая масленица»
Развлечения: Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.
Использование народных игр: «Гуси – лебеди»;
«У медведя во бору»;
в том числе хороводных – «Кукушка»; «Заинька – горностаинька»; «Овощи»; «Игра с колокольчиком» и т.д.
Кроме того, параллельно ведётся просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям.
С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации
- «Фольклор в воспитании детей».
- «Пойте своим детям колыбельные».
- «Влияние народных праздников на духовно – нравственное воспитание личности ребенка».
- «Роль сказки в развитии речи детей».
- «Учите детей отгадывать загадки».
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
В заключение можно сделать вывод:
У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в выборе дети все – таки отдают предпочтение знакомым праздникам. У детей отмечается активный интерес, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
У родителей:
Познакомились с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей. Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
В группе совместно с родителями был создан музей народного быта, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
Создана картотека подвижных народных игр и фольклора.
Выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества (Пасхальные яйца», матрешки, бумажные и тряпичные куколки)
Тематические выставки «Дымка», «Гжель», «Хохлома», «Городец» и др.
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
Дата публикации: 17.03.2017 2017-03-17
Статья просмотрена: 299 раз
Библиографическое описание:
Жукова В. В., Крикунова О. Н., Смирнова А. В. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры // Молодой ученый. 2017. №11.1. С. 17-22. URL https://moluch.ru/archive/145/40638/ (дата обращения: 13.02.2020).
Одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения является приобщение детей к русской национальной культуре, ведь без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах. И вряд ли кто-то будет спорить с тем, что детские впечатления самые яркие. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Хочется поделиться с коллегами некоторыми наиболее удачными мероприятиями, которые мы провели в процессе работы над проектом по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Все мы когда-то были детьми и помним какое удовольствие нам доставляли святочные гулянья с их неотъемлемой частью колядками и таинственными гаданиями, поэтому одной из тем нашего проекта стали «Рождественские святки».
Нам удалось не просто познакомить детей с историей праздника, но и окунуться в атмосферу старины, познакомиться с традициями празднования Рождества и Рождественских святок (фото 1 «Коляда-коляда, отворяй ворота»).
Очень кропотливая и интересная подготовительная работа была проведена по сбору информации при оформлении альбома «Рождественские традиции нашей семьи», в ходе которой дети узнали много нового о своих семьях, а родители, окунувшись в атмосферу детства пополняли наш альбом все новыми и новыми сведениями. Тут и более старшему поколению нашлась работа, наши бабушки с энтузиазмом взялись за оформление альбома «Рождественские приметы и суеверия», который мы с детьми с любопытством рассматривали, а некоторые приметы даже проверили экспериментальным путем. Кроме того, мы выучили огромное количество колядок, песенок и частушек, что невозможно было этим не воспользоваться. Шумной, веселой и ряженой гурьбой мы отправились славить Христа и колядовать по группам нашего детского сада. Дети, а вместе с ними и мы испытали искренний восторг и радость от нашего шумного действа. А уж с какой радостью детвора разбирала мешок с колядочным угощеньем! (фото 2 «С плясками, с колядками, с большим мешком, да за вкусным пирожком»).
Не упустили мы возможность заглянуть и в свое будущее. Организовали вечер святочных гаданий, где с большим удовольствием пели подблюдные песни, лили воск, задавали шуточные вопросы и тянули фанты с предсказаниями. (фото 3 «Раз в крещенский вечерок, ребятня гадала…»)
А закончились наши святочные гуляния умыванием крещенской водой.
Надо ли говорить о том, что дети были в восторге и начали интересоваться какой же следующий праздник по народному календарю?.
Еще одной яркой страничкой нашего проекта стала широкая масленица с ее неповторимым блинным ароматом и веселыми забавами.
Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами.
В ходе масленичной недели ребята узнали о том, как на Руси зиму провожали, кто такая Масленица, познакомились с легендами о том, почему люди сжигают соломенное чучело. Научились своими руками делать куколку, домашнюю масленицу, которой можно доверить свои сокровенные желания, изготавливать украшения для блинов.
Фото 4. Лоскутная кукла «Домашняя масленица»
С огромным удовольствием поиграли в народные игры и выучили большое количество весенних закличек.
А наши родители помогли нам отыскать и красочно оформить старинные рецепты блинов, которые мы с удовольствием приготовили, попробовали сами и других угостили. Многие в нашем детском саду впервые попробовали пшенные и гречневые блины, а о блинах с припеком даже не слышали (фото 5 «Как на масленой неделе со стола блины летели. »)
Итогом масленичной недели стало праздничное мероприятия на улице с традиционными играми, хороводами, песнями, веселыми конкурсами, неизменным поеданием блинов и сожжением масленичного чучела.
Фото 6. «Масленица годовая, наша гостья дорогая»
Вот так шумно и весело мы проводили зиму!
А впереди нас ждала встреча весны с закликанием птиц и выпеканием пышных жаворонков (фото 7 «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите!»)
Мы познакомились с историей и традициями празднования дня весеннего равноденствия, узнали откуда у этого праздника двойное название «Сороки» или «Жаворонки» и даже оформили альбом с легендами об этом дне. Дети с интересом подбирали иллюстрации, создавали различные творческие работы для оформления нашего альбома. И родители тоже не остались в стороне, поделились с нами рецептами теста для приготовления традиционной выпечки «Жаворонков». А бабушки удивили нас различными вариантами разделки теста для «Жаворонков». А потом и сами ребята продемонстрировали свое мастерство. Жаворонки получились на славу! (Фото 8 «Жаворонки пышные, румяные, золотистые»).
Кроме того, мы научились скручивать жаворонков из ткани, из бумаги, выучили весенние заклички, песенки, веснянки и подготовили для встречи птиц разнообразные скворечники, которые подарили детскому саду.
Ребята узнали много нового, интересного и конечно же им захотелось поделиться своими знаниями с другими детьми нашего сада. Мы подготовили театрализованное действо, с песнями хороводами, стихами, закличками и веселыми народными играми. Праздник удался на славу!
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Участвуя в таких мероприятиях, дети, родители и педагоги с увлечением передают свои знания и получают своеобразный творческий импульс.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность ребенка, способствуем воспитанию черт русского характера, русской ментальности, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее.
- Князева О. Л., Маханева О. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. «Детство-Пресс», 2015.
- Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. «Управление ДОУ», 2005.
- Дайн Г. Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. М., 2001.
- Картушина М. Ю. Русские народные праздники. М., 2006.
- Костомаров Н. И. Русские нравы. М., 1995.
Источники:
http://kssovushka.ru/zhurnal/5/207-priobshchenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-russkoi-narodnoi-kultury/
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/22/priobshchenie-doshkolnikov-k-istokam-russkoy-narodnoy
http://moluch.ru/archive/145/40638/