Приобщение дошкольников и истокам русской культуры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Приобщение дошкольников и истокам русской культуры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Фомина Елена Ивановна

Воспитатель, МБДОУ “Детский сад №15”, г. Саров

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фомина Е.И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/priobshchenie-detei-k-istokam-russkoi-narodnoi-kultury (дата обращения: 13.02.2020 ).

Настоящее время характеризуется становлением новой системы образования: определен стандарт педагога, разработаны рамочные документы, определяющие каким должен быть образовательный процесс (Закон об образовании в РФ, ФГОС ДО). Однако определение содержания обучения, выбор методов и приемов отданы на откуп педагогам.

Говоря о воспитании моральных и нравственных качеств, нам думается, что возникла необходимость вернуться к наилучшим традициям нашего народа, его вековым корням.

Можно сделать вывод, что внедрение новых технологий на основе сложившихся традиций самый верный способ получить хороший результат в виде выполнения целевых ориентиров.

Одним из принципов ФГОС ДО является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:

  1. Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной общеобразовательной программы.
  2. Ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования в ДОУ на основе отечественной соцкультурной традиции.

На наш взгляд осознанное формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую во 2 младшей группе.

Наблюдения за детьми группы помогли мне определить систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников.

Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

  1. Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
  2. Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
  3. Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.

Разработанный перспективный план расчитан на 4 года деятельности по следующим направлениям:

  1. Знакомство с национальным бытом;
  2. Знакомство с русским народным творчеством;
  3. Знакомство с русскими народными играми;
  4. Знакомство с традициями;
  5. Праздниками.

Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.

Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, кружковую работу, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.

Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
• принцип комплексного и интегративного подхода – приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
• принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:

Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского народа;

Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания).

Приоритетными остаются методы и приемы:

  • Проблемно – поисковые вопросы;
  • Введение нового персонажа;
  • Разбор пословиц и поговорок;
  • Творческие задачи ;
  • Объяснение происхождения слов;
  • Метод аналогии;
  • Работа с моделями и схемами.

Первое направление предусматривает знакомствол с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Второе направление – дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.

Читать еще:  Знаки парковка запрещена и стоянка. Зоны действия знаков остановка и стоянка запрещена

Третье направление – дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.

Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое
Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др.

В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.

Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе должен быть создан мини музей «Русский народный уголок», «Дорогая наша Русь» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок – передвижек по теме.

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица – недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.

Для них предлагаем провести:

– анкетирование «Что вы знаете?»

– консультации «Моя Россия». «История одной вещи»

– Мастер – класс «Как сделать книжку-малышку»

– оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые »и тд.

Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
  4. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
  6. Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004.
  7. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
  8. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005.
  10. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1970.
  11. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007.
  12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009.
  13. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. М.: Сфера, 2006.
  14. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2007.
  15. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1989.
  16. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина и др. М.: Сфера, 2010.
  17. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Саров, 2001.
  18. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.

“Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры”
методическая разработка (старшая группа)

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры” авторы О.Л.Князева, М.Д.Маханева.

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2,5 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

Актуальность темы:

Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно – нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими – то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.

Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Читать еще:  Толстой федор петровичкартины и биография. Значение толстой федор петрович в краткой биографической энциклопедии

Гражданское, патриотическое, духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Задачи:

1.Воспитывать интерес к познанию культуры русского народа.

2.Дать представления об особенностях жизни русского народа, его лучших национальных качествах в разнообразных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, художественной, театральной.

3.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению со взрослыми и со сверстниками.

4. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову.

5.Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

Беседы «Народные традиции».

Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;

Дидактические игры: «Русский народный костюм»;

Драматизация русских народных сказок: «Репка»;

«Лиса и заяц»;
«Лиса и волк» и т.д.

Праздник «Широкая масленица»

Развлечения: Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

Использование народных игр: «Гуси – лебеди»;

«У медведя во бору»;

в том числе хороводных – «Кукушка»; «Заинька – горностаинька»; «Овощи»; «Игра с колокольчиком» и т.д.

Кроме того, параллельно ведётся просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям.

С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации

  • «Фольклор в воспитании детей».
  • «Пойте своим детям колыбельные».
  • «Влияние народных праздников на духовно – нравственное воспитание личности ребенка».
  • «Роль сказки в развитии речи детей».
  • «Учите детей отгадывать загадки».

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

В заключение можно сделать вывод:

У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в выборе дети все – таки отдают предпочтение знакомым праздникам. У детей отмечается активный интерес, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
У родителей:
Познакомились с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей. Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.

В группе совместно с родителями был создан музей народного быта, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
Создана картотека подвижных народных игр и фольклора.
Выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества (Пасхальные яйца», матрешки, бумажные и тряпичные куколки)

Тематические выставки «Дымка», «Гжель», «Хохлома», «Городец» и др.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Дата публикации: 17.03.2017 2017-03-17

Статья просмотрена: 299 раз

Библиографическое описание:

Жукова В. В., Крикунова О. Н., Смирнова А. В. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 17-22. — URL https://moluch.ru/archive/145/40638/ (дата обращения: 13.02.2020).

Одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения является приобщение детей к русской национальной культуре, ведь без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах. И вряд ли кто-то будет спорить с тем, что детские впечатления самые яркие. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Хочется поделиться с коллегами некоторыми наиболее удачными мероприятиями, которые мы провели в процессе работы над проектом по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Все мы когда-то были детьми и помним какое удовольствие нам доставляли святочные гулянья с их неотъемлемой частью колядками и таинственными гаданиями, поэтому одной из тем нашего проекта стали «Рождественские святки».

Нам удалось не просто познакомить детей с историей праздника, но и окунуться в атмосферу старины, познакомиться с традициями празднования Рождества и Рождественских святок (фото 1 «Коляда-коляда, отворяй ворота»).

Читать еще:  Архип кузнец. Глава VI Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому? Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку

Очень кропотливая и интересная подготовительная работа была проведена по сбору информации при оформлении альбома «Рождественские традиции нашей семьи», в ходе которой дети узнали много нового о своих семьях, а родители, окунувшись в атмосферу детства пополняли наш альбом все новыми и новыми сведениями. Тут и более старшему поколению нашлась работа, наши бабушки с энтузиазмом взялись за оформление альбома «Рождественские приметы и суеверия», который мы с детьми с любопытством рассматривали, а некоторые приметы даже проверили экспериментальным путем. Кроме того, мы выучили огромное количество колядок, песенок и частушек, что невозможно было этим не воспользоваться. Шумной, веселой и ряженой гурьбой мы отправились славить Христа и колядовать по группам нашего детского сада. Дети, а вместе с ними и мы испытали искренний восторг и радость от нашего шумного действа. А уж с какой радостью детвора разбирала мешок с колядочным угощеньем! (фото 2 «С плясками, с колядками, с большим мешком, да за вкусным пирожком»).

Не упустили мы возможность заглянуть и в свое будущее. Организовали вечер святочных гаданий, где с большим удовольствием пели подблюдные песни, лили воск, задавали шуточные вопросы и тянули фанты с предсказаниями. (фото 3 «Раз в крещенский вечерок, ребятня гадала…»)

А закончились наши святочные гуляния умыванием крещенской водой.

Надо ли говорить о том, что дети были в восторге и начали интересоваться какой же следующий праздник по народному календарю?.

Еще одной яркой страничкой нашего проекта стала широкая масленица с ее неповторимым блинным ароматом и веселыми забавами.

Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами.

В ходе масленичной недели ребята узнали о том, как на Руси зиму провожали, кто такая Масленица, познакомились с легендами о том, почему люди сжигают соломенное чучело. Научились своими руками делать куколку, домашнюю масленицу, которой можно доверить свои сокровенные желания, изготавливать украшения для блинов.

Фото 4. Лоскутная кукла «Домашняя масленица»

С огромным удовольствием поиграли в народные игры и выучили большое количество весенних закличек.

А наши родители помогли нам отыскать и красочно оформить старинные рецепты блинов, которые мы с удовольствием приготовили, попробовали сами и других угостили. Многие в нашем детском саду впервые попробовали пшенные и гречневые блины, а о блинах с припеком даже не слышали (фото 5 «Как на масленой неделе со стола блины летели. »)

Итогом масленичной недели стало праздничное мероприятия на улице с традиционными играми, хороводами, песнями, веселыми конкурсами, неизменным поеданием блинов и сожжением масленичного чучела.

Фото 6. «Масленица годовая, наша гостья дорогая»

Вот так шумно и весело мы проводили зиму!

А впереди нас ждала встреча весны с закликанием птиц и выпеканием пышных жаворонков (фото 7 «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите!»)

Мы познакомились с историей и традициями празднования дня весеннего равноденствия, узнали откуда у этого праздника двойное название «Сороки» или «Жаворонки» и даже оформили альбом с легендами об этом дне. Дети с интересом подбирали иллюстрации, создавали различные творческие работы для оформления нашего альбома. И родители тоже не остались в стороне, поделились с нами рецептами теста для приготовления традиционной выпечки «Жаворонков». А бабушки удивили нас различными вариантами разделки теста для «Жаворонков». А потом и сами ребята продемонстрировали свое мастерство. Жаворонки получились на славу! (Фото 8 «Жаворонки пышные, румяные, золотистые»).

Кроме того, мы научились скручивать жаворонков из ткани, из бумаги, выучили весенние заклички, песенки, веснянки и подготовили для встречи птиц разнообразные скворечники, которые подарили детскому саду.

Ребята узнали много нового, интересного и конечно же им захотелось поделиться своими знаниями с другими детьми нашего сада. Мы подготовили театрализованное действо, с песнями хороводами, стихами, закличками и веселыми народными играми. Праздник удался на славу!

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Участвуя в таких мероприятиях, дети, родители и педагоги с увлечением передают свои знания и получают своеобразный творческий импульс.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность ребенка, способствуем воспитанию черт русского характера, русской ментальности, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее.

  1. Князева О. Л., Маханева О. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. «Детство-Пресс», 2015.
  2. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. «Управление ДОУ», 2005.
  3. Дайн Г. Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. М., 2001.
  4. Картушина М. Ю. Русские народные праздники. М., 2006.
  5. Костомаров Н. И. Русские нравы. М., 1995.

Источники:

http://kssovushka.ru/zhurnal/5/207-priobshchenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-russkoi-narodnoi-kultury/
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/22/priobshchenie-doshkolnikov-k-istokam-russkoy-narodnoy
http://moluch.ru/archive/145/40638/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии