Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. к истокам русской народной культуры «Горница»

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. к истокам русской народной культуры «Горница»

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница» Для детей дошкольного возраста 3-7 лет
презентация на тему

В презентацию внесены цель, задачи, формы работы с детьми и родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница» Для детей дошкольного возраста 3-7 лет Выполнила: Калинина Е.А.

«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания » В. А. Сухомлинский . «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)

^ Цель программы: Воспитание нравственной, творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи Дать детям знания о предметах национального характера. Знакомить с праздниками и традициями русского народа. Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране. Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д., широко используя все виды русского фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле. Познакомить детей со старославянскими словами, объяснить их значение. Дать представления о предметах быта, обихода русского человека, его костюме.

Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. « Изодеятельность », где используются произведения народно-прикладного искусства. «Музыкальное воспитание», где разучиваются русские народные песни, хороводы, танцы, игры и т.д. «Художественная литература» – использование фольклора во всех его проявлениях ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, былины, докучные сказки и т.д.) «Ознакомление с окружающим», где знакомят детей с предметами национального характера. Знакомство детей с народными праздниками и традициями позволят им наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. «Физическое воспитание», где знакомят детей с народными играми.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой: Беседы; Занятия на основе метода интеграции; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства; Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе; Экскурсии; Дидактические игры; Экспериментирование с различными художественными материалами; Развлечения, фольклорные праздники, посиделки; Заучивание считалок, закличек , прибауток, небылиц, потешек , стихов, русских народных песен; Использование народных игр, в том числе хороводов.

Формы работы с родителями по ознакомлению с русской народной культурой: Клуб для родителей «Горница»; Индивидуальные консультации по русской народной культуре; Беседы; Выпуск папок-раскладок Тематические родительские собрания Посиделки, клубы и т.д.

Предполагаемый результат: – Устойчивый интерес к культуре, традициям и обычаям русского народа. – Пробуждение интереса к истории родного города. – Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно-прикладного искусства русского народа. и родителей.

1. Знакомство с русским народным творчеством: сказки, потешки, загадки, приметы, поговорки, песенки 2. Знакомство с русскими народными праздниками 3. Знакомство детей с предметами национального обихода 4. Знакомство с народным музыкальным инструментом: гусли. ( МЛАДШАЯ ГРУППА) Физическая культура – русские народные подвижные игры: «Салки-догонялки» «В гости к солнышку» «Волк и козлята» «Лошадки» «Лиса» «Утица» «Пчелы и ласточка» «Заинька» «Птички» «Кот и мыши» «Жмурки» «Курочка» Хоровод «Ходит Васька серенький» «Два веселых гуся» «Пастух и стадо»

1. Знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки , поговорки, приметы, пословицы, загадки, песенки. 2. Знакомство детей с предметами национального обихода 3. Знакомство детей с народными праздниками и традициями 4. Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства. 5. Знакомство с русскими народными инструментами ( СРЕДНЯЯ ГРУППА). Физическая культура – русские народные подвижные игры: «У медведя во бору» «Баба-Яга» «Салки» «Кошки-мышки» «Салки-догонялки» «Гори, гори ясно» «Воробей» «Птички» «Лиса» «Пятнашки»

1. Знакомство детей с устным народным творчеством: сказки, пословицы, поговорки, потешки, приметы, загадки, докучные сказки. Небылицы. 2. Знакомство с предметами национального обихода 3. Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства 4. Знакомство детей с народными праздниками и традициями (СТАРШАЯ ГРУППА) Физкультура – подвижные игры: «Скакалка» «Лиса и зайцы» «Медведь» «Выпал беленький снежок» – хоровод «Игра с матрешкой» «Солнышко-ведрышко»

1. Знакомство детей с устным народным творчеством: сказки, былины, небылицы, докучные сказки, потешки , поговорки, пословицы, потешки , загадки. 2. Знакомство с предметами национального обихода 3. Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства. 4. Знакомство детей с праздниками, традициями и историей русского народа ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА) Физкультура – русские народные подвижные игры: «Ручеек» «Обыкновенные жмурки» «У медведя во бору» «Фанты» «Горелки» «Пятнашки» « Штандр » «Лапта» «Городки» «Классы» «Молчанка»

Читать еще:  Современное искусство, наив и вещи Цветаевой: что можно увидеть в музеях по цене чашки кофе. Почему на выставках современного искусства чаще встречаются такие штуки, чем картины? Дом Винчестеров

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ КНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ.

Рабочая программа «Истоки» – это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо.

Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про.

Я уже более 16-ти лет работаю по программе, направленной на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляю комплексный подход к использованию развивающей с.

Занятие по развитию речи и приобщению детей к истокам русской народной культуры в группе младшего дошкольного возраста. Тема: «Снегурушка и лиса». Автор: Орешкина Ирина Александровна.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. к истокам русской народной культуры «Горница»

Населенный пункт: Нижегородская область,

«Если ты не будешь знать прошлого,

То будешь лишен будущего»

А.Ф. Макаров (житель села Водоватова)

Одним из основных направлений работы педагогического коллектива МБДОУ «Водоватовский детский сад № 10» является «Нравственно- патриотическое воспитание детей в процессе приобщения их к истокам народной культуры».

Работая над данным направлением, были поставлены следующие задачи:

  1. Приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, как составляющей общей культуры народа, знакомя с праздниками, обычаями, традициями, бытом, ремеслами, предметами старины, орудиями труда жителей с. Водоватова.
  2. Воспитывать у детей чувства милосердия; умения сострадать, прощать обиды; желания помогать друг другу.
  3. Развивать художественные творческие способности детей посредством устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.
  4. Воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни, осознанное отношение к своему здоровью через изучение русских национальных традиций.

Родина. Отчизна. Отечество. Так называют люди ту землю, на которой родились. Нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Наш педагогический коллектив понимает это и прикладывает все усилия, чтобы помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края.

Наш детский сад посещают дети из села Водоватово. С.Водоватово – исконно русское село, которое богато, своими достопримечательностями, традициями и обычаями, уходящими своими корнями в историю. По национальности жители села русские, православного вероисповедания, издавна свято хранят и передают из поколения в поколение духовно – нравственные традиции.

Особенно актуальная для нас задача: «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину». Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения у ребенка должен начинаться как можно раньше. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

В целях организации эффективной работы по направлению «Нравственно- патриотическое развитие детей в процессе приобщения их к истокам народной культуры» и развития развивающей среды в МБДОУ «Водоватовский детский сад № 10» создан мини – музей «Горница».

В коллективе была поддержана идея создания «Горницы»- специальной комнаты для передачи условий быта и жизненного уклада русской семьи. начале создания музея была проведена плодотворная работа с родителями и жителями нашего села. С воодушевлением был объявлен сбор предметов «старины глубокой». Особое внимание уделяем и в настоящее время обогащению среды мини- музея предметами народного быта и творчества, многие из которых нам подарили родители воспитанников. Это и кружевные салфетки, расшитые полотенца, домотканые половички, глиняная посуда.

Привлекая мам и бабушек дошкольников, удалось приобрести русские мужские и женские костюмы традиционные для наших жителей. Умелые руки пап и дедушек смастерили замечательные народные инструменты для детского шумового оркестра и необходимый театральный реквизит: колодец, ведра с коромыслами.

При совместной работе педагогов с детьми и их родителями разместили в «Горнице» различные предметы старинной деревенской утвари. Здесь мы поместили сундук с приданным невесты, кровать, детскую коляску, прялки и другие предметы. Наш рабочий по обслуживанию здания и помещений изготовил русскую печь, колодец-журавль и плетень. Вслед за этим «Горница» пополнилась глиняной посудой, появились ухваты, кадки, корыто с доской. А потом – и прялка, утюги, медный самовар, часы с кукушкой, домотканые половички. Все это было старательно расставлено и развешано так, как было в настоящей русской избе. Появившаяся позже детская люлька оживила всю обстановку, вместе с ней в «Горнице» поселилась Хозяйка-Анфиса.

Мастерицы– рукодельницы нашего села представили в музей следующие предметы вышивки: праздничные одежды, скатерти-столешницы, подзоры, рушники, наволочки, занавески к образам. Все это наполняет интерьер теплом, создавая особый уют. Дети рассматривают эти предметы, восхищаются результатами труда.

Мини- музей «Горница » представляет собой интерьер русской избы конца 19 середины 20 века, созданный в соответствии с традициями жителей с. Водоватова. В традициях жителей с. Водоватова русская изба имела две зоны: горница, чулан.

Читать еще:  Катя Гершуни: Подсаживаясь на скальпель, женщины перестают оценивать себя объективно. Екатерина Гершуни: биография и интересные факты Стилист катя гершуни биография

Горница представляла собой часть русской избы, в которой размещалась кровать, люлька, стол, лавки и другие предметы. « Чулан»- место, отгороженное для приготовления пищи. В нем находилась деревянная и глиняная посуда и предметы кухонной утвари (ухват, чугуны, кочерга и др.) Попадая в эту комнату, невольно погружаешься в мир русского быта, пропитываешься русским духом.

Интерьер мини- музея «Горница» представлен экспозициями:

– орудия труда и предметы быта

– вышивка жителей с. Водоватова с элементами русских узоров

– изделия декоративно- прикладного творчества

– фото – альбом «Дома с. Водоватова»

Очень нравится нашим воспитанникам рассматривать фото – альбом «Дома с. Водоватова». Село наше издавна славится своими мастерами декоративной резьбы по дереву. Дома наших жителей украшены великолепной резьбой, выполненной нашими земляками. Замысловатые узоры украшают наличники окон и фронтоны сельских домов. Наши воспитанники внимательно всматриваются в элементы резьбы, старательно переносят их в свои детские рисунки, придумывая свои узоры. У многих из них появляется постоянное желание что-либо смастерить, как в музее. Наши воспитанники внимательно всматриваются в элементы резьбы, старательно переносят их в свои детские рисунки, придумывая свои узоры.

Изучая особенности народного искусства, дошкольники с радостью постигают науку народного – прикладного творчества. Они с удовольствием лепят и раскрашивают дымковские и филимоновские игрушки, старательно вырисовывают узоры городецкой и хохломской росписей. Вместе с родителями украшают свои костюмы для народных праздников и развлечений. Тем самым накапливаются устойчивые знания детей о различных видах искусства наших предков – вышивание, плетение, вязание, резьба по дереву.

Педагогами проводятся беседы об истории, традициях и умельцах с. Водоватова. Для создания эмоционального благополучия и развития интереса беседы проводятся в мини- музее «Горница». Во время бесед было замечено, что дети увлеченно слушают рассказы воспитателей, задают вопросы. Родители отмечают, что дети средней и старшей группы дома кратко рассказывают о том, что им больше всего запомнилось во время этих бесед, а это показатель того, что поставленные задачи были достигнуты.

Для организации эффективной работы нашего мини- музея педагогами были разработаны тематики экскурсий для каждой возрастной группы, которые проводятся 1 раз в месяц. Перечень экскурсий:

Экскурсия «Русская горница».

Экскурсия «Русский самовар и чаепитие на Руси »

Экскурсия «Колыбельная песня. Люлька»

Экскурсия «Одежда бабушек и дедушек»

Экскурсия « Наши бабушки- мастерицы»

Экскурсия в мини-музей «Русская горница».

Экскурсия «Колыбельная песня».

Экскурсия «Одежда наших предков». «Русская национальная обувь (сапожки, валенки)».

Экскурсия «Русский национальный головной убор».

  • «Мебель наших предков». «Предметы быта» «Печка и накормит и напоит»

Старше – подготовительная группа

  • печь и накормит и напоит. Одежда наших предков Хлеб – всему голова. Ремесла нашего села. Предметы быта Орудия труда Мебель наших предков Русский самовар и чаепитие на Руси. Народные праздники и гуляния. Традиции и здоровье. Воинская слава жителей села Водоватова.
  • экскурсии в мини- музей «Горница» дают возможность приобщать детей к истокам своего родного края. Если раньше дети приходили в «Горницу» как в мини-музей русского быта, то теперь здесь проводятся выставки народно- прикладного творчества, творческих работ детей:
  • Народная игрушка. Декоративно- прикладное творчество.
  • Выставка рисунков «Люблю тебя мой край родной»
  • Выставка работ мастериц и мастеров с. Водоватова.
  • Выставка детских работ кружка «Рукодельница»
  • Выставка детских работ кружка «Умелые ручки»
  • Фотоальбом « Как мы отмечаем русские народные праздники»
  • Фотоальбом «Дома нашего села Водоватова»

Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения народных праздников. Народные праздники на Руси отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами. Их проведение в наши дни дает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов. Праздники не просто вносят радость в жизнь детей, но и задают особый ритм духовной жизни, обращая его к духовной и культурно-исторической традиции нашего народа. В мини- музее «Горница» проводим такие праздники: «Деревенские посиделки», «Пасха», «Яблочный спас». К подготовке праздников активно привлекаем родителей, бабушек и дедушек. Вместе с детьми они активно участвуют в праздничных действах, шьют костюмы, изготавливают различные атрибуты, готовят угощения, мастерят декорации, представляют творческие работы на выставки. Делают фотографии праздников и записывают их на видео . В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие, от возраста к возрасту. Народные праздники позволяют детям на эмоциональном уровне принять все богатство исконно русских традиций. Они сочетают в себе народное творчество. Музыкальный фольклор, прикладное искусство, народный театр. Это способствует развитию образного мышления, музыкальных способностей, индивидуального творчества, развитию и обогащению речи детей.

Замечательные люди живут в с. Водоватове. В стенах нашего мини- музея устраиваем встречи наших воспитанников с мастерами и мастерицами- рукодельницами нашего села. Большое удовольствие получают дети старшего дошкольного возраста от встречи с мастером плетения различных предметов из проволоки Самылиным В.М.. Виктор Михайлович на своих встречах познакомит их со своими изделиями. Изделия он изготавливает различные: корзиночки, сумочки, абажуры для лампочек. Самое интересное в этих встречах для детей является мастер- класс, который он проводит для ребят. во время этого мастер- класса они могут показать и свои возможности.

Читать еще:  Дэмьен херст рог изобилия. Почему инсталляции и картины Дэмиена Херста такие вызывающие

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанны дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина, семьянина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2010.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина , О.А.Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2008.
  3. «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской национальной культуре 2013-2018 г.» Программа развития МБДОУ «Водоватовский детский сад № 10»
  4. «Любовь к родному краю» авт. Саксина Л. Газета «Арзамасская правда» № 87, 30 июля 2013г.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. к истокам русской народной культуры «Горница»

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

МКДОУ Д/с № 322 г. Новосибирск Воспитатель 1 кв. категории М.В. Дюба.

Направление проекта: познавательно-творческий.

Тип проекта: Среднесрочный.

Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель, первая квалификационная категория.

Место реализации проекта: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №322 комбинированного вида», средняя группа «Петушок».

Срок реализации проекта: февраль-март.

Участники проекта: Воспитатели, дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, в них восхваляются положительные качества и т. д.

Цель проекта: приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

  • воспитывать интерес к русской культуре, русскому быту
  • накопление сенсорно — эмоциональных впечатлений о произведениях народно — прикладного искусства
  • обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, театральную деятельность
  • познакомить детей с разнообразием русских народных сказок
  • совершенствовать звукопроизношение, выразительности и связной речи детей
  • развивать воображение, творческую фантазию.
  • гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Предполагаемый результат:

  • развитие интереса к русской культуре, к русскому быту
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков
  • совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей
  • содействие творческому развитию детей
  • развитие эмоциональной отзывчивости
  • гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (с 2 февраля по 8 февраля):

  1. Используя метод трёх вопросов, выяснили:
  2. Анкетирование родителей.
  3. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
  4. Изучение литературы (журналы, книги, Интернет).
  5. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
  6. Подбор литературы, пособий, атрибутов.
  7. Подбор и приобретение русских народных сказок в разном издании, привлечение родителей к созданию мини-музея народной старины.
  8. ЭТАП — ОСНОВНОЙ (с 9 февраля по 23 марта).

Создание в группе мини-музея народной старины «Русская горница».

Пополнили предметно развивающую среду элементами к сказкам.

Изготовили маски для драматизаций сказок.

Совместно с детьми и родителями посетили театрализованную экскурсию в интерактивном музее “Тридевятое царство”.

Мы использовали занятия, разработанные ОЛ. Князевой, Н. В. Алёшиной, О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш, народные игры, беседы с детьми, разработанные Э. Сусловой. Так же малые формы фольклора использовались в воспитательно-образовательной работе с детьми и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Познание окружающего мира. «Знакомство с русской культурой».

Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом, его историей, особенностями.

Лепка из соленого теста

Тема: «Колобок ищет друзей».

Математическое развитие «Путешествие в сказку».

Мастер-класс «Роспись по дереву” (с участием родителей).

Реализация данного проекта в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/09/rabochaya-programma-po-priobshcheniyu-detey-k-istokam
http://www.1urok.ru/categories/19/articles/13707
http://doshkolnik.ru/folklor/16201.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии