Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. к истокам русской народной культуры «Горница»
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница» Для детей дошкольного возраста 3-7 лет
презентация на тему
В презентацию внесены цель, задачи, формы работы с детьми и родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница» Для детей дошкольного возраста 3-7 лет Выполнила: Калинина Е.А.
«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания » В. А. Сухомлинский . «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)
^ Цель программы: Воспитание нравственной, творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи Дать детям знания о предметах национального характера. Знакомить с праздниками и традициями русского народа. Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране. Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д., широко используя все виды русского фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле. Познакомить детей со старославянскими словами, объяснить их значение. Дать представления о предметах быта, обихода русского человека, его костюме.
Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. « Изодеятельность », где используются произведения народно-прикладного искусства. «Музыкальное воспитание», где разучиваются русские народные песни, хороводы, танцы, игры и т.д. «Художественная литература» – использование фольклора во всех его проявлениях ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, былины, докучные сказки и т.д.) «Ознакомление с окружающим», где знакомят детей с предметами национального характера. Знакомство детей с народными праздниками и традициями позволят им наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. «Физическое воспитание», где знакомят детей с народными играми.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой: Беседы; Занятия на основе метода интеграции; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства; Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе; Экскурсии; Дидактические игры; Экспериментирование с различными художественными материалами; Развлечения, фольклорные праздники, посиделки; Заучивание считалок, закличек , прибауток, небылиц, потешек , стихов, русских народных песен; Использование народных игр, в том числе хороводов.
Формы работы с родителями по ознакомлению с русской народной культурой: Клуб для родителей «Горница»; Индивидуальные консультации по русской народной культуре; Беседы; Выпуск папок-раскладок Тематические родительские собрания Посиделки, клубы и т.д.
Предполагаемый результат: – Устойчивый интерес к культуре, традициям и обычаям русского народа. – Пробуждение интереса к истории родного города. – Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно-прикладного искусства русского народа. и родителей.
1. Знакомство с русским народным творчеством: сказки, потешки, загадки, приметы, поговорки, песенки 2. Знакомство с русскими народными праздниками 3. Знакомство детей с предметами национального обихода 4. Знакомство с народным музыкальным инструментом: гусли. ( МЛАДШАЯ ГРУППА) Физическая культура – русские народные подвижные игры: «Салки-догонялки» «В гости к солнышку» «Волк и козлята» «Лошадки» «Лиса» «Утица» «Пчелы и ласточка» «Заинька» «Птички» «Кот и мыши» «Жмурки» «Курочка» Хоровод «Ходит Васька серенький» «Два веселых гуся» «Пастух и стадо»
1. Знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки , поговорки, приметы, пословицы, загадки, песенки. 2. Знакомство детей с предметами национального обихода 3. Знакомство детей с народными праздниками и традициями 4. Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства. 5. Знакомство с русскими народными инструментами ( СРЕДНЯЯ ГРУППА). Физическая культура – русские народные подвижные игры: «У медведя во бору» «Баба-Яга» «Салки» «Кошки-мышки» «Салки-догонялки» «Гори, гори ясно» «Воробей» «Птички» «Лиса» «Пятнашки»
1. Знакомство детей с устным народным творчеством: сказки, пословицы, поговорки, потешки, приметы, загадки, докучные сказки. Небылицы. 2. Знакомство с предметами национального обихода 3. Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства 4. Знакомство детей с народными праздниками и традициями (СТАРШАЯ ГРУППА) Физкультура – подвижные игры: «Скакалка» «Лиса и зайцы» «Медведь» «Выпал беленький снежок» – хоровод «Игра с матрешкой» «Солнышко-ведрышко»
1. Знакомство детей с устным народным творчеством: сказки, былины, небылицы, докучные сказки, потешки , поговорки, пословицы, потешки , загадки. 2. Знакомство с предметами национального обихода 3. Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства. 4. Знакомство детей с праздниками, традициями и историей русского народа ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА) Физкультура – русские народные подвижные игры: «Ручеек» «Обыкновенные жмурки» «У медведя во бору» «Фанты» «Горелки» «Пятнашки» « Штандр » «Лапта» «Городки» «Классы» «Молчанка»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ КНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ.
Рабочая программа «Истоки» – это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо.
Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про.
Я уже более 16-ти лет работаю по программе, направленной на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляю комплексный подход к использованию развивающей с.
Занятие по развитию речи и приобщению детей к истокам русской народной культуры в группе младшего дошкольного возраста. Тема: «Снегурушка и лиса». Автор: Орешкина Ирина Александровна.
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. к истокам русской народной культуры «Горница»
Населенный пункт: Нижегородская область,
«Если ты не будешь знать прошлого,
То будешь лишен будущего»
А.Ф. Макаров (житель села Водоватова)
Одним из основных направлений работы педагогического коллектива МБДОУ «Водоватовский детский сад № 10» является «Нравственно- патриотическое воспитание детей в процессе приобщения их к истокам народной культуры».
Работая над данным направлением, были поставлены следующие задачи:
- Приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, как составляющей общей культуры народа, знакомя с праздниками, обычаями, традициями, бытом, ремеслами, предметами старины, орудиями труда жителей с. Водоватова.
- Воспитывать у детей чувства милосердия; умения сострадать, прощать обиды; желания помогать друг другу.
- Развивать художественные творческие способности детей посредством устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.
- Воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни, осознанное отношение к своему здоровью через изучение русских национальных традиций.
Родина. Отчизна. Отечество. Так называют люди ту землю, на которой родились. Нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Наш педагогический коллектив понимает это и прикладывает все усилия, чтобы помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края.
Наш детский сад посещают дети из села Водоватово. С.Водоватово – исконно русское село, которое богато, своими достопримечательностями, традициями и обычаями, уходящими своими корнями в историю. По национальности жители села русские, православного вероисповедания, издавна свято хранят и передают из поколения в поколение духовно – нравственные традиции.
Особенно актуальная для нас задача: «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину». Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения у ребенка должен начинаться как можно раньше. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
В целях организации эффективной работы по направлению «Нравственно- патриотическое развитие детей в процессе приобщения их к истокам народной культуры» и развития развивающей среды в МБДОУ «Водоватовский детский сад № 10» создан мини – музей «Горница».
В коллективе была поддержана идея создания «Горницы»- специальной комнаты для передачи условий быта и жизненного уклада русской семьи. начале создания музея была проведена плодотворная работа с родителями и жителями нашего села. С воодушевлением был объявлен сбор предметов «старины глубокой». Особое внимание уделяем и в настоящее время обогащению среды мини- музея предметами народного быта и творчества, многие из которых нам подарили родители воспитанников. Это и кружевные салфетки, расшитые полотенца, домотканые половички, глиняная посуда.
Привлекая мам и бабушек дошкольников, удалось приобрести русские мужские и женские костюмы традиционные для наших жителей. Умелые руки пап и дедушек смастерили замечательные народные инструменты для детского шумового оркестра и необходимый театральный реквизит: колодец, ведра с коромыслами.
При совместной работе педагогов с детьми и их родителями разместили в «Горнице» различные предметы старинной деревенской утвари. Здесь мы поместили сундук с приданным невесты, кровать, детскую коляску, прялки и другие предметы. Наш рабочий по обслуживанию здания и помещений изготовил русскую печь, колодец-журавль и плетень. Вслед за этим «Горница» пополнилась глиняной посудой, появились ухваты, кадки, корыто с доской. А потом – и прялка, утюги, медный самовар, часы с кукушкой, домотканые половички. Все это было старательно расставлено и развешано так, как было в настоящей русской избе. Появившаяся позже детская люлька оживила всю обстановку, вместе с ней в «Горнице» поселилась Хозяйка-Анфиса.
Мастерицы– рукодельницы нашего села представили в музей следующие предметы вышивки: праздничные одежды, скатерти-столешницы, подзоры, рушники, наволочки, занавески к образам. Все это наполняет интерьер теплом, создавая особый уют. Дети рассматривают эти предметы, восхищаются результатами труда.
Мини- музей «Горница » представляет собой интерьер русской избы конца 19 середины 20 века, созданный в соответствии с традициями жителей с. Водоватова. В традициях жителей с. Водоватова русская изба имела две зоны: горница, чулан.
Горница представляла собой часть русской избы, в которой размещалась кровать, люлька, стол, лавки и другие предметы. « Чулан»- место, отгороженное для приготовления пищи. В нем находилась деревянная и глиняная посуда и предметы кухонной утвари (ухват, чугуны, кочерга и др.) Попадая в эту комнату, невольно погружаешься в мир русского быта, пропитываешься русским духом.
Интерьер мини- музея «Горница» представлен экспозициями:
– орудия труда и предметы быта
– вышивка жителей с. Водоватова с элементами русских узоров
– изделия декоративно- прикладного творчества
– фото – альбом «Дома с. Водоватова»
Очень нравится нашим воспитанникам рассматривать фото – альбом «Дома с. Водоватова». Село наше издавна славится своими мастерами декоративной резьбы по дереву. Дома наших жителей украшены великолепной резьбой, выполненной нашими земляками. Замысловатые узоры украшают наличники окон и фронтоны сельских домов. Наши воспитанники внимательно всматриваются в элементы резьбы, старательно переносят их в свои детские рисунки, придумывая свои узоры. У многих из них появляется постоянное желание что-либо смастерить, как в музее. Наши воспитанники внимательно всматриваются в элементы резьбы, старательно переносят их в свои детские рисунки, придумывая свои узоры.
Изучая особенности народного искусства, дошкольники с радостью постигают науку народного – прикладного творчества. Они с удовольствием лепят и раскрашивают дымковские и филимоновские игрушки, старательно вырисовывают узоры городецкой и хохломской росписей. Вместе с родителями украшают свои костюмы для народных праздников и развлечений. Тем самым накапливаются устойчивые знания детей о различных видах искусства наших предков – вышивание, плетение, вязание, резьба по дереву.
Педагогами проводятся беседы об истории, традициях и умельцах с. Водоватова. Для создания эмоционального благополучия и развития интереса беседы проводятся в мини- музее «Горница». Во время бесед было замечено, что дети увлеченно слушают рассказы воспитателей, задают вопросы. Родители отмечают, что дети средней и старшей группы дома кратко рассказывают о том, что им больше всего запомнилось во время этих бесед, а это показатель того, что поставленные задачи были достигнуты.
Для организации эффективной работы нашего мини- музея педагогами были разработаны тематики экскурсий для каждой возрастной группы, которые проводятся 1 раз в месяц. Перечень экскурсий:
Экскурсия «Русская горница».
Экскурсия «Русский самовар и чаепитие на Руси »
Экскурсия «Колыбельная песня. Люлька»
Экскурсия «Одежда бабушек и дедушек»
Экскурсия « Наши бабушки- мастерицы»
Экскурсия в мини-музей «Русская горница».
Экскурсия «Колыбельная песня».
Экскурсия «Одежда наших предков». «Русская национальная обувь (сапожки, валенки)».
Экскурсия «Русский национальный головной убор».
- «Мебель наших предков». «Предметы быта» «Печка и накормит и напоит»
Старше – подготовительная группа
- печь и накормит и напоит. Одежда наших предков Хлеб – всему голова. Ремесла нашего села. Предметы быта Орудия труда Мебель наших предков Русский самовар и чаепитие на Руси. Народные праздники и гуляния. Традиции и здоровье. Воинская слава жителей села Водоватова.
- экскурсии в мини- музей «Горница» дают возможность приобщать детей к истокам своего родного края. Если раньше дети приходили в «Горницу» как в мини-музей русского быта, то теперь здесь проводятся выставки народно- прикладного творчества, творческих работ детей:
- Народная игрушка. Декоративно- прикладное творчество.
- Выставка рисунков «Люблю тебя мой край родной»
- Выставка работ мастериц и мастеров с. Водоватова.
- Выставка детских работ кружка «Рукодельница»
- Выставка детских работ кружка «Умелые ручки»
- Фотоальбом « Как мы отмечаем русские народные праздники»
- Фотоальбом «Дома нашего села Водоватова»
Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения народных праздников. Народные праздники на Руси отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами. Их проведение в наши дни дает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов. Праздники не просто вносят радость в жизнь детей, но и задают особый ритм духовной жизни, обращая его к духовной и культурно-исторической традиции нашего народа. В мини- музее «Горница» проводим такие праздники: «Деревенские посиделки», «Пасха», «Яблочный спас». К подготовке праздников активно привлекаем родителей, бабушек и дедушек. Вместе с детьми они активно участвуют в праздничных действах, шьют костюмы, изготавливают различные атрибуты, готовят угощения, мастерят декорации, представляют творческие работы на выставки. Делают фотографии праздников и записывают их на видео . В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие, от возраста к возрасту. Народные праздники позволяют детям на эмоциональном уровне принять все богатство исконно русских традиций. Они сочетают в себе народное творчество. Музыкальный фольклор, прикладное искусство, народный театр. Это способствует развитию образного мышления, музыкальных способностей, индивидуального творчества, развитию и обогащению речи детей.
Замечательные люди живут в с. Водоватове. В стенах нашего мини- музея устраиваем встречи наших воспитанников с мастерами и мастерицами- рукодельницами нашего села. Большое удовольствие получают дети старшего дошкольного возраста от встречи с мастером плетения различных предметов из проволоки Самылиным В.М.. Виктор Михайлович на своих встречах познакомит их со своими изделиями. Изделия он изготавливает различные: корзиночки, сумочки, абажуры для лампочек. Самое интересное в этих встречах для детей является мастер- класс, который он проводит для ребят. во время этого мастер- класса они могут показать и свои возможности.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанны дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина, семьянина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2010.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина , О.А.Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2008.
- «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской национальной культуре 2013-2018 г.» Программа развития МБДОУ «Водоватовский детский сад № 10»
- «Любовь к родному краю» авт. Саксина Л. Газета «Арзамасская правда» № 87, 30 июля 2013г.
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. к истокам русской народной культуры «Горница»
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
МКДОУ Д/с № 322 г. Новосибирск Воспитатель 1 кв. категории М.В. Дюба.
Направление проекта: познавательно-творческий.
Тип проекта: Среднесрочный.
Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель, первая квалификационная категория.
Место реализации проекта: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №322 комбинированного вида», средняя группа «Петушок».
Срок реализации проекта: февраль-март.
Участники проекта: Воспитатели, дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, в них восхваляются положительные качества и т. д.
Цель проекта: приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
- воспитывать интерес к русской культуре, русскому быту
- накопление сенсорно — эмоциональных впечатлений о произведениях народно — прикладного искусства
- обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, театральную деятельность
- познакомить детей с разнообразием русских народных сказок
- совершенствовать звукопроизношение, выразительности и связной речи детей
- развивать воображение, творческую фантазию.
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к русской культуре, к русскому быту
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей
- содействие творческому развитию детей
- развитие эмоциональной отзывчивости
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (с 2 февраля по 8 февраля):
- Используя метод трёх вопросов, выяснили:
- Анкетирование родителей.
- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
- Изучение литературы (журналы, книги, Интернет).
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
- Подбор литературы, пособий, атрибутов.
- Подбор и приобретение русских народных сказок в разном издании, привлечение родителей к созданию мини-музея народной старины.
- ЭТАП — ОСНОВНОЙ (с 9 февраля по 23 марта).
Создание в группе мини-музея народной старины «Русская горница».
Пополнили предметно развивающую среду элементами к сказкам.
Изготовили маски для драматизаций сказок.
Совместно с детьми и родителями посетили театрализованную экскурсию в интерактивном музее “Тридевятое царство”.
Мы использовали занятия, разработанные ОЛ. Князевой, Н. В. Алёшиной, О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш, народные игры, беседы с детьми, разработанные Э. Сусловой. Так же малые формы фольклора использовались в воспитательно-образовательной работе с детьми и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Познание окружающего мира. «Знакомство с русской культурой».
Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом, его историей, особенностями.
Лепка из соленого теста
Тема: «Колобок ищет друзей».
Математическое развитие «Путешествие в сказку».
Мастер-класс «Роспись по дереву” (с участием родителей).
Реализация данного проекта в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Источники:
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/09/rabochaya-programma-po-priobshcheniyu-detey-k-istokam
http://www.1urok.ru/categories/19/articles/13707
http://doshkolnik.ru/folklor/16201.html