Приобщение детей к истокам русской. Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

Приобщение детей к истокам русской. Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях
статья на тему

Приобщение детей к музыкальной культуре русского народа является одним из основных средств формирования у них патриотических чувств, развития нравственности и духовности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

к истокам русской народной культуры

на музыкальных занятиях

Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.

В последние годы в образовательных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность?

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Каждый год в наше МБДОУ № 55, как и в другие ДОУ, приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто. Из бесед с детьми я выяснила, что детям нравится петь народные песни, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки, танцев, ярких и глянцевых журналов и комиксов.

Здесь следует отметить, что восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы музыкального руководителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности. Поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе, так же как не может существовать одна сторона деятельности без деятельности в целом.

Актуальность . Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.

Широко используя все виды фольклора на музыкальных занятиях, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук.

  • Воспитание детей в традициях отечественной народной культуры;
  • Формирования любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
  • Формировать целостное восприятие народной культуры.
  • Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования;
  • Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры,
  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
  • Разучивание русских народных хороводов, песен, рождественских колядок, весенних закличек;
  • Разучивание с детьми плясовых элементов народного танца и хороводных перестроений;
  • Знакомить детей с народными обычаями и обрядами, укладом жизни и бытом, русскими народными костюмами;
  • Проведение календарных и фольклорных праздников: «Встреча осени», «Праздник урожая», «Святки», «Масленица» «Посиделки» и другие.
  • Русские народные костюмы,
  • Народные музыкальные инструменты: ложки, трещетки,
  • Оформление зала в русском народном стиле: русская печь, изба, русская домашняя утварь, русские народные платки, самовар и т.д.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.

На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными мероприятиями в детском саду.

Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
  • Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
  • Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
  • Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников, потому что главная цель современного образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
  • Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
  • Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
  • Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Реальными показателями практической работы будут являться:

– повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия;

– повышение интереса и уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины;

– разработка, внедрение и распространение инновационных программ, технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества (выпуск методических рекомендации, научные статьи.);

– повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации, профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.

Читать еще:  Ставка гитлера волчье логово польша. Волчье логово и другие фашистские бункера северо-восточной польши

Я в своей музыкально-воспитательной работе постоянно использую материал песенного фольклора, так как русские народные песни формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость. Кроме того, развитие творческой активности на основе музыкального фольклора в пении ведет к более активному музыкальному развитию: дети произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. С помощью русских народных песен я делаю путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.

Творческая активность с использованием музыкального фольклора в музыкально-ритмических движениях формирует умение комбинировать движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях является неотъемлемой частью всей системы музыкального воспитания дошкольников.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Наталья Карташова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является патриотическое воспитание детей.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко- культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Раннее приобщение ребенка к культуре своего народа.

1. Необходимость преемственности патриотического воспитания в рамках единой системы прогимназии.

2. Влияние культурологического развития на степень обученности и психологического здоровья детей.

3. Внедрение инновационных технологий развивающего обучения (музейная технология и метод проекта).

Воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным традициям, привитие любви к русскому быту, культуре; развитие творческих способностей в различных видах деятельности.

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о городах России

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Систему и последовательность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре мы представляем следующим образом: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы обязаны сами его хорошо знать, продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края в целом. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет нам формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

Читать еще:  Сценарий викторины «Знатоки живописи» с презентацией для детей старшего дошкольного возраста. Платье из бумаги

Наша работа осуществляется в несколько этапов.

На 1 этапе в прогимназии творческими усилиями педагогов, детей и родителей был открыт этнографический музей – мастерская народного быта и культуры «Россияночка». В музее – мастерской «Россияночка» действуют сменные экспозиции, где выставляются лучшие работы воспитанников и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно – прикладному искусству и проводятся занятия – экскурсии, праздники с дошкольниками и младшими школьниками.

Экспозиция в музее представлена в виде подлинных экспонатов русского народного быта, творчества, рукодельных изделий, орудий труда. В оформлении используются предметы мебели, изделия прикладного творчества.

На 2 этапе в каждой группе создавались свои мини-музеи, экспонаты которые используются для проведения занятий, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Каждый мини-музей — результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей. Так, в моей группе «Одуванчики» создан мини – музей «Наша Родина – Россия». Мои воспитанники чувствуют свою сопричастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками и поделками.

Мини- музей знакомит с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами. Экскурсии в нашем музее способствуют воспитанию патриотизма, развитию речи; формированию представлений об историческом времени, связи со своими предками.

Темы экскурсий: «Мы живем в России», «Флаг России», «Что такое герб», «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Природа нашей страны», «Как жили наши предки», «Кто живет в России» (о разных национальностях) — и другие.

Следующим шагом была разработка тематического планирования, способствующему эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы мы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями – в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской – в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. (Приложение №1)

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей мы считаем тематические занятия, т. к. они повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, предлагаем найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д. Неоднократно обращаемся к одной и той же теме, что способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, объединяем в одну тему занятия не только по ознакомлению с окружающим миром, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, “Мой город”, “Столица нашей Родины – Москва”). Для создания эмоциональной атмосферы занятия, например, в игре “Магазин сувениров” ребенку предлагаем определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия” (по Волге, в прошлое города и т. д.). Таким образом, каждую тему подкрепляем различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей представляем во время общих праздников, семейных развлечений.

При ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и “живые” наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).

Продолжением данной работы является вовлечение детей в проектную деятельность, где один проект плавно перетекает в другой, связанные общей тематикой.

Последний 3 этап — защита мини-музея — всегда самый зрелищный.

Таким образом, мы выстраиваем воспитательно-образовательный процесс так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Во время презентации широко использовали все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, т. к. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре отводим народным праздникам и традициям. Наши воспитанники являются постоянными участниками городских конкурсов и фестивалей, неоднократно награждались грамотами и дипломами.

В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Приглашаем в гости к нам» Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы средняя общеобразовательная школа №1002 дошкольное отделение №1 «Приобщение.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Конспект НОД на тему: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи» Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» Цель. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказкам, пословицам,.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Весёлые ложки» Тема. «Весёлые ложки» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Знакомить с предметами обихода – деревянными ложками,.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством аппликации «Матрёшка» (первая младшая группа) Цель данного занятия: познакомить детей с русской деревянной игрушкой – матрёшка. Программные задачи занятия: – Образовательные: 1) познакомить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею – единственной зову. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой. Грустить.

Читать еще:  Какой сейчас прибыльный бизнес. Лучший бизнес в кризис – охранные предприятия и сейфы

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Развлечение «Ярмарка». Приобщение детей к истокам русской народной культуры Воспитатель Щербакова Татьяна Леонидовна МБДОУ д/с № 23 «Радуга» общеразвивающего вида город Щелково Московская область подготовительная.

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ “Детский сад Алёнушка” ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево

Home » Форум » «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта произошли изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании.

Музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.

Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения».

Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

С фольклором дети знакомятся в практике на музыкальных занятиях, на занятиях дополнительного образования и других занятиях, в повседневной жизни, при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.

Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.

Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.

Но назначение любого вида искусства — это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя».

Каждое музыкально — художественное впечатление, каждый музыкально — художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».

Сегодня в работе с ребенком мы не обязаны работать по унифицированной программе по музыке, не должны относиться к ребенку в своей музыкальной работе как к некоему «усредненному» существу.

Педагог дошкольного музыкального образования призван опираться на индивидуальные особенности ребенка, руководствоваться своеобычными темпами его развития, выделив при этом русские народные традиции в качестве основного критерия качества дошкольного музыкального образования.

Педагогам важно не только обучаться современным технологиям, но и развертывать способность к самооценке и анализу результатов педагогической деятельности, повышать общий культурный уровень и стремление к постоянному совершенствованию в области приобщения детей к традициям русского народа.

Период дошкольного детства является наиболее плодотворным к восприятию русского народного искусства, его использованию в музыкальном развитии детей. В этом развитии дошкольнику помогают окружающие его взрослые люди: педагоги и родители.

Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его социальной адаптации;

  • желание педагога помочь дошкольнику войти в мир русского народного искусства, ощутить свою полноценность, свое «Я», познать свой мир, занять достойное место среди окружающих его людей
  • создание поли художественной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей познавательную, эмоционально-коммуникативную, личностно-деятельную направленность формирования художественной и музыкальной культуры ребенка
  • овладения практическими умениями в музыкальной деятельности, связанной с различными видами русского народного искусства, а также формирование оценочного отношения к музыкальным произведениям русского народного творчества
  • активизация любых творческих проявлений ребенка в разных видах музыкальной и самостоятельной деятельности в детском саду (как в сотворчестве с педагогом, так и со сверстниками).

Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что русская народная музыка, песни и устное народное творчество, используемые в музыкальном воспитании дошкольников, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.

Дети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, ценностного отношения, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам, поможет ребенку найти не только язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями будущих культур. Воспитание с дошкольного детства к своим корням, культуре позволит ребенку уважительно относиться к культуре других народов.

Именно такая система деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре и музыкального развития определяет качество музыкального образования и способствует развитию личностной культуры ребенка.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/02/22/priobshchenie-doshkolnikov-k-istokam-russkoy-narodnoy
http://www.maam.ru/detskijsad/priobschenie-detei-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kultury-440308.html
http://mdou-detsad7.minobr63.ru/%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC-2/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D1%89

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии