Приобщение детей к истокам русской культуры. Доклад “приобщение детей к истокам русской народной культуры”

Приобщение детей к истокам русской культуры. Доклад “приобщение детей к истокам русской народной культуры”

Доклад “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”

Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.

В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы оказывается знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.

В «Федеральной целевой программе развития образования»

говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности,

умеющей в дальнейшем найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения.

Народные истоки оказались той опорой формирования основ нравственности, которая складывалась веками, на протяжении столетий была близка и понятна каждому россиянину.

Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью.

Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.

Основной целью приобщения детей к истокам русской народной культуры мы поставили перед собой следующее:

Глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры;

Воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость.

Определив цель, мы поставили перед собой конкретные задачи:

воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории

приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие

воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми

учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку)

формировать ценностные ориентиры на жизнь

формировать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа

развивать творческие и интеллектуальные способности детей, художественный вкус

познакомить с богатым, образным родным языком

обогатить речь детей, развивать речевую культуру

выявить эффективность использования малых фольклорных форм в разных видах деятельности детей.

А далее шла кропотливая работа.

Мы старались применять материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подобрали серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и использовала их в работе с детьми средней группы на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах.

Были и трудности, например, не было соответствующих материалов и пособий, окружающая действительность не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.

Вот тут пришли на помощь и родители, и бабушки, и сотрудники.

Общими усилиями стали собирать материал в уголок старинного русского быта. Сделали переносную печь (из-за нехватки помещений) , разместили домашнюю утварь, полотенца, рушники, вышивку…и т. д..

Здесь же разместили предметы народно-прикладного искусства (Городец, Хохлома, Дымка, Гжель и др.) . Это было вызвано тем, что именно в такой обстановке хотелось познакомить детей с народными промыслами всей России.

Теперь в «избе» стали проводить мероприятия по ознакомлению детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, петь народные песни, частушки, заклички.

В перспективе устраивать посиделки с чаепитием из самовара, угощением печеньем «жаворонки» и т. д.

Большую радость приносили детям народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрёшки. Малышам рассказываем о красоте, яркости, об особенностях игрушки. Постепенно подводим к осмыслению понятия «народная игрушка» . Старшие дети знакомились с её мастерами, историей возникновения. Детей младшего возраста знакомим с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действий с ними, а старшим детям объясняем историческую преемственность с современными аналогами. Например, лучина-керосиновая — лампа-электрическая, валек-чугунный – электрический утюг.

Кроме того показываем зависимость использования предметов от образа жизни и от места проживания (бедные — лучиной, богатые – свечами; в лесистой местности больше деревянной посудой, а в местах богатых глиной-глиняной) .

Организация таких моментов предполагает активность самих детей, так как им надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываем загадки, используем пословицы, поговорки.

Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет..)

Для большей доступности (особенно малышам) устных фольклорных произведений в «избе» поместили расписную кровать с младенцем-куклой. Именно так обыгрываются колыбельные песни, потешки, прибаутки.

Чтобы заинтересовать детей, используем прием присутствия игрового персонажа. Это могут быть и игрушечные животные, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок…, и сказочные герои, и персонажи кукольного театра.

Конечно, обязательно включаем сюрпризные моменты (сундук со сказками, пришли гости, волшебный сундучок…) , игровые приёмы (отправляемся в гости, преодолевая различные препятствия, путешествия на разных видах транспорта, оказание помощи хорошо знакомому персонажу, приготовление подарков для кого-то, превращения и т. д.)

Для того, чтобы познакомить детей с достаточно сложными понятиями, например, о роли обрядов и традиций в жизни людей, о значении поговорок и народных примет, используем отличный приём — диалог между воспитателем и игровым персонажем. Воспитатель выполняет как бы связующую роль между детьми и игровым персонажем. Персонаж, в зависимости от ситуации, может выступать в роли знатока, который обучает детей, а может быть и наоборот — дети обучают глупого или ленивого, игрового или сказочного персонажа. На таких примерах, как правило, решаются и воспитательные задачи. Игровой персонаж не всегда ведёт себя наилучшим образом: может быть капризным, непослушным, невежливым. Поучая и урезонивая его вместе с воспитателем, дети утверждаются в положительном поведении, способах общения.

В «избе» более интересно и качественнее стала проходить совместная деятельность по знакомству с народно-прикладным искусством. Формы разнообразны: интегрированные, по замыслу, тематические, коллективные работы, организация выставок, народные праздники, развлечения. Для повышения эффективности усвоения техники рисования, лепки, аппликации используем игры, игровые приемы и упражнения (смотреть выше) . Обязательно необходимо полюбоваться выполненными работами, похвалить детей, поблагодарить за труд. Важно учить анализировать свои работы и работы товарищей. Для этого вместе с детьми готовые работы вывешиваем, выставляем, чтобы каждый ребёнок, найдя свою работу, смог сравнить её с другими работами, увидеть преимущества и недостатки. Формы анализа могут быть разными: выбор работ по вопросам воспитателя, сравнение узора на предмете и рисунке, и.т. д.

Практический опыт показал, что при отборе фольклорного материала нужно учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм» , всё большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.

После окончания определенного отрезка проделанной работы можно сказать, что у детей появился интерес, возросла работоспособность, всё более смелее стали применять пословицы, поговорки не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Результаты проведенной диагностики показали, что приложенные усилия совместной работы воспитателя, музыкального работника, родителей.

В своей работе мы, конечно, опираемся на помощь родителей, стараемся сотрудничать с ними. Поэтому, приступая к работе над темой, составили план работы с родителями:

1. Организовать консультации на темы:

«Куда повести малыша в выходной день?»

«Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

«Устное народное творчество – кладезь народной мудрости»

2. Привлечь родителей к сбору предметов народного быта для оформления уголка «избы» в детском саду

Читать еще:  Мастерская веры павловны. Характеристка и образ веры павловны в романе что делать чернышевского сочинение

3. Пошив родителями элементов русского народного костюма (юбка, кокошник, фартук)

4. Провести родительское собрание «Посиделки у самовара» с обсуждением совместной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

5. Родителям вместе с детьми принять участие в выставках и конкурсах, проводимыми в ДОУ.

Опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, так как в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи (сера вутица, потопела малых детушек, вор-воришко залез в амбаришко, полез в окошко, упал в лукошко..) . Для этого необходимы наглядные средства.

Вот почему так нужна организация предметно-развивающей среды. Поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, необходимо заниматься дальнейшим пополнением «избы» предметами народного быта, деталями народной одежды, образными игрушками-персонажами, куклами, привлекая и сотрудников, и родителей.

Продолжить работу по подбору книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 08.11.2014

Статья просмотрена: 2371 раз

Библиографическое описание:

Плакущая Г. А. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 178-180. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6484/ (дата обращения: 13.02.2020).

Дошкольное детство — яркий период жизни человека, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Опыт народа, мудрость поколений — вот без чего невозможно воспитать полноценную личность. Народное искусство оказывает сильное воздействие на ребёнка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет интегрирование народного искусства и разнообразных видов художественной деятельности дошкольников. Исходя из этого, работу свою строю на основе «Трёх богатырей» народной культуры.

«Три богатыря» народной культуры:

– Устное народное творчество

– потешки, пеструшки, прибаутки;

– сатирический фольклор (дразнилки, поддёвки, небылицы-перевёртыши);

– хороводные песни (игровые, плясовые);

– детские песни (пестушки, колыбельные, потешки),

– шуточные песни (частушки, небылицы, прибаутки);

– календарные (заклички, приговорки, трудовые, гадальные).

– Декоративно — прикладное искусство.

– народные игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская,семёновская матрёшка);

– посуда (хохлома, городец, гжель, жостово);

– предметы быта (рушники, колыбельки, половики).

Народное искусство в разных его видах в воспитательно-образовательной работе с детьми использую в интегрированной форме, как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности в различных моментах жизни детей (игра, прогулка, театрализованная и изобразительная деятельность, досуги и др.).

Для осуществления интегрированного подхода, разнообразные виды народного искусства использую в трёх направлениях:

1. Включение народного искусства в совместную деятельность с детьми (в интерьере группы, музыкальное сопровождение деятельности детей, чтение, игры и т. д.).

2. Включение народного искусства в содержание образовательной деятельности (знакомство с разными видами искусства, событиями, явлениями).

3. Включение народного искусства в разные виды изобразительной деятельности с целью развития детского художественного творчества.

Именно такой подход к использованию народного искусства в педагогическом процессе способствует тому, что у детей обогащаются знания и представления о народной культуре, её духовном богатстве и дети с интересом и увлечением осваивают виды народного искусства.

Большое внимание уделяю созданию развивающей предметно-пространственной среды, приближенной к бытовой народной атмосфере. В своей группе оформила «уголок русской избы», чтобы сделать процесс ознакомления детей с русской культурой интересным и увлекательным. Почетное место в избе занимает макет русской печи, имитированный под кирпичную кладку, ведь в старину говорили: «Без печи нет избы». Атмосферу старины в избе помогает воссоздать домашняя утварь: деревянный стол, лавка, колыбелька для малыша, зыбка, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами, забор — плетень. Представлена коллекция декоративно-прикладного искусства России: игрушки из глины — дымковская, филимоновская, предметы быта из Хохоломы, Палеха, Гжели; куклы в русских костюмах, куклы из соломы и тряпичные. Интерьер «избы» постоянен, меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения, соответствующие обрядовым праздникам. Здесь ребята могут поиграть с предметами народного быта, сделать похожие, почувствовать себя приобщённым к «преданьям старины глубокой».

Начало ознакомления детей с русской культурой наиболее значимый период, нужно было построить его таким образом, чтобы дети дальше шли с удовольствием и желанием. Ознакомление детей с народной культурой провожу в «уголке русской избы» в роли хозяйки избы. Для этого сшила костюм в русском стиле не только себе, но и детям, что позволило сразу познакомиться с одеждой русских людей.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастерству, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Огромной любовью у детей, конечно, пользуется сказка, так как в первую очередь она воздействует на ребёнка эмоционально. Сказка вводит ребёнка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Знакомя детей со сказками, я заметила, как обогащается их речь эпитетами, синонимами, антонимами. Например, в играх дети стали употреблять выражения из сказок: «красна девица», «добрый молодец», «встань передо мной, как лист перед травой» и т. д. Знакомство со сказками очень важно в развитии детей, так как именно в сказках ребёнок познаёт правила общения, «нравственный кодекс» народа, знакомится с традициями.

Не секрет, что опыт, мудрость людей, живших задолго до нас, пришли к нам через пословицы и поговорки. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. Дети лучше понимают их смысл через игру. С этой целью разыгрывала сценки пословиц, создавая образную картинку с использованием кукол и предметов, Вместе с детьми разбирались, чему же учит та или иная пословица. У детей обогатилась речь за счёт включения пословиц и поговорок в игры- драматизации, сочинение сказок, в общение друг с другом.

О жизни в старину многое рассказывают потешки, которые легки для понимания детей и интересны с раннего возраста. Простота и завершенность формы потешек близка восприятию детей. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи. Дети с удовольствием повторяют и заучивают потешки и колыбельные песенки с самого раннего возраста. Поэтому, в своей работе потешки включаю не только в занятия, но и в ходе свободной деятельности, организации праздников и режимных моментов. Ненавязчиво, без грубого дидактизма народные песенки и потешки, пестушки учат ребенка тому, что от него ожидают. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, поэтому, как и пословицы и поговорки они служат могучим средством ознакомления детей с окружающим.

Таким образом, знакомство детей с устным народным творчеством способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, расширению кругозора, приобщению их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Основной задачей по знакомству детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства выделила для себя — познакомить детей с разнообразными видами народной росписи, показать их красоту, своеобразие, вызвать желание научиться воспроизводить узоры, созданные народными мастерами, а также создавать свои композиции на их основе. Знакомство с русским народным прикладным искусством начала с знакомства детей с игрушками: матрешками, дымковской, филимоновской, каргопольской. Сама красота, яркость и привлекательность этих игрушек притягивает внимание детей с младшего возраста. Постепенно ребят подвела к осмыслению понятия «народная игрушка». Дети играют и пытаются воссоздать сначала элемент росписи (волнистые линии, кружки, кольца), затем предмет игрушки (кокошник, фартук, юбка). В старшем дошкольном возрасте сначала знакомила с историей её возникновения и сведениями о мастерах. На последующих занятиях дети стараются сначала создать игрушку (лошадка, барышня, олешек, барашек, козлик), а затем её расписать. Дети получают практические навыки и умения: расписывают игрушки, лепят посуду, украшают её народными орнаментами, рисуют узоры, олицетворяя себя с народными умельцами.

Работу по ознакомлению с декоративно — прикладным искусством выстраивала таким образом, чтобы задачи усложнялись поэтапно. Начинали с оформления выставки посуды, на которой дети могли посмотреть, потрогать посуду разных мастеров. Из них предлагала выбрать понравившуюся и рассказать о своем выборе. Выразительность росписи не оставляла пассивными никого из детей. Дети отмечали, за что им понравилась посуда, выражали желание попробовать свои умения расписать посуду. Изучив сочетания цветов в росписи, расположение элементов, её индивидуальность, предлагала роль народных мастеров, и дети трудились над выбранной посудой с интересом и увлеченностью. Готовые работы детей оформлялись в выставки, что еще больше развивает интерес и эмоциональную отзывчивость к русскому прикладному искусству. Большой интерес дети проявили к изготовлению книжек-малышек, создавая которые дети иллюстрировали загадки, пословицы и поговорки, рисовали народные игрушки. Затем готовые книжки подарили малышам.

Читать еще:  Леонардо да Винчи — биография, интересные факты. Вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи

Для поддержания интереса детей к народным промыслам организовала кружок «Веселая ниточка». На занятиях дети знакомятся с вышивкой и учатся изначальным азам этой увлекательной работы: знакомятся с нитками, умению создать узор, предмет из ниток разной фактуры и цвета. Собран материал для ознакомления детей с народной вышивкой: вышитые полотенца, рушники, салфетки, шторки, подзоры для кровати и многое другое.

Для естественного, непосредственного вхождения ребёнка в мир народной культуры использую игру. Ведь именно игра может сделать это вхождение желанным, занимательным, эмоционально окрашенным. Игровая культура России — одна из самых богатых в мире. Однако, русские народные игры, почти исчезли из детства, а ведь на них выросла вся Россия и они тоже являются национальным богатством. Я поставила себе задачу устранить данную несправедливость через разучивание с детьми русских народных игр. Дети с интересом начали осваивать новые для них игры, ведь они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Наиболее любимыми детьми стали игры: «Снежная баба», «Золотые ворота», «Ручеек», «Шёл козёл по лесу», «Горелки» и др. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным. Игры используем как на физкультурных занятиях и развлечениях, так и на прогулке, в совместной деятельности. Наиболее выразительными из народных игр являются игры-хороводы. Ведь хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство связано с элементами театрального действа и хореографии. Немало их разучено на музыкальных занятиях и используется в развлечениях, игровой деятельности детей.

Различные виды народного искусства наиболее полно отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает природе ребёнка, которая требует целостности, законченности во всём. Поэтому в своей работе широко использую взаимосвязь художественных образов одного вида народного искусства с художественными образами другого. Так, на занятиях по декоративно-прикладному искусству использую сказки, былины, потешки, народную музыку, на занятиях по рисованию предлагала детям изобразить потешки, используя определённый стиль народной росписи, а для активизации речевой деятельности детям предлагалось составить загадки по своим рисункам.

Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит передо мной задачу синтеза: приобщаясь к народному творчеству, дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще праздникам и обрядам отвожу большое место в приобщении детей к русской культуре. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

При планировании я учитываю темы, посвящённые русской культуре, в соответствии с народным календарём. Благодаря использованию метода проекта изучение каждой темы носит комплексный характер и проходит через различные занятия: речевые, познавательные, музыкальные, художественно- продуктивные, в ходе которых дети знакомятся с историей, обычаями, бытом народа и с помощью фольклора усваивают этические и эстетические нормы, Изучение темы завершается презентацией в форме праздника, колядования, посиделок или массовых гуляний Я считаю, что комплексный подход очень важен, так как только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами с увлечением готовят праздник, он приносит положительные результаты и подводит итог всей предшествующей работе и детей, и взрослых. Начиная со средней группы знакомлю детей с обрядовыми календарными праздниками: Осенины, Рождество, Масленица, Пасха. Такие праздники вносят радость и духовную красоту в жизнь детей.

На моё начинание с удовольствием откликнулись родители — помогли сшить сарафаны и косоворотки, изготовили народные шумовые инструменты, помогли в создании предметной среды, принося старинные предметы, вместе готовим атрибуты к играм, заучиваем заклички, готовим костюмы и даже сладости и выпечку. Для установления партнёрских отношений, общности интересов детей и родителей практикую в своей работе проведение совместных посиделок, народных праздников, где родители с большим желанием поют русские песни, частушки, водят хороводы и раскрываются с новой стороны своим детям. Такая форма работы помогает мне сделать родителей активными участниками педагогического процесса.

Ценность моего опыта работы в том, что дети с удовольствием знакомятся с историей народной культуры, познают её секреты, приобретают новые знания о жизни. Анализируя свою работу, я убедилась в доступности разных видов народного искусства для детей и увидела постоянно растущий интерес к нему. Данная форма работы помогает ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети стали более раскрепощены, любознательны, доброжелательны, у них развивается чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность и это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и дополн. — СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1998..

2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. — М.: Пед. общество России, 2000.

3. Методические советы к программе «Детство». — СПб: «Детство-Пресс», 2001.

4. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры
статья на тему

Обобщение опыта работы по теме “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” по воспитанию гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину через глубокое познание духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. С помощью изучения основ народной культуры приобщение детей к части великого целого – своего народа, своей страны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».

г. Ханты-Мансийск МБДОУ № 11 «Радуга», Воспитатель Замковая Оксана Алексеевна

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальна сегодня – не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В настоящее время идет рост интереса к истории нашего государства и общества в целом. С помощью изучения основ народной культуры появляется возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны.

Цель: Совершенствовать знания детей о русской народной культуре.

  1. Приблизить детей к культуре наших предков через организацию народных праздников.
  2. Познакомить детей с обрядами, обычаями гостеприимства русского народа.
  3. Совершенствовать знания детей о сезонных приметах.
  4. Формировать представления детей посредством сказок, былин, песенки, заклички , о культуре своего народа, ее богатства и разнообразия.
  5. Воспитывать основы духовности, патриотизма и нравственности у детей.

Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить интеллект, возможность развивать в ребенке творческие способности, самостоятельность, формировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Работа с детьми ориентирована на четыре возрастные ступени: младший возраст – от 3-4 лет; средний возраст – от 4-5 лет; старший возраст – от 5-6 лет; подготовительную к школе группу – от 6-7 лет.

Первый этап работы – организация развивающей среды.

Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные.

В детском саду создан мини-музей народной старины «Русская изба». Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. В «Светлой горнице» собраны предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.

Большинство основной части НОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся в «Светлой горнице». Воспитатель выступает в роли хозяйки избы, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.).

Система НОД в «Светлой горнице» включена в расписание НОД ДОУ и включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Часто НОД в «Светлой горнице» завершается чаепитием из самовара или, в соответствии с целью, угощением для детей.

Второй этап – организация образовательного процесса.

В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Читать еще:  Павел Сапожников: один в прошлом. «Это просто страшный геморрой» — Павел Сапожников о жизни в условиях раннего средневековья на проекте «Один в прошлом

Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм, которые сочетаются с комплексной программой В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой «Детство».

Формы работы с детьми:

НОД: социальный мир, речевое развитие, мир музыки, природный мир, мир искусства и художественная деятельность, физическое развитие; культурно – досуговая деятельность: «День именинника» 1 раз в месяц, просмотр театрализованных представлений 1 раз в месяц, праздники, развлечения, тематические вечера и досуги (календарные и народные: колядки, Масленица, Вербное Воскресение, Пасха и т.д.),

Игровая деятельность: дидактические игры, театрализация, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.

Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД. Кроме этого, в разных разделах учитываются темы по русской культуре. Например, цикл НОД «Социальный мир»: одно занятие в месяц посвящается традиционной культуре, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря. НОД по приобщению к истокам русской народной культуры проблемно связываются с НОД «Мир искусства и художественная деятельность» (рисование, лепка, ручной труд, аппликация). НОД по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством занимают особое место в педагогическом процессе детского сада.

Приобщение малышей к творчеству русских умельцев начинаем со средней группы. В детском саду накопился опыт работы с дымковской, Городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи у нас имеются пособия, составлены перспективные планы, конспекты НОД. Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Детей младшего дошкольного педагоги знакомят с особенностями этой игрушки. А старшие дети знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах; пробуют составлять небольшие рассказы, где действующим лицом является матрешка. Детям очень нравятся хороводные игры с участием матрешки. В зависимости от тематики НОД в группах оформляются выставки детских работ: «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Гжель».

В ходе НОД по речевому развитию предусматривается специальная работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством. Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством начинаем с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала педагоги максимально учитывают возрастные возможности детей. Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомим и с колыбельными песнями. Дети не только слушают песни, но и сами поют куклам и про Кота-воркота, и про гулей. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности, все большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа. Педагоги детского сада организуют беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта; стараются раскрыть происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку – значит обычными мыслями и предметами придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно сложно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому очень важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

Наряду с НОД организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие, от возраста к возрасту. Регулярно проводятся народные праздники: Осень золотая, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. При разработке сценариев народных праздников особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.

Работа с родителями.

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческий деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Данные мониторинга за 2012-2013 учебный год показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Воспитанники детского сада:

1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест.

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям.

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям.

Источники:

http://infourok.ru/doklad-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-narodnoy-kulturi-910648.html
http://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6484/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/04/priobshchenie-detey-k-istokam-russkoy-narodnoy-kultury-0

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии