Примерный разбор народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка» и стихотворения «Подснежник». Конспекты занятий в детских садах

Примерный разбор народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка» и стихотворения «Подснежник». Конспекты занятий в детских садах

Примерный разбор народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка» и стихотворения «Подснежник». Конспекты занятий в детских садах

Страницы работы

Содержание работы

Примерный разбор народных сказок

«Лиса, заяц и петух»

(Русская народная сказка для детей 3 — 4 лет)

В простой и увлекательной форме сказка доносит до ребенка идею торжества справедливости.

Зайчик, пожалев лису, пустил ее в избушку погреть­ся Она погрелась да и выгнала зайчика из его же дома. Идет он по лесу и горько плачет. Симпатии детей на сто­роне обиженного зайчика. Звери, которых он встречает по дороге, сочувствуют ему и стремятся помочь — дела­ют попытку выгнать лису.

Захватчица-лиса запугивает зверей, у них не хватает мужества устоять против ее угроз: убегают собаки, мед­ведь. Только петушок не поддается обманным запугива­ниям. Он сам грозит снести лис голову. Лиса испуга­лась и убежала, а зайчик стал снова жить в своей из­бушке.

Содержание простое и увлекательное. Конец удовлет­воряет детей: они довольны, что зайчик опять живет Своей избушке, справедливость торжествует.

Чтобы идея сказки стала понятной детям, рассказчик должен создать верный звуковой рисунок всех событий, действий каждого персонажа. Отзывчивый зайчик пус­тил лису погреться. Когда лиса его выгнала, «идет зай­чик и горько плачет». Сказка рисует слабого, беззащитного зверька. Рассказчик соответствующими интонация­ми должен показать и характер зайчика, и его горе. Горько звучит жалоба зайчика встречающимся жи­вотным-: «Как же мне не плакать. »

Когда зайчик видит, что ни собаки, ни медведь не выгнали лису, он говорит петушку: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, и ты не выгонишь!» В его словах звучит безнадежность.

Отрицателен образ лисы: это захватчица, коварная, жестокая обманщица. В самом начале сказка рисует ее поведение. В словах рассказчика: «Погрелась, да его из избушки-то и выгнала» — уже должно звучать осуж­дение ее поступка. Затем следует передать и хитрость лисы, когда она запугивает зверей: «Ка-ак выскочу, ка-ак выпрыгну — полетят клочки по закоулочкам!» Она смело и дерзко пугает зверей. Показать это интонацией голоса необходимо. Совсем по-иному звучат ее слова в конце “сказки: «Одеваюсь. Шубу надеваю!» Здесь она сама испугана петухом и после третьего настойчивого требо­вания быстро выскакивает из избушки.

Собаки, медведь, петушок сочувствуют зайчику. Каж­дый из них участливо спрашивает: «О чем, зайчик, пла­чешь?» По внешнему виду и характеру звери разные. Для верной передачи их образов рассказчик использует различный тембр и темп голоса: отрывистый, быстрый, звонкий голос собаки, медленная, на низких нотах речь медведя, звонкий, певучий голос петушка. Для большей убедительности хорошо использовать звукоподражания: собаки должны полаять, петушок покукарекать.

Общий тон всей сказки, несмотря на горе зайчика, жизнерадостный, бодрый. В ней преобладает доброе начало, желание помочь товарищу. На этом жизнерадостном фоне рассказчик рисует развертывающиеся события.

В основе композиции сказки излюбленный сказочный прием — повторность действия: три встречи зайчика с животными. Каждая из них является законченным эпизодом и должна отделяться от других значительной паузой.

Следует выдержать паузу и в конце сказки, чтобы дать возможность детям почувствовать благополучный ее конец.

(Русская народная сказка для детей 5 — 6 лет)

Сказка «Снегурочка» волшебная: в ней происходит чудесное превращение снежной девочки в живую. Как и во всякой волшебной сказке, чудесный элемент ее пе­реплетается с бытовой реалистической основой: сказка рисует быт бездетных стариков, картины родной приро­ды в различные времена года, забавы детей.

Эта сказка несколько отличается от других русских народных сказок по характеру содержания. В то время как большинство наших сказок жизнерадостны, бодры, эта сказка лирична, с оттенком грусти, вызванной ги­белью Снегурочки.

Читая внимательно сказку в процессе подготовки, рассказчик отмечает, что и по композиции она отличается от других. В ней нет характерной для сказок дина­мичности, нет обычного приема – троекратного повторения действия. Все внимание сосредоточено на образе Снегурочки, ее поведении, переживаниях.

Образ Снегурочки создан с большой любовью. Трудолюбивая, смышленая, приветливая. Снегурочка хороша и внешне: «что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».

Образ, созданный с такой любовью, требует и от рассказчика соответствующих лирических интонаций, вызывающих у слушателей симпатию к Снегурочке. В голосе рассказчика должны прозвучать теплые, любовные ища, но без сюсюканья, без излишней сентиментальности.

Замечательно показан в сказке контраст радостного весеннего пробуждения природы и нарастающей печали и грусти Снегурочки. «Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела травка на проталинках, запели жаворонки». В голосе рассказчика звучат жизне­радостные, бодрые интонации, а затем, после небольшой паузы, он с оттенком грусти продолжает: «А Снегурочка вдруг запечалилась».

Само содержание сказки указывает рассказчику на использование тех или иных интонаций, оттенков голоса, соответствующих повествованию: рассказчик передает радость Снегурочки, когда выпал град, ее горе, когда выглянуло солнышко и град растаял.

Выразителен конец сказки — гибель Снегурочки. Происходит чудо — растаяла Снегурочка, «обратилась в белое облачко». Рассказчик должен нарисовать и удивление, и тревогу подруг, когда они ее зовут: «Ау, ау, , Снегурочка!»

Примерный разбор народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка» и стихотворения «Подснежник». Конспекты занятий в детских садах , страница 2

B этом эпизоде выразительно звучат паузы: «Прыгнула она над огнем и вдруг. (пауза) растаяла». Эта пауза как бы подготавливает слушателей к важному событию — гибели Снегурочки.. Затем, после слов «Ау, ау. Снегурочка!», опять следует сделать паузу. Она как бы заставляет слушать ответное эхо на встревоженные голоса подружек. И заключительные слова сказки: «Только эxo им в лесу откликнулось» -завершают эту карти­ну и создают соответствующее настроение.

Уяснив центральный образ сказки, рассказчик останавливает внимание на отдельных ее картинах. Повествовательное начало сказки рисует жизнь стариков. Сказка говорит, что они жили ладно, дружно; это следует подчеркнуть и рассказчику, а затем сказать с сочувствием об их горе — «детей у них не было».

Сказка выразительно рисует, с какой любовью старики лепят Снегурочку, как происходит на глазах стари­ков чудо: «Глядь. (пауза) —а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка». Здесь рассказчику необходимо передать и удивление, и радость стариков при появлении живой дочки Снегурочки, а слова: «Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают» — произнести с теп­лым чувством.

Читать еще:  Как нарисовать персонажей из мультфильма смешарики. Как нарисовать нюшу из смешариков

Любовь и тревога звучат в словах стариков: «Что с тобой, дочка? Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?» Ласково уговаривает Снегурочку старуха: «Поди, дочка, повеселись с подружками».

Все действие сказки проходит на фоне родной приро­ды. Живописно, по-сказочному немногословно изображает сказка и зиму с сугробами до пояса, и весну с про­талинками и жаворонками, и лето. Рассказчику следует также любовно передать их в звуковом рисунке, так как картины, на фоне которых происходит захватывающее действие, запоминаются детям, способствуют зарожде­нию любви к родному краю, к Родине.

Дать примерный разбор народной сказки «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» и сказки А. М. Горького «Воробьишко».

Примерный разбор стихотворений

(стихотворение 3. Н. Александровой)

«Подснежник» — стихотворение лирическое, оно пронизано большой любовью к природе, нежным, теплым чувством к маленькому цветку, первому вестнику весны.

От теплых лучей весеннего солнца проснулся маленький цветочек, выглянул из-под снежного покрова, но ненадолго: его вновь засыпал «пушистый, белый, холодный мартовский снежок».

Автору стихотворения удалось создать поэтический образ подснежника. Вот он почувствовал тепло, «поду­мал, что пора, и вылез», засыпанный снегом. Он хоть и склонил свою головку, но не грустит, он доволен тем, что ему первому пришлось возвестить о наступающей весне.

При исполнении этого стихотворения чтец должен увидеть этого трогательного маленького вестника весны, определить свое отношение к нему.

Вначале следует показать, как робко появляется цветочек из-под снежного покрова. Он как будто оглядывается:

. Но кругом все тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Необходимо передать интонацией чувство жалости возникшее у зайчихи:

«Уж больно тонок ты, дружок!»

Пушистый холодный снег, так зримо показанный ав­тором, медленно падает на землю и засыпает дорожки. Чтение этих строк следует дать в замедленном темпе.

Кончается стихотворение жизнеутверждающими дровами подснежника:

«Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!»

В эти слова чтец вкладывает бодрые, жизнерадостные интонации, показывающие уверенность маленького цветочка в своей правоте.

Ритм этого стихотворения несколько замедленный, спокойный:

У занесенных снегом кочек. (ямб)

При чтении его не следует спешить, необходимо верно передать ритмическую мелодию, эмоциональность, вызванную восхищением подснежником.

В процессе подготовки чтецу следует также наметить правильные логические ударения, чтобы верно донести основную мысль. Так, в первой строфе надо подчеркнуть состояние подснежника: «полузамерзший, чуть Живой». Вторая строфа объясняет, почему так полупилось:

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 266
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 602
  • БГУ 153
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 962
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 119
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1967
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 300
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 409
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 497
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 130
  • ИжГТУ 143
  • КемГППК 171
  • КемГУ 507
  • КГМТУ 269
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2909
  • КрасГАУ 370
  • КрасГМУ 630
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 139
  • КубГУ 107
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 367
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 330
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 636
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 454
  • НИУ МЭИ 641
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 212
  • НУК им. Макарова 542
  • НВ 777
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1992
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 301
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 119
  • РАНХиГС 186
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 243
  • РГГМУ 118
  • РГПУ им. Герцена 124
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 122
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 130
  • СПбГАСУ 318
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 147
  • СПбГПУ 1598
  • СПбГТИ (ТУ) 292
  • СПбГТУРП 235
  • СПбГУ 582
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 193
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 380
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1655
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1513
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2423
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 324
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 306

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Примерный разбор народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка» и стихотворения «Подснежник». Конспекты занятий в детских садах. Сказка “Зайкина избушка”: краткое описание и основная информация

Примерный разбор народных сказок

«Лиса, заяц и петух»

(Русская народная сказка для детей 3 – 4 лет)

В простой и увлекательной форме сказка доносит до ребенка идею торжества справедливости.

Зайчик, пожалев лису, пустил ее в избушку погреть­ся Она погрелась да и выгнала зайчика из его же дома. Идет он по лесу и горько плачет. Симпатии детей на сто­роне обиженного зайчика. Звери, которых он встречает по дороге, сочувствуют ему и стремятся помочь – дела­ют попытку выгнать лису.

Захватчица-лиса запугивает зверей, у них не хватает мужества устоять против ее угроз: убегают собаки, мед­ведь. Только петушок не поддается обманным запугива­ниям. Он сам грозит снести лис голову. Лиса испуга­лась и убежала, а зайчик стал снова жить в своей из­бушке.

Читать еще:  Зима крестьянин торжествуя на дровнях обновляет анализ. Анализ стихотворения пушкина зима крестьянин торжествуя

Чтобы идея сказки стала понятной детям, рассказчик должен создать верный звуковой рисунок всех событий, действий каждого персонажа. Отзывчивый зайчик пус­тил лису погреться. Когда лиса его выгнала, «идет зай­чик и горько плачет». Сказка рисует слабого, беззащитного зверька. Рассказчик соответствующими интонация­ми должен показать и характер зайчика, и его горе. Горько звучит жалоба зайчика встречающимся жи­вотным-: «Как же мне не плакать. »

Когда зайчик видит, что ни собаки, ни медведь не выгнали лису, он говорит петушку: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь!» В его словах звучит безнадежность.

Отрицателен образ лисы: это захватчица, коварная, жестокая обманщица. В самом начале сказка рисует ее поведение. В словах рассказчика: «Погрелась, да его из избушки-то и выгнала» – уже должно звучать осуж­дение ее поступка. Затем следует передать и хитрость лисы, когда она запугивает зверей: «Ка-ак выскочу, ка-ак выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!» Она смело и дерзко пугает зверей. Показать это интонацией голоса необходимо. Совсем по-иному звучат ее слова в конце “сказки: «Одеваюсь. Шубу надеваю!» Здесь она сама испугана петухом и после третьего настойчивого требо­вания быстро выскакивает из избушки.

Собаки, медведь, петушок сочувствуют зайчику. Каж­дый из них участливо спрашивает: «О чем, зайчик, пла­чешь?» По внешнему виду и характеру звери разные. Для верной передачи их образов рассказчик использует различный тембр и темп голоса: отрывистый, быстрый, звонкий голос собаки, медленная, на низких нотах речь медведя, звонкий, певучий голос петушка. Для большей убедительности хорошо использовать звукоподражания: собаки должны полаять, петушок покукарекать.

Общий тон всей сказки, несмотря на горе зайчика, жизнерадостный, бодрый. В ней преобладает доброе начало, желание помочь товарищу. На этом жизнерадостном фоне рассказчик рисует развертывающиеся события.

В основе композиции сказки излюбленный сказочный прием – повторность действия: три встречи зайчика с животными. Каждая из них является законченным эпизодом и должна отделяться от других значительной паузой.

Следует выдержать паузу и в конце сказки, чтобы дать возможность детям почувствовать благополучный ее конец.

(Русская народная сказка для детей 5 – 6 лет)

Сказка «Снегурочка» волшебная: в ней происходит чудесное превращение снежной девочки в живую. Как и во всякой волшебной сказке, чудесный элемент ее пе­реплетается с бытовой реалистической основой: сказка рисует быт бездетных стариков, картины родной приро­ды в различные времена года, забавы детей.

Эта сказка несколько отличается от других русских народных сказок по характеру содержания. В то время как большинство наших сказок жизнерадостны, бодры, эта сказка лирична, с оттенком грусти, вызванной ги­белью Снегурочки.

Читая внимательно сказку в процессе подготовки, рассказчик отмечает, что и по композиции она отличается от других. В ней нет характерной для сказок дина­мичности, нет обычного приема – троекратного повторения действия. Все внимание сосредоточено на образе Снегурочки, ее поведении, переживаниях.

Образ Снегурочки создан с большой любовью. Трудолюбивая, смышленая, приветливая. Снегурочка хороша и внешне: «что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».

Образ, созданный с такой любовью, требует и от рассказчика соответствующих лирических интонаций, вызывающих у слушателей симпатию к Снегурочке. В голосе рассказчика должны прозвучать теплые, любовные ища, но без сюсюканья, без излишней сентиментальности.

Замечательно показан в сказке контраст радостного весеннего пробуждения природы и нарастающей печали и грусти Снегурочки. «Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела травка на проталинках, запели жаворонки». В голосе рассказчика звучат жизне­радостные, бодрые интонации, а затем, после небольшой паузы, он с оттенком грусти продолжает: «А Снегурочка вдруг запечалилась».

Выразителен конец сказки – гибель Снегурочки. Происходит чудо – растаяла Снегурочка, «обратилась в белое облачко». Рассказчик должен нарисовать и удивление, и тревогу подруг, когда они ее зовут: «Ау, ау, Снегурочка!»

Жили-были лиса да заяц . У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная.

Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу. Подошли они к избенке. Собака забрехала:

Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идет дорогой, плачет. Ему навстречу медведь:

О чем, зайчик, плачешь?

Не плачь, я твоему горю помогу.

Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, и тебе не выгнать.

Подошли они к избенке. Медведь как закричит:

А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:

Что, зайчик, плачешь?

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Нет, бык, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать.

Подошли они к избенке. Бык как заревел:

А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:

Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Пойдем, я твоему горю помогу.

Нет, петух, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и тебе не выгнать.

Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису пос?чи,
Слезай, лиса, с п?чи,
Поди, лиса, вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!

Читать еще:  Имя для мальчика необычное красивое нейтральное. Красивые турецкие имена для мальчиков

Лиса опять говорит:

Петух в третий раз:

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с ппчи,
Поди, лиса, вон!

Лиса без памяти выбежала, петух ее тут и зарубил косой. И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.

Людмила Степанова
Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух»

Целевые установки урока :

1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки ;

2. развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;

3. расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд №1. «Страна Литературия » .

Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии .

Как мы будем строить свой урок ? (Дети читают со слайда : «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!» ).

Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.

У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.

3. Актуализация знаний.

С чего начнём работу? (С повторения) .

Слайд №3. «Устное народное творчество » .

Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки , скороговорки, частушки – это («устное народное творчество » .)

Слайд №4. «Устное народное творчество » .

А как по другому называют «Устное народное творчество » (Фольклором) .

А что вы знаете о фольклоре – устном народном творчестве ? Почему «Устное народное творчество » ?

Устное – значит из уст в уста;

Народное – то , что создал народ ;

Творчество – создание чего то нового.

Сегодня мы посвятим наш урок одному из любимых вами жанров устного народного творчества , а какому вы догадаетесь сами.

Прочитайте слова и скажите из какого из жанров они потерялись?

Зачин, повторы, концовка, присказка , … – это сказка .

Совершенно верно, это,конечно же, сказка .

А что такое сказка ? Сказка – это вымышленная история.

Назовите отличительные особенности сказки , чем она отличается от таких жанров как рассказ , повесть? В сказках есть мораль , волшебство, мудрость, главная идея – добро побеждает зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий.

Какие вы знаете жанровые разновидности сказок ?

Слайд №6. «Сказки – народные , авторские» .

Верно, сказки делят на авторские и народные . Уже из названий понятно, что авторские – это сказки , которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником , а народные – те , которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)

Назовите народные сказки ?

Колобок, Гуси-лебеди, Курочка –ряба, Репка, Маша и медведь, Морозко, Василиса Прекрасная , По щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро козлят, Лиса и журавль .

Назовите имена самых известных сказочников ?

Самыми известными сказочниками являются А . С. Пушкин, Конст. Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие.

Постановка учебной задачи.

Молодцы, много знаете сказок .

Давайте послушаем одну из сказок и назовём её автора .

Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка» . Прослушивание аудиозаписи.

А кто запомнил как называется сказка ? («Заюшкина избушка» .)

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой .

Слайд № 8. Тема урока : «Лиса , заяц и петух » .

Прочитайте название сказки . Как вы думаете в библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку ? (Народные сказки или авторские сказки ) .

Совершенно, верно –это русская народная сказка .

О ком будет рассказываться в этой сказке ? Можно определить по названию?

Работа с учебником.

Давайте откроем учебник на стр. 66 и рассмотрим иллюстрации.

Кто, кроме лисы, зайца, петуха , изображён на иллюстрации?

Что можно рассказать о героях русской народной сказки ?

Кто в сказке оказывается хитрым , глупым, злым?

Основная часть урока .

Слайд №9. «Иллюстрация к сказке » .

Давайте прочитаем сказку . Чтение сказки цепочкой .

Понравилась вам сказка ?

Оправдались ли ваши предположения о героях сказки ?

Назовите всех героев сказки . Почему не все они вынесены в название сказки ?

Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка» , чем они похожи и чем отличаются?

Сходство – сюжет и композиция, язык, идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и конец сказки .

Отличие – название сказки , больше героев.

А как вы думаете, почему очень похожи эти сказки ? Сказки очень похожи , потому что они народные , люди рассказывали их друг другу , передавали из поколения в поколение, при этом каждый автор мог добавить что-то своё, даже изменить название сказки .

Как вы думаете почему народ назвал её именно так, может быть её можно было бы назвать по-другому, например, «Лиса и заяц » .

Работа по анализу сказки «Лиса , заяц и петух »

Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц » ? Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса да заяц .)

Главными героями как раз и являются герои, заявленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь – они выполняют второстепенную роль.

Слайд №10. «Характеристика героев сказки » . Работа над характеристикой героев русской народной сказки .

Итак, главные и второстепенные герои сказки – животные . Причём животные необычные, они наделены человеческими качествами, они ведут диалог, владеют как человек речью, а значит у них есть характер.

Давайте поработаем над характерами героев сказки , чертами, которые характеризуют наших героев.

Слайд №11. «Исследовательская работа» . Работа в парах.

А теперь давайте поработаем в парах, проведём исследовательскую работу : выполним задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя.

Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения, которые характеризуют героев сказки .

Работа в парах. Продолжаем работу в парах.

Соотнесите качества и сказочных героев . Подтвердите свой ответ текстом.

Слайд №12. «Словарь качеств» .

«Словарь качеств» . (раздаточный материал на парту) .

Лиса Заяц Собаки Медведь Петух

Источники:

http://vunivere.ru/work23143
http://vunivere.ru/work23143/page2
http://ya-nenavizhu.ru/izmena-zheny/primernyi-razbor-narodnyh-skazok-lisa-zayac-i-petuh.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии