Причины барокко в культуре беларуси. Барокко в белорусской культуре (на примере памятников архитектуры)

Причины барокко в культуре беларуси. Барокко в белорусской культуре (на примере памятников архитектуры)

Барокко в белорусской культуре (на примере памятников архитектуры)

Барокко пошло от итальянского «Barocco» – вычурный, странный, один из основных стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы конца 16 – середины 18 века. Возник этот стиль, в конце 16 века в Италии. Искусству в стиле Борокко присущи великолепие и динамика, стремление к величественности, поэтичная приподнятость. Для архитектуры Барокко присущи вычурная пластика фасадов, сложные планы и очертания, украшение построек великолепной скульптурой, лепкой, резьбой, широкое использование росписей, зеркал. В изобразительном искусстве, прежде всего живописи, Барокко органично сочетает реальность и воображение.

Барокко было ведущим художественным стилем в искусстве Беларуси конца 16-18 века. Белорусское барокко определялось сочетанием западноевропейских влияний с византийскими и местными традициями. Выделяется 3 периода:
– Раннее Барокко – конец 16 – первая половина 17 века.
– Постоянное Барокко – вторая половина 17 – первая половина 18 века.
– Позднее Барокко – с середины 18 века.

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Первое сооружение в стиле барокко – костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII – 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске(*) (1716 г.). Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке(*) (1738 – 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 – 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 – 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 – 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства.
В графике этот стиль наиболее проявился в жанре книжной гравюры. Местные мастера книги 17-18 века выработали особенный стиль белорусского барокко, для которого были свойственны сдержанность форм и связь с народным искусством. Черты барокко проявились во всех видах декоративно-прикладного искусства: ткачестве, изделиях из стекла, глазурованной керамике, резьбе по дереву, ювелирном искусству. Литературное барокко, как новый художественный стиль, сначала возник в Италии и Испании. Затем он распространился на земли Польши и Чехии, а через эти страны пришел на территорию современных Беларуси и Украины. И только позже, приблизительно в середине 17 века, традиции барокко начали расширяться, прежде всего благодаря творческой деятельности Симеона Полоцкого, и на Россию. Для произведений белорусского барокко присущ синтез средневековых и ренессансный традиций, сюжетов и формы, парадоксальность, сочетание реального с ирреальным, стремление как можно больше удивить читателя, повлиять на его эмоции и чувства.

23. Формы межкультурной коммуникации: сегрэтацыя, аккультурацыя, амальгирование, ассимиляция.

Англо-американская наука (культурная и социальная антропология) предлагает следующие идеальные модели социокультурного взаимодействия.Сегрегация – изолированное, «параллельное» существование в одном обществе нескольких культур, которые практически не взаимодействуют между собой. Сегрегация может выступать в двух формах: де-юре и де-факто. Первый вариант практически не встречается в современном мире. Сегрегация де-факто – достаточно часто встречающаяся форма межкультурного взаимодействия, особенно на Балканах и в Средней Азии. Аккомодация – сосуществование в одном обществе нескольких культур, которые при несомненных различиях разделяют некоторые общие ценности и нормы. Аккультурация(часто отождествляется с инкультурацией как индивидуальным аспектом) – усвоение этносоциальным меньшинством норм и ценностей доминирующей группы, но с сохранением своей специфики на частном, повседневном уровне. Амальгирование– смешение двух или более культур с появлением принципиально нового культурного типа. Ассимиляция — поглощение одной культурой другой. Западные ученые предпочитают говорить об ассимиляции как о «превращении» одной культуры в другую и отождествлять ее с интеграцией. Отечественная наука, в частности, академик Е.М.Бабосов предлагает несколько иную типологию моделей межкультурного взаимодействия:а) кооперация – сосуществование, взаимообогащение культур;б) соперничество;в) конфликт (различия отношений соперничества и конфликта не совсем понятны);г) аккомодация — определяется как приспособление к другой социокультурной среде;д) доминация – господство в обществе одной культуры, как правило, связанной с титульным этносом;е) ассимиляция — поглощение одной культуры другой.Англо-американская модель явно ориентирована на культурные и социальные отличия взаимодействующих групп. Белорусский вариант акцентирует внимание на социально-политических и государственных критериях, хотя и облекает их в культурную форму.

Архитектура Несвижа, как пример белорусского барокко

Одним из этих прекрасных городов Белоруссии является Несвиж.

Читать еще:  Значение термина лейтмотив в музыке и литературе. Значение слова лейтмотив: что это такое

В начале XVI столетия в белорусских и польских хрониках впервые среди самых влиятельных родов Великого княжества Литовского были названы Радзивиллы. С этого времени их вес в политической, экономической и культурной жизни страны становился всё большим и большим. Этот широко разветвлённый род дал известных государственных деятелей, дипломатов, придворных, литераторов и музыкантов.

Многое они оставили нам в наследство, среди большого разнообразия своей красотой отличаются замки и дворцы Несвижа. Памятники архитектуры этого города дают возможность проследить, как появилось и развивалось в Белоруссии барокко.

Здания в стиле барокко появились при участии иезуитов. Среди них ценным памятником архитектуры является костёл иезуитов в Несвиже. Ян Мария Бернардони был автором проекта несвижского костёла и наблюдал за его реализацией вплоть до освящения. В проекте архитектор использовал композиционную структуру римского храма Иль Джезу трёхнеорной крестово-купольной базилики. Однако талантливый художник уловил и местную специфику монументальной архитектуры. В римской церкви фасад закрывает остальные части здания, поэтому всё внимание его создателей было направлено на разработку главного фасада. А в Несвиже низкая городская застройка и земляной вал давали возможность воспринимать сооружение со всех сторон. Бернардони не только выделил на боковых фасадах выступающие гранёные капеллы, но и архитектурно обработал боковые и задние фасады. Его архитектурное очертание будто повторено на остальных фасадах: канители пилястр первого яруса главного фасада в виде карниза проложены по бокам. Свободно и торжественно возвышается здание, увенчанное высоким куполом со световым фонарём.

Основные барочные выразительные средства сосредоточены на главном фасаде. Он имеет центральную ось симметрии, по которой нарастает ритм ордерных элементов. Выделяются плоские пилястры, размещённые в два яруса. Бернардони смог выразить монументальность и вертикальность объёмов, характерные именно для белорусской архитектуры. В верхних нишах фасада были размещены скульптуры.

Характерно, что в XVI веке кирпичные сооружения, за исключением ниш, не имели наружной штукатурки. Возможно, что несвижский костёл был в Беларуси одним из первых зданий, фасады которого были оштукатурены и побелены. Впервые в крае были использованы также статуи святых.

Купол храма играет большую роль не только во внешнем облике, но и в интерьере, где он неожиданно выделяет светом продолговатое полутёмное помещение базилики, будто поднимая и расширяя пространство. Барабан купола поддерживается сферическими расписными парусами. Простенки между окнами на световом барабане также расписаны. Живопись сплошь покрывает и сам купол, в скуфье которого сделано отверстие. Свет, льющийся оттуда, освещает подкупольное пространство рассеянным мерцающим светом. В живописной канве важную роль играют архитектурные мотивы: ниши, разорванные карнизы и фронтоны.

Внутри здания Н. Сиротка поставил несколько памятников – надгробий. Один из них – мраморный бюст семнадцатилетнего сына Сиротки, умершего в Болонье. Его надгробие выполнено в стиле барокко. (10)

Заканчивая далеко не полный обзор истории несвижского костёла, хочется ещё раз подчеркнуть, что его архитектурный облик свободен от излишеств барокко. Композиция строго логична, ей чужда более поздняя вычурность этого стиля.

Большой интерес представляет собой сохранившееся до наших дней здание, которое обычно называют “домом на рынке”. Оно построено в 1721 году, расположено западнее ратуши и могло принадлежать ремесленнику или купцу. Наиболее интересна главная фасадная стена. Её высокий фигурный контур скрывает двухэтажную крышу. В целом здание отвечает стилю барокко, характерному для архитектуры первой половины XVIII века. На фасаде заметно асимметрия в разбивке оконных и дверных проемов, но она сглаживается симметричной конфигурацией стены, одинаковым расположением продухов в углах щипца.

Несвижский “дом на рынке” – единственный сохранившийся в Беларуси образец городского жилья первой половины XVIII века с барочным фасадом.

Южнее его расположен комплекс бывшего монастыря бенедиктинок. Как бернардинский и иезуитский монастыри, он входил в систему обороны города. Фундатором несвижских бенедектинок была жена Радзивилла Сиротки Евфимия. В их же храме она похоронена вместе с двумя дочерьми.

Костёл и монастырь банедиктинок строились одновеменно. В 1590 – 1595 годах, и представляют собой единый архитектурный комплекс. Монастырь имел в плане П – образную форму, а по оси симметрии в него “встроен” костёл. В архитектуре бенедиктинского костёла – традиционная композиция, имеющая черты романской архитектуры и сочетающаяся с барочной пластикой и красочностью форм.

Вход в костёл был сделан не в главном фасаде, а сбоку – он проходил через помещение монастыря. В храме было семь алтарей, из которых главный украшен колоннами коринфского ордена и скульптурами святых.

Ансамбль дополняется трёхъярусной надвратной башней, построенной в XVIII веке в формах позднего барокко. Расположена она отдельно от монастыря. Внутри башня четырёхъярусная, углы её оформлены пилястрами, а проёмы – фигурными обрамлениями. Вместе с надкостёльной надворотная башня создаёт выразительную силуэтную композицию. (10)

Далеко известен парк “Альба” (в переводе с латыни – “белый”). Расположен он в южном пригороде Несвижа. Радзивилл Сиротка для летних увеселений выстроил здесь эрмитаж с дворцом, который назвал (утешением, утехой), а также открыл зверинец.

Огромные преобразования, строительство новых сооружений а Альбе произошли в середине XVIII века. Крепостные высаживали аллеи, проводила каналы, водохранилища.

Читать еще:  Потеря Акакием Акакиевичем лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире

В то время парк состоял из трёх частей: дворцовой, зверинца и примыкающего леса. Строения XVI века уже разрушились. Поэтому архитектору Леону Лутницкому было поручено построить новый летний дворец и сто восемьдесят идиллических домков. Летняя резиденция Радзивиллов – дворец Альтана – была возведена наподобие собора св. Софии в Константинополе. Деревянные псевдокрестьянкие домики напоминали белорусские хатки, крытые соломой, здесь же были жилища в китайском, японском, швейцарском стиле, фантастические сооружения, стиль которых не поддавался определению. Вместо номеров их по старому обычаю украшали знаки, чаще всего – зверей. Дома носили названия Слона, Верблюда, Орла, Медведя. Около каждого из них размещалась баня.

В Альбе находились оранжерея, пасека, на искусственных водохранилищах плавали лебеди, в зверинце жили олени, лоси, зубры, которых сгоняли из лесов Полесья.

В легендах рассказывается, что Несвижский князь Пане Коханку летом ездил а “Альбу” на санях, запряжённых медведями, по дороге, посыпанной солью.

В 1812 году все сооружения а “Альбе” были разрушены. Сохранились только аллеи, пруды. Остались жить 500 – летние могучие дубы, толщиной 7 метров да вековые липы – самые высокие деревья окрестности.

Несвижские дворцово-парковые ансамбли представляют большую ценность. Изумительные по красоте, уникальные по дендрологическому составу, композиционным решениям, романтическому стилю они – своеобразный автограф, оставленный прошедшими поколениями. (15)

Становление художественного стиля барокко в архитектуре Беларуси

Основной стиль белорусской художественной культуры XVII-XVIII вв. – барокко – раскрылся в двух разновидностях: восточнославянской (сформировалась на основе синтеза местной культуры и западноевропейских влияний) и западноевропейской, носителями которой в Беларуси были католические и униатские ордены. Оба направления самобытно проявились в архитектуре. В XVII в. в Беларуси началось интенсивное развитие светской философии, школьного образования, книгопечатания, театрального искусства, книжной графики и портретной живописи, деревянной скульптуры в народном стиле, церковной и светской поэзии, музыки.

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко – костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII – 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название “виленского барокко”. Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 – 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 – 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 – 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 – 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).

Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

Читать еще:  Виды музыкальных инструментов. Виды музыкальных инструментов: краткое описание Виды музыкальных инструментов

Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный путь развития. На белорусской земле понятие “замок” не всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли укрепленное место, бывшее в древности крепостью и служившее для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все виды укреплений или резиденций знатных людей. Для Беларуси наиболее точным является представление о замках как о владельческих укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую это были дворцово-замковые ансамбли.

Сочетание мощной системы оборонительных укреплений (земляные валы с бастионами, глубокие рвы, крепостные стены и башни) с дворцом, стоящим внутри, становится типичным в замковой архитектуре Беларуси XVI-XVII вв.

Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие архитектурно-планировочных и объемных композиций. Выдающимся произведением белорусского зодчества является замок в Мире (Гродненская обл.) Замок расположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами, с четвертой, южной стороны, прикрывался водоемом. Строительство дворцово-замкового комплекса проходило в несколько этапов. Первоначально были построены крепостные стены, башни. Позднее, в начале XVII в., при Николае Радзивилле Сиротке, вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Стены замка вначале имели высоту около 13 м, толщина их в основании достигает 3 м. Достопримечательностью замка являются башни. Они возвышаются над стенами и имеют богатый разнообразный декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Ныне только главная, въездная, и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса. В XVII-XVIII вв. Мирский замок представлял собой роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительно удачно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и мягкость, пышность и величественность дворцовой постройки. До наших дней замок сохранился в полуразрушенном состоянии, сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

Шедевром архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс (Минская обл.). В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох. Каменный замок на месте деревянного в Несвиже был заложен Н. Радзивиллом Сироткой в 1583 г. Его строительство на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Замок располагался в стороне от города, на возвышенности. Попасть сюда можно было только по разборному деревянному мосту. Вал высотой до 20 метров и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость. За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, построенный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам. Разобщенные корпуса в последующие годы перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор. В 1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен и перестроен в стиле барокко архитектором Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении XVIII в. замок достраивался и перестраивался.

Несвижский замок, резиденция местных Радзивиллов, в свое время являлся и богатым культурным центром, средоточием средневекового искусства. Здесь размещалась библиотека на 20 тысяч томов, где хранились также редкие рукописи и старопечатные издания, портретная и картинная галереи, насчитывавшие более тысячи полотен, богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, а также знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, большая коллекция монет и медалей, роскошная мебель и др.

В начале XVII в. в Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой – воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть во внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.

В XVIII в. в Беларуси формируется новый тип дворцового здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между парадным двором и большим садом-парком. От въездных ворот главную ось архитектурной композиции всего дворцового комплекса продолжала обсаженная деревьями дорога, а со стороны парка – широкая аллея. При создании пышных магнатских резиденций зодчие того времени использовали художественно-композиционные средства архитектуры позднего барокко или рококо. Во 2-й половине XVIII в. в дворцовом строительстве на смену барокко приходит классицизм, который окончательно утвердился в конце столетия.

Источники:

http://lektsii.org/3-79832.html
http://m.vuzlit.ru/514764/arhitektura_nesvizha_primer_belorusskogo_barokko
http://studbooks.net/617248/kulturologiya/stanovlenie_hudozhestvennogo_stilya_barokko_arhitekture_belarusi

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии