Презентация на тему “Русская народная матрёшка”. Презентация “история русской матрешки”

Презентация на тему “Русская народная матрёшка”. Презентация “история русской матрешки”

Проект “Русская красавица- матрешка”
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Проект для средней группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«РУССКАЯ КРАСАВИЦА – МАТРЕШКА»

Подготовила и провела:

Гузенко Елена Владимировна

Место работы: МДОУ № 17 г. Реутов

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: творческий, исследовательский

Продолжительность проекта: средний продолжительный (2 месяца)

Предмет исследования: матрешка

Возраст детей: средняя возрастная группа (4-5 лет)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель: воспитание патриотизма через интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

– познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой.

– познакомить детей с историей матрешки.

– познакомить детей с основными видами матрешек показать связь мира природы с миром человека;

– обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи;

– познакомить детей с различными играми с матрешками. Учить использовать их в разных видах деятельности (театрализованная деятельность, подвижная, изобразительное творчество и т.д.)

– Развивать у детей коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

– Развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику. Познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки.

– поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.

– Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

– учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками.

2. Для родителей

-вызвать интерес к русской народной игрушке- матрешке

– приобщать к истокам русской народной культуры

– побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно- прикладного искусства

– учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Народная игрушка — это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

1. заинтересованность детей и родителей темой русской народной игрушки.

2. проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики.

3. совместные игры детей и родителей дома с матрешкой.

4. знания детей об особенностях костюма матрешки (выделять детали костюма матрешки — сарафан, платок, фартук)

5. расширять и активизировать словарный запас слов.

6. расширять знания детей и родителей о народной игрушке — матрешке, умение играть с ней.

Сбор информации, изучение литературы, подготовка наглядного материала.

Составление плана работы

Мероприятия по реализации проекта

  • Непосредственно образовательная деятельность: ФЭМП «Веселые матрешки»;
  • беседа на тему «Веселые матрешки»;
  • викторина «Матрешкины загадки»;
  • чтение, заучивание стихотворений А. Гришин «Матрешки»;

Л. Громова «Подарили Маше».

  • Рассматривание альбомов и наглядно демонстративного материала;
  • рисование матрешек;
  • прослушивание русской народной песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
  • Использование матрешек для сюжетно-ролевой игры «Угостим матрешек»;
  • дидактические игра «Разложи и собери матрешек вместе», «Собери картинку»; « Собери матрешку», «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».

Работа с родителями

  • Консультация для родителей «Русская красавица- матрешка»
  • Изготовление родителями совместно с детьми «Семейной матрешки»;
  • помощь детям в разучивании стихов.

Реализация проекта по этапам

– определение объектов изучения;

– приобретение материалов для изо деятельности

– подготовка наглядного материала.

– составление плана работы

Работа с детьми:

– ознакомление с историей матрешки;

– изучение художественных элементов;

Работа с родителями

Оснащение развивающей среды:

1. «Матрешкины частушки»

2. «Матрешкины потешки».

3. Стихи о матрешке

-подготовка наглядно демонстративного материала

Воспитатель, дети, родители

-обобщение результатов работы;

– выставка работ «Семейная матрешка»

-создание мини музея. «Матрешки»

Воспитатель, дети, родители

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

1 . Беседа на тему «История русской матрешки» -знакомство с народной игрушкой, история возникновения и развития матрешечного дела, виды матрешек;

2. Сюжетно-ролевая игра «Семья» -матрешка как символ семьи, материнства;

3. Пластилинография. «Наряди матрешку».

4. Разучивание стихотворения (четверостишье) С.Я. Маршак «Матрешки»

4. Дидактическая игра «Найди отличия»

5.П рослушивание русской народной песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой);

1. Тематическое занятие по предметному миру «Из чего же, из чего же?»

2. Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь»;

3. Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек»;

4. Рисование: «Нарядим матрешку»

5. Разучивание А. Гришин
«Деревянные подружки»

6. Показ презентации «Музей русской матрёшки» Цель: Развитие интереса, умение воспринимать предметы народно – прикладного искусства.

7. П/и «Прячем матрешку» Цель: Учить ориентироваться в пространстве, развитие двигательной активности .

1. Тематическое занятие по познанию (ФЭМП) «Веселые матрешки»;

2. Викторина «Матрешкины загадки»;

3.Дидактические игры «Разложи и собери матрешек вместе», «Собери картинку»;

Читать еще:  Рисование в средней группе конспекты занятий зима. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и рисованию в средней группе.Тема: "Здравствуй зимушка - зима "

4. Прослушивание и заучивание песни «Матрешка» (муз. Т.Бурцева, сл. В.Семернин)

5. Д. и. «Больше – меньше» Цель: Научить детей различать, сравнивать матрёшек по величине (больше, меньше, одинаковые, воспитывать внимание.

6. П. и. «Бегите к матрёшке» Цель: Учить ориентироваться в пространстве, укреплять мышцы туловища и ног, развитие двигательной активности.

  • Рассматривание альбомов и наглядно-демонстративного материала
  • Выставка работ «Семейная матрешка»
  • Проведение итогового праздника по проекту «В гости к нам пришла матрешка»

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

1. Беседа «Деревянная матрёшка» Цель: Продолжать знакомить детей с историей матрёшки, как народной игрушки, её внешним обликом, учить различать матрёшек по форме, цвету, развивать художественный вкус, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников.

2. Аппликация «Мы красавицы матрешки». Цель: Продолжать учить аккуратно наклеивать готовые формы.

3. Д. и. «Опиши игрушку – матрёшку» Цель: Учить составлять описательный рассказ по игрушке, активизировать речь детей.

4. П. и. «Матрёшечка – матрёшка» Цель: Учить действовать по сигналу, согласно текста слов, развивать внимание, артистизм, двигательную активность

5. Д. и. «Помоги матрёшке найти свои игрушки» Цель: Закрепить умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету .

1. Д. и. «Озорная матрёшка» Цель: Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики руки, речи, памяти, внимания. Закреплять умение выставлять предметы по высоте.

Лепка «Матрёшки подружки» Цель: Продолжать знакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой. с процессом её изготовления. Учить лепить пластическим способом, используя в работе приёмы оттягивания, сглаживания. Добиваться выразительности образа

Чтение «Матрешкины потешки» В. Берестов

С. р. и. «Магазин игрушек –матрёшек» Цель: Развивать интерес к народной игрушке матрёшке, учить распределять роли, формировать интерес к матрёшкам, как к игрушке.

Беседа «Русская матрёшка» Цель: Уточнить представление о деревянной игрушке матрёшке, росписях, которыми она украшена.

С. р. и. «Ярмарка» Цель: Развивать умение выполнять роль продавца матрёшек, коммуникативные навыки в общении, рассматривать и сравнивать матрёшек

Рассматривание композиций матрешек из коллекции мини- музея «Русская матрёшка»

Д. и. «Разложи матрёшку по порядку»

Цель: Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, умение доводить начатое дело до конца

Д. и. «Что изменилось? “

Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий

(матрёшка спряталась, прибежала, замечать и называть изменения в одежде (цвете) и размере матрёшки.

Продукт проектной деятельности:

1. Выставка детского творчества на темы:

“Раскраась матрешку” (роспись)

“Матрешечки подружки” (лепка)

“Нарядим матрешку” (рисование)

« Мы красавицы матрешки» (аппликация)

2. Создание коллекции “Русская народная матрешка”

  1. Александрова Э.И. Система патриотического воспитания в ДОУ. – М., 2007.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.
  3. Комратова Н.Г., Грибова Н.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М., 2007.
  4. Курчатовская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – М.: Феникс, 2003.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа. – М., 2009.
  6. Майорова К., Дубинская К. Русские народное прикладное искусство. – М., 1990.
  7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М., 2004.
  8. Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М., 2003.
  9. Сыпченко Е.А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. – М., 2013.
  10. Веселый хоровод. Развлечение для детей. Дошкольное воспитание 1994г. №5

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспект позволяет в ходе совместной игровой деятельности закрепить умение разбирать и собирать матрешку, закрепить понятия “большая”, “маленькая”, “средняя”; закрепить умение различать и назыв.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детскийсад общего вида №119»«Красавица Матрешка»Тема: Знакомство с игрушкой «матрешкой»(группа кратковременного пребывания «Вместе .

Конспект интегрированного занятия с детьми 4 – 5 лет. Образовательные области: познание/художественное творчество.

Конспект занятия ” Красавица матрешка”.

Совместная работа воспитателя и детей младшей группы с использованием интеграции образовательных областей: “Художественное творчество”, «Познание», «Коммуникация».

Когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин? Русская матрешка: история для детей

Наверное, нет на земле человека, который хотя бы раз в жизни не видел небольшую, полненькую, раскрашенную в яркие цвета куклу. Конечно же, речь идет о российской матрёшке. Сама по себе она вызывает столько позитива, что даже иностранцы, приезжая в Россию, считают матрёшку обязательным сувениром. Доброе и веселое круглое лицо вызывает улыбку, вне зависимости от настроения. И ведь мало кто знает, что это не народная игрушка. А когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин – почти никто и не догадывается.

Развивающий конструктор

А как радуется малышня, когда берет в руки это деревянное чудо! Для детей это тоже не просто кукла, а еще и своеобразный конструктор. Ведь благодаря своим особенностям русская народная матрешка развивает детское мышление.

Секрет заключается в ее конструкции. Дело в том, что кукла эта – разборная. Она состоит из двух частей, разъединив которые, вы увидите внутри точно такую же толстушку, только меньших размеров. Иногда таких “клонов” насчитывается аж 48 штук! Можно представить себе детскую радость, когда обнаруживается такой клад – множество миниатюрных игрушек.

Читать еще:  Жан луи давид художник. Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) знаменитый французский художник

Кроме того, по мнению экспертов, такая форма подачи тренирует интеллект ребёнка, показывая ему, что все в жизни идет от маленького к большому, и наоборот.

Мастерство и утонченность

Взрослых же поражает утонченность токарной и художественной работы, особенно в куклах с большой вложенностью. Ведь самая маленькая русская матрешка (картинки которой сопровождают нас всю жизнь) порой не превышает в высоту нескольких миллиметров. Тем не менее она раскрашена вручную. Точно так же, как и большая.

Несмотря на простоту и незатейливость игрушки, как только берешь ее в руки, ощущаешь себя частичкой старинного российского этноса. Интересен тот факт, что изобрели и сделали куклу относительно недавно. И хотя историки затрудняются сказать, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин, установлено точно, что появилось это чудо в 90-х годах XIX века.

Легенды вокруг истории происхождения

История русской матрешки, согласно распространённой версии, началась в мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей семейству А. И. Мамонтова (брата знаменитого на весь мир промышленника и мецената Саввы Мамонтова). Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Любопытно, что в японском языке такого слова не существует, и, скорее всего, название Фукурума – это уже российская версия имени японского бога. Игрушечная фигурка была с интересным секретом. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.

Соавторство

Красивый божок восхитил известного художника-модерниста Сергея Малютина. Любуясь диковинкой, Малютин неожиданно загорелся интересной идеей. Для ее реализации он привлек токаря Василия Петровича Звездочкина, потомственного игрушечника. Малютин попросил мастера изготовить небольшую деревянную болванку, которая и была сделана в считаные минуты. Передавая болванку в руки художника, токарь еще не понимал смысла затеи. Не теряя времени, Малютин, подобрав краски, собственноручно расписал деревянный брусочек.

Каково же было удивление Зведочкина, когда он увидел, что в результате получилась маленькая кругленькая девушка в простом крестьянском сарафане с петухом в руках. Она состояла из двух половинок, внутри которых была все та же барышня, но уже меньших размеров. Всего их было восемь штук, причем каждая из них держала в руках другой предмет. Тут были и серп для жатвы, и корзинка, и кувшин. Интересно, что последняя фигурка изображала самого обычного младенца.

Однако историки-биографы, которые изучали деятельность Малютина, довольно скептически относятся к этой красивой легенде. Русская матрешка, картинки которой (хотя бы эскизно) не найдены в наследии художника, не могла быть придумана за секунду. А для общения с токарем нужны были наброски и чертежи.

Почему кукла названа матрешкой

Историки почти единогласно утверждают, что имя Матрена – самое распространенное в деревнях России конца XIX века. Не исключено, что именно оно и подтолкнуло авторов игрушки. А вот другое предположение: когда придумали русскую матрешку, ее название произошло от слова «матрона», т. е. мать большого семейства. Говорят, что именно таким образом создатели куклы хотели подчеркнуть умиротворённость и доброту своего изобретения. И дали ей очень ласковое и нежное имя.

И еще одна версия

Сам токарь-игрушечник утверждал, что первая русская матрешка сделана по чертежу из какого-то журнала. Он выпилил «глухую» фигурку (то есть она не раскрывалась). Кукла больше была похожа на монашку, и вид у нее был уморительный. Сделав фигурку, мастер затем отдал ее на роспись художникам. Эта версия тоже может служить своеобразным ответом на вопрос о том, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин.

Существует, однако, вероятность, что фигурку действительно расписывал Сергей Малютин. Потому что в то время он активно сотрудничал с издательством Мамонтова и занимался иллюстрациями к детским книгам. Иными словами, эти два человека находились в одно время довольно близко друг от друга. Тем не менее достоверной версии, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин, все же нет. Известно лишь, что кукла не имеет древних корней.

Как матрешек поставили на поток

Мамонтову понравилась идея с раскладной куклой, и в Абрамцево, где находилась его основная мастерская, вскоре было налажено поточное производство. Фото матрешки русской подтверждают, что первые прототипы раскладных фигурок были довольно скромны. Девушки «одеты» в простые крестьянские платья, не отличающиеся особыми изысками. Со временем эти узоры становились все сложнее и ярче.

Изменялось и количество вложенных фигурок. Старинные фото матрешки русской показывают нам, что в начале ХХ века считалось стандартом изготовление 24-местных игрушек, а в исключительных случаях и 48-местных. В 1900-м году закрывается мастерская «Детское воспитание», однако производство матрешек не прекращается. Оно переносится в Сергиев Посад, на 80 км северней от Москвы.

Есть ли глубинный смысл в образе матрешки

Если рассуждать о возможном прообразе, с которого началась история русской матрешки, то нужно вернуться к фигурке японского бога Фукурокудзю. Что же представляет собой этот божок в японской мифологии? Древние мудрецы считали, что человек имеет семь тел: физическое, эфирное, астральное, космическое, нирванное, ментальное и духовное. Более того, каждому состоянию тела соответствовал свой бог. Исходя из этого учения, неизвестный японский зодчий сделал свою фигурку именно «семиместной».

Читать еще:  Во что можно поиграть 3 людям. Во что можно поиграть дома вдвоем с подругой, девушкой, парнем, женой, братом, сестрой без компьютера, если скучно? Игры вдвоем дома без компьютера для девочек, мальчиков, взрослых, подвижные

Вроде бы, полное сходство с известными нам образцами и фото матрёшки русской? Действительно, а не из таких ли побуждений исходил сам Звездочкин и другие мастера, создавая эту удивительную куклу? Может быть, они хотели показать разносторонность исконно русской женщины, которой любая работа по плечу?

Достаточно вспомнить разные предметы, которые держит в руках каждая русская матрешка. История для детей была бы весьма поучительной. Но эта версия маловероятна. Потому что сам мастер Звездочкин никогда в своей жизни не вспоминал никаких японских богов, тем более с такими сложными названиями. Ну и совсем не вяжется с японским прототипом последующая большая «вложенность» русских матрёшек. Количество внутренних кукол измерялось десятками. Так что история с семью телами японского бога – скорее всего, просто красивая легенда.

Монах Шаолиня и матрешка

И все же в восточной мифологии есть еще один персонаж, потомком которого могла стать русская матрешка. История для детей предлагает ознакомиться и с монахом Дарумой. Это аналог известного из китайского фольклора персонажа Бодхидхарма – основателя знаменитого монастыря Шаолинь.

По древней японской легенде Дарума решил достичь совершенства, погружаясь в медитацию. На протяжении 9 лет он смотрел на стену, не отрывая взгляда, однако вскоре понял, что просто спит. И тогда Дарума срезал ножом свои веки, бросив их на землю. А еще спустя немного времени у монаха от долго сидения в одной позе отнялись руки и ноги. Именно поэтому фигурки с его изображением делали безрукими и безногими.

Однако гипотеза возникновения российской куклы по образу Дарумы весьма несовершенна. Причина кроется на поверхности. Дело в том, что кукла Дарума неразборная и сделана наподобие нашей неваляшки. Поэтому, хоть мы и видим, что обычаи похожи, истории происхождения обеих кукол явно разнятся.

Загадай желание и доверь его матрешке

Интересное поверье связано и с глазами Дарумы. Их обычно изображают на кукле очень большими и без зрачков. Японцы покупают эти фигурки и загадывают желание, чтобы оно обязательно исполнилось. При этом символично раскрашивая один глаз. Через год, если желание исполняется, кукле «открывают» и второй глаз. В противном случае фигурку просто относят в храм, из которого ее принесли.

Отчего же столько внимания древним японским поверьям? Ответ прост. Мало того что фото матрешки русской показывает нам сходство, так еще и с ней проводятся похожие ритуалы. Считается, что если вложить внутрь куклы записку с желанием, то оно непременно сбудется.

Интересен и тот факт, что качество исполнения желания напрямую зависит от художественной сложности матрёшки. Чем большей «вложенностью» обладает матрёшка, и чем искусней она разрисована яркими красками, тем выше шансы загадавшего получить сокровенное.

И все же.

Кстати, история возникновения разборных кукол уходит своими корнями именно в российское прошлое. Еще в Древней Руси были известны так называемые писанки – художественно раскрашенные пасхальные яйца из дерева. Иногда их делали полыми внутри и закладывали туда меньшее по размеру яйцо. Похоже, что именно эти писанки становились незаменимыми атрибутами в русских народных сказках, где смерть Кащея обязательно находилась в яйце, яйцо в утке и так далее.

Странно осознавать, что русская матрешка, картинки которой представлены в данной статье, окутана столькими легендами относительно своего происхождения. Однако это действительно так. Что лишний раз доказывает: кто бы ни сделал матрешку и чем бы он ни руководствовался при этом, этот человек (или группа мастеров) смогли задеть людей за живое. Ведь только то, что очень нравится и постоянно на слуху, обрастает таким количеством сказочных предположений. Русская матрешка – сувенир, которому рад и стар, и млад. Это факт.

Музейные экспонаты

В Сергиевом Посаде организован музей игрушек. Там, помимо прочего, выставлена и предположительно первая кукла. Та, что раскрашена в цветастый сарафан, и с петухом в руках. В ней семь вложений, т. е. всего эта куколка восьмиместная: верхняя девушка, затем три сестрички, братик и еще три сестрички с карапузом-младенцем. Музей русской матрешки организован еще и в Москве, в Нижнем Новгороде, в Калязине и т. д.

Но матрешки настолько популярны, что в современном исполнении можно встретить не только девушку-красавицу. Очень интересно выглядят герои мультфильмов, политики, всевозможные животные, выполненные в форме разборной игрушки.

Иногда говорят, что первая кукла имела все же 7 вложений. Хотя сам Звездочкин утверждал, что изготовленные им матрешки были трех- и шестиместными. В общем, совершенно ясно, что нам не докопаться до истины. Мы с удовольствием рассматриваем выставленные в витринах игрушки и, когда узнаем их историю, влюбляемся еще больше.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/03/30/proekt-russkaya-krasavitsa-matreshka
http://fb.ru/article/160966/kogda-pridumal-russkuyu-matreshku-umelets-vasiliy-zvezdochkin-russkaya-matreshka-istoriya-dlya-detey

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии