Презентация к уроку по краеведению (7 класс) на тему: Коми – обряды. Культура и традиции

Презентация к уроку по краеведению (7 класс) на тему: Коми – обряды. Культура и традиции

Краткосрочный проект в старшей группе «Традиции и обычаи коми народа»

Анастасия Ковалёва
Краткосрочный проект в старшей группе «Традиции и обычаи коми народа»

педагога дошкольного образовательного учреждения

«Краткосрочный проект

в старшей группе

«Традиции и обычаи коми народа»

Составила: Ковалёва А. А. ,

Коми культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Коми народные традиции и праздники – это отражение взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.

Сегодня, рассматривая коми наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл коми праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, даёт возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.

Актуальность: поверхностные знания у детей о традициях и быте Республики Коми, в которой они проживают.

Формирование у детей представлений о традициях и обычаях коми народа.

-Образовательные:знакомить детей с традициями и обычаями коми народа,

– Развивающие:развивать память, воображение, речь.

-Воспитательные:воспитывать уважение к коми культуре.

Методы и формы работы:

-Словесные методы: метод творческой беседы; рассказ;

-Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию);

-Практические методы: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, интегрированные творческие задания, разрешение проблемных ситуаций;посещение музея с последующим анализом, рисование иллюстраций к художественным произведениям, изображение героев в разных видах изобразительной деятельности, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях;все виды игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые);

Тип проекта:

– по продолжительности: краткосрочный

-по виду деятельности:творческий, познавательный

-по количеству деятельности: коллективный

-по профилю знаний: межпредметный

Участники проекта: дети старшей группы «Сказка», воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: одна неделя.

Новизна проекта и практическое значение:

Новизна и инновация выражается в создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по развитию интереса детей дошкольного возраста к истории родного края, которая позволит сделать работу с семьёй более интересной и эффективной. Будет способствовать погружению родителей в процесс воспитания у детей любви к своему народу.

Установление тесного сотрудничества между социальными партнёрами: педагогами, родителями в вопросах воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории, традициям, быту родного края.

Обеспечение проекта:

Информационные: кабинет старшего воспитателя оснащен методической литературой, разработаны ООП ДО, рабочие учебные программы по реализации ООП ДО, в части, формируемой участниками образовательных отношений, направленной на реализацию этнокультурного компонента,функционирует сайт ДОУ, наработана база образовательных ресурсов.

Материально – технические: в ДОУ кабинете старшего педагога имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, имеется мультимедийное оборудование,принтер,компьютер с доступом к сети Интернет.

Этапы проекта деятельности

1 этап – подготовительный.

1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.

2. Составление перспективного плана.

3. Пополнение центра ряженья коми народных костюмов.

4. Пополнение фонотеки коми народными мелодиями и песнями.

5. Пополнение книжного уголка новыми книгами с коми народными сказками, потешками.

6. Подбор предметов коми быта.

7. Выбор формы работы с родителями.

8. Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями.

1. Анкетирование родителей.

2. Консультация для родителей «Приобщение детей к коми народным традициям».

3. Выставка детских поделок.

4. Выставка работ родителей.

2 этап – практический.

1-ый день «Коми народные сказки».

1. Дидактическая игра «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев коми народных сказок, их отличительные признаки.

2. Аудиозапись «Пера- Богатырь» (коми сказка).

3. Дидактическая игра «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.

4. Чтение коми сказки «Яг – Морт».

5. Малоподвижная игра «Звериная зарядка». Снятие эмоционального напряжения.

6. Коми народная игра «Невод». Развивать физические качества через народные игры.

2-ой день «Быт коми народа».

1. Презентация «Быт и жизнь коми народа». Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к коми народной культуре.

Читать еще:  Почему верди называют народным композитором. Джузеппе Верди: биография и творчество, известные произведения

2. Игра «Стой, олень».Прививать любовь к коми культуре, развивать творческие способности детей.

3. Слушание мелодии о родном Коми крае». Продолжать знакомить детей с обычаями итрадициями коми народа.

4. Посещение мини музея «Коми изба».

5. Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях коми народа». Формировать представление о самобытных традициях народа коми.

3–й день «Национальный костюм коми народа».

1. Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с коми народным костюмом. Прививать уважение к коми народной культуре.

2. Дидактическая игра «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.

3. Рисование на тему: «Роспись кокошника». Познакомить детей с традиционным коми костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.

4. Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.

5. Чтение песенок, потешек, закличек.

4-ый день «Родная природа».

1. Чтение рассказов С. Пылаевой «Шанежка». Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.

2. Презентация «Дары Республики Коми».Воспитывать любовь к родному краю, природе.

3. Чтение стихов коми поэтов Е. Габовой, А. Журавлёвой, С. Поповой.

5. Продуктивная деятельность «Я рисую солнце…»

6. Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.

5-ый день «Коми народные игры».

1. Игра «Ловля оленей». Продолжать знакомить детей с народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Хоровод «Ходит Ваня». Обогащать представление о традициях коми народа.

3. Малоподвижная игра «Пышкай» («Воробей»).

3. Спортивное развлечение совместно с детьми и родителями «Коми народные игрища». Развивать двигательную активность. Прививать любовь к коми культуре.

3 этап – заключительный.

1. Анализ проведённых мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации проекта.

2. Выставка детских работ по проекту.

3. Фото отчёт с участием родителей.

Результаты реализации проекта

1. Расширение представлений о коми культуре, обогащение представлений о традициях коми народа, обогащение жизненного опыта.

2. Знание коми народных подвижных игр.

3. Знание коми ремесел.

4. Знание коми народных сказок, потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре коми народа, интерес к культурным традициям.

Результаты деятельности педагога

1. Систематизация работы по разработанной теме.

2. Повышение информационной культуры педагога.

3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Список используемой литературы

1. Вавилова Л. Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем» Сыктывкар, 1993.

2. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре»

3. Клейман Т. В. «Детям о культуре народа коми» (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.

4. Кудряшова В. М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.

5. Пантелеева Е. И. «Родник» Сыктывкар, 1998.

6. Потолицына Н. Б. «Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.

7. Программа «Парма» под редакцией С. С. Белых

Досуг для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Добрый день всем, всем, всем! Хочу рассказать вам о своем досуге, который проходил 19 октября. Мы знакомились с новым материалом в сопровождении.

Конспект НОД для детей 6–7 лет «Народные праздники, обычаи и традиции русского народа». Игра «Умники и умницы» Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: • Закрепить знания детей о традициях и обычаях наших.

Проект «Традиции и обычаи народов Самарской области» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Высокое муниципального района.

Обычаи и традиции русского народа. Их роль в воспитании дошкольников В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания.

Проект «Быт и традиции русского народа» Проект: «Быт и традиции русского народа» Краткосрочный проект во второй младшей группе. Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста.

Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность: В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

«Традиции русского народа». Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19» Работа по духовно-нравственному воспитанию Выполнили:.

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа) Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических.

Читать еще:  Проклятие коллекции Ильина. Загадка коллекции ильина Комсомольская правда о коллекции ильина

Традиции и обычаи русских праздников. Масленица-краса! Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы.

КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ КОМИ. ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство с культурой древних коми ЗАДАЧИ: знакомство с историей древних коми народно-прикладное искусство древних. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГерман Некрасов

Похожие презентации

Презентация по предмету “История” на тему: “КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ КОМИ. ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство с культурой древних коми ЗАДАЧИ: знакомство с историей древних коми народно-прикладное искусство древних.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ КОМИ

2 ЦЕЛЬ УРОКА: знакомство с культурой древних коми ЗАДАЧИ: знакомство с историей древних коми народно-прикладное искусство древних коми

3 Непосредственные предки коми этно-территориальныегруппы (племена) пермивычегодской сформировались в вв. на основе местных охотничье-рыболовецких племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). экспонаты Воркутинского краеведческого музея БИВЕНЬ МАМОНТА

4 Культура перми вычегодской представляла собой результат взаимодействия и слияния различных культур. Археологические памятники перми вычегодской известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. Этноним «пермь» впервые упоминается в вводной части наиболее раннего из дошедших до нас древне-русских летописных сводов – «Повести временных лет» (начало 12 в.). Этимологизируется из прибалтийско-финского термина pera-maa («задняя земля», Заволочье)

5 ПРЕДМЕТЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙШИХ ПОСЕЛЕНИЙ КОМИ

6 После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478 г.) земли перми вычегодской вошли в состав Русского государства, была произведена перепись вычегодско-вымских земель (1481 г.) и назначены «государевы дани» (1485 г.) В вв. происходило изменение границ расселения коми. Заселяются верховья рек Мезени и Вычегды, коми появляются в бассейне реки Ижма, на верхней и нижней Печоре. Происходит сложение большинства основных этнографических групп коми (вымичей, сысольцев, прилузцев, удорцев).

7 В вв. в результате дальнейшего расселения коми формируются этнографические группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев. Оформляется восточная граница этнической территории коми вдоль Уральского хребта. Идет активный процесс формирования коми как этноса. Расширение этнической территории на Севере продолжалось вплоть до конца 19 в.

8 Многообразная духовная культура коми ярко представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованиях и обрядах. Космогонии, мифы коми, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем (отделение неба от земли, сотворение земли, человека и животных братьями- демиургами Еном и Омолем и др.); эпич. сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая, поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт северного земледельца и промысловика.

9 Фольклор коми даёт представление об основных этических и моральных нормах народа, играет важную роль в воспитании детей и их социализации. Семейные и календарные обряды коми близки к северо-русской. В похоронно- поминальной обрядности находят отражение древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквльно, каша серпа), отправка на промысловую охоту и др. Сохранялись дохристианские верования в леших (ворса), духов- хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.

10 Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Традиции народного искусства широко используют современные народные мастера-прикладники, коми-художники и графики

11 Народное прикладное искусство было тесно связано с хозяйственной жизнью народа, его бытовым укладом и традиционным мировоззрением Народное прикладное искусство было тесно связано с хозяйственной жизнью народа, его бытовым укладом и традиционным мировоззрением

12 В крае, изобилующем лесом, с давних времен развивалась обработка дерева. Большое место отводилось деревянному зодчеству и декорированию жилых и хозяйственных построек

13 Резной орнамент деревянных изделий преимущественно геометрический, состоит из ромбов, косых крестов, зигзагов, розеток. Встречаются, однако, мотивы птиц и растительные мотивы

14 У северных коми-ижемцев, занимающихся оленеводством, были развиты обработка меха и замши Экспозиция в Воркутинском краеведческом музее

15 Из женских промыслов наиболее развиты были узорное тканьё и вязание экспонаты Воркутинского краеведческого музея

16 Многие виды народного искусства развиваются в наши дни и служат неиссякаемым источником радости и вдохновения

Читать еще:  Поединок на куликовом поле между кем была. "Поединок на Куликовом поле": описание картины М.И

17 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА: 1.посетить местный краеведческий музей – экспозиции, посвященные древнему прошлому нашего Коми края (составить отчет об экскурсии; представить виртуальную экскурсию по экспозициям музея; сделать собственную мультимедийную презентацию и т.д.) 2.провести командную викторину (приложение1) 3.разгадать кроссворд (приложение2)

Презентация по окружающему миру на тему: ” Обычаи и традиции народа Коми”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Обычаи и традиции народа Коми Работу выполнила: ученица 4 класса «В» средней школы № 5 Казакова Карина

Коми – народ, живущий в бескрайних лесах на северо-востоке европейской части России. Основными его этнографическими группами являются вымичи, печорцы, ижемцы, удорцы. Предшественницей Республики Коми считается Пермь Вычегодская.

Государственный флаг Республики Коми Государственный герб Республики Коми

ЖИЛИЩЕ. РЕМЕСЛА Лесное изобилие предопределяло характер застройки домов, использование дерева как основного материала.

Жилище Традиционное жилище коми представляло собой прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку . Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями , составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор .

Главным местом в избе был «красный угол», где находились иконы, Псалтырь, молитвослов, зажигались лампады и свечи.

Одежда Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту. Мужская одежда состояла из рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем,штанов, заправленных в шерстяные носки.

ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ Традиционно у коми одежда воспринималась как “покров, оболочка” и одновременно “след, тень” человека. Вся одежда, которую носит в течение жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для ее владельца.

Вязаный орнамент коми – сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность.

Современная молодёжь празднует креативно и весело, но не обходит вниманием и старинные традиции этого народа . Торжество, в котором обязательно есть место таким обрядам, как прохождение через «радугу-дугу» как залог счастливой и долгой семейной жизни, посыпание обрачующихся солью во избежание сглаза и порчи со стороны недоброжелателей. Жених обязательно должен пронести невесту на руках по мосту, после чего пара завязывает цветные ленточки на дереве.

Обработка меха, кожи Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство

Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских коми, имела охота.

Давние традиции у коми имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий.

Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство.

Пища В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд. В качестве первого блюда подавали : щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом – холодные похлебки на основе хлебного кваса. Вторым блюдом у коми была каша из ячневой или гречневой крупы. Наиболее распространенным продуктом питания была рыба, ее употребляли в вареном, соленом, сушеном, жареном виде, использовали как начинку для пирогов. Рыбный пирог был обязателен в праздники. Чаще было мясо на столе у охотников. Из овощей в питании использовались репа, редька, лук, капуста,картофель. Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка: хлеб, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, были распространены отвары трав и ягод, хлебный квас, березовый сок. Из пареной репы или брюквы варили компот.

Большой популярностью пользовалась слабосоленая квашеная рыба так называемого печорского засола Сушеная рыба шла для начинки пирогов, брали ее на сенокос или в дорогу.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-obychai-i-tradici-komi-naroda.html
http://www.myshared.ru/slide/587507/
http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-obichai-i-tradicii-naroda-komi-1168755.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии