Предсказание и предвосхищение в литературе. Какие знания даёт искусство? «Купание красного коня»

Предсказание и предвосхищение в литературе. Какие знания даёт искусство? «Купание красного коня»

«Купание красного коня» – символы и смысл

В 1912 году в Санкт-Петербурге открылась очередная выставка художественного объединения «Мир искусства». И первая картина, встречавшая посетителей прямо над входной дверью, своей символикой поражала воображение современников. Это впечатление было настолько велико, что полотно даже называли знаменем, вокруг которого нужно объединяться. «Купание красного коня» кисти Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина стало важным этапом не только в творчестве художника, но и в русской живописи в целом.

К. С. Петров-Водкин, автопортрет

Свою выдающуюся картину Петров-Водкин начал писать летом 1912 года, когда жил в южном городке Хвалынске. Художник пытался запечатлеть знакомые с детства сцены купания мальчишек и лошадей в реке. Наброски и первый вариант картины были бытовыми, без намеков на символизм. Позже исходная версия картины была уничтожена автором.

Прототипом коня стала реальная лошадь, старая, с разбитыми ногами, но с удивительно красивой мордой.

Кто послужил моделью для юного всадника, до сих пор точно неизвестно. По одной из версий, это был ученик мастера, Сергей Калмыков. Позже этот молодой человек стал выдающимся русским художником-авангардистом. К сожалению, талант его почти не был оценен при жизни. Среди других претендентов на роль наездника называют одного из родственников художника и даже молодого Набокова.

Чем же «Купание красного коня» так потрясало зрителей? Для бурлящего общества того времени, пережившего народные восстания и революцию 1905 года, красный цвет прочно ассоциировался с революционным движением. Мощный конь, которого не в состоянии сдержать хрупкий наездник – чем не иллюстрация неукротимости народной силы? Однако, в толковании картины все не так просто.

Скептики замечали, что таких крупных и красных коней не бывает. Но Кузьма Сергеевич точно знал, где они водятся – на старинных иконах. В иконописи красный цвет имел двоякий смысл. С одной стороны, это символ вечной жизни, символ Воскресения. С другой стороны, это цвет жертвы и искупления. Поза наездника и золотистый цвет его тела характерен для изображений мучеников и святых.

Полотно очень многое взяло от иконописи. На нем практически нет теней, а движения персонажей выглядят замедленными, ритуальными. Краски контрастны, они не перетекают из одной в другую, а как бы сталкиваются и противостоят друг другу. Кроме того, в работе использован прием сферической перспективы. Его подчеркивают круговое расположение коней и мальчиков, а также круглый берег озера.

У «Купания красного коня» сложилась непростая судьба. В 1914 году работа была отправлена на выставку в Швецию. Но из-за Первой мировой войны и революционных событий в России полотно долго не могло вернуться на родину. Только в 1950 году после длительных и непростых переговоров художественное наследие Кузьмы Сергеевича возвратилось к его семье. В 1961 году знаменитая картина была передана в Третьяковскую галерею.

Стиль Петрова-Водкина оказался настолько самобытным, что у него не нашлось прямых последователей среди художников. Зато критики и искусствоведы не оставляют вниманием его полотна до сих пор. В советское время было принято связывать «Купание красного коня» с предчувствием революционного пожара в России. Сам автор в поздние годы жизни ассоциировал полотно с трагедиями Первой Мировой войны. Впрочем, каждый зритель видит в этой работе что-то свое. А что значит «Купание красного коня» для Вас?

4 сентября 2015 года стартует полный курс рисования лошадей.

После начала (окончания) курса он сразу же становится доступен в записи

Поделиться “«Купание красного коня» – символы и смысл”

«Купание красного коня»: почему бытовую картину назвали предвестником грядущих перемен

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Свой творческий путь Кузьма Сергеевич Петров-Водкин начал с иконописи. В родном городе Хвалынске (Саратовской губернии) он познакомился с иконописцами, работы которых произвели на него сильное впечатление. В начале 1910-х годов Петров-Водкин стал отходить от религиозной тематики, все больше склоняясь к монументально-декоративным произведениям. Но влияние иконописи усматривается во многих его работах.

В картине «Купание красного коня» многие находят образы, традиционные для иконописи. Мальчик на коне напоминает Георгия Победоносца. Петров-Водкин использует прием сферической перспективы, чтобы изобразить предметы сверху и сбоку. В картине доминирует три классических для иконописи цвета: красный, синий, желтый.

Изначально картина задумывалась как бытовая. Кузьма Петров-Водкин вспоминал: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Примечательно еще и то, что за год до создания полотна ученик Петрова-Водкина Сергей Колмыков показывал художнику свою картину под названием «Купание красных коней». Наставник раскритиковал работу ученика, но, возможно, именно она вдохновила Петрова-Водкина написать свой вариант «коней». Спустя время Колмыков настаивал на том, что на картине Петрова-Водкина изображен именно он. Хотя Кузьма Сергеевич в письме брату говорил: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь…». Большинство искусствоведов придерживаются версии, что персонаж на коне – это собирательный образ-символ.

Читать еще:  Художественная литература для детей. Художественная литература для детей Список литературы для чтения детям 4 5

На полотне передний план почти полностью занимает конь. На фоне озера, написанного в холодных тонах, цвет коня кажется очень ярким. В русской литературе образ коня символизирует неукротимую стихию, русский дух. Достаточно вспомнить «птицу-тройку» у Гоголя или «степную кобылицу» Блока. Скорее всего, автор полотна и сам не осознавал, каким символом станет его конь на фоне новой «красной» России. Да и юный всадник не в силах удержать своего скакуна.

Картину, которую в 1912 году показали на выставке «Мира искусства», ждал успех. Многие усмотрели в ней грядущие перемены, тем более, что она висела над дверью зала. Критик Всеволод Дмитриев сравнил «Купание красного коня» со «знаменем, вокруг которого можно сплотиться».

Картина Петрова-Водкина в живописи начала XX века стала вызовом не менее сильным, чем «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

« Картина К.С.Петрова – Водкина « Купание красного коня» и поэма С.А. Есенина « Пантократор» как отражение сложной и противоречивой эпохи начала XX века».

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

« Картина К.С.Петрова – Водкина « Купание красного коня» и поэма

С.А. Есенина « Пантократор» как отражение сложной и противоречивой эпохи начала XX века». Урок – исследование.

расширить представления учащихся о творчестве С.А. Есенина и
К.С. Петрова – Водкина;

искать в произведениях художественной литературы и живописи общее в тематике и идейном содержании и сопоставлять их;

научить осмысливать исторические и культурные события России начала XX века и извлекать нравственные уроки .

– формировать умение вести исследовательскую и сравнительную работу с произведениями литературы и живописи;

развивать логическое мышление;

прививать интерес к изучению литературы, истории, живописи.

репродукция картины К.С. Петрова-Водкина « Купание красного коня»,

текст поэмы С.А. Есенина « Пантократор»,

слайды « Чудо о Флоре и Лавре», «Свв. Власий и Спиридоний»,

видеофильм « Кузьма Петров – Водкин».

Вступительное слово учителя .

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люцеферова крыла).

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер.

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне.

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Ожидание перемен, казалось, пропитало саму атмосферу общественно-политической жизни России. Очень хотелось отбросить прошлое и ворваться в абсолютно новый, никому не известный мир . Магически действовала и дата перехода от века к веку. Ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории преобладали в настроениях общества. Ведь считалось, что все важные научные открытия уже сделаны:

изобретена беспроволочная связь;

открыты рентгеновские лучи;

определена масса электрона;

создаются квантовая теория, теория относительности.

На русской почве получили распространение идеи немецкого философа Ницше, связанные с понятием «кризис христианства». Это отказ от Бога, замена Богочеловека на сильного сверхчеловека, который отказывается от старой морали и утверждает, что для него на пути к счастью не существует никаких моральных преград.

Россия переживает три революции (1905 г., февральскую и октябрьскую 1917г.), русско-японскую войну 1904-1905 г., Первую мировую войну, Гражданскую войну). Очевидна была необходимость перемен, перестройки.

В это время в стране вступают в противоборство три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Соответственно выдвигались различные программы перестройки государства: «сверху», при помощи законов, которые, по П.А.Столыпину, изменят социальное устройство государства (Манифест 17 октября 1905 года) , и « снизу», как говорил В.И.Ленин, при помощи революции, ожесточенной войны классов, средством которой является террор.

Однако русское искусство и литература, в том числе, никогда не принимали идей насилия и буржуазного практицизма. (Вспомним героев Достоевского, Толстого, Гончарова, Тургенева). Русские писатели утверждали, что спасение не «сверху» и не «снизу», а только «изнутри», благодаря нравственному преображению человека.

М.Горький в письме к К.П. Пятницкому (1901 г.) говорил о том, что « новый век – воистину будет веком духовного обновления. Множество погибнет людей, но ещё больше родит их земля, – и в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека» 2 .

Читать еще:  Доклад на тему "штриховая техника скрипача". «Виды штрихов и их исполнение на скрипке

В ходе нашего исследования мы вместе с искусствоведами проследим связь двух произведений искусства: поэмы С.А. Есенина « Пантократор» и картины К.С. Петрова – Водкина « Купание красного коня» со сложной и противоречивой эпохой начала XX века.

Обратимся сначала к живописному полотну К.С. Петрова – Водкина «Купание красного коня».

Просмотр видеофильма « Купание красного коня, Петров-Водкин» 3

Образ коня в русском искусстве с древних времён воспринимался многозначно. В славянской мифологии конь был другом, советчиком и спасителем человека, это был конь- судьба, значимым был каждый шаг которого. В отечественном искусстве XIX века этот образ был использован многими мастерами, достаточно вспомнить «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Холстомера» Л.Н.Толстого, картину В.Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей».

Именно исходя из этой традиции К. Петров – Водкин и создаёт свою картину «Купание красного коня», монументально значимое произведение, обобщённый образ коня – символа. И только потом в композиции картины появляется всадник (судя по первым эскизам, в начальном варианте его не было).

Что же повлияло на создание этой картины? В 1912 году начались расчистка и собирательство древнерусских икон, и К. Петров – Водкин оказался под сильным впечатлением от них, особенно от икон новгородской школы XIII – XV веков, где, согласно традиции, преобладает красный цвет. Именно это повлияло на художественные искания художника.

Иконопись повлияла и на образное мышление С.А. Есенина. Связано это было с детскими воспоминаниями. В доме его деда, очень верующего человека, было много икон, которые и создали тот ассоциативный фон, который потом проявился в произведениях поэта. Иконные образы Божией Матери, Николая Чудотворца, Серафима Саровского из детства поэта, стали героями его произведений, спутниками его лирического героя.

Духовный мир русской иконы нёс в себе идею соборности, единения человека со всей Вселенной. Именно из этой сокровищницы черпали С.Есенин и К.Петров – Водкин дух милосердия и любви ко всему живому на земле, находили сюжеты для своего творчества.

В особо почитаемых русскими крестьянами иконах раннехристианских мучеников Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей на Руси, Власия и Спиридона, молитвенников за «братьев наших меньших», вверенных человеку, подкупает яркость и свежесть красок, связь с реальными житейскими заботами селян. На них можно увидеть не только святых угодников, но и многоцветных играющих и скачущих коней, коров, благоговейно взирающих на святых, черных козочек, овец и кабанов, окрашенных в красные, оранжевые, фиолетовые, голубые и зелёные тона.

На подготовительных рисунках к картине, сохранившихся до нашего времени, сначала была изображена самая обычная, скорее даже захудалая деревенская лошадь. В ней нет и намёка на образ гордого коня. Превращение старой гнедой лошадёнки в величественного красного коня происходило постепенно. К. Петров – Водкин, конечно же, учёл широкую обобщённость этого образа , вспомнив пушкинского «гордого коня», гоголевскую «птицу – тройку», блоковскую «стальную кобылицу. ». Поэтому он стремился тоже «возвысить» своего коня, дать идеальный образ.

Считается, что изначально конь был гнедым (рыжим), что цвет его мастер изменил на красный потом в процессе работы. И, хотя некоторые говорили, что таких коней не бывает, художник дает подсказку приглашает посмотреть на изображение лошадей у древнерусских иконописцев. Так, на иконе «Архангел Михаил – воевода» предводитель небесного воинства изображен скачущим на красном крылатом коне.

Былинная мощь огненного коня, заполняющего собой почти всю плоскость холста, нежная хрупкость бледного юноши, резкие разводы волн в небольшом заливе, плавная дуга розового берега – вот из чего складывается эта необычайно многогранная картина. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века. Судьбоносное значение коня передано К. Петровым – Водкиным не только державным торжественным шагом и самой позой коня, но и гордой посадкой головы на длинной, по-лебединому изогнутой шее. Движение на картине только обозначено, но не выражено. Красочные пятна как бы застыли на полотне. Именно эта застылость и рождает у зрителя ощущение неясных тревожных предчувствий каких-то грандиозных событий , неумолимости судьбы, дыхание грядущего.

Художественное полотно К. Петрова – Водкина поразило Сергея Есенина, который в 1919 году написал своего «Пантократора» в том числе и под впечатлением от картины. В данной поэме поэт пытается осмыслить революцию – осмыслить религиозно, смешивая образы библейские, церковные, бытовые.

Ш. Учитель или подготовленный ученик читает поэму С.Есенина «Пантократор».

IV . Анализ поэмы.

– Почему такое название выбирает поэт?

Читать еще:  Что нового у йена сомерхолдера и нины добрев. Экранная любовь не прошла проверку «жизнью»: разрыв Нины Добрев и Йена Сомерхолдера

Пантократор – термин греческого происхождения, в иконографии Пантократор — иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии, Господа Вседержителя , Спаса Вседержителя . По аналогии с сотворением мира, о котором рассказывается в первых главах Ветхого Завета, поэт в пространстве художественного текста осуществляет собственное строительство нового мира, основываясь на им же самим придуманной идее Третьего Завета, смешивая христианские и языческие мотивы.

Первая глава поэмы – пророк и бунтарь. Беседа по вопросам.

Устраивает ли лирического героя привычный порядок вещей в старом мире? (Текст).

Связана ли поэма с какими – либо историческими событиями?

Поэма “Пантократор” создавалась во время активного сближения Есенина с пролетарскими поэтами и писателями.

Лирический герой поэмы верит, что революция по-новому разрешит вопросы жизни и смерти. Теперь все будет в руках самого человека, он теперь сам сможет открыть «земными ключами» «золотые ворота рая».

Как выглядит в поэме революционное переустройство мира? О какой же революции здесь идёт речь?

Для Есенина революция приобретает вселенский масштаб и священный смысл.

Вторая глава – « счастливая страна»: модель мировой гармонии. Беседа по вопросам.

Каким представляет лирический герой свой собственный проект бытия?

Можно ли назвать пространство, которое изображает здесь поэт,
гармоничным?

Как вы понимаете идею гармонии жизни?

В чём это выражается в поэме?

Роль образа деда в художественном замысле поэмы. Дед здесь не только глава рода, его образ восходит к древнему языческому культу предков, который основывался на том, что умершие не покидают своих родственников, а помогают им, особенно в « скорбный час».

Третья глава – мотив жертвенности. Беседа по вопросам.

Как по-вашему, что такое « жертва», « жертвенность», « жертвовать»?

Слово «жертва» имеет несколько значений, в том числе предмет или живое существо, обычно убиваемое, которое приносится в дар божеству, добровольный отказ, отречение в пользу кого-либо, чего-л.; самопожертвование.

«Жертвенность» – это такая черта характера, при которой человек способен отдавать в жертву свои интересы ради другого человека или какого-то дела.

Как развивается этот мотив?

Лирический герой готов идти на любую жертву, чтобы изменился порядок жизни, состоялось её духовное преображение.

Образ «красного коня» в четвёртой главе . Беседа по вопросам.

– Какова роль « красного коня» в поэме?

Символика «красного коня» у Есенина имеет как языческие, так и христианские истоки. Это образ устремленности к новым рубежам, к иной земле и вере. В символическом образе красного коня предстает в поэме революция, которая должна вывести страну из разрухи. Красный цвет приобретает у Есенина значение мессианского символа:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли.

Нам горьким стало молоко

Под этой ветхой кровлей.

– Какова связь с картиной К. Петрова – Водкина?

« Красный конь» – символ напряжённого ожидания перемен. У Есенина этот символ наполняется новым значением: он призван помочь поэту – бунтарю изменить мир.

В процессе урока учащиеся записывают в тетради :

. Для Есенина революция приобретает вселенский масштаб

. Лирический герой готов идти на любую жертву, чтобы изменился порядок жизни, состоялось его духовное преображение.

3. Образ «красного коня» у поэта и художника – символ напряжённой духовной атмосферы эпохи.

Смысл образа Пантократора проявляется при знакомстве со всеми маленькими поэмами. Это м ессия – богоборец, сочетающий в себе черты нового Бога – Творца, пророка и одновременно ниспровергателя старых богов, биз-за которых удерживается неизменность существующего миропорядка. Живописный образ К. Петрова-Водкина (“Купание красного коня”) нашел блестящий поэтический аналог в творчестве С.А.Есенина. Поэт высказал в своем произведении многое из того, что носилось в тогдашнем катастрофическом воздухе. В этом смысле он действительно был «пророком». Пророком своих и чужих заблуждений, несбывшихся упований, ошибок, – но пророком» .

И ещё раз хочется вернуться к древнему образу коня в русском искусстве. Наши предки верили, что солнце ездит на коне, а иногда даже принимает его облик. И если нарисовать солнце в виде красного коня, то оно охранит нас от бед, поэтому и сочиняли русские люди сказки о Сивке-бурке и украшали свои избы деревянными коньками. Не в этом ли внутренний смысл картины К.С. Петрова – Водкина?

Поэт и художник нашли общий образ, создали временную метафору провидения. Явившийся в финале поэмы образ-символ красного коня решительно вытеснил из поэтического обихода четырех коней Апокалипсиса своей новой, революционной символикой. Красный конь, символ русской народной сказки, стал в те годы национальным символом духовного обновления мира.

VI . Подведение итогов урока.

VI . Домашнее задание: по учебнику стр.249-251, выразит. чтение поэмы С. Есенина «Пантократор».

Источники:

http://risuy.info/archives/6533
http://kulturologia.ru/blogs/210117/33127/
http://infourok.ru/kartina-kspetrova-vodkina-kupanie-krasnogo-konya-i-poema-sa-esenina-pantokrator-kak-otrazhenie-slozhnoy-i-protivorechivoy-epohi–2351568.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии