Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд. Бурлаки – как это было

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд. Бурлаки – как это было

Любители истории

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам.

Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

«МиГ-25»: почему его считали «самым пьяным самолётом»

Существуют разные критерии превосходной степени, в том числе и в случае, когда дело касается боевых машин: самые тяжеловесные, самые легковесные, самые скоростные, самые дальнобойные, самые грузоподъемные, самые надежные, самые маневренные. А вот самолет МиГ-25 – самая. «пьяная» боевая машина. Ну уж самый «пьяный» самолет – это точно. И сейчас разберемся почему.

История вопроса

Разумеется, никто не намеревался изобретать самую «пьяную» машину в мире.

С конца 1950-х годов в условиях обострившихся противоречий между СССР и Атлантическим блоком советские конструкторы занялись разработкой сверхзвукового самолета, призванного по всем показателям «умыть» американские аналоги: Норт Американ XB-70 («Валькирия») и Конвэр B-58 («Хастлер»).

Руководство поставило задачу: создать совершеннейший на планете истребитель-перехватчик третьего поколения, летательный аппарат, гарантированно поражающий любые бомбардировщики и крылатые ракеты противника – даже пока еще не изобретенные: как говорится, с запасом.

Несколько лет упорного труда в ОКБ «МиГ» привели к появлению на свет сперва трех рабочих образцов: Е-152 (Е-166), Е-150, Е-152М.

Читать еще:  Откуда пошло выражение потому что гладиолус. Что значит выражение потому что гладиолус

10 марта 1961 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Иванович Микоян издал указ о создании новой боевой машины. Прототип будущего МиГ-25 получил кодовое наименование Е-155. И уже в 1964 года в строю оказался ныне известный нам боевой самолет.

«Пьянство» – в бой!

Американский журнал National Interest назвал МиГ-25 «ошибкой» с трагической судьбой. А вот японцы, в частности эксперт Мори Кэнтаро, восхищаются советским авиационным шедевром, считая его и по сей день «королем скорости». Так какая же из сторон права? Как ни странно, обе сразу.

МиГ-25 действительно наводил ужас на теоретиков и практиков военного дела своими ошеломительными тактико-техническими характеристиками. И в то же время сам стал их заложником. Самолет способен развивать колоссальную скорость и набирать фантастическую высоту, притом очень быстро. Но именно поэтому он грешит постоянными неисправностями в двигателе, а также является крайне дискомфортным для пилотов.

Сверхзвуковое чудо, функционирующее на пределе своих возможностей, становится как бы пьяным: ломается, теряет управление, перегревается, а то и вовсе перестает работать.

Писатель Виктор Марковский приводит в качестве примера этой особенности эпизод, произошедший в 1972 году в египетском небе. Летчик Николай Стогов во время одного из полетов вынужден был экстренно выйти в эфир: у самолета заглох двигатель. Благо, ситуацию удалось быстро исправить.

Летчик Александр Бежевец столкнулся с еще более серьезной неприятностью: лопнул подкос основной стойки шасси, что грозило трагедией. Лишь с большим трудом и при огромном везении он смог посадить самолет относительно мягко и без серьезных повреждений.

И это только экстраординарные случаи. Перегрев кабины и корпуса – для МиГ-25 дело обычное. Если машина идет на полной скорости, то температура воздуха на входе в двигатель достигает отметки в 320 градусов по Цельсию, а обшивка самолета накаляется до 303 градусов. По словам пилотов, участвовавших в вылетах, иной раз даже фонарь кабины нагревается так, что к нему невозможно прикоснуться.

Низкая эффективность советской машины усугубляется еще и тем, что на ней не установлен радар, а это не дает возможности пилоту видеть самолеты неприятеля перед и под собой.

Пьяным самолет был и в другом смысле. По воспоминаниям офицера авиации Игоря Водопьянова, на часовой полёт в МиГ-25 заливаются около 40 литров чистого 96-процентного спирта и 250 литров так называемой «Массандры», то бишь спирта, наполовину разбавленного дистиллированной водой. Устоять перед чарами «зеленого змия» бывало непросто даже опытным пилотам.

Иной раз топливо употреблялось нерадивыми бойцами до вылета – и, естественно, этот самый вылет срывался: самолет становился попросту неготовым к проведению операции.

МиГ-25 даже в шутку прозвали «летающим гастрономом», а его техника – «директором гастронома». Смех смехом, а боевой потенциал подчас оказывался под угрозой из-за отсутствия самоконтроля у личного состава.

Актуальный лидер – и не только по «пьянству»

Не следует, впрочем, сбрасывать со счетов и выигрышные характеристики советского сверхзвукового монстра. А таковых немало.

Рекорд самолетной скорости 58-летней давности остается недосягаемым и по сей день. В 1962 году на дистанции протяженностью в 500 километров МиГ-25 сумел разогнаться в среднем до 2981,5 км/ч.

В общей сложности машина установила 29 мировых рекордов по скорости и высоте.

«Пьяный» летательный аппарат способен достигать рабочей высоты в 23 километра, а также оснащен ракетами Р-40 (воздух-воздух), обладающими высочайшими убойными свойствами, а также дальностью полета до 30 километров.

Прежде МиГ-25 был крайне востребован по всему Земному шару: в период с 1969 г. по 1985 г. Горьковский авиазавод выпустил 1186 единиц данного истребителя, они были приняты на вооружение в 14 странах мира. С середины 1990-х годов 25-е МиГи, правда, стали постепенно снимать с вооружения. Хотя Запорожский АРЗ до сих пор продолжает выполнять ремонт этих машин для Индии и арабских стран, что свидетельствует о том, что старый конь до сих пор еще в строю.

Самолет на самом деле на редкость могуч, даже по нынешним меркам. А его изъяны связаны как с человеческими слабостями, так и с тем, что модель просто опередила время. Не только свое, но и наше нынешнее.

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд

Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.

Читать еще:  Рисунок ну погоди с крокодилами карандашом. Как нарисовать "Ну погоди!" - поэтапный урок

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним – *подшишельные*

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ларька

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: *надзиратель*, подгоняющий халтурщиков

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд

Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки.

Тяжело ли было бурлакам?

Кто такие бурлаки, думаю, знают все. По крайней мере, картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» видели многие. Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г.». «В 40-х годах XIX в. появляются пароходы и на реках Сибири» (Источник). Нет у нас таких пережитков, потому как докладывают, у нас — сплошная модернизация, паровозы и пароходы». И это при том, что конкуренцию со стороны пароходов, к тому времени, бурлакам составляла и железная дорога, темпами строительства которой так любях хвастать господа французскобулочники. Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губернии. Почти как «бурлаки на Волге»… До сих пор на перекатах и некоторых порогах туристы-водники бурлачат бечевой, да и не только водники.

Читать еще:  Что значит мультиставка в марафоне. Лотерейный словарь: все, что нужно знать участникам

Казалось бы, бичева должна быть натянута, и крепить ее нужно так, чтобы угол aверт (рис. 2) был как можно ближе к 90°. Все было бы так, если бы бичева была невесома. Расстояние от Астрахани до Н. Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5-3 месяца, стараясь в основном двигаться под парусом. При этом брался канат в 4-5 раз длиннее и в 1,5 раза толще бичевы, но его вес не слишком осложнял работу. С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно!

Такая вот женская доля, впору бы Н.А.Некрасову над ней потужить! Достаточно почитать восторженные строки слабосильного Н.Г.Чернышевского об одном из героев его романа, сильного не только духом, но и телом, который сознательно пошел в бурлаки. Начнем с того, что в те годы, когда герой стихотворения мальчонкой бегал по берегу Волги, крестьяне были закрепощены. В это время какой же крестьянин уйдет от земли? Значит, бурлаки явно были не из крестьян. С бурлаками ему тоже повезло. С появлением пароходов их тяжкий труд стал никому не нужен. Опоздай художник на год-полтора, одним шедевром русской живописи было бы меньше.

Бурлачество как образ жизни

Каждую весну сразу же после ледохода по деревням, стоящим на берегах больших рек , в их низовья, волна за волной проходили артели бурлаков, идущих подряжаться на работу. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. При прохождении судна мимо «Жареного бугра» у Юрьевец-Поволжского бурлацкая артель устраивала причал. Следующий в артельной иерархии за водоливом шел лоцман, он же «дядя», он же «булатник». Передовой бурлак, тянущий лямку, назывался «шишкою», он отвечал за слаженную работу тягловых бурлаков.

Для части бродяг их малоприбыльная профессия стала настоящим образом жизни. Бурлак – это человек, как правило, лишенный семьи и серьезных обязательств.

Наиболее сильно выразился образ бурлака в русском искусстве, которое всегда искало универсальный способ изображения человека из народа. О бурлаках и их нелегкой доле писал Н. А. Некрасов в стихотворении «На Волге» (1860), которое вызвало большой интерес его современников. Как всегда, Репин изобразил разных людей, которые по-разному воспринимают свою бурлацкую долю: от отчаявшихся до готовых бороться за свое счастье.

Четыре века, с 16-го по конец 19-го реки России летом невозможно было представить без бурлаков. Труд бурлака был настолько тяжел, что даже пением не удавалось скрасить его Издревле на Руси существовал особый вид песен — бурлацкие. С появлением первых пароходов труд бурлаков стал менее востребованным, и к началу 20 века бурлаки совсем исчезли. Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу тянул при помощи бечевы речное судно против течения.

Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века назвали город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества.

Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги. 5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых. При упоминании бурлаков у большинства возникает в памяти только картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Обычно бурлаки нанимались артелями по 4-6, чаще 10-40 человек, связанных между собой круговой порукой, но иногда артель составляли более 150 человек.

Найдя в галереях картину Телемако Синьорини на эту же тему, написанную, кстати, раньше репинского шедевра, я сделал материал в рубрике «Идеи витают в воздухе» (смотрите здесь). Мои читатели отозвались на материал картинами других художников, и я понял, что тема бурлаков была «плодотворной» в творчестве не только русских живописцев, но и их зарубежных коллег. Поэтому и возник этот материал, в котором помещаю и информацию о самой этой, так называемой, профессии. Я нашел картину Константина Мейсонье, которая называлась «Женщины бурлаки».

Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга. Главная причина этого — чисто физическая: почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика. Ниже мы покажем прямую связь скорости течения с физической нагрузкой, приходящейся на каждого бурлака. Конкретные значения скорости течения Волги во времена Репина можно найти в словаре Брокгауза и Ефрона. Весной, в мае, скорость течения изменялась от 2,5 фут/с в верховьях до 7,7 фут/с ниже Саратова.

Источники:

http://myhistori.ru/blog/43623641225/Pravda-i-vyimyisel-v-%C2%ABBurlakah-na-Volge%C2%BB:-kakim-na-samom-dele-by
http://musthaveforyou.mediasole.ru/pravda_i_vymysel_v_burlakah_na_volge_kakim_na_samom_dele_byl_burlackiy_trud
http://estortenok.ru/pravda-i-vymysel-v-burlakakh-na-volge/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии