«Позитивное и негативное влияние массовой культуры. Массовая культура: плюсы и минусы

«Позитивное и негативное влияние массовой культуры. Массовая культура: плюсы и минусы

Достоинства и недостатки массовой культуры

Понятие «массовая культура» давно стало неотъемлемой частью нашей жизни, характеризующей современное общество – общество потребления, в котором даже такой вечный ценностный ориентир, как искусство, стал предметом, в первую очередь, коммерческой выгоды, превратившись в «продукт массовой культуры».

Существует стереотип, что продукт массовой культуры не отличается ни высоким качеством, ни глубиной раскрытия, ни наполненностью моралью, ни оригинальностью подачи. К тому же принято считать, что массовая культура не создает ничего нового, а лишь переводит высокую культуру в упрощенную форму с целью тиражирования ее для массового потребителя. Но тут же возникает закономерный вопрос: «Так почему же спрос на массовую культуру остается, сквозь десятилетия, необычайно высок?» Остается предположить, что не все так плохо в массовой культуре, и попытаться рассмотреть это явление чуть более объективно, чем это свойственно стереотипному мышлению.

Итак, что же такое массовая – или поп-культура? Выражаясь современным сленгом, массовая культура – это мэйнстрим, это такая культура, которая пользуется спросом и популярностью среди широкого круга потребителей, она доступна и понятна каждому, будь то искусство, мода, литература, спорт, развлечения, быт. Можно сказать, что каждый человек в разной степени задействован в развитии массовой культуры, и для этого не нужны специальные знания и умения: распространяя ее через соцсети, мобильные гаджеты, трансформируя на свой вкус, создавая что-то новое или каверы на уже существующие продукты, просто используя в повседневной жизни, человек уже становится участником процесса массовизации культуры. Своим существованием поп-культура обязана средствам массовой информации, благодаря которым она, словно вирус, распространяется моментально, захватывая внимание самых различных слоев населения, преодолевая всевозможные географические условности.
Чем же обусловлена такая простота и доступность масскультуры? Тем, что по своей сущности она является чисто коммерческим товаром и ее главная задача – зарабатывание больших денег, что возможно лишь при условии, что она заинтересует широкий круг потребителей. Огромную роль в популяризации продуктов массовой культуры играет реклама, которая сама является ее частью. Из всего вышеперечисленного можно выделить первое достоинство массовой культуры, выросшее из ее главного недостатка – это ее вседоступность как результат ее коммерциализации.

К важным, но спорным достоинствам поп-культуры можно отнести то, что она зачастую использует продукты элитарной культуры в качестве основы. Это ведет не только к росту престижа новообразованного образчика потенциального мэйнстрима, но и способствует пробуждению интереса потребителей к оригиналу, знакомству с забытыми или ранее малоизвестными произведениями искусства. Спорным же здесь выступает следующий вопрос: теряет ли оригинал свою элитарную принадлежность после своей интеграции с поп-культурой? Конечно, нет. То, что создавалось под покровительством высокой культуры и было признано многими поколениями, остается непоколебимым шедевром, в то время как продукт симбиоза элитарной и массовой культур будет относиться к массовой культуре. Так, известнейшая работа Леонардо да Винчи «Мона Лиза» является, пожалуй, одним из наиболее часто используемых в массовой культуре изображений, начиная с мемов в социальных сетях и заканчивая крупными рекламными кампаниями. «Мона Лиза» при этом не теряет свою уникальность и «душу», но и мемы и рекламные кампании этого, к сожалению, не приобретают. В этом заключается ключевая особенность поп-культуры: если элитарная культура может спуститься до уровня поп-культуры, то поп-культура никогда не сможет подняться до уровня элитарной. К менее кощунственным реинкарнациям шедевров в современной масскультуре можно отнести использование отрывков классических произведений в качестве музыкальных заставок к популярным ТВ – и радио – программам. Так, «Время вперед» Г. Свиридова стало заставкой к новостной программе «Время» на Первом канале, автоматически превратившись в элемент массовой культуры.

Массовая культура обладает еще одним важным, с точки зрения глобализации, достоинством: охватывая все сферы жизни и все слои населения, стирая национальные, географические, этнические, социальные границы, она способствует развитию чувства единства людей в мире, позволяет им общаться на одном языке, будь то поп-музыка, поп-литература, популярные ТВ-шоу и массовое кино, язык соцсетей, модные тенденции и др.
В то же время многообразие форм и источников массовой культуры дает человеку свободу выбора и позволяет иметь собственное мнение, хотя выбор и является относительным – он ограничен теми рамками, которые установили СМИ и, в частности, реклама. Мы можем выбирать только из того, что нам известно, и пользоваться тем, что нам предоставлено в свободный доступ.

Касательно личного мнения, оно действительно может быть любым, если только личность сформирована и способна мыслить отлично от конформистских взглядов. Примером могут быть Интернет-ресурсы вроде Кинопоиска, где каждый желающий может оставить свою как положительную, так и отрицательную рецензию на просмотренный фильм.

Какие бы преимущества не предлагала массовая культура, ее недостатки так же очевидны. Часть из них уже была отражена в приведенных в начале эссе стереотипах – это и низкое качество, и слабая моральная составляющая, и неоригинальность, – но помимо этого существует еще ряд существенных недостатков.

Во-первых, массовая культура искажает культурные ценности, подменяет вечное сиюминутным, создает соблазнительный мир доступных удовольствий и проходящих идеалов, нескончаемых счастливых моментов, мир, в котором социальный статус зависит не от личных качеств, а от обладания набором престижных вещей типа модной одежды, новинок техники, билетами на мировые шоу и пр. Это делает общество дезориентированным в духовно-ценностном плане, рождает неверные представления о морали, заставляет вести навязанный образ жизни, будь то еженедельный просмотр киноновинок, покупка очередного нового телефона или планшета или предпочтение одежды популярных брендов неизвестным маркам.

Читать еще:  Рисунок санта клауса в санях карандашом. Готовимся к Новому году! Уроки рисования Деда мороза, снегурочки, снеговиков и другое

Во-вторых, недостаток массовой культуры – это ее короткая жизнеспособность. Продукт массовой культуры, являясь коммерческим предложением, устаревает так же быстро, как и входит в моду, хотя спрос на массовую культуру в совокупности всегда высок. Это делает неразумным ориентироваться на идеалы массовой культуры, ведь сегодня они одни, а завтра будут проповедоваться совершенно противоположные. В прошлом сезоне в моде были ботильоны, а в этом – тимберлэнды. Вчера все создавали каверы на Gangam Style, а сегодня – на Harlem Shake. Массовая культура не терпит постоянства.
В-третьих, массовой культуре свойственно возведение в культ конкретного образа или вещи и поклонение ему (ей), что опять-таки является результатом

обширных рекламных и пиар-кампаний. Культ основан на желании быть таким же модным и популярным, как объект культа (если это конкретный образ), или быть модным и поднять свой престиж, обладая предметом культа (если это вещь). Это выливается в такой недостаток психологического плана, как зависимость от образа кумира и потеря индивидуальности.

Четвертый недостаток перекликается с третьим: продукт массовой культуры приобретается массовым потребителем или пользуется популярностью среди широко круга населения, что означает уравнивание вкусов, мнений, потребностей, стиля – то есть опять речь идет о потере идентичности и слабая возможность самовыражения через элементы массовой культуры. Это ведет к истощению творческого потенциала общества, застою в культурной сфере и, как следствие, к упадку общества в целом, ведь общество, питающееся лишь массовой культурой, обречено на деградацию.

Рассмотрев обе стороны массовой культуры, можно попытаться ответить на ранее поставленный вопрос: «Так почему же спрос на массовую культуру остается, сквозь десятилетия, необычайно высок?» На мой взгляд, это возможно по той причине, что производители продуктов массовой культуры чутко реагируют на текущее настроение общества, предлагают то, что релевантно его потребностям в данный момент. Массовый потребитель, в свою очередь, мысля категориями массового сознания, будучи подверженным действиям толпы, не может отказаться от возможности почувствовать себя частью некоего единого организма, имеющего единые навязанные потребности. Также решающими здесь оказываются факторы доступности и простоты использования элементов поп-культуры, ее демократичность.
Но, хотя спрос на массовую культуру и высок, всегда найдутся люди, которые не станут закрывать глаза на ее недостатки и из чувства протеста или простого желания создавать что-то поистине стоящее и оригинальное будут творить для узкой аудитории или для себя то, что опередит свое поколение на несколько десятилетий. Это будет уже иная культура, отличная от массовой по всем критериям, но именно ей будет суждено развивать общество, и пока такая культура буде существовать, обществу не страшно развлекать себя такой приятной и простой, такой доступной и яркой поп-культурой.

«Позитивное и негативное влияние массовой культуры. Массовая культура: плюсы и минусы

Главная Культурология Массовая культура: плюсы и минусы

Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер. Каждый человек имеет право после сложной трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедии, не имеющей особого смысла и относящейся по всем признакам к массовой культуре. Люди имеют полное право не только «трудиться мозгами», как, например, на просмотре фильма «Остров» Павла Лунгина, но и просто получать удовольствие.

Ну и, в-третьих, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт. В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника

С другой стороны, массовая культура оценивается как социальная патология, симптом вырождения общества из -за низкопробной и элементарной ее продукции и ориентацию на интересы невзыскательной публики.

Да, мы можем согласиться с тем, что потребление, а не творчество, – вот основное кредо массовой культуры, однако нельзя не учесть того, что она делает предметы культуры доступными для человека, приобщает людей к искусству, массовая культура – это культура, рассчитанная на все слои общества, в то время как высокая культура более персонифицирована, индивидуальна.

Под воздействием массовой культуры обезличиваются не только отдельные люди, но и взаимоотношения между ними. Люди все больше общаются по Интернету, пишут письма по Интернету, выходят замуж по Интернету, не выходя из дома, заказывают продукты и так далее… А ведь людям очень важно посмотреть в глаза друг другу при разговоре, чтобы понять, что каждый из них собою представляет. Сейчас это, к сожалению, исчезает…

Массовая культура зачастую выглядит поучительной и очень похожей на правду, она держит зрителя в напряжении и вместе с тем уводит его в мир иллюзий, где все прекрасно и хорошо! В сериалах, например, показывают очень богатых людей, но о том, откуда эти деньги взялись у героев история умалчивает.

Человек как бы становится «пленником» этой культуры, причем никто и не пытается выбраться из этого плена. Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека, просто нагло «воруют» его!

Читать еще:  Участницы шоу «Холостяк» уже замужем и нянчат детей. Как изменилась личная жизнь финалисток шоу «Холостяк» за пять лет существования проекта

*Большим достоинством является и то что, благородя технологиям, любой человек может получить доступ к любой сфере культуры. Она стало более доступна для народа, это и повышает средний коэффициент образования у людей. Хотя массовая культура и обладает меньшей художественной ценностью, но зато имеет самую широкую публику. Самое любопытное то что, одинаковые виды искусства могут относиться и к массовой культуре, и к элитарной. Например, такие виды как музыка, фильмы, картины.

Но с другой стороны массовая культура оценивается, как отклонение от нормального состояния или процесса развития.

Если посмотреть с другой стороны, то основная задача массовой культуры это потребление, и все же она делает доступным для человека предметы культуры, приобщает их к искусству, к созданию чего-либо нового. Массовая культура – рассчитана на все социальные слои и это ее главное преимущество перед высокой культурой.

Итак, массовая культура – это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора “потребляемого продукта”. К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее.

Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции — массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.

В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты. Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни — отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.

Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пиша, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.

Массовая культура становится фундаментом мировой культуры, стирая и устраняя национальные границы. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Можно сформулировать основные характеристики массовой культуры:

ориентированность на гомогенную аудиторию: о опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: О эскапизм — бегство от действительности;

быстродоступность и быстрозабываемость;

традиционность и консерватизм;

оперирование средней языковой семиотической нормой;

Критики, долгое время оценивая массовую культуру, говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивали низкопробность, пошлость ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики, ее ориентацию не на творчество, а на потребление, на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, на воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства. К числу основных отрицательных качеств массовой культуры критики также относят ее преимущественно развлекательный характер, отмечают, что лишь немногие ее произведения затрагивают вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях, указывают на низкий профессиональный уровень многих ее произведений, не обладающих эстетической ценностью и формирующих массовое мировоззрение с некритическими убеждениями и взглядами.

В этих утверждениях есть определенная доля истины. Но стоит помнить и о том хорошем, что несет с собой массовая культура. Во-первых, благодаря ей достигнута всеобщая грамотность населения, культурные ценности стали доступны большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Во-вторых, массовая культура играет значительную роль в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Тогда тоже были и средняя, и низовая культуры, которые до нас не дошли, а шедевры — это единичное явление в любую эпоху, причем их выделение — всегда дело времени; и в современной культуре большая часть произведений отсеется, а настоящее искусство останется.

Читать еще:  Кем можно работать после политологии. Где учатся на политолога? Сроки и формы обучения

Но ведь, если задуматься, не существовало бы массовой культуры без самих масс. В наше время люди, действительно, зависимы от массовой культуры. Они уже сами не представляют свою жизнь без нее. Так что же такое массовая культура для нас: доброе зло или злое добро?

Нельзя дать на этот вопрос однозначного ответа, но факт остается фактом – массовая культура обезличивает людей, прививает нам упрощенные образцы и стереотипы поведения.

Однако телевидение у нас вещает не 3 канала, а намного больше плюс кабельное телевидение плюс огромный разворот компьютерного кино, большое количество журналов, книг, музыки, то есть, действительно, у нас с вами существует возможность свободного выбора, который всегда остается за нами!

Плюсы и минусы массовой культуры

Термин «массовая культура» очень часто используется в СМИ, образовательной и публицистической литературе. При этом, что характерно, не всегда корректно. Например журналисты, описывая те или иные популярные культурные движения, привыкли использовать термин исключительно в негативном ключе. Так, начиная с прошлого века, в критических статьях к набирающим популярность тогда музыкальным течениям таким как блюз, джаз, рок-н-ролл и т. д., термин «массовая культура» использовался для того, чтобы подчеркнуть деструктивный и упадочный характер музыки. При этом журналисты забывали, что газеты и журналы, в которых они работают также являются неотъемлемой частью массовой культуры.

Для того, чтобы не совершать подобных ошибок, стоит сразу дать определения термину. Массовая культура — это культура масс, то есть большей части населения. Она противопоставляется элитарной культуре, которая доступна только сливкам общества.

Стоит отметить, что как и многие другие аспекты современного общества, массовая культура очень противоречива, и ее нельзя назвать однозначно хорошей или плохой. Можно только выделить некоторые пункты, которые по своей сути являются положительными либо отрицательными.

Плюсы массовой культуры

Самая первая положительная черта массовой культуры является ее основополагающей и кроется в самой сути этого явления. Конечно речь идет об ее общедоступности. Собственно, массовая культура — достаточно молодое явление в масштабах общечеловеческой истории. Предпосылки к ее зарождению появились лишь в конце 17 века, а расцвет ее начался только во второй половине 18 столетия. Это связано с тем, что тогда общество начало кардинально меняться. Обусловлены эти изменения были первой промышленной революцией, которая положительно сказалась на материальном благосостоянии большинства жителей городов. Это позволило им иметь больше свободного времени, а также возможность коротать досуг по новому: проводить время в театрах, читать книги. Также стало более доступным образование.

Интересно, что в Советском Союзе было принято использовать термин «массовая культура» для описания различных течений на «загнивающем Западе», в то время как на самом деле он означает именно культуру пролетариата.

Также нельзя не упомянуть тот факт, что массовая культура — неотъемлемая часть процесса глобализации, который несмотря на то, что еще более противоречив, но все же позволяет стирать границы и делать всех людей похожими вне зависимости от расы, рода занятий и социального статуса.

Минусы массовой культуры

Как ни странно, главный минус массовой культуры созвучен с одним из его плюсов: массовая культура — неотъемлемая часть глобализации. Глобализация же подразумевает всеобщую унификацию, причем она касается не только продуктов деятельности человека, но и самой человеческой личности. Массовая культура делает людей похожими друг на друга, убивает то, что так ценится в человеке — его индивидуальность.

Глобализация же стирает не только различия, которые могут стать причиной противоречий между различными нациями, но и уничтожает национальную культуру. Так было утеряно множество обрядов, песен, легенд различных народностей. Многие могут отметить, что они устарели, но они должны были занять свое место в учебниках и музеях, как важная часть человеческой истории. Даже устаревшие ценности — ценности.

Коммерциализация породила такие привычные для нас вещи как мода и реклама. Сами по себе они не имеют никакой практической пользы, но тем не менее играют значительную роль в современном обществе. Интересно, что несмотря на всю бессмысленность этих явлений, они имеют большое влияние на человека.

Социологи и религиоведы видят в этом проявление имплицитной религиозности (квазирелигии) — явления, которое не принято считать религией, но которое по своей сути и проявлении таковым является. Так, как в 18 веке культура поделилась на массовую и элитарную, в 20 столетии массовая культура под давлением моды стала дробиться на мейнстрим и андеграунд. Причем, часто андеграундные течения становились основными, что хорошо видно по музыке того времени. Изначально такие жанры как блюз, джаз, рок, реп были популярны только в узких кругах, и лишь когда в них находили потенциал, способный начать приносить деньги, они попадали в ротацию радиостанций и становились достоянием всего общества.

Несмотря на то, что минусов массовой культуры было перечислено больше чем плюсов, не стоит считать, что это явление отрицательное, напротив — это один из тех факторов, которые делают нас на шаг ближе к утопическому обществу, описанному во множестве художественных произведений.

Источники:

http://www.proza.ru/2013/03/12/185
http://m.studwood.ru/877278/kulturologiya/plyusy_minusy
http://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-massovoj-kultury/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии