Появление массовой культуры характерно для индустриального. Возникновение массовой культуры

Появление массовой культуры характерно для индустриального. Возникновение массовой культуры

Появление массовой культуры характерно для индустриального. Возникновение массовой культуры

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми и ис­то­ри­че­ски­ми ти­па­ми об­ществ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) аг­рар­но-сы­рье­вой тип хо­зяй­ства

Б) по­яв­ле­ние мас­со­вой куль­ту­ры

В) раз­ви­тие гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей

Г) со­зда­ние кон­вей­е­ра

Д) ве­ду­щая роль науки в про­из­вод­стве

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Тра­ди­ци­он­ное об­ще­ство: ос­но­ва про­из­вод­ства — земля, сель­ское хо­зяй­ство, труд; пре­об­ла­да­ние руч­но­го труда; при­спо­соб­ле­ние к окру­жа­ю­щей среде, сли­я­ние с при­ро­дой; экс­тен­сив­ный путь раз­ви­тия; ос­нов­ной вид экс­пор­та — сырьё; кол­лек­тив­ные формы об­ще­жи­тия; вы­со­кая роль тра­ди­ций, обы­ча­ев; вы­со­кая роль ре­ли­гии; дик­та­тор­ские ре­жи­мы, низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность, сли­я­ние вла­сти и соб­ствен­но­сти; не­гра­мот­ность боль­шин­ства на­се­ле­ния; сред­няя про­дол­жи­тель­ность жизни: около 40 лет.

Ин­ду­стри­аль­ное: про­мыш­лен­ность; круп­ная ма­шин­ная про­мыш­лен­ность; пре­об­ра­зо­ва­ние окру­жа­ю­щей среды; ин­тен­сив­ный путь раз­ви­тия; сред­ства про­из­вод­ства; ин­ди­ви­ду­а­лизм; сни­же­ние роли тра­ди­ций и обы­ча­ев; се­ку­ля­ри­за­ция; де­мо­кра­тия, на­ли­чие со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти; ре­ша­ют­ся за­да­чи пре­одо­ле­ния не­гра­мот­но­сти; до 70 лет.

Пост­ин­ду­стри­аль­ное ин­фор­ма­ци­он­ное: зна­ния, ин­фор­ма­ция, вы­со­кие тех­но­ло­гии; ком­пью­те­ри­за­ция, ши­ро­кое при­ме­не­ние ма­шин­ной тех­ни­ки; пре­об­ра­зо­ва­ние окру­жа­ю­щей среды; ин­тен­сив­ный путь раз­ви­тия; ин­тел­лек­ту­аль­ные про­дук­ты (про­грам­мы, изоб­ре­те­ния); ин­ди­ви­ду­а­лизм; сни­же­ние роли ре­ли­гии; глав­ное — об­ра­зо­ва­ние, наука; стрем­ле­ние к пра­во­во­му го­су­дар­ству и граж­дан­ско­му об­ще­ству, от­но­ше­ния лич­но­сти и го­су­дар­ства стро­ят­ся на вза­им­ной от­вет­ствен­но­сти, вы­со­кая мо­биль­ность; не­пре­рыв­ное об­ра­зо­ва­ние; более 70 лет.

А) аг­рар­но-сы­рье­вой тип хо­зяй­ства — тра­ди­ци­он­ное.

Б) по­яв­ле­ние мас­со­вой куль­ту­ры — ин­ду­стри­аль­ное.

В) раз­ви­тие гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей — ин­фор­ма­ци­он­ное.

Г) со­зда­ние кон­вей­е­ра — ин­ду­стри­аль­ное.

Д) ве­ду­щая роль науки в про­из­вод­стве — ин­фор­ма­ци­он­ное.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения “массовой культуры”. Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение “массовой культуры” с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры.

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:

1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае , на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, “Библия для начинающих”), рассчитанные на массовую аудиторию.

2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дэфо (1660-1731) – автора широко известного романа “Робинзон Крузо” и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т.д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730 – 1812) – создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков “Повести о приключениях английского милорда Георга” и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века – роман.

И все-таки все выше изложенное – это предистория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: “Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру”.

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект “массовой культуры” может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие “массовая культура” характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

Читать еще:  Личность автора и его роль в произведении. Московский государственный университет печати

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Каковы же экономические предпосылки становления и социальные функции массовой культуры? Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в “Капитале”. В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия “товар” все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру – это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название “средний класс”. Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Моренга “Дух времени” (1962г.). Понятие “средний класс” стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот “средний класс” стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной М.К.Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (то есть у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

ТЕОРИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК КУЛЬТУРЫ «МАССОВОГО ОБЩЕСТВА»

Центральное место в исследованиях данного направления отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт). В трудах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку.

Рассматривая критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом. Идеи испанского мыслителя во многом созвучны теориям массового общества К. Мангейма, Э. Фромма и Х. Арендт.

Теории Франкфуртской школы. Здесь основополагающим становится понятие культурной индустрии, гарантирующей устойчивость капитализма. Общий вывод, к которому пришли представители Школы, заключается в том, что массовая культура формирует конформизм, удерживает реакции потребителя в инфантильном, статичном состоянии, позволяет манипулировать его сознанием. Таким образом, оценка феномена массовой культуры в рамках этих исследований так же негативна. Среди наиболее видных представителей Франкфуртской школы следует отметить Т. Адорно, М. Хоркхеймера, В. Беньямина и Г. Маркузе.

Читать еще:  Платонов и его произведения. Художественный мир рассказов андрея платоновича платонова

Теория феминизма. Исследователи данного направления делают акцент на патриархальной идеологии как основе массовой культуры, в которой эксплуатируется образ женщины в целях достижения коммерческого успеха ее продукции. В их трактовке феномен массовой культуры тоже однозначно отрицателен (Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер).

Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует (2). Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей.

Возникновение массовой культуры

Относительно предпосылок появления массовой культуры существует несколько точек зрения:

1. Массовая культура зародилась на заре христианской цивилизации. В качестве примера называются упрощенные варианты Библии (для детей, для нищих), рассчитанные на массовую аудиторию.

2. В XVII-XVIII веках в Западной Европе появляется жанр приключенческого, авантюрного романа, что значительно расширило аудиторию читателей за счет огромных тиражей. (Пример:Даниэль Дефо — роман «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописание людей рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. п.).

3. В 1870 г. в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман. Но это лишь предыстория массовой культуры. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Появление массовой культуры связано с массовизацией жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. В это время возросла роль людских масс в различных областях жизни: экономике, политике, управлении и общении людей. Ортега-и-Гасет так опре­деляет понятие масс:

Масса — это толпа. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. Масса — средний человек. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — совокупность лиц, выделенных особо, масса — невыде­ленных ничем. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «не отличается от остальных и повторяет общий тип».

К числу предпосылок массовой культуры можно также отнести возникновение в период становления буржуазного общества системы массовых коммуникаций (пресса, массовое книгоиздание, затем радио, телевидение, кино) и развитие транспорта, позволивших сократить пространство и время, необходимые для передачи и распространения в обществе культурных ценностей. Культура выходит из местного, локального существования и начинает функционировать в масштабах национального государства (возникает национальная культура, преодолевающая этнические ограничения), а затем и входит в систему межнационального общения.

К числу предпосылок массовой культуры следует отнести также создание в рамках буржуазного общества особой структуры институтов для производства и распространения культурных ценностей:

1. Появление общественных институтов образования (общеобразовательные школы, профессиональная школа, высшие учебные заведения);

2. Создание институтов, производящих научные знания;

3. Появление профессионального искусства (академии изобразительного искусства, театр, опера, балет, консерватория, литературные журналы, издательства и объединения, выставки, публичные музеи, выставочные галереи, библиотеки), которое включало также возникновение института художественной критики как средства популяризации и развития его произведений.

Массовая культура формирует в обществе общественный слой, получивший название «средний класс». Этот класс стал стержнем жизни индустриального общества. Для современного представителя «среднего класса» характерно:

1. Стремление к успеху. Достижение и успех — вот ценности, на которые ориентируется культура в таком обществе. Не случайно так популярны в ней рассказы, как кто-то вырвался из бедняков в богачи, из бедной эмигрантской семьи в высокооплачиваемую «звезду» массовой культуры.

2. Вторая отличительная черта человека «среднего класса» — обладание частной собственностью. Престижная машина, замок в Англии, дом на Лазурном берегу, апартаменты в Монако. В результате отношения между людьми подменяются отношениями капиталов, доходами, т. е. носят обезличено формальный характер. Человек должен быть в постоянном напряжении, выживать в условиях жёсткой конкурентной борьбы. А выживает сильнейший, т. е. преуспевающий в погоне за прибылью.

Читать еще:  Откровение помыслов бывшей послушницы. Можно ли в ситуации, где нужно сделать выбор, бросать жребий

3. Третья ценность, свойственная человеку «среднего класса» — индивидуализм. Это признание прав личности, её свободы и независимости от общества и государства. Энергия свободной личности направляется в сферу экономической и политической деятельности. Это способствует ускоренному развитию производительных сил. Равенство возможностей, конкуренция, личный успех с одной стороны, это хорошо. Но, с другой, это ведёт к противоречию между идеалами свободной личности и действительностью. Иными словами, как принцип отношения человека к человеку индивидуализм антигуманен, а как норма отношения человека к обществу — антисоциален.

В искусстве, художественном творчестве массовая культура выполняет следующие социальные функции:

· приобщает человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз;

· пропагандирует господствующий образ жизни;

· отвлекает широкие массы людей от социальной активности, заставляет приспосабливаться.

Элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее) может быть определена как субкультура привилегированных групп общества (при этом иногда их единственной привилегией может быть право на культурное творчество или на сохранение культурного наследия), которая характеризуется ценностно-смысловой обособленностью, закрытостью; элитарная культура утверждает себя как творчество узкого круга «высочайших профессионалов», понимание которого доступно столь же узкому кругу высокообразованных ценителей. Элитарная культура претендует на то, что она стоит высоко над «обыденностью» повседневной жизни и занимает позицию «высшего суда» в отношении социально-политических проблем общества.

Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества — элита. В современной культурологии утвердилось понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями.

Элита — это не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе.

Элитаэто часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственнымии эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление») и Ф. Ницше («Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра»).

А. Шопенгауэр делит человечество на две части: «людей гениев» и «людей пользы». Первые способны к эстетическому созерцанию и художественной деятельности, вторые ориентированы только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

Размежевание элитарной и массовой культуры связано с развитием городов, книгопечатания, возникновением заказчика и исполнителя в сфере искусства. Элитарное — для искушенных знатоков, массовое — для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя. Произведения, выступающие в качестве эталона мас­сового искусства, обнаруживают, как правило, связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями, которые существовали раньше. В XX веке элитарную концепцию культуры резюмировал Ортега-и-Гасет. В работе этого испанского философа «Дегуманизация искусства» утверждается, что новое искус­ство обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным, общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация»— и есть основа нового искусства ХХ века. В обществе есть полярные классы — большинство (массы) и меньшинство (элита). Новое искусство, по Ортеге, разделяет публику на два класса — тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает, т. е. на художников и тех, кто художниками не является.

Элита, по мнению Ортега, это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает «особым органом восприятия». Именно эта часть способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художники. Новое искусство и должно содействовать тому, чтобы «. Лучшие познавали самих себя, учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством».

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в западноевропейской и русской культуре на рубеже ХІХ-ХХ веков. Так, например, в России идеи элитарной культуры активно развивало художественное объединение «Мир искусства» (художник А. Бенуа, редактор журнала С. Дягилев и др.).

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 645 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники:

http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=4506
http://studopedia.org/8-127517.html
http://studopedia.net/4_49410_vozniknovenie-massovoy-kulturi.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии