«Повесть временных лет»: жанр, композиционное и стилевое своеобразие. Cочинение «Анализ «Повести временных лет

«Повесть временных лет»: жанр, композиционное и стилевое своеобразие. Cочинение «Анализ «Повести временных лет

Своеобразие «Повести временных лет» как летописного свода:. Зарождение жанра воинской повести.

«Повесть временных лет» содержит 2 основных идеи: идею независимости Руси и её равенства с другими странами (в описании военных действий) и мысль о единстве Руси, русского княжеского рода, необходимости союза князей и осуждение распрей («Легенда о призвании варяг»). В произведении выделяется несколько основных тем: тема объединения городов, тема военной истории Руси, тема мирной деятельности князей, тема истории принятия христианства, тема городских восстаний.По композиции это очень интересное произведение. Оно распадается на 2 части: до 850 г.-условная хронология, а затем-погодная. Также были такие статьи, где год стоял, а записи не было. Это означало, что в этот год не произошло ничего значительного, и летописец не считал нужным это записывать. Под одними годом могло быть и несколько крупных повествований. В летопись включены символы: видения, чудеса, знамения, а также послания, поучения. Первая, датированная 852 г., статья связывалась с началом Русской земли. Под 862 г. помещалась легенда о призвании варягов, установление единого предка русских князей Рюрика. Следующий поворотный этап связан в летописи с крещением Руси в 988 г. заключительные статьи рассказывают о княжении Святополка Изяславича. Также композиционное своеобразие «Повести временных лет» проявляется в соединении множества жанров в этом произведении. Отчасти из-за этого под одним годом иногда помещались сообщения разного содержания. Летопись представляла собой свод первичных жанровых образований. Здесь находим и погодную запись-простейшую и древнейшую форму повествования, и летописный рассказ, летописные сказания. Близость летописи к житийной литературе обнаруживается в рассказах о 2-ух варягах-мучениках, об основании Киево-Печерского монастыря и его подвижниках, о перенесении мощей Бориса и Глеба, о преставлении Феодосия Печерского. С жанром надгробных похвальных слов были связаны в летописи некрологические статьи, которые часто содержали словесные портреты умерших исторических деятелей, например, характеристика тмутараканского князя Ростислава, отравленного во время пира византийским воином. Символичны пейзажные зарисовки. Необычные природные явления толкуются летописцем как «знамения»-предупреждения свыше о грядущей гибели или славе.

В недрах «Повести временных лет» начинает формироваться воинская повесть. Элементы этого жанра присутствуют уже в рассказе о мести Ярослава Святополку Окаянному. Летописец описывает сбор войск и выступление в поход, подготовку к сражению, «сечу злую» и бегство Святополка. Также черты воинской повести прослеживаются в «Повести о взятии Олегом Царырада», в рассказе «О битве Ярослава с Мстиславом».

Изображение исторических лиц и своеобразие стилистики «Повести

Временных лет».

Центральные герои летописи-князья. Летописцы 11-12 вв. изображали их с точки зрения сложившегося княжеского идеала: хороший воин, глава своего народа, щедрый, милостивый. Князь также-это добрый христианин, справедливый судья, милосердный к нуждающимся, человек, не способный на какие-либо преступления. Но в «Повести временных лет» идеальных князей немного. Прежде всего, это Борис и Глеб. Все остальные князья представлены более или менее разносторонне. В летописи дружина поддерживает князя. Народ чаще всего изображён как сила страдательная. Герой появляется из народа и спасает народ и государство: Никита Кожемяка; отрок, который решается пробраться через вражеский лагерь. У большинства из них нет имени (их называют по возрасту), неизвестно ничего об их прошлом и будущем, каждый имеет гиперболизованное качество, отражающее связь с народом-сила или мудрость. Герой появляется в определённом месте в критический момент. На изображении героев начальной летописи очень сказывается влияние фольклора. Первым русским князьям (Олегу, Ольге, Игорю, Святославу, Владимиру) летопись даёт немногословные, но яркие характеристики, выделяя доминирующую черту в образе героя, причём индивидуального порядка. В образе Ольги поэтизируется мудрость государственного деятеля, которая выражается в поиске единой веры и в мести древлянам. Эпически лаконична характеристика Святослава. Это прямодушный и мужественный человек, простой в общении с воинами, он предпочитал победу в открытом бою военной хитрости. Он всегда предупреждал врагов о том, что готовит на них поход. Характеристика Святославу даётся через его поступки, совершённые подвиги. В более поздних фрагментах летописи на 1-ый план выходит изображение князя-доброго христианина. Характеристики этих князей официальны, лишены индивидуальных примет. Князь-убийца мог превратиться в праведника; Ярослав Мудрый из непокорного сына превращается в орудие божественной кары для Святополка Окаянного. В летописи происходит смешения стиля монументального историзма, эпической стилистики и церковной стилистики. В рассказах, выполненных в стиле монументального историзма, всё известно заранее, судьба героя предопределена. А в эпических частях часто используется эффект неожиданности. Также особенностью стилистики является смешение различных жанров в одной летописи, нередкое стяжение к одному году разных событий (особенно если это событие длилось несколько лет).

Читать еще:  Поздравление учителю восточных танцев. Благодарственные слова родителей учителю танцев

Своеобразие содержания и формы новгородского летописания эпохи феодально^) раздробленности. Особенности жанра воинской повести. «Повесть о (итве на реке Липице».

Основу Новгородской 1 летописи составляли записи, которые велись при дворе епископа. Сама летопись сохранила имена некоторых авторов, например, Германа Вояты и его преемника пономаря Тимофея. Летописцы часто высказывали свою точку зрения на описываемые события. Новгородцы сами выбирали себе князей и обращались с ними весьма вольно, поэтому князь не являлся главным лицом Новгородской летописи. Основное содержание летописи составляли записи о жизни города и всей новгородской земли. Неоднократно появляются картины бедствий, явлений природы. Много внимания уделяется разнообразной деятельности горожан, особенно построению и росписи церквей. Количество людей, упоминаемых в летописи, очень велико: горожане, посадники и др. Новгородские летописцы были склонны к краткости, большинство записей были погодными. Все новгородцы были патриотами своего города, поэтому в описаниях битв они склонны были преувеличивать количество врагов и приуменьшат количество новгородцев. Событийный тип очень редок и стоит на границе с информативным. Довольно часто использовались легендарные сюжеты. Ярким отличительным признаком Новгородской летописи является прямое высказывание автором своего мнения о людях. Жанром, который может быть с уверенностью быть выделен в летописи, является воинская повесть. Типы воинских повестей в новгородском летописании те же, что и в других княжествах (информативный и событийный), но границы между ними гораздо более зыбки. В воинских повестях малое внимание уделяется героям, хотя упоминающихся в них имён персонажей гораздо больше, чем в других летописях, поскольку авторы называют и имена князей, и воевод, и отдельных горожан. Очень кратки описания сражений (большинство летописей было создано духовными лицами, далёкими от военных событий). Летописцы заботились о славе своего города, крайне неохотно писали о поражениях новгородцев. Часто прибегали к приёмам умолчания о результатах битвы, вместо чего сообщалось о гибели отдельных новгородцев, упоминалось о том, что врагов погибло больше. Одной из немногочисленных событийных повестей в Новгородской летописи является повесть о битве на реке Липице в 1216 г. Первая часть подробно рассказывает о событиях, предшествовавших битве. Датируется начало похода Мстислава с новгородцами против Ярослава. Затем описывается движение с боями около небольших городов, на которые претендовали союзники или сам Ярослав, отсутствуют описания битв. Точно указывается место расположения войск, пришедших на битву. Вторая часть повествует о битве. Описание её очень кратко. Третья часть рассказывает о последствиях: бегстве Ярослава в Переяславль; аресте пленных новгородцев, отчего многие погибли; изгнании Юрия из Владимира и вокняжении там Константина; возвращении новгородцев из Переяславля и приезде Ярослава в Новгород. Герои произведения охарактеризованы очень слабо, как и в большинстве новгородских повестей. Автор подчёркивает правоту Мстислава и его стремление избежать кровопролития. Появляются и простые новгородские воины. Именно они определяют, как будут сражаться, и одерживают победу. Повествователь открыто и последовательно выражает свою позицию. Он радуется победе Мстислава, удивляется, что «поидоша сынове на отця, брат на брата.. .»(во время сбора княжеских коалиций). Авторская позиция, как во множестве новгородских повестей, проявляется в преувеличении сил и потерь врагов и приуменьшении сил и потерь новгородцев. Речь действующих лиц-разговорная, лаконичная. В разных частях произведения используются воинские формулы: «многы побита, а иных изымаша, а инии убежаша», менее многочисленные, чем в информативных повестях.

Анализ повести временных лет

Культура в древнерусском государстве стала активно развиваться после христианизации. Основной задачей архитектуры, живописи и литературы того периода было обучение русского народа христианской вере, ее устоям и правилам.

Летопись как художественный жанр

Одним из основных жанров в литературе была летопись. В Европе такого рода произведения называются «хрониками». В летописи повествование идет по годам. За основу берется какая-то законченная история. Древнерусские летописцы добавляли в свои произведения не только хронологические события, но и повести, притчи, библейские истории, предания, а в конце делали свое заключение. Таким образом, получался целый летописный свод. Однако летописцы не включали в свою работу истории о простых людях или бытовых происшествий. В летописях описывали только значимые события в истории, либо же повествовали о выдающихся личностях.

Читать еще:  Как простым карандашом нарисовать очаровательную собаку. Как нарисовать собаку - конечный результат! Поэтапное изображение пса

Создание «Повести временных лет»

Одной из самых значимых летописей на Руси является «Повесть временных лет». В ней изложена история объединения славян, описываются первые правители, и важнейшие события до XII века. Автором летописи был монах Нестор. Его литературный талант, широкий кругозор и образованность помогли создать не просто художественное произведение, а целую историю Руси. Грамотно изложенные факты, дополняются фольклорными элементами и представляют собой выдающийся памятник древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» имеет несколько переписанных образцов. Оригинал был написан монахом Нестором в начале XII века в Киево-Печерской лавре. Отсюда и ее второе название «Нестерова летопись». К сожалению, до наших дней оригинал не сохранился. Но были созданы две копии: Лаврентьевская и Ипатьевская.

Лаврентьевская летопись (1337 год) получила название честь ее автора монаха Лаврентия. Он написал ее по приказу Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича. В этот сборник автор помимо «Повести временных лет» добавил также «Суздальскую летопись», хронология которой доходит до начала XIV века.

Ипатьевская летопись (начало XV века) находится в Костроме в Ипатьевском монастыре отсюда и ее название. В нее также добавлено несколько летописей, и повествование доходит до 1202 года.

«Повесть временных лет» по праву считается одним из главных и первых летописных сводов. В ней описывается история образования русского государства, военные столкновения, рассказываются легенды и предания славян. Эта летопись является основным источником информации о формировании древнерусского государства. Сведения о первых русских князьях, их жизненный путь и управление Русью стали главной темой в «Повести временных лет». В летописи можно выделить, как самостоятельные тексты несколько рассказов: о набегах печенегов, о Мудрой княгине Ольги, о невероятной смерти князя Олега и другие.

Идейное содержание летописи

Основной идеей «Повести временных лет» было призвать славян к объединению и положить конец княжеским распрям. Монахи Киево-Печерской обители невольно стали историками и нравственными учителями. Русский народ представляется как единое крепкое государство. И вся литература того периода была направлена на нравственное и духовное просветление общества. Его объединение и появление национального самосознания.

Главные герои «Повести временны лет» – первые русские князья. В летописи описываются как героические подвиги князей, так и светская жизнь. Так, например, о Владимире Мономахе говорится, как о талантливом писателе. Известно его уникальное произведение «Поучение детям».

Предание о Вещем Олеге

Особое внимание в летописи уделяется князю Олегу. Он предстает сильным, храбрым и мудрым правителем. Он смог объединить северные и южные племена славян, захватить Киев и создать крепкое государство – Киевскую Русь. Известна и легенда о смерти князя. Так рассказывается о предсказании волхвов Олегу. Они предупредили князя о его смерти от любимого и верного коня. Но несмотря на недоверие, Олег все же приказал увести преданного друга и заботиться о нем до конца его дней. Когда же он узнал о смерти коня, то вспомнил о предостережении и усмехнулся. Находясь на могиле, он наступил ногой на череп, из которого выползла змея, от укуса которой он и погиб. От яда князь скончался. Так было исполнено предначертанное. Этой историей автор хотел показать важность и значение судьбы.

«Повесть временных лет» – это не только исторические факты, но и поэтическое произведение. В ней присутствует большое количество фольклорных элементов и народно-песенного творчества, ведь всю информацию автор собирал из устных источников. Язык летописи выразительный и поэтичный. Часто используются пословицы и поговорки. Несмотря на историчность летописи, чувствуется авторская оценка и назидание читателям.

«Повесть временных лет»: жанр, композиционное и стилевое своеобразие

  • Жанр «Повести временных лет» определяется как летопись, причем древнейшая. Существует ее три редакции, относящиеся к 1113, 1116 и 1118 годам. Автором первой был Нестор, вторым – игумен Сильвестр, проделавший работу по заказу Владимира Мономаха. Создателя третьей редакции установить не удалось, однако известно, что предназначалась она для Мстислава Владимировича.

    Читать еще:  Рисунок в школу на тему масленица. Как нарисовать Масленицу? Рисуем весенний праздник вместе с детьми

    Система жанров древнерусской литературы

    Древнерусская литература состоит из двух подсистем – жанров светской и церковной литературы. Вторая является более закрытой и включает в себя Священное Писание, жития и хождения, торжественное и учительское красноречие. Жанры светской литературы представлены военной повестью и летописями, повествующими об исторических событиях по годам. Имеют определенное сходство с византийской хронографией. Однако когда создавалась «Повесть временных лет», жанр хронографа русскими книжниками не использовался. Он был освоен на более поздних этапах.

    «Повесть временных лет»: жанр

    Дмитрий Лихачев писал об анфиладном, или ансамблевом, характере построения древнерусских памятников письменности. Это отличительное свойство практически всех произведений, написанных в эпоху Киевской Руси, – отдельно взятый текст мыслится как потенциально открытый для включений из других источников. Так, когда задание требует «укажите жанр «Повести временных лет»», нужно учитывать, что летопись включает в себя:

    • договоры (например, русско-византийские 1907 года);
    • жития святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского;
    • «речь философа» и другие тексты.

    Истории, имеющие ярко выраженное фольклорное происхождение (например, повествование о смерти Олега, рассказ, как юноша-кожемяка одержал победу над печенежским богатырем), также присущи летописи «Повесть временных лет». Какой жанр этих произведений? Они схожи с волшебной сказкой или преданием. Кроме того, летопись отличают так называемые повести о княжеских преступлениях – наподобие ослепления Василька. Первым на их жанровое своеобразие указал Дмитрий Лихачев.

    Отметим, что такая «ансамблевость», пестрота не делает жанр «Повести временных лет» чем-то неопределенным, а сам памятник – простым собранием случайных текстов.

    Специфика построения

    Основными композиционными единицами «Повести временных лет» являются погодные статьи, начинающиеся словами «В лете…». Этим древнерусские летописи отличаются от византийских хронографов, которые для описания событий минувших дней в качестве отрезка истории брали не год, а период царствования властителя. Погодные статьи подразделяются на две категории. К первой относятся так называемые погодные сообщения, которые фиксируют тот или иной исторический факт. Так, содержание статьи за 1020 год ограничивается одной новостью: у Ярослава родился сын, названный Владимиром. Особенно много таких сообщений наблюдается в Киевской летописи за XII век.

    В противовес им летописные рассказы не только сообщают о событии, но и предполагают его описание, иногда очень подробно. Автор может посчитать нужным указать, кто принимал участие в сражении, где оно проходило, чем закончилось. При этом такое перечисление придавало сюжетности погодной статье.

    Эпический стиль

    Дмитрию Лихачеву, исследовавшему «Повесть временных лет», жанр и композиционное своеобразие памятника, принадлежит разграничение монументального и эпического стилей. Последний особенно характерен для тех частей летописи «Повесть временных лет», жанр которых определяется как воинская повесть. Эпический стиль отличается тесной связью с фольклором, использованием образов, почерпнутых оттуда. Яркий тому пример – княгиня Ольга, представленная в летописи мстительницей. Кроме того, они становятся более реалистичными (настолько, насколько такая характеристика может применяться для персонажей древнерусской литературы).

    Монументальный стиль

    Стиль монументального историзма является основным не только для древнейшего летописного памятника, но и всей литературы Киевской Руси. Он проявляется, прежде всего, в изображении персонажей. Летописец не интересуется их частной жизнью, а также теми, кто находится вне феодальных отношений. Человек представляет интерес для средневекового автора как представитель определенной социальной среды. Это повлияло и на характеристику персонажей, в которой заметна доля идеализации. Канон становится важнейшим понятием для «Повести…». Так, любой князь изображен в самых значительных обстоятельствах, не знающим душевной борьбы. Он смел, умен и имеет преданную дружину. Напротив, какой-либо церковный деятель из жития должен быть благочестивым, покорно следовать Закону Божьему.

    Летописцу неведома психология своих персонажей. Средневековый автор не испытывал колебаний, относя героя к «добру» или «злу», и сложных, противоречивых образов, знакомых нам по классической литературе, возникнуть не могло.

    Источники:

    http://studopedia.ru/19_294429_svoeobrazie-povesti-vremennih-let-kak-letopisnogo-svoda-zarozhdenie-zhanra-voinskoy-povesti.html
    http://www.istmira.com/drugoe-noveyshee-vremya/18067-analiz-povesti-vremennyh-let.html
    http://myrubai.ru/stati/povest-vremennyh-let-janr-kompozicionnoe-i-stilevoe-svoeobrazie.html

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии