Повесть тим талер или проданный смех. Анализ произведения джеймса крюса “тим талер, или проданный смех”

Повесть тим талер или проданный смех. Анализ произведения джеймса крюса “тим талер, или проданный смех”

Психологическая рецензия на книгу “Тим Талер или проданный смех”

Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил

Одной из моих любимых книг детства была «Тим Талер, или проданный смех». Пятнадцать лет назад меня захватывали увлекательный сюжет, победа добра над злом, мне нравились смышленый главный герой и светлая концовка. Перечитывая книгу сейчас, я открываю в ней много новых, сложных и интересных пластов.

Опыт жестокого обращения, через который прошел Тим, мог бы сделать его навсегда озлобленным и не верящим людям. Но любовь матери до трех лет и воскресения, проведенные с отцом, создали герою ту внутреннюю опору, которая помогла ему выстоять много лет несчастья, игры и притворства, оставаясь верным своим ценностям.

Если воспринимать книгу буквально, то она о том, как психопат, идеально все просчитывающий, не способный понимать и ценить мир чувств, сильный черный маг Барон Трёч купил у мальчика смех в обмен на способность выигрывать любое пари. Но в своем желании всевластия и абсолютного рационального контроля он не догадался, что ценность утраченной внутренней свободы, открытости и смеха будет для Тима с годами только усиливаться, а не замещаться очевидными для Трёча ценностями богатства и власти. Когда не чувствуешь, а только холодно просчитываешь, живя в своей логической картине мира, можно «случайно» проиграть — от наивного отношения к этим самым чувствам у других.

И оказывается, что каким бы ни было сильным чужое магическое намерение и влияние, какие бы невероятные вещи ни происходили в этой черной ловушке, собственное намерение человека, собственные ценности и желания всё равно будут ему «случайно» притягивать нужных людей, нужные ситуации, а смекалка и детальный расчет помогут прорвать чужой закрывший солнце купол и вернуться в свой настоящий большой Мир.

Сюжет можно считать метафорой депрессии. Непростое детство, мучающая мачеха, травма от потери самого близкого человека, обман других. Все это может выбить из человека его последнюю опору – умение смеяться и радоваться.

Но страстное желание вернуться к прежнему себе, непрерывные попытки вырваться и поиск новых способов, пусть даже окольными путями, все-таки приводят к цели. В одиночку человеку с депрессией справиться очень сложно. И на протяжении сюжета книги Тим находит верных друзей, которые, активно «пропиливая» черный купол Депрессии со стороны Мира, помогают герою сделать решающий шаг.

Образ Трёча в какой-то момент показался мне плоским. «Какой-то это неправильный чёрт», – подумала я. – «Вот Воланд в «Мастере и Маргарите» – это да… Образец спокойствия, мудрости и недвойственности, регулирующая сила, следящая за тем, чтобы всё было гармонично и правильно». Да и как злодей Трёч не раскрыт. Раз он психопат – он сильно обиженный жизнью? Кто-то его предавал, был к нему несправедлив? Поэтому он и перестал чувствовать, ведь это было так больно. Но автор об этом умалчивает, и приходится принимать его как есть. Умеющим перемещаться в пространстве за секунды, создавать иллюзии и перебрасывать людей в другие витки реальности, расчетливым и не чувствующий собственной радости озлобленным волшебником со вспышками ярости и желанием получать восхищение…

Это не детская книжка. Это книга о верности себе и своим ценностям даже в самой ужасной ситуации, о непреклонном стремлении к цели, синхрониях, магии и силе намерения, о силе взаимопомощи и о том, что можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе ее обеспечил. А еще о том, что порой через такие передряги происходит настоящее личностное взросление.

— Поразительное дело, — бормотал он себе под нос, — я купил этот смех,rчтобы обрести власть над сердцами и душами других людей. И вот… — он был так ошарашен, что даже остановился, — и вот я обрел власть над самим собой, над моими настроениями, ужасающими капризами и причудами. У меня больше нет никаких настроений! Я их высмеиваю! Барон Трёч

Читать еще:  Добролюбов луч света в темном царстве основное. Cочинение «"Луч света в темном царстве"

«Тим Талер, или Проданный смех» краткое содержание

Тим Талер, или Проданный смех — сказочно-философская повесть Джеймса Крюса. Мораль книги непритязательна: искренний счастливый смех дороже всех денег.

«Тим Талер, или Проданный смех» краткое содержание

Гамбург. Начало 1930-х годов. Маленький мальчик Тим Талер живёт вместе со своим отцом и скучает по умершей матери, весёлой и доброй женщине. Но однажды его отец решает жениться, и для Тима наступают тяжёлые времена. Вскоре погибает отец на стройке.

Тиму становится ещё тяжелей: мачеха нещадно использует его, практически не заботясь о его состоянии. Сводный брат Эрвин постоянно придирается к бедняге Тиму, ябедничает на него, не даёт спокойно делать уроки, и в результате Тим с трудом доучивается до пятого класса. У него есть только один способ, помогающий ему пережить любые беды — это его заразительный смех.

Однажды в воскресенье одинокий Тим посещает ипподром, куда прежде ходил вместе с отцом смотреть скачки. Там ему встречается загадочный барон Треч (в обратном порядке, чёрт наоборот). Он носит клетчатый наряд; в соответствии с традицией немецких сказок черт, принимая человеческое обличье, нередко ходит в клетчатом. Вероятно, это невероятно сильный страж мрака, живущий в человеческом мире и специализирующийся на пари. Барон заключает с Тимом странную сделку: мальчик обретает способность выиграть любое, даже самое фантастическое пари. Но взамен Треч забрал у Тима его счастливый смех. Мачеха Тима, узнав о его даре, использует его в своих целях. В результате прежде бедная семья стала жить в роскоши, но Тим не стал счастливее.

Он сбегает от жестокой и жадной мачехи и отправляется странствовать по свету, чтобы обрести счастье и вернуть свой смех. Тим принимает такое решение под влиянием кукольного спектакля «Гусь, гусь, приклеюсь, как возьмусь» (по сказке братьев Гримм «Золотой гусь»).

Чтобы выследить барона, мальчик убегает из дома и отправляется в Гамбург, ведь он всегда хотел увидеть море. Он нанимается на пассажирское судно «Дельфин» стюардом.

В поисках своего смеха Тим участвует во всех пари, надеясь их проиграть и снова обрести возможность смеяться. Вскоре Тим узнаёт, что барон прознал о его планах. Треч запрещает Тиму говорить кому-нибудь о проданном смехе или о своём «даре». К счастью, наш герой находит новых друзей, среди которых загадочный Крешмир, который к тому же имеет некую связь с бароном, знает о его «дьявольских» методах и догадывается о договоре Тима.

Боясь потерять надежду, Тим заключает пари: стать богаче барона. Но так получается, что Треч берёт его в «заложники», и только благодаря усилиям друзей (рулевого Джонни, господина Рикерта и Крешимира) он находит лазейку, освобождается и получает назад своей смех.

В конце романа Тим является владельцем театр марионеток, где с успехом идёт представление «Проданный смех».

Повесть тим талер или проданный смех. Анализ произведения джеймса крюса “тим талер, или проданный смех”

Дорогие маленькие и большие читатели в Советском Союзе!

В этой книге говорится про смех и про деньги.

Смех объединяет людей всего мира. И в московском метро, и в нью-йоркском смеются точно так же, как в парижском. Остроумной шутке так же весело улыбнутся в Токио, Каире и Праге, как в Мадриде, Копенгагене и Стокгольме. К настоящим богатствам, таким, как счастье, мир, человечность, деньги никакого отношения не имеют. А вот смех имеет, да еще какое!

Когда кто-нибудь вот так, как в этой книге, променяет свой смех на деньги, это очень печально. Ведь это значит, что он променял настоящее богатство на фальшивое — счастье на роскошь, и пожертвовал свободой, которую дарит нам смех. Смейтесь, дорогие читатели, над теми, кто считает, что все на свете продается за деньги, и их оружие заржавеет и придет в негодность!

Читать еще:  Произведения российских классиков. Русская и зарубежная мировая классика: книги (список лучших)

А теперь запаситесь вниманием и терпением, и вы узнаете, какой трудный, запутанный и горький путь прошел один мальчик — звали его Тим Талер, — прежде чем понял, как дорог смех и даже самая обыкновенная улыбка.

Эту историю рассказал мне один человек лет пятидесяти; я познакомился с ним в Лейпциге, в типографии, куда он так же, как и я, заходил узнавать, подвигается ли дело с печатанием его книги. (Речь в этой книге, если не ошибаюсь, шла о кукольном театре.) Человек этот поразил меня тем, что, несмотря на свой возраст, смеялся так сердечно и заразительно, словно десятилетний мальчик.

Кто был этот человек, я могу только догадываться. И рассказчик, и время действия, и многое другое в этой истории так и осталось для меня загадкой. (Впрочем, судя по некоторым приметам, главные ее события развернулись около 1930 года.)

Мне хотелось бы упомянуть, что записывал я эту историю в перерывах между работой на оборотной стороне бракованных гранок — длинных-предлинных листов второсортной бумаги. Потому и книга разделена не на главы, а на «листы», но листы эти, собственно говоря, и есть не что иное, как главы.

И еще одно предупреждение. Хотя в этой книге говорится про смех, смеяться читателю придется не так уж часто. Но, пробираясь ее путями сквозь темноту, он будет, сколько бы ни кружил, все ближе и ближе подходить к свету.

Что ж, по рукам, король! Но, право, верь,

Смех означает: человек не зверь.

Так человек природой награжден:

Когда смешно, смеяться может он!

Из пролога кукольной комедии

«Гусь, гусь — приклеюсь, как возьмусь!»

МАЛЬЧИК ИЗ ПЕРЕУЛКА

В больших городах с широкими улицами и теперь еще встречаются переулки такие узкие, что можно, высунувшись из окошка, пожать руку соседу из окошка напротив. Иностранные туристы, которые путешествуют по свету с большим запасом денег и чувств, случайно очутившись в таком переулочке, всегда восклицают: «Как живописно!» А дамы вздыхают: «Какая идиллия! Какая романтика!»

Но эта идиллия и романтика — одна видимость, потому что в таких переулках обычно живут люди, у которых совсем мало денег. А тот, у кого в большом богатом городе так мало денег, нередко становится угрюмым и завистливым. И дело тут не только в людях, тут дело в самих переулках.

Маленький Тим поселился в таком переулке, когда ему было три года. Его веселая круглолицая мама тогда уже умерла, а отцу пришлось наняться подсобным рабочим на стройку, потому что в те времена не так-то легко было найти хоть какую-нибудь работу. И вот отец с сыном переехали из светлой комнаты с окнами на городской сад в узкий переулок, вымощенный булыжником, где всегда пахло перцем, тмином и анисом: в переулке этом стояла единственная во всем городе мельница, на которой мололи пряности. Вскоре у Тима появилась худощавая мачеха, похожая на мышь, да еще сводный брат, наглый, избалованный и такой бледный, словно лицо ему вымазали мелом.

Хотя Тиму только исполнилось три года, он был крепким и вполне самостоятельным пареньком, мог без всякой посторонней помощи управлять океанским пароходом из табуреток и автомашиной из диванных подушек и на редкость заразительно смеялся. Когда его мама была еще жива, она хохотала до слез, слушая, как Тим, пустившись в далекое путешествие по воде и по суше на своих подушках и табуретках, весело выкрикивает: «Ту-ту-ту! Стоп! Аме-е-рика!» А от мачехи он за то же самое получал шлепки и колотушки. И понять этого Тим не мог.

Читать еще:  Самые выигрышные лотереи в россии. Самые крупные выигрыши в лотерею в России: список и интересные факты Самые выигрышные российские лотереи

Да и сводного брата Эрвина он понимал с трудом. Свою братскую любовь тот проявлял весьма странным способом: то кидался щепками для растопки, то мазал Тима сажей, чернилами или сливовым джемом. И уж совсем непонятно было, почему доставалось за это не Эрвину, а Тиму. Из-за всех этих непонятных вещей, приключившихся с ним на новой квартире в переулке, Тим почти совсем разучился смеяться. Только когда отец бывал дома, звучал еще иногда его тоненький, заливистый, захлебывающийся смех.

Но чаще всего отца Тима не было дома. Стройка, на которую он нанялся, находилась на другом конце города, и почти все свободное время уходило у него на дорогу. Он и женился-то во второй раз главным образом для того, чтобы Тим не сидел целый день дома один. Только по воскресеньям ему удавалось теперь побывать вдвоем со своим сыном. В этот день он брал Тима за руку и говорил мачехе:

— Мы пошли гулять.

Но на самом деле он шел вместе с Тимом на ипподром и ставил на какую-нибудь лошадь, совсем немного, мелочишку, то, что удалось скопить за неделю потихоньку от жены. Он мечтал, что в один прекрасный день выиграет целую кучу денег и опять переберется с семьей из узкого переулка в светлую квартиру. Но, как и многие другие, он напрасно надеялся на выигрыш. Почти всякий раз он проигрывал, а если и выигрывал, то выигрыша едва хватало на кружку пива, на трамвай да на кулек леденцов для Тима.

Тиму скачки не доставляли особого удовольствия. Лошади и наездники мелькали так далеко и так быстро проносились мимо, а впереди всегда стояло так много людей, что, даже сидя на плечах у отца, он почти ничего не успевал разглядеть.

Но хотя Тиму было мало дела и до лошадей и до наездников, он очень скоро разобрался в том, что такое скачки. Когда он ехал с отцом домой на трамвае, держа в руках кулек с разноцветными леденцами, это значило, что они выиграли. Когда же отец сажал его на плечи и они отправлялись домой пешком, это значило, что они проиграли.

Тиму было все равно, выиграли они или проиграли. Ему так же весело было сидеть на плечах у отца, как и ехать в трамвае, даже, по правде сказать, еще веселее.

А самое веселое было то, что сегодня воскресенье и они вдвоем, а Эрвин с мачехой далеко-далеко, так далеко, словно их и вовсе нет на свете.

Но, к сожалению, кроме воскресенья, в неделе еще целых шесть дней. И все эти дни Тиму жилось так, как тем детям в сказках, у которых злая мачеха. Только немного похуже, потому что сказка — это сказка, начинается она на первой странице и кончается, ну, скажем, на двенадцатой. А такое вот мучение изо дня в день целый год, да еще не один год, а много лет подряд, — попробуй-ка его вытерпи! Тим так привык упорствовать, дерзить, стоять на своем, что, не будь на свете воскресений, он наверняка — просто из одного упрямства — превратился бы в отпетого сорванца и грубияна. Но так как, к счастью, воскресенья все-таки есть на свете, он остался обыкновенным мальчиком. Даже смех его звучал по-прежнему: он словно подымался откуда-то из глубины и заканчивался счастливым, захлебывающимся смешком.

Источники:

http://www.b17.ru/article/tim_taler/
http://kratkoe.com/tim-taler-ili-prodannyiy-smeh-kratkoe-soderzhanie/
http://www.litmir.me/br/?b=255688&p=1

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии