Потеря Акакием Акакиевичем лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире

Потеря Акакием Акакиевичем лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире

Потеря Акакием Акакиевичем лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире

5. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после повести «Шинель»).

Почему образ Башмачкина показан в повести противоречивым?

Каковы причины авторского сочувствия и иронии по отношению к герою?

IV. Домашнее задание

Составить письменную характеристику Башмачкина или письменный ответ на проблемный вопрос «Как в повести “Шинель” продолжается тема “маленького человека” в русской литературе?» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.
Выявить сходство и различия образа Акакия Акакиевича Башмачкина и Самсона Вырина («Станционный смотритель» А. С. Пушкина).
Найти в Интернете иллюстрации к повести «Шинель» и подготовиться к их презентации в классе.

Н. В. ГОГОЛЬ.
«ШИНЕЛЬ» КАК «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ»
УРОК 32

Основное содержание урока
Мечта и реальность в повести «Шинель». Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении

Основные виды деятельности.
Выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм. Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Мечта и реальность в повести «Шинель»
Рассказ о замысле и истории создания повести «Шинель».

Мемуарист П. В. Анненков вспоминает, что первоначальный замысел повести возник у Гоголя в 1836 году, ещё до отъезда за границу:
«…Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о какомто бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное своё ружьё перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и больше не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии, возвращён он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице. ‹…› Все смеялись анекдоту, имеющему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который слушал его задумчиво и опустив голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести “Шинель”, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».

Какой конфликт между мечтой и реальностью заключён в анекдоте о купленном и утраченном ружье? Как он разрешается в анекдоте и в повести «Шинель»?

II. Аналитическая беседа:

— Найдите в повести цитаты, рассказывающие, о чём мечтал Башмачкин. Какова динамика развития этого мотива?

— Нет мечты: «Когда все стремятся развлечься, — Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению… Что-то Бог пошлёт переписывать завтра».

— Сопротивление мечте: «Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом».

— Рождение мечты: «…он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели… Самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился».

— Путь к мечте изменил героя: «…он сделался твёрже характером… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение».

— Осуществление мечты: «День самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича».
Проследите, как чувствовал себя Башмачкин в новой шинели и как к ней относился.

В ы в о д: мечта и деятельное стремление к ней возвышают человека.

— Найдите цитаты, рисующие реальность жизни Башмачкина.
Какова динамика развития этого мотива?

Читать еще:  Пословицы про цифру 5 для детей. Пословицы, поговорки, крылатые слова, в которых встречаются числа

Предчувствие реальности: «…предчувствовал, что будет титулярный советник».
Повседневная реальность: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения… В… переписывании ему виделся какойто свой разнообразный и приятный мир… Не предавался никакому развлечению… Ел всё это с мухами… Умел быть довольным своим жребием…»
Реальность города: «Враг этот не кто другой, как наш северный мороз… Худой гардероб… Пустынные улицы с тощим освещением… Сняли с него шинель, дали ему пинка коленом… Частный принял как-то чрезвычайно странно рассказ о грабительстве шинели… В жизнь свою он не был ещё так сильно распечён генералом… Сильная горячка… Доктор ничего не нашёлся сделать… Бедный Акакий Акакиевич испустил дух».

В ы в о д: холодный и равнодушный город и его чиновничья верхушка унижают человека и ведут его к гибели.

III. Обобщающая беседа

— Какие черты реализма можно обнаружить в повести «Шинель»?

— Как проявился в повести принцип воплощения «типического характера в типических обстоятельствах»?

— Какова связь героя, среды и времени, в котором он живёт? Какие черты эпохи уловил и отобрал автор?

— Как появился в повести историзм мышления Гоголя?

IV. Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты
Актуализация имеющихся знаний учащихся об образе Петербурга в русской литературе.

1. Каким изображался Петербург в произведениях, изученных ранее («Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, вступление к «Медному всаднику» Пушкина)?

2. Комментарии учителя к понятию петербургский текст.
(Учитель может воспользоваться статьёй Н. Е. Меднис «Петербургский текст в русской литературе». См.: http://rassvet.websib.ru/text. htm?no=35&id=6.)

V. Аналитическая беседа:

— Каким предстаёт в повести Петербург? Какое настроение вызывают картины города?

— Найдите и прокомментируйте картины городского пейзажа и интерьеры петербургских домов.

— Проследите, как автор воплощает в повести мотив холода: холода природы и холода людей.

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Найдите цитаты, указывающие, как воплощён в повести мотив шинели.
Подумайте, почему Гоголь отказался от первоначального названия произведения — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».

— Запишите причины, по которым мечта о шинели оказалась для героя тщетной. Могла ли быть воплощена какая-либо другая мечта Башмачкина?
*Почему в жестокой, но неизменной реальности герой чувствует себя счастливым, а изменения во внешнем и внутреннем мире героя приводят его к гибели?

— В литературоведении о Гоголе есть мнение, что шинель стала для героя последней надеждой согреться в холодном мире.
Подтвердите или опровергните эту точку зрения, приведя необходимые аргументы.

— Кто виноват в гибели Башмачкина: холодный Петербург, человеческое равнодушие, он сам? Обоснуйте свой ответ или найдите другие причины смерти героя.

— *В русском и зарубежном литературоведении нередко отмечали сходство сюжета «Шинели» с текстом жития святого Акакия. Какие черты житийной литературы можно заметить в повести Гоголя?

— *Литературовед О. Г. Дилакторская пишет:
«Гоголю удалось слить взаимоисключающие жанровые структуры — анекдота, жития, сакральной пародии (т. е. антижития) — в неразложимый художественный синтез, породивший стилевую многослойность, неодномерность художественных образов, двойной — комический и трагический пафос повести».

— Докажите примерами, что в повести переплетаются комический и трагический аспекты.

VI. Презентация и обсуждение иллюстраций русских художников к повести «Шинель» (см. иллюстрации С. Бродского, Б. Кустодиева и др.

Интерес для учителя может представлять статья Ю. Герчука «Гоголь. Иллюстраторы и интерпретаторы. От А. Агина до М. Шагала» (см.: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8904.php).

Каким видят Петербург и героя повести художники-иллюстраторы?

VII. Роль фантастики в художественном произведении

Назовите черты фантастического произведения
(высокая степень условности повествования; нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел; создание вымышленных, «чудесных» миров).

Какие признаки фантастики есть в повести «Шинель»? Приведите примеры.

Читать еще:  Тимуровское движение в детской литературе. Тимуровское движение: прошлое и настоящее первых добровольцев ссср

VIII. Практическая работа. Составление плана анализа финала повести.

Используя примерный план анализа эпизода эпического произведения (см. урок 12), составьте план анализа финала повести «Шинель» (со слов «Итак, значительное лицо сошёл с лестницы…» до конца повести).

ЕГЭ-2020. Литература. Сочинение в декабре. Аргумент по направлению: «Надежда и отчаяние». Н.В. Гоголь. «Шинель».

Литература.

Аргумент по направлению: «Надежда и отчаяние».

Надежда. Присущая любому – богатому и бедному, «маленькому» и «сильному мира его», она способна изменить, окрылить, поверить в лучшее.

Именно надежда на некоторое время осветила жизнь простого чиновника, занимающего самую низкую ступень на социальной иерархической лестнице – Акакия Акакиевича Башмачника, героя повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Безрадостным было его существование. Служил он в департаменте титулярным советником, где занимался переписыванием бумаг (“. Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его. “). С другим делом он бы просто не справился. Но относился он к своей работе добросовестно: “. Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью. ”

В департаменте все посмеивались над Акакием Акакиевичем, над его безответностью, над внешним видом, над шинелью – «капотом». Автор назвал его “существом», переносившим покорно канцелярские насмешки. Не способен был Башмачкин постоять за себя. Лишь изредка говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете».

Герой жил в небольшой комнатушке, ел скудный ужин, «ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору. “. Ничего не замечал Башмачкин вокруг.
И так каждый день. Правда, герой находил и в этой жизни для себя радость, создавал свой мир, в котором словно оживали буквы. По вечерам он с усердием выводил их в своей коморке, разговаривал с ними; у него даже были свои любимицы. Да, грустно наблюдать за героем, оказавшимся никому не нужном в этом огромном мире.

И вдруг… у него появилась надежда! Надежда на то, что всё может измениться. Он заказал новую шинель. Сколько труда было вложено в её покупку, сколько дней копил он денег на её приобретение, отказывая себе во многом, – это особая история. (“. нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя по крайней мере в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье. “)

Но герой ждал, что скоро он появится в новой шинели, и тогда всё изменится. Так и случилось! Сослуживцы вдруг изменили отношении к нему, стали поздравлять с покупкой, даже пригласили отметить её. «Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник». Он впервые почувствовал себя человеком, а не «существом». Надежда оказалась не напрасной.

Однако это счастье было таким недолгим. Шинель украли, и снова герой почувствовал себя «маленьким» человеком. Никто не хотел не только помочь найти вора, но даже не изъявлял желания выслушать Акакия Акакиевича. Снова одиночество? Насмешки сослуживцев? Беспросветная жизнь? Отчаяние овладело героем! Он, почувствовав себя че-ло-ве-ком, уже не хотел возвращаться к старому. Герой умирает, не пережив потери шинели. А далее словно является перед людьми в виде призрака, даже отбирает шинель у генерала, «значительного лица», не помогшего ему. Отчаяние переросло в протест, хотя и в такой фантастической форме!

Грустно читать строки о том, что после смерти Башмачкина никто и не вспомнил о нём : “. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое. “; “. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. ”

Каждому свойственно надеяться на лучшее. Нужно стремиться изменять свою жизнь, не бояться преград, стоящих на пути, не опускать руки от отчаяния, которое может охватить при неудачах. Не всегда и не у всех это получается. Много объективных причин, мешающих этому. Поэтому и боролись во все века люди за свободу, за справедливое государственное устройство, в котором нет «маленьких» людей. К сожалению, Башмачкин жил в мире, в котором господствовали деньги, власть, социальное положение, в котором по «шинели» определяли, как относиться к человеку. Н.В. Гоголь написал данное произведение как протест против социальной несправедливости. Он был уверен, что так не должно быть! Каждый имеет право на надежду, на её осуществление.

Читать еще:  Организаторы концертов апрель. Как организовывать концерты в своем городе? Как организовать концерт группы? Как организовать благотворительный концерт звезды

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Сочинение “Надежда и отчаяние” по повести “Шинель”, что писать, где найти?

Сочинение ЕГЭ “Надежда и отчаяние” по повести “Шинель” Гоголя, что писать в итоговом сочинении ЕГЭ 2019-2020, где найти?

Как написать итоговое сочинение ЕГЭ “Надежда и отчаяние” по повести “Шинель”?

Как раскрыть тему сочинения “Надежда и отчаяние” по повести “Шинель”?

Какие аргументы привести в сочинении “Надежда и отчаяние” по повести “Шинель”?

Что написать в сочинении “Надежда и отчаяние” по повести “Шинель”?

Итоговое сочинение ЕГЭ 2019-2020.

Главный герой произведения “Шинель” – это маленький человек Башмачкин, целью его жизнью становится – новая шинель. Он копит на нее долгое время, во многом себе отказывает, когда новая шинель у него на руках он становится по-настоящему счастливым.

Новая шинель – это надежда Башмачкина на лучшую жизнь, ведь он даже стал увереннее в себе, когда приобрел шинель, окружающие тоже стали к нему лучше относится. К сожалению, это продолжалось недолго, шинель украли, Башмачкин сначала боролся, он ходил и оббивал пороги разных инстанций, но все было тщетно. Над ним лишь смеялись, до его шинели не было никому дела.

Вот тогда Башмачкина и охватило отчаяние, он понимает, что не хочет жить и умирает.

Мне всегда было жаль главного героя, ведь у него только появилась надежда на другую жизнь и тут же ее разрушили.

Надежда, светлое чувство человека, она способна окрылить, поверить в лучшее и невозможное. На надежду могут рассчитывать и богатые и бедные люди.

В повести “Шинель” Гоголя маленький человек, Акакий Акакиевич живет серой, безрадостной жизнью чиновника с маленькой зарплатой, над которым потешаются, но он любит свое дело. Постоять за себя он не умел. Это был человек, никому не нужный в огромном мире.

И вот однажды его жизнь осветила надежда. Башмачкин решил купить новую шинель и копил на нее деньги. Он искренне верил, что его жизнь изменится с появлением обновки. Он урезал все свои расходы, придумал новые способы экономии. И вот новая шинель была готова. И, действительно, она изменила жизнь чиновника.

Башмачников пришел в департамент в новой шинели, все хвалили его и поздравляли. И даже пригласили на именины.

Но все очень быстро закончилось. Шинель украли прямо на улице. Никто не хотел помочь найти вора и вернуть шинель. Акакий Акакиевич почувствовал себя опять маленьким и ничтожным. Отчаяние овладело им. У него отняли новую жизнь и новое положение, приобретенное вместе с шинелью. Он снова ходил в старой шинели, простыл и умер.

После смерти Башмачкина о нем никто не вспомнил.

Это грустная повесть о маленьком человеке, у которого была надежда. Такая простая и такая земная надежда – новая шинель, которую так легко было отнять и уничтожить.

Источники:

http://literatura5.narod.ru/urok-literatury-8-kl-shinel-gogol.html
http://poznaemvmeste.ru/index.php/karty/9-pervyj-poslednij/1784-ege-2020-literatura-sochinenie-v-dekabre-argument-po-napravleniyu-nadezhda-i-otchayanie-n-v-gogol-shinel
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3344626-sochinenie-nadezhda-i-otchajanie-po-povesti-shinel-chto-pisat-gde-najti.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии