Пословицы к сказке журавль и цапля. Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля

Пословицы к сказке журавль и цапля. Урок литературного чтения на тему: «Журавль и цапля

Урок литературы на тему “Сказка “Журавль и Цапля”

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” – “тяп, тяп”).

Читать еще:  Как открыть женскую чакру самому. Как открыть муладхара чакру и восстановить ее работу

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” – вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).
Читать еще:  Фильм матрица содержание фильма. Мы верим, этот мир реален! Реалистичный вид из-за реальных съёмок

Конспект урока по литературному чтению на тему “Русская народная сказка “Журавль и цапля”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Коновалова Лилиана Анатольевна
  • Написать
  • 1736
  • 18.01.2017

Номер материала: ДБ-110258

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 18.01.2017
  • 319
  • 18.01.2017
  • 506
  • 18.01.2017
  • 811
  • 18.01.2017
  • 351
  • 18.01.2017
  • 518
  • 18.01.2017
  • 545
  • 18.01.2017
  • 4392

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Урок литературного чтения. Русская народная сказка «Журавль и цапля».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Работа содержит разработку урока литературного чтения во 2 классе (УМК “Начальная школа 21 века”)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века»)

Плех Наталья Вадимовна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск.

Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой “Журавль и цапля”, её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», «Рабочая тетрадь», иллюстрации к сказке*, таблицы для анализа произведения**, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы***.

– Итак, друзья начнём урок! Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас! Давайте начнём работать.

2. Речевая разминка.

– Откройте Р.т. на с.17. Найдите задание 3. Прочитайте шёпотом 2-ую загадку, запишите отгадку. Кто это? (Это цапля)

– Давайте прочитаем эту загадку хором «на одном дыхании».

3. Проверка домашнего задания.

– Что было задано на дом? (Прочитать выразительно стихотворение Дудина «Тары-бары…» и выполнить задания в Р.т.)

1) Проверка заданий №1,2 в Р.т. с.13

– Поставьте «+», кто выполнил задание так же.

2) Чтение стихотворения по частям цепочкой.

4. Сообщение темы и целей урока.

– Вернёмся к заданию 3 в Р.т. на с.13 и прочитаем 1-ю загадку.

Кто это? (Это журавль)

– Какие слова помогли отгадать загадку? Прочитайте.

– Что вы знаете об этих животных? (Птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв)

– Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)

– Мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля».

5. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля».

Читать еще:  Описание наполеона война и мир. Комический эффект, производимый французским императором

– Откройте учебник на с.23. Приготовьтесь слушать и читать сказку по частям.

1) Чтение присказки (читает учитель).

2) Чтение 2-ой части сказки (читают дети).

3) Словарная работа.

– Посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания, слово, устойчивое выражение. Объясните их значения.

** ноги долги ** длинные ноги

худо летать плохо летать

несолоно хлебавши остаться ни с чем

4) Чтение сказки до конца.

6. Беседа после чтения. Анализ сказки. Выборочное чтение.

1) – Улыбнитесь, если сказка понравилась.

7. Гимнастика для глаз.

Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

Откройте глаза. Поморгайте.

2) – Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)

– Что такое присказка ? Найдите ответ на с.18.

– Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание)

– Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой. (Быстро, чётко, правильно)

– Какие слова повторяются?

3) – Как начинается сказка ? Прочитайте.

– Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

– Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)

– Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)

– Есть развязка у сказки? (Нет)

– Как закончилась сказка? Прочитайте.

4) Выполнение модели обложки.

– Выполните модель обложки. Покажите свои модели.

Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

5) – Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используя слова-признаки на доске.

– Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.

9. Самостоятельная работа учащихся в группах и парах.

– Сейчас вы выполните задания, работая группами и в парах.

Карточка №1. Задание 1-ой группе.

Вспомните, что вы знаете о сказках.

Какие слова потерялись в этом кластере. Напишите их.

_____?____ бытовые ____?_____

Карточка №2. Задание 2-ой группе.

Составьте синквейн на тему «Журавль».

(какой?) ______________, _______________.

(что делает?) ______________, ______________, _______________.

__________ ________ ___________ _____________.

Карточка №3. Задание 3-ей группе.

Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий.

Иллюстрации к сказке

Задание остальным учащимся.

– Поработайте в парах. Подготовьте чтение по ролям любого диалога журавля и цапли.

– С каким произведением познакомились?

– О ком эта сказка?

– Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла.

Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу).

– Чему учит эта сказка? (Сказка даёт возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки)

– Возьмите яркие цветные карточки.

– Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».

Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.

Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.

Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

– Поднимите руки, у кого…

– Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

Подробно пересказать сказку «Журавль и цапля» и выполнить задания 1,2 в рабочей тетради.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626592/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-russkaya-narodnaya-skazka-zhuravl-i-caplya-1532293.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/10/urok-literaturnogo-chteniya-russkaya-narodnaya-skazka-zhuravl-i

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии