18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Пословица-всем делам помощница!» Сценарий игры-викторины для родителей. Внеклассное мероприятие «Пословица – всем делам помощница»

Внеклассное мероприятие «Пословица – всем делам помощница»

Цели: расширять и углублять представления о народной культуре, продолжать знакомство детей с устным народным творчеством (пословицами), развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.

(В ходе мероприятия возможно использование компьютерной презентации )

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Пословица – всем делам помощница” именно так называется наш устный журнал. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Сегодня мы поговорим о пословицах и увидим, что они использовались народом в различных жизненных ситуациях.

Первая страница нашего журнала называется: Чтение – лучшее учение” и посвящена она пословицам о книгах, учении, знании.

  1. Кто много читает, тот много знает.
  2. Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
  3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  4. Книга – зеркало жизни.
  5. Прочел новую книгу – встретился с другом.
  6. Книга поможет в труде, выручит в беде.
  7. Хорошая книга – лучший друг.
  8. Грамоте учиться – вперед пригодится.

Ведущий. Книга – самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.

Книга поможет узнать обо всем:
Про одежду и дом, про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В веселых стихах о разных часах,
О числах и счете тоже прочтете.

Ведущий. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народа. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, труженик села – о том, как успешней собрать хороший урожай, врач – как помочь людям стать здоровыми, учитель – как учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Но мы должны бережно относиться к книгам.

Незнайка. Ребята, я сегодня хотел взять книгу в библиотеке, но меня попросили сначала ответить на вопросы. Ребята, у меня вся надежда на вас. Вы мне поможете? (Да.) Тогда слушайте вопросы.

  1. Книга боится дождя? (Да.)
  2. Книга любит снег? (Да.)
  3. Книга боится грязных рук? (Да.)
  4. Закладкой для книги может быть карандаш? (Нет.) Пирожок? (Нет.) Закладка? (Да.)
  5. Книга любит, когда ее читают во время еды? (Нет.)
  6. Книга любит, когда ее разрисовывают и расписывают? (Нет.)
  7. Книга боится быть порванной? (Да.)

Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. Теперь мне обязательно дадут книжки, и я буду читать. До свидания.

Я к вам обращаюсь, милые дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Песня “Чему учат в школе”

Ведущий. Перевернем следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”.

Издавна на Руси лень считалась большим пороком. Ленивых не уважали, над ними посмеивались, а труд воспевали и прославляли. Вспомним, как много пословиц о труде.

  1. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Человек живет век, доброе дело – два.
  4. Делу – время, а потехе – час.
  5. Землю красит солнце, а человека – труд.
  6. Что посеешь, то и пожнешь.
  7. Человек от лени болеет, от труда – здоровеет.
  8. Птица крепнет в полете, а человек в труде.
  9. Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.
  10. Дело мастера боится.

Ведущий. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

Ведущий. Но главный наш труд сегодня – это учеба. Здесь лень нередко мешает человеку учиться так, как он мог бы. Ленивые люди всегда ищут и находят себе оправданье: не хватило времени, увлекся игрой, телевизором. Ленивые ученики неусидчивы, часто откладывают выполнение домашнего задания, постоянно отвлекаются.

Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Сценка “Закончил дело – гуляй смело”

Действующие лица: мальчик-ученик, Солнышко, Вишенка, Птичка, автор.

Мальчик сидит за столом, делает уроки, в окно заглядывает Солнышко.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, ясное Солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, милая Пташечка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, Вишенка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Автор. Наконец урок окончен.

Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил? Вот теперь можно и порезвиться.

Все. Закончил дело – гуляй смело!

Ведущий. Конечно, каждому человеку иногда не хочется что-то делать. Но большинство людей успешно борются с ленью, не давая ей сделать себя ее рабом. Про таких людей говорят, что у них есть характер. Необходимо воспитывать характер и быть сильными, тогда вы непременно исполните свои мечты.

А сейчас предлагаю вам загадки о профессиях.

Ведущий.Следующая страница нашего журнала называется: Птица сильна крыльями, а человек – дружбой”.

Ведущий. Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:

Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.

Ведущий. Настоящие друзья способны помочь бескорыстно, не требуя ничего взамен. Если ты хочешь, чтобы тебя любили, то должен добиваться этого, делая что-то хорошее для других, порой даже отказывая в чем-то себе.

Песня “Ты да я, да мы с тобой”

Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.

Ведущий. Народная мудрость недаром гласит: “Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты”. По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему это понять и исправиться.

Иногда друг может ненароком обидеть. Не надо сразу видеть в его поступке злой умысел, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! Ведь недаром в народе говорят: “Человек без друзей, как птица без крыльев”.

Читать еще:  Как придумать название рок группы. Как придумать название для группы? Полезные советы начинающим рок-музыкантам

Автор. Белка прыгала с ветки на ветку и упала на спящего Волка. Волк вскочил и схватил Белку.

Волк. Попалась, Белка, я теперь тебя съем.

Белка. Отпусти меня, Волк!

Волк. Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка. Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

(Волк отпускает Белку и Белка уходит на дерево.)

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Ведущий. Да, ребята, весь секрет в том, что только к воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. У него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

Ведущий. Перевернем следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Счастье не ищут, а делают”.

Ведущий. Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство. Но ведь настоящее счастье за деньги не купить. Ошибаются и те, кто считает, что все счастье в славе. Добрая слава, действительно, радует человека, а от худой славы он не знает, как отделаться.

Л.Н.Толстой сказал: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого”.

Счастливый человек тот, кто, свершив добро, наслаждается тем, что другому человеку стало хорошо, радостно.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Инсценировка сказки В.А.Сухомлинского “Как Белочка Дятла спасла”.

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

—Почему это ты, Дятел, плачешь?

—Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

Ведущий. “От добра добра не ищут”, — гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – счастливый человек.

Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Мы счастье всем добудем,
Волшебники Удачи…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям!

Песня “Если добрый ты”

Ведущий. Переворачиваем последнюю страницу нашего журнала. Она называется: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”.

Ведущий. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.

Ведущий. Наша Родина – это Россия или Российская Федерация. Это самая большая и самая красивая страна на свете. Все мы любим и гордимся своей страной.

Здравствуй, Русь: седые дали,
Плуг и меч, копье и серп,
Край надежды и печали,
Стон дубов и слезы верб…
Все твои озера святы,
Все ручьи твои чисты.
Вкус полыни, запах мяты,
И – кресты, кресты, кресты.
Все тут мило, от березы
До высоких облаков.
То ли росы, то ли слезы
На стогах твоих веков.
Край родной: твои дубравы,
Нивы, села, города,-
Память подвигов и славы,
Войн, молитв, любви, труда.
Сколько бед прошло над Русью –
Подсчитать я не берусь.
Только низко поклонюсь я
И промолвлю: “Здравствуй, Русь!”

Песня “Наш край” (Мальчики поют, девочки танцуют)

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
За небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!

  1. Внеклассные мероприятия. 4 кл.-2 изд. Доп.- М.: ВАКО; 2005 г. Авторы-составители Яровая Л. Н.; Жиренко О. Е. и др.
  2. Классный час играючи. Выпуск 5 – М.:ТЦ Сфера, 2003 г. Герасимова В. А.
  3. Внеклассные мероприятия. 3 кл.-2 изд. Авторы-составители Яровая Л. Н.; Жиренко О. Е. и др.
  4. Классные часы 4 кл. II полугодие. Волгоград 2005 г. Фисенко М. А. ИТД “Корифей”.
  5. Я — гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 кл.-М.:ВАКО, 2008 г. Авторы-составители Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В.
  6. Классные часы 2 кл. Я. Ю. Мартынова, Волгоград 2005 г.

Тема: «Пословица — всем делам помощница» (внеклассное мероприятие)

Тема: «Пословица — всем делам помощница» ( внеклассное мероприятие)

Цели: Обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; прививать любовь к своей Родине, ее прошлому; учить работать в группе.

Форма проведения : устный журнал

Оборудование: Плакат с пословицами, «Книга пословиц», тексты на столах в каждой группе; карточки с пословицами в конвертах; игра «Ромашка», книги с пословицами; русский костюм; музыкальное сопровождение.

Подготовительный этап: Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает конверт с пословицами. Из этого конверта дети выбирают карточки с пословицами, подходящими по смыслу к каждому этапу мероприятия.

(Звучит народная мелодия)

Учитель: Сегодня у нас необычное мероприятие — мы будем говорить о том, что люди часто употребляют в речи. От этого их речь становиться яркой, образной.

Выходит ученица в русском народном костюме, в руках у нее рушник с караваем.

Здесь и красные девицы,

Добры молодцы кругом-

Все уселись за столом.

Будет вам всем здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Ведь изба красна не углами, а пирогами.

Угощает гостей и детей

2. Объявление темы

В. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения.

• Красна речь пословицей.

• Без пословицы не проживешь.

• Пословица недаром молвиться.

• Старая пословица не сломиться.

— Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

—Правильно, и тема нашего мероприятия: «Пословица – всем делам помощница»

3. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

У.: Не зря Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Что за Роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!»

Пословица—это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

В пословицах—народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует, научает, наставляет, предупреждает.

—А какие еще жанры фольклора вы знаете?

Дети: Поговорки, потешки, скороговорки, загадки, прибаутки…

У.: Сохранилось много пословиц, и фольклористы (то есть люди, которые занимаются изучением, собиранием пословиц, сказок, поговорок, песен, шуток, прибауток) решили собрать все это в одну книгу –«Книгу пословиц» (Воспитатель демонстрирует книгу «Пословицы русского народа», составленную Далем)

Но сегодня мы будем работать по книге меньшего объема, в которой будет 5 страниц.

Читать еще:  Изложение по картине горского без вести пропавший. Сочинение по картине без вести пропавший горского

(Названия страниц вывешены на доске.)

4. Основная часть. «Книга пословиц»

У.: И сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам такой книги. Каждая страница—тема, на которую собраны пословицы. Путешествие начинается. Открываем первую страницу нашей книги.

1. Чтение «по цепочке»

У.: Вот мы с вами сейчас почитаем.

Каждая группа читает «по цепочке свой текст. Дети сомостоятельно оценивают работу каждого.

В.: Кто читал хорошо без ошибок?

Один ученик от группы называет лучших чтецов

2.Подбор пословиц о чтении

У.: Найдите пословицы, которые можно отнести к этой теме и объясните их.

Дети подбирают подходящие пословицы из конверта.

* Книга для ума—что теплый дождик для всходов.

*Книга поможет в труде, выручит в беде.

*Кто много читает, тот много знает.

*Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

*Хорошая книга—лучший друг.

*Грамоте учиться вперед пригодиться.

На доске ромашка со съемными лепестками, на которых написаны отрывки из произведений

У.: Сейчас мы с вами поиграем. Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны к лепестку с их названием прикрепить лепесток с фамилией автора.

Воспитатель читает отрывки

*«Мороз» ( Е. Благинина)

* «Детство» (И. Суриков)

* «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин)

* «Серая шейка » (—Сибиряк)

* «Корзина с еловыми шишками» (К. Паустовский)

* «Не ветер бушует над бором» ( Н. Некрасов)

* «Летучий корабль» (Русская народная сказка)

—Какая книга здесь лишня и почему?

Дети: Сказку «Летучий корабль » создал народ, а остальные—авторские.

«ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК ТРУДОМ»

У. В.: Это вторая страница нашей «Книги пословиц». Как вы думаете, о чем можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?

У. В.: Найдите на карточках пословицы, которые можно отнести к этой теме.

Дети выбирают пословицы из конверта.

• Без труда ничего не деется.

• Землю красит солнце, а человека – труд.

• Птица крепнет в полете, а человек в труде.

• Деревья смотри в плодах, а человека смотри в трудах.

У. В.: Давайте послушаем стихотворение.

Читает подготовленный ученик.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба—

Все это создано трудом,

А не, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

— А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд—это учеба, хорошие, крепкие знания. Но, кроме хорошей учебы, вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

3. Загадки о пословицах

Загадки загадывает каждая группа

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской

У него в руках ведро

Сам расписан он пестро. (Маляр)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. (Пограничник)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

Кто в дни болезней всех полезней,

И лечит нас от всех болезней. (Доктор)

«ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК — ДРУЖБОЙ»

1. Подбор пословиц

У. В.: Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на третьей странице?

У.: Давайте найдем пословицы о дружбе.

* Человек без друга – что земля без воды.

* Друга ищи, а нашел – береги.

* Друзья познаются в беде.

* Старый друг лучше новых двух.

* Не тот друг, кто медком помажет, а кто правду скажет.

* Друга на деньги не купишь.

2. Игра «Отгадай пословицу»

У.: Вот мы и проверим, как вы умеете дружно работать. Каждой группе я даю по карточке со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами из пословицы.

Д. Нашла коса на камень.

Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Д. Шила в мешке не утаишь

Д. Не спеши языком, торопись делом.

Д. Дело мастера боится

Д. Труд человека кормит, а лень—портит.

5 Физкультминутка—музыкальная пауза

Дети исполняют белорусскую народную песню «Кума, мая кумачка…»

«ОДНА У ЧЕЛОВЕКА РОДНАЯ МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА »

1. Подбор пословиц

У.: Какие пословицы могут быть на четвертой странице?

У.: Прочитайте и объясните их смысл.

* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

* Родина—мать, умей за нее постоять.

* Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

* На чужой сторонушке рад своей воронушке.

* Своя земля и в горсти мила.

* Жить –Родине служить.

Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

2. Чтение стихотворений

Если скажут слово «Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки Березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно вспомниться

Свой родно, красивый двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Родина у всех бывает разная,

Но у всех она одна.

Последнюю строку читают все вместе.

У.: Да, и у нас с вами есть Родина, страна, где мы живем. Как она называется?

У.: А что значит малая Родина?

Д.: Это то место, где мы родились.

Звучит гимн Беларуси в исполнении детей.

У.: А сейчас проведем викторину. Надо по началу пословицы найти конец.

Учитель раздает карточки с написанным началом пословиц. Дети заканчивают пословицы.

Д. Как на крыльях летать.

В. Поздно встанешь…

Д. Мало сделаешь.

В. Мир освещается солнцем…

Д. А человек знанием.

В. Не красна изба углами…

Д. Красна пирогами.

В. Что одному не под силу. То…

Д. Легко коллективу.

В. Делаешь наспех…

Д. Сделаешь на смех.

5. Творческая работа.

В. Ребята, у нас еще остались пословицы, которые мы никуда не отнесли. Прочитайте их. Как вы думаете, к каким темам можно их отнести

В каждой группе осталось по шесть пословиц. Дети их распределяют.

• Хорошо трудиться – хлеб уродиться.

• Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Д. О сельском труде.

• Осень –перемен восемь.

• Сентябрь холоден, да сыт.

• Новый год – к весне оборот

• Д . О временах года.

• Мир не без добрых людей.

• Где смелость там и победа.

• Трус таракана посчитает за великана.

• Скромность красит человека.

Д. О характере людей.

• Пока ленивый проспится, усердный с работы вернется.

• Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.

• Солнышка садится – лентяй веселится, солнышко всходит.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Один за всех, все за одного.

• Крепкую дружбу и водой не разольешь.

• Один в поле не воин.

У.: И вот мы открываем последнюю страницу нашей «Книги пословиц»

«КОНЧИЛ ДЕЛО—ГУЛЯЙ СМЕЛО»

У. В.: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д.: Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.

У.: А сейчас посмотрите сценку, которая так и называется: «Кончил дело –гуляй смело».

Сценку разыгрывают подготовительные дети.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.

Недовольно ли учиться?

Не пора ли по ли порезвиться?

Нет, ясное солнышко, нет.

Теперь мне гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, милая, гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, кисонька, нет

Теперь гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетрадь в портфель, встает из-за стола.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил?

Все. Кончил дело?

Все. Гуляй смело!

Дети поют белорусскую народную песню «Саука ды Грышка» Итог мероприятия.

У.. Ребята, правильно поступил мальчик?

У.. Ну вот и все, теперь и мы можем гулять смело, так как все дела мы сделали.

Читать еще:  Что такое сказ в литературе. Каковы особенности жанра сказа? Какие литературные сказы Вам известны? Сказы в литературе и их классификация

Я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете правильно употреблять их в своей речи.

ГУО «Пластокский УПК ДС-БШ ЛЮбанскогорайона»

Пословица — всем делам помощница
классный час (3 класс) на тему

В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок.

Цель: расширить знания детей о мире профессий; формировать интерес к профессиям; развивать логическое мышление, память, связную речь , умение цивилизованно общаться друг с другом, воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 города Кузнецка Пензенской области

«Пословица – всем делам помощница»

учитель начальных классов

Дюдяева Юлия Александровна

  • расширить знания детей о мире профессий;
  • формировать интерес к профессиям;
  • развивать логическое мышление, память, связную речь , умение цивилизованно общаться друг с другом .
  • воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Ход классного часа:

Ведущий: В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.

  1. Вспомните и назовите пословицы о труде.
  2. Составьте пословицу из данных слов.

СОЛНЦЕ, ТРУД, КРАСИТ, А, ЧЕЛОВЕКА, ЗЕМЛЮ

(Землю красит солнце , а человека труд.)

3. Игра « Закончи пословицу ».

Кто не работает, …. (тот и не ест).

Хочешь есть калачи, … ( не сиди на печи ).

Труд человека кормит, … ( а лень портит).

Кто любит труд, … ( того люди чтут).

Без труда не вытащишь … ( и рыбку из пруда).

  1. Игра «Догадайся, какая пословица»

Известно очень много пословиц и поговорок о труде. Попробуйте по двум словам отгадать всю пословицу.

Ответы: Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Руки не для скуки.

Ведущий: Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться. Что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? Правильно, сначала надо учиться в техникуме , институте или в других учебных заведениях. Многие пословицы тесно связан с названиями профессий.

  1. Отгадайте , о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках
  • Куй железо, пока горячо. ( Кузнец.)
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ( Рыбак.)
  • Не игла шьёт, а руки. ( Швея.)
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь. ( Плотник.)
  • Корова черна, да молоко у неё бело. ( Доярка.)
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. ( Хлебороб.)
  • На охоту ехать – собак кормить. ( Охотник.)
  • Цыплят по осени считают. ( Птичница.)
  1. Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы

Не молот железо куёт, а … (кузнец), что молотом бьёт.

Без топора не … (плотник), без иглы не … (портной).

Хороший … (закройщик) все выкроит. По мастерству и закрой.

Длинная нитка – ленивая … (швея).

… (Повар) с голода не умрёт.

Каков … (строитель), такова и обитель!

Каков … (тракторист), таков и трактор.

7. Весёлые вопросы на знание пословиц о профессиях

  • Какая профессия пропущена в пословице: «Без клещей …, что без рук»?
    А. Стоматолог. В. Кузнец.
    Б. Арахнолог. Г. Инфекционист.
  • Вставьте профессию в русскую пословицу: «У семи … дитя без глазу»:
    А. Учителей. В. Нянек.
    Б. Окулистов. Г. Тренеров.
  • Какого профессионала, согласно русской пословице, «кормит сеть»?
    А. Телевизионщика. В. Электрика.
    Б. Web-мастера . Г. Рыбака.
  • Вставьте пропущенное слово в пословицу «. бьёт издалека, но всегда наверняка».
    А. Кузнец. В. Футболист.
    Б. Снайпер. Г. Боксёр.
  • Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?
    А. Портным. В. Кузнецом.
    Б. Укротителем. Г. Программистом.
  • К представителям какой профессии лучше всего подходит пословица «Не место красит человека, а человек место»?
    (Маляры.)
  • Представитель какой военной профессии, согласно пословице, ошибается только один раз?
    (Сапёр.)
  • Не боги горшки обжигают, а … Кто?
    (Гончар.)
  • Какая русская пословица приравнивает повара к доктору?
    («Добрый повар стоит доктора». Ведь от питания во многом зависит здоровье человека.)
  • Как физики заканчивают всем известную пословицу: «Работа не волк, …»?
    (А произведение силы на расстояние. «Работа не волк, в лес не убежит».)

Ведущий. Но главный наш труд сегодня – это учеба. Здесь лень нередко мешает человеку учиться так, как он мог бы. Ленивые люди всегда ищут и находят себе оправданье: не хватило времени, увлекся игрой, телевизором. Ленивые ученики неусидчивы, часто откладывают выполнение домашнего задания, постоянно отвлекаются.

Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

Сценка “Закончил дело – гуляй смело”

Действующие лица: мальчик-ученик, Солнышко, Вишенка, Птичка, автор.

Мальчик сидит за столом, делает уроки, в окно заглядывает Солнышко.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, ясное Солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, милая Пташечка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Нет, Вишенка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.

Автор. Наконец урок окончен.

Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил? Вот теперь можно и порезвиться.

Все. Закончил дело – гуляй смело!

Ведущий. Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Каждое утро ваши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Вы сегодня сидите за школьной партой. Учение – тоже труд и труд непростой. Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус ! Я думаю, когда вы вырастите, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но всегда помните, что любая профессия важна !

Подведение итогов. Награждение наиболее активных учеников.

  1. Яровая Л. Н.; Жиренко О. Е. Внеклассные мероприятия. 4 кл.- М.: ВАКО; 2006 г.
  2. Яровая Л. Н.; Жиренко О. Е. Внеклассные мероприятия. 3 кл.- М.: ВАКО; 2005 г.
  3. festival.1september.ru › articles/575424/
  4. zanimatika.narod.ru
  5. ped-kopilka.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

удивительный мир устного народного творчества. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы. Классный час посвящает именно пословицам.

Красив русский язык! Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного языка. Он мелодично звучит на просторах нашей Родины. Это богатый сильный, выразительный и музыкальны.

Презентация составлена на основе конспекта Дюдяевой Юлии Александровны.В презентацию включены пять разделов с различными вопросами о пословицах, относящихся к профессиям.Применен прием «Анимированная .

Данное занятие можно использовать на уроке, на классном часе.

Данное занятие можно использовать на уроке, на классном часе.

Разработка классного часа «Пословица- всем делам помощница».

Презентация к классному часу «Пословица- всем делам помощница».

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575424/
http://pandia.ru/text/80/359/23715.php
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/11/27/poslovitsa-vsem-delam-pomoshchnitsa

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector