Понятия художественный метод, литературное направление, литературное течение, литературный стиль. Отличие литературоведческого стиля от лингвистического

Понятия художественный метод, литературное направление, литературное течение, литературный стиль. Отличие литературоведческого стиля от лингвистического

Художественный метод и литературное направление

Художественный метод и литературное направление.
Проблема художественного метода связана с характеристикой литературного процесса; причем эта категория является спорной, т.к. в западной эстетике вообще не выделяется. Термин «метод» в русском литературоведении сложился в 20-ые – 30-ые г. в связи с проблемой метода познания действительности; метода философии и социологии. В литературоведении 20-30-х г. метод связывался с марксизмом, материализмом, атеизмом, т.е. имел мировоззренческое содержание. Понятие «метода» заменило более емкую, искусствоведческую категорию стиля. Термин греческого происхождения и буквально обозначает «способ какого-либо действия» (не только художественного). В искусстве методом называют наиболее общий способ эстетического отношения к действительности. Метод обозначает наиболее особенности образного преломления действительности, который устойчиво повторяется в творчестве разных писателей и образуют разные направления.
Категория метода имеет абстрактную, теоретическую природу, потому что метод формулируется как обобщение многообразных конкретных природных явлений, которые возникают в литературном процессе. Когда метод теоретически разработан, он начинает активно влиять на творчество отдельных писателей в качестве художественной модели.
Художественная Теория Кружок
практика
______________ ________
направление критика
художественной эстетичес- группа
индивидуаль- кие
ности школы
модель школа

литературные течения – более частное, более узкое деление литературного процесса, которое может ставить либо идейные, либо эстетические задачи.
Напр., в рамках реализма были разные течения: революционно –демократическое течение («Современник»), почвенническое (связано с национальным, религиозно патриархальным мировоззрением),также существовали западники и славянофилы; консервативно-охранительное течение (творчество К.Леонтьева) и т.д.
Понятие литературной школы обычно связывают с эстетическими задачами, которые формулируются в виде литературной программы, литературного манифеста. Напр., как литературная школа в рамках серебряного века оформлялся акмеизм, имажинизм, который Мандельштамп называл московской метафорической школой. Понятие «школа» обычно связано с деятельностью какого-либо крупного художника и его последователей: некрасовская школа (реально не существовала); «цех поэтов» Гумилева (реальные собрания молодых поэтов, где он учил их, как писать).
«Группа» предполагает более свободное объединение, где нет явного лидера: напр., в 20-ые г. 20в. были «Серапионовы братья», которые объединялись по принципу свободы художественного творчества, свободы фантазии.
«Кружок» связан с домашним бытованием литературных отношений предполагающее товарищеские отношения: такие кружки особенно были популярны в 20-40г. 19в., напр., кружок «Арзамас», «Зеленая лампа» – пушкинские.
В 20в. популярной формой литературных объединений были литературное артистическое кафе: «Бродячая собака» (петербургское), где собиралась театральная богема и символисты; «Домино» (московское) – футуристическое кафе; «Стойло Пегаса» – имажинистское кафе. Они проводили различные поэтические диспуты, литературные вечера, концерты, в которых могли принимать участие все желающие.

Понятия художественный метод, литературное направление, литературное течение, литературный стиль. Отличие литературоведческого стиля от лингвистического

Читая, а тем более специально изучая любое литературное произведение, мы всякий раз вольно или невольно сопоставляем его с другими произведениями литературы и с той действительностью, которая их породила. Лишь путем такого сопоставления определяется общественная ценность и поучительность творений писателя, его вклад в общую сокровищницу мировой литературы, которая существует как сложный, никогда не прекращающийся процесс.

Подход к литературному произведению как к одному из звеньев литературной цепи, в которой все звенья взаимно связаны и обусловлены друг другом, настоятельно требует усвоения таких литературоведческих понятий, как стиль, художественный метод, литературное направление, реализм, натурализм, романтизм, критический реализм, социалистический реализм.

Читать еще:  Тимати – биография, личная жизнь, доходы, последние новости, фото. Биография Тимати: личная жизнь, образование и карьера певца

Термин «стиль» происходит от древнегреческого слова stylos, что- значит «палочка». Во времена античности стилем называли заостренную палочку, которой писали на дощечке, покрытой воском. Позже стилем стали называть почерк человека, затем его индивидуальный слог (манеру письма), а еще позднее термин «стиль» вошел в науку и в быт в самых разных значениях. Говорят о стиле речи, о стиле искусства определенной эпохи, о стиле одежды, о стиле работы и т. д. Таким образом, значение слова «стиль» весьма многообразно, и, встречаясь с ним, всякий раз следует обращать внимание на то, в каком смысле оно употребляется.

В современном литературоведении термин «стиль» наиболее часто употребляется в двух значениях. Одни ученые под стилем понимают устойчивое единство всех элементов содержания и формы произведений писателя (или группы писателей), другие понятие стиля связывают только с устойчивостью формы произведений, признавая в то же время, что художественная форма произведения определяется его содержанием.

Стиль — это то, что характеризует творческую индивидуальность писателя, свидетельствует о его авторской оригинальности и неповторимости. Стиль проявляется во всех элементах творчества художника, но наиболее явственно он выступает в своеобразии элементов формы его произведений: в приемах создания и раскрытия образов и сюжета, в способах композиции, в особенностях языка. Так, для всех произведений А. С. Пушкина периода его творческой зрелости характерно правдивое отражение действительности в образах, которые отличаются исключительной художественной законченностью и благородной простотой. Всем творениям Пушкина присущи также богатство и в то же время сдержанность языка, неприязнь ко всему выспренному, фальшивому. Его повести, поэмы, драматические произведения всегда гармоничны, предельно лаконичны. Образная система великого поэта, его язык теснейшим образом связаны с традициями национальной русской культуры, с ее народными истоками. «При имени Пушкина, — писал Н. В. Гоголь, — тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка».

Не каждый писатель имеет свой индивидуальный стиль. Это — достояние только высоко одаренных художников, мастерски владеющих своим искусством. Молодые писатели, даже очень талантливые, начинают обычно со стилизации, т. е. с подражания стилю своих литературных предшественников и старших современников. Так, юный Лермонтов в поэме «Кавказский пленник» во многом повторял и содержание и форму одноименной поэмы А. С. Пушкина. Но, усвоив опыт своего учителя, М. Ю. Лермонтов для выражения нового содержания выработал собственный стиль. Главное в поэзии Лермонтова — мятежное недовольство окружавшей его действительностью, беспощадное отрицание ее и страстная мечта о гордом, свободном человеке. Все это нашло свое выражение в художественном стиле поэта, в предельной контрастности образов, рисующих низкую прозу жизни и высокую поэзию мечты, в напряженности тона, в резкости суждений. У Лермонтова, по словам Белинского, «жгучая и острая сила составляет преобладающее свойство стиха: это треск , грома, блеск молнии, взмах меча, визг пули».

Читать еще:  «Позитивное и негативное влияние массовой культуры. Массовая культура: основная характеристика

Стиль писателя зависит не только от индивидуальных особенностей его личности и таланта, но и от социальноисторических условий, в которых он живет, от уровня ‘ развития литературы его эпохи. Это особенно заметно при сопоставлении стилей писателей, отделенных друг от друга сравнительно большим промежутком времени. Достаточно, например, сравнить сатиры Антиоха Кантемира, писавшего в первой половине XVIII века, с сатирическими стихотворениями Владимира Маяковского, чтобы убедиться в огромной разнице не только содержания, но и формы произведений этих поэтов, разделенных двумя веками.

Каждая эпоха вырабатывает свои стилевые нормы, потому-то искусственными и архаичными выглядели попытки некоторых сказителей в советское время создавать фольклорные произведения о Чапаеве и других героях гражданской войны в стиле былин об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Несмотря на активную пропаганду и популяризацию подобных мертворожденных вещей со стороны ряда ученых эти стилизации не привились 8 народе, ибо их архаический стиль искажал, де^ формировал новое содержание, придавал ему нелепо-комический характер.

Читатель с высокой культурой восприятия художественной литературы получает наслаждение не только от содержания образцовых произведений словесного искусства, но и от их стиля. Особенно развито чувство стиля у пародистов. Пародия представляет собой особый вид критики в форме насмешливой стилизации пародируемого автора Пародист намеренно утрирует чужой стиль, доводит его до карикатурного преувеличения и тем самым обнаруживает слабости, присущие стилю пародируемого автора. Так, создатели Козьмы Пруткова А. К. Толстой, А. М. и В. М. Жемчужниковы в стихотворении «Мой портрет» пародируют стиль В. Бенедиктова и других эпигонов романтизма с их самовлюбленностью, презрением к «толпе», выспренной речью и т. д.:

Чей лоб мрачней туманного Казбека,

Кого власы подъяты в беспорядке; 1 Кто вопия,

zlatkevich

четверг, 23 января 2014 г.

Билет 22. Художественный метод. Понятие стиля. Значение термина «стиль». Литературное направление.

Художественный метод. Понятие стиля. Значение термина «стиль».
Литературное направление.

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – способ художественного отражения
действительности, который определяется совокупностью наиболее
общих и устойчивых черт литературного творчества, а именно:
характером отбора явлений действительности, средствами
художественной изобразительности, наиболее общей оценкой
изображаемого и соотнесенностью эстетического идеала с
закономерностями развития действительности. Литература знает
несколько Х.М., напр., романтизм, реализм, социалистического
реализм (реализм с социалистическими идеями) и др.
Стиль – эстетическое единство всех элементов художественной
формы, обладающее оригинальностью и выражающее
содержательность.
С одной стороны, стилю противопоставляется бесстильность –
эстетическая невыразительность художественной формы.
С другой стороны, стилю можно противопоставить эпигонскую
стилизацию (отрицательную эстетическое значение, простое
повторение уже найденных художественных эффектов).
Стиль является свойством художественной формы. Целостность
стиля прослеживается в системе стилевых доминант (качественных
характеристик стиля, в котором отражается художественное
своеобразие):
В области сюжетного мира:
1. Сюжетность (описательность).
2. Фантастика (жизнеподобие).
В области художественной речи:
1. Монологизм (разноречие).Монологизм – единая речевая манера
для всех персонажей с речевой манерой общения. Разноречие –
реальный речевой мир становится объектом изображения. 2. Номинативность и риторичность. – мера использования средств
языковой изобразительности. Риторичность – косвенное или
описательное обозначение предметов.
3.Стих (проза) – степень упорядоченности художественной речи.
В области композиции:
1. Простая – композиция, предполагающая доминантный сюжет,
одна точка зрения.
2. Сложная – свободный сюжет, несколько точек зрения.
Носители языка:
1) эмоционально-интонационные особенности речи.
2) эмоционально-интонационные особенности ритмо-
мелодической организации.
3) Голоса субъектов речи.
4) Особенности пространственно-временной организации (в тех
случаях, когда становится ощутимой выразительность самой
постройки).
Категории стиля:
1) изобразительность и выразительность.
2) общее и единичное.
3) условное и жизнеподобное.
4) простота и сложность.
5) строгость и свобода формы.
Стиль – единство признаков; эти признаки лежат на поверхности –
единство конструктивных элементов художественной формы.
Стиль можно распознать из субъектной организации произведения.
Художественный метод – набор исторических типов композиций и
способы их разрешения.
Литературное направление – единство художественного метода и
художественного стиля. Литературное направление – совокупность основных особенностей
литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде
исторического развития литературы; принципы, которыми
руководствуется писатель, обобщая в художественных образах
явления жизни (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
натурализм, модернизм).
Характер художественной композиции:
– простой (объединение частей и элементов произведения в одно
целое, которое выражается естественным способом: сюжет –
прямая хронологическая последовательность в области
повествования – один тип повествования, образование хронотопа –
времени и места.
– сложный (эстетический эффект, который как смена
повествовательных типов в «Герой нашего времени», система
пересечения разных сюжетных линий в «…», разнородная
пространственно-временная организация как в «Мастер и
Маргарита»).
Литературное направление:
выделение 3 стадий в историческом развитии литературы:
1) Синкретическая (мифологическая).
2) Риторическая ( традиционалистическая).
3) Индивидуально авторская.
Классицизм – о его появлении свидетельствами определенные
тенденции в самой литературе, стремление познать их
теоретически в произведениях, появившихся с 16 века по 18 век,
значительным манифестом Буало «Поэтическое искусство».
Сентиментализм – чувствительность, связано с трактовкой
человеческой личности как отзывчивой, способной к состраданию,
в истоках просматриваются идеи Просвещения и их своеобразная
трактовка во 2 половине 18 – начале 19 века. Романтизм – первая треть 19 века – разочарование в идеях
Просвещения; внимание к личности как духовному существу, с
суеверным миром. Белинский: романтический тип уманостроения,
проявляющийся в порыве к лучшему. Коренная почва
существования романтизма – сердце и душа.
Реализм – вторая половина 19 века – понимание и изображение
характера героя как порождение определенных социально-
исторических обстоятельств национальной жизни. Сущность –
реалистический метод, объединяющий произведения самых
разных по мировоззрению писателей.
Поспелов: «Реализм произведения в том, что писатель заставляет
своих героев действовать в соответствии с особенностями их
сознательного характера, создаваемого общественными
отношениями стран и эпох».
Волков: «Реализм непосредственно унаследовал открытую
романтизмом самоценность личности, но без абсолютизации,
поставив личность в качественно иное отношение с окружающими
ее жизненными обстоятельствами».
Символизм – конец 19 – начало 20 века – три главных компонента:
мистическое содержание, символы и расширение художественной
впечатлительности.
Модернизм – начало 20 века – научное направление философско-…
движения, родившиеся из разочарований в возможностях науки,
разума, стремления к возрождению).
Постмодернизм – восприятие мира как хаоса, лишенного
причинно-следственных связей и ценностных ориентиров,
изображение бессознательного, случайного в поведении героев,
утверждение простоты.

Читать еще:  Сочинение-Рассуждение на тему: "Подвиг". Способен ли обыкновенный человек на подвиг? Что такое подвиг? (6 фото)

Источники:

http://www.proza.ru/2011/05/07/1427
http://www.winstein.org/publ/25-1-0-3972
http://zlatazhovtovskaya.blogspot.com/2014/01/22.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии