Понятие о спортивной этике. Контрольная что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека Но и спортивными и культурными

Понятие о спортивной этике. Контрольная что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека Но и спортивными и культурными

Понятие о спортивной этике. Контрольная что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека Но и спортивными и культурными

Физическая культура имеет предназначением развитие и укрепление организма, его защитных функций. Занимаясь спортом, человек способен противостоять многим негативным факторам. Упражнения и тренировки неразрывно связаны с организацией правильного питания. В результате иммунитет укрепляется, как и сопротивляемость организма.

Значение физической активности в жизни человека

Появление технических устройств: смартфонов, компьютеров значительно повлияло на нашу современность. Стало проще организовывать свой труд. Хотя многие обратили внимание на то, что физическая активность при этом снижается. Если допустить подобную ситуацию, ослабнут функции организма, мышцы и скелет. По-другому будут работать органы. Далеко не всегда подобные изменения улучшают самочувствие и состояние, делают то, в чем обычно проявляется физическое здоровье.

Минимум движений снижают выносливость мышц, сердца, сосудов, провоцирует перебои в функционировании системы дыхания. В дальнейшем такое положение вещей становится благоприятной почвой для развития болезней. Значение физических упражнений для здоровья человека — в устранении неблагоприятных аспектов образа жизни с малой подвижностью. Спорт — это компенсация недостатка активности.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа жизни

Физическая активность и здоровье — весьма связанные одно с другим понятия. Спорт распространяется в массы, много делается для его популярности. Чтобы у общественности сложилось к нему позитивное отношение, учебные заведения бесплатно выдают абонементы в бассейны и тренировочные залы, подчеркивая важное влияние физических упражнений на здоровье человека. Факторы физического здоровья подробно описаны в этой статье.

Число людей, пренебрегающих спортивными занятиями все еще велико, невзирая на подобные меры популяризации. Физическая активность и здоровье — важные сферы жизни, каждая из которых зачастую невозможна без другой. Главное при занятиях спортом — соблюдение чувства меры, чтобы не быть подверженным перегрузкам. Нужно иметь в виду фактор травматизма, который может при этом иметь место. Важно ни в коем случае не пренебрегать безопасностью при тренировках.

Онлайн курс «Современное тело за 15 минут в день» предлагает вписать ваше физическое самосовершенствование в современный темп жизни. Такой курс предполагает независимость от наличия спортивных залов, спортивного оборудования, неизбежных материальных трат и хронической нехватки времени.

Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов

Если говорить о том, как физическая активность влияет на здоровье молодого и развивающегося организма, можно привести в пример статистику. 70% часто болеющих школьников отстранены от спорта. Организм становится уязвимым, поэтому у молодых начали диагностировать болезни, ранее наблюдающиеся лишь со старением.

Студенчество должно совмещать умственную и двигательную активность, оптимизируя процессы. ВУЗами предоставляются программы по физическому воспитанию. В то же время полезно проводить закаливание организма, как средство укрепления здоровья. А именно, проводить занятия на свежем воздухе или природе в любой сезон. В чем реализовать себя молодым людям? Выбор вида спорта зависит от предпочтений. Бег как средство укрепления здоровья — самый доступный и распространенный вид спорта. Иногда требуется содействие врача-консультанта, который поможет корректировать нарушения, проведет ориентацию по целевой направленности.

В чем бы не реализовывалась активность, она должна совершенствовать молодую нервную систему, навыки движения. Влияние физической культуры, оказываемое на здоровье человека, проявляется в улучшении функций органов. Важно формирование стройной осанки. По всем этим параметрам показатели здоровья студентов требуют их собственных усилий. А не только физкультурных занятий, предлагаемых в рамках учебного процесса. Например: плавание как средство укрепления здоровья и закаливание организма как средство укрепления здоровья,

Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников

Перед дошкольными учреждениями и родителями стоит задача по прививанию навыков укрепления здоровья путем физической активности. Специалисты делают это с помощью утренней гимнастики. Она усиливает физические процессы, тренирует дыхание, функции кровообращения, сердечные ритмы. Уровень подвижности нервных процессов также повышается. Упражнения улучшают работу мышц и формируют потребность у детей реализовывать двигательную активность. Значение гимнастики — содействие переходу к интенсивной деятельности. А также разностороннее влияние на мышцы и системы.

Базовые упражнения

Правила самостоятельных занятий или тренировок в секциях предусматривает предварительным этапом разминку. Следующим этапом идет основная тренировка силы либо комплекса мышц. Заканчивают физкультурное занятие расслабляющими упражнениями.

Разминка

Сначала требуется разогрев и подготовка к увеличению нагрузок. Несколько простых упражнений активизируют функцию дыхания и сердца, что доставит к мышцам больше кислорода. Связки и сухожилия настраиваются на тренировку, увеличивая эластичность. Предварительный разогрев (разминку) принято начинать с шестиминутного бега. После этого делают по 3 или 4 разных упражнения для конечностей и туловища.

Развитие силы

На самостоятельных занятиях обычно развивают силу. Применяют гантели или амортизирующие тренажеры, где приходится преодолевать вес или сопротивление. Дозировать тяжесть следует с учетом особенностей своего организма. А именно, нагрузка должна быть равна возможности проделать упражнение около 8 раз. Перегрузки запрещены.

При подборе движений нужно заставлять работать все группы мышц последовательно:

Правильно будет давать симметричным мышцам одинаковую нагрузку.

Упражнения на расслабление

После силовых тренировок необходимо расслабить мышцы. Существуют специальные упражнения, быстро восстанавливающие их работоспособность. Подобные движения можно делать и с целью снижения стресса, что напрямую не связано с силовыми тренировками. Сами по себе они, к примеру, представляют собой медленное дыхание: вдохи и выдохи. Затем применяют расслабление и напряжение мышц ног, рук, шеи, пресса. Подобную гимнастику проводят стоя, сидя или лежа на ковре.

Комплексные упражнения

Есть также ряд упражнений с комплексным эффектом, развивающих одновременно силу и быстроту. Скорость движения можно тренировать в предельно возможном темпе. К примеру, делать пробежки с большой скоростью на дистанции 30 или 60 метров. Либо прыжки на одной ноге и двух, а также через скакалку, в длину.

Начальное упражнение не должно проводиться в максимуме темпа. Лучше увеличить амплитуду, а скорость снизить. На примере бега, развивающего выносливость, различают медленный его вид — трусцой, проводящийся до 6 минут. Далее смотрят на пульс. Если его значение от 110 до 130 ударов в минуту, тренироваться продолжают.

Влияние физических упражнений на разные органы человека

Роль физической культуры в сохранении здоровья исследована по отношению к всем органам и функциям. Рассмотрим конкретно их зависимость от спорта, его положительного влияния.

1. Опорно-двигательный аппарат укрепляется систематическими тренировками. Приносят наибольшую пользу пробежки, плаванье, занятия в спортивном зале. Кости приобретают стойкость к нагрузкам. Уменьшается риск заболеваний:

Скидка до 15% на бренды недели

Обмен веществ в организме человека

Влияние физической культуры на метаболизм доказано наукой. У человека, который систематически тренируется, содержание сахара и иных веществ в крови регулируется. Развивая группы мышц в комплексе, человек усиливает обменные процессы. Поглощение кислорода происходит более интенсивно, как и снабжение им тканей.

Простые и доступные виды физической активности

Физическая культура в обеспечении здоровья является важным фактором. Активность помогает человеку сохранять красоту и молодость при регулярных занятиях. В пример можно привести плаванье, как средство укрепления здоровья, или легкую атлетику. Весьма много разновидностей спортивных дисциплин и упражнений, улучшающих деятельность организма.

  • Поддерживают жизненный тонус, позитивно отражаются на эмоциях.
  • Предназначены укреплять иммунитет.
  • Улучшают работу сердца, нормализуют давление, кровообращение.
  • Содействуют выводу токсинов, улучшению работоспособности.
  • Люди справляются с бессонницей.
Читать еще:  Книжные жанры. Что такое жанры в литературе, стили и направления в творчестве русских писателей и поэтов? Три основных рода

Умеренные нагрузки не противоречат объединению таких сфер, как физическая культура и здоровье. Установлено, что тренировки или упражнения полезны всем возрастным группам. Мышцы приобретают объем и эластичность. У людей появляется уверенность в себе. Рассмотрим, какие физические упражнения приносят наибольшую эффективность и пользу.

Упражнения для мышечных групп — аэробика

С большой пользой развиваются в комплексе группы мышц при занятиях аэробикой. Физическая культура и здоровье при этом совмещаются, как понятия, в единое целое. Такие тренировки сопровождаются усилением метаболизма. Ткани и органы активно снабжаются кислородом. К аэробным тренировкам можно отнести следующие виды активности.

  • Ритмическая гимнастика.
  • Аэробные танцы.
  • Легкоатлетические занятия.
  • Ходьба.
  • Плавание, как средство укрепление здоровья.
  • Велосипед.
  • Лыжи.

Это наиболее популярные типы подобной физической активности. Но на этом ограничиваться не следует. Виды спорта можно менять по сезонам и увлечениям. Но интенсивность, длительность должны происходить в аэробном режиме. Улучшается функция дыхания, сердечные ритмы, самочувствие, гормональный фон. С тренировками неразрывно связано правильное здоровое питание.

Как не допустить осложнений при нагрузке?

Влияние физической активности на здоровье человека может нести и отрицательный результат при неграмотном подходе. Избежать проблем, которые вызывают опасение при повышении нагрузок, можно, если заниматься при врачебном контроле. Начинать рекомендуется с посещения специалиста. На консультации выясняется, нет ли противопоказаний. Польза физических упражнений для здоровья будет получена, если предварительно изучить анамнез, жалобы пациента. Подбор вида спорта или комплекса упражнений возможен после обследования, анализов, получения результатов кардиограммы. А также это флюорография УЗИ, рекомендации узких специалистов.

Допустимый уровень нагрузки

Врач может дать рекомендацию по вопросам: в чем именно себя реализовывать и какую выбрать интенсивность, чтобы принести пользу здоровью. Последний параметр должен исходить из расчета ритма сокращений сердца. Будет выбран оптимальный параметр. Так максимальная частота пульса берется по формуле: 220 — возраст человека. К примеру, если имеется умеренная гипертония, то нагрузку увеличивают с 55% до 70. И лишь через год повышают до 85% от максимально допустимой нормы.

Как физическая культура и занятие спортом влияет на здоровье человека? Его наличие — потребность людей, предопределяющая способность к деятельности и развитию личности. Оно тесно связано с двигательной активностью, как биологической функцией.

Спортивная этика: понятие и основные принципы

Стать лучшим в любимом деле – здоровое желание каждого человека. Быть хорошим работником или хорошим родителем. Самый наглядный пример соревновательного поведения иллюстрирует спорт. Спортсменам, как никому другому, близка жажда обладания призовым местом. Но как же держать себя в руках и не поддаваться эмоциям в порыве страстного желания стать первым? Для этого существует спортивная этика. Она создана, чтобы ограничить возможность применения нечестных способов получения победы. Эта сторона спорта относится также и к нравственным качествам спортсменов. Победа, полученная обманным путем, не приносит гордости и радости. Спортивная этика регулирует понятия честности и справедливости в жизни спортсмена. Она регламентирует правила поведения и моральные принципы в спортивной деятельности.

Этика спортсмена в общественном сознании

Подразумевает честность во всех отношениях. Спортивная этика в этом контексте понимается обычным человеком как искренность, стремление к принципиальности и правдивости. Соблюдение правил, дисциплинированность, культура, способность собраться в стрессовой ситуации. Уважение к сопернику является наглядным примером соблюдения спортивной этики. Невозможность бросить спортивное выступление, отвернуться и уйти, если нет уверенности в собственных силах – это то, чему она учит. Спортивное поведение – важный воспитательный инструмент в руках педагогов. Повышает в учениках сознательность, воспитывает моральные принципы. Патриотизм, ответственность и дружба также стимулируют нравственное развитие в подростковом возрасте.

Наука спортивная этика

Специфический раздел общей этики. Рассматриваются все этапы тренировочного процесса, соревнований. Подробно разбираются взаимоотношения внутри спортивной группы, с соперниками и тренерами. Предметом изучения являются нравственные аспекты в спортивных условиях, психологические проблемы морального характера, возникающие на пути спортсменов, нормы спортивной этики. На чем же строится мораль в профессиональном спорте? Как спортивная этика относится к нравственным ценностям?

Моральное сознание

Это сформированное понятие о принципах, на которых основывается поведение спортсмена. Накопленный опыт, убеждения, этические взгляды. Искренние чувства основывают заложение нравственных принципов и моральные качества спортсмена как профессионала своего дела. С получением опыта и формированием нравственных убеждений в спортивной деятельности создается ценностная ориентация. Она направляет спортивную деятельность личности в моральном выборе, объединяет мышление и действия. Нравственные ценности спортсменов формируют личность как в деятельности, относящейся к физической культуре, так и в общественной жизни. Определяются правила поведения, взаимоотношений. Спортсмены формируют собственные моральные ценности и применяют их в жизни, наблюдая за реакцией окружающих.

Нравственные отношения

В спортивной деятельности имеют специфические особенности. Формирование нравственных отношений происходит не только в контактах ученик-тренер или болельщик-спортсмен. Понятие спортивной этики, как межличностных отношений, распространяется на государственном и межнациональном уровне, между командами-соперниками и спортивными обществами.

Нравственная деятельность

Поступки, действия которых направлены на качественное улучшение моральных норм в спорте. В общественном сознании этические принципы и нравственные ценности образуются благодаря упорному труду, самодисциплине, стремлением к идеалу. В спортивной деятельности специфика выражается в способности преодоления, победе над собой, уверенности в собственных силах и умении собраться в нужный момент.

Экскурс в историю

С первыми упоминаниями профессиональных спортсменов в истории Древнего Египта (II век до н. э.) отмечено появление школ, где проходило обучение езде верхом, стрельбе из лука, борьбе. Активное развитие спорта, как специальности, началось с открытия Олимпийских игр, продолжилось в Древнем Риме. В Средневековье случился упадок спортивной деятельности, и следующий расцвет начался в XVIII веке на территории США и Великобритании. Позднее появилось финансовое поощрение спортсменов, открылись ставки на спорт. Постепенно спорт стал социализироваться и разделился на любительский (им занимались аристократы, не пуская физически сильных конкурентов-рабочих в свой круг) и профессиональный (состоящий из простых людей, зарабатывающих на этом деньги). В XX веке спортивные соревнования вышли на коммерческий уровень. Профессиональные спортсмены стали получать большие гонорары, зрители-болельщики стали следить за состязаниями и активно продвигать этот вид культурного досуга. В результате коммерческий успех затмил спортивные идеалы. Для регуляции спортивной деятельности и возврату к спортивным этическим нормам, к сути состязаний, создано несколько спортивных организаций. Они призваны следить за надлежащим исполнением спортивных моральных норм как со стороны участников состязаний, так и тренеров, и болельщиков.

Общие принципы

С современной коммерциализацией спорта, правила спортивного поведения поменялись, относительно исходного содержания:

• Между участниками спортивных соревнований запрещен обман, за исключением секретов, связанных с методикой тренировок, фармакологией или применением технологий.

• От спортсменов требуется достойное поведение, публичная демонстрация дружественности и патриотизма.

• Солидарность в отношении коллег по спорту, невзирая на принадлежность к команде и государству. Защита интересов коллег.

• Нельзя использовать спортивные достижения или принадлежность к какой-либо команде во вред, с целью негуманной или преступной.

Спортивное поведение

Отличается специфичностью как в периоды состязаний, так и в жизни. Профессия откладывает отпечаток на все стороны деятельности личности. Чем же отличается поведение профессионального спортсмена?

1. Отношение к сопернику уважительное.

2. Четкое следование правилам состязания, полное принятие решений судьи.

3. Отсутствие искусственной стимуляции организма (запрет на допинг).

Читать еще:  Как начисляется пособие по сокращению штатов. Выходное пособие при увольнении по сокращению штатов

4. Понимание, что шансы равны у всех, кто находится на старте.

5. Сдержанность в поступках, действиях и словах. Принятие любого результата завершения соревнования.

Спортивные ритуалы создают особую атмосферу в процессе состязаний. К ним относятся: одинаковая форма одежды внутри команды, приветствие соперников и поздравление с началом соревнования. Образцы спортивного поведения встречаются все реже. Например:

• Боксер перестает вести бой, если видит, что соперник не способен себя защитить.

• Велосипедист в процессе гонки останавливается, чтобы помочь встать упавшему сопернику.

• Теннисист обращает внимание судьи на мяч внутри линии, который прислал ему соперник.

В истории спорта есть немало примеров поистине поразительных личностей, известных спортсменов, которые являются эталонами спортивной этики и нравственности. Так, бобслеист Эудженио Монти несколько раз проигрывал Олимпиаду. Он останавливал свои сани и помогал соперникам в починке поломок. В результате получил медаль Пьера де Кубертена за спортивное поведение. Или в 2012 году кенийский бегун, который шел первым, раньше времени остановился. Он не увидел, что до окончания дистанции осталось еще 10 метров, и радовался победе. Испанец, который шел вторым, поравнявшись с ним, обратил его внимание на финишную черту, хотя сам мог завершить состязание первым. Для него важнее было сохранить достоинство.

Fair Play

Эта организация была создана в 1963 году. Буквально название переводится как «честная победа». Призвана формировать спортивное поведение и следить за сохранением принципов игры. Ежегодно личности, которые становятся примером для остальных спортсменов, награждаются медалями имени барона Кубертена. Организация выступает за чистую игру и возносит моральные принципы выше жажды наживы и тщеславия.

Кодекс Fair Play

В первую очередь догмы Кодекса рассчитаны на воспитание моральных принципов спортивной этики в подрастающем поколении. Подростков и маленьких спортсменов учат противостоять давлению общества, не поддаваться на провокации. Организация поддерживает воспитание в дружбе, патриотизме, уважении к окружающим. Согласно концепции Fair Play спорт – это инструмент, формирующий мировоззрение, способствующий становлению внутреннего «я». Он несет людям здоровье, удовольствие и не допускает внутри себя насилие и применение искусственных стимуляций.

1. Играйте честно.

2. Играйте, чтобы победить, но принимайте поражение с достоинством.

3. Соблюдайте правила игры.

4. Уважайте соперников, товарищей по команде, судей, руководителей и зрителей.

5. Поддерживайте интересы футбола.

6. Почитайте тех, кто защищает добрую репутацию футбола.

7. Откажитесь от коррупции, наркотиков, расизма, жестокости, денежного азарта и других опасных для футбола вещей.

8. Помогайте другим противостоять порочному давлению.

9. Разоблачайте тех, кто пытается дискредитировать наш футбол.

10. Используйте футбол, чтобы сделать наш мир лучше.

В заключение

В России Fair Play была создана в 1992 году. Ответственность за соблюдение принципов организации несет Правительство (отвечает за привлечение общественности к спорту), спортивные организации и спортсмены лично (как тренеры, так и ученики). Само название Fair Play стало именем нарицательным. Оно несет философию спортивной этики в профессиональный спорт, не имеет аналогов и альтернатив. Правила поведения в профессиональном спорте закладываются в первую очередь в головы молодых спортсменов. Приучают преодолевать трудности тренировочного процесса, работе в команде, учат соблюдать вертикаль власти, подчиняться дисциплине. И, конечно, самостоятельно принимать решения в процессе соревнований и во время тренировок.

Положительные моральные качества привносит спорт и в обычную жизнь рядовых граждан. Кроме физического совершенствования тела и укрепления здоровья, многие переносят в жизнь нравственные ценности профессиональных спортсменов. Люди используют принципы спортивной этики ежедневно, сами того не замечая. Помощь коллегам по работе, стремление стать лучшим в увлечениях. Этика учит преодолевать себя, идти вперед несмотря ни на что. В детской психологии занятия спортивное воспитание несет ключевое значение в формировании характера, нравственности и рекомендуются с раннего возраста.

Понятие о спортивной этике. Контрольная что понимается под физической культурой, влияние физической культуры и спорта на человека Но и спортивными и культурными

Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности – целями, и способами их достижения. В достижение результатов в физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности одним из важнейших компонентов структуры потенциальной ценности личности спортсмена приобретают психофизиологические качества и эмоциональная сфера. Спорт и физическая культура в целом – средства формирования личностных особенностей занимающихся. Они помогают сосредоточиться на достижение поставленных целей, формируют потребность в здоровом образе жизни, повышают работоспособность.

Новая стратегия в образовании, направленная на здоровье и развитие личности, включает разработку комплекса мер, обеспечивающих усвоение знаний и приемов, укрепляющих здоровье различных возрастных групп населения, осуществляющих воспитание у них ответственного отношения к окружающей среде и человеку, постоянный контроль за состоянием физического и психического здоровья организма, реализующих учебные курсы по валеологическому и экологическому воспитанию и образованию, а также программы физического воспитания и восстановления здоровья, формирования индивидуального стиля здорового образа жизни. Элементами воспитательного и образовательного характера системы формирования индивидуального стиля здорового образа жизни являются: физическое воспитание, экологическое воспитание и образование, основы безопасной жизнедеятельности, валеологическое воспитание и образование [4].

Рассмотрим теоретические положения этой системы. На наш взгляд, прямой путь к здоровью должен начинаться с диагностики здоровья, его количества и качества, что, во-первых, способствует выявлению структуры здоровья различных групп людей, а во-вторых, делает реальной диспансеризацию, которой должны подвергаться лишь люди с подозрением на наличие патологии. Для осуществления прямого пути нужны соответствующие средства, а также стратегия и тактика их практического использования. Теория индивидуального стиля здорового образа жизни включает в себя классификацию факторов здоровья по А.Г. Апанасенко: 1) воспроизводство здоровья (состояние генофонда, репродуктивной функции родителей, условия протекания беременности и состояние родовспомогательной службы, наличие правовых актов, охраняющих генофонд); 2) условия формирования здоровья (образ жизни, уровень производства и производительности труда, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей, общеобразовательный уровень, особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки, состояние окружающей среды); 3) потребление здоровья (социальная активность индивидуума, его функциональные резервы); 4) восстановление здоровья (рекреация, лечение, реабилитация) [12].

В соответствии с вышерассмотренными принципами формирования и сохранения здоровья необходимо на «входе» студента в ВУЗ рассматривать два уровня, отражающих индивидуально-типологические особенности учащейся молодежи – «личность» (социально-педагогические показатели, отражающие сознания индивида – черты характера, мотивацию, ценностные ориентации, самооценку, опыт, культуру, способность личности выбирать профессию с использованием образов-регуляторов, социологические характеристики; параметры, отражающие психологические особенности личности – память, внимание, уровень нейротизма и тревожности, коммуникабельность, интеллект и «организм» (показатели функционального резерва, функционального состояния, физического развития и здоровья, свойства высшей нервной деятельности (ВНД), нейродинамические характеристики, работоспособность головного мозга, уровень функциональной подвижности, силы и уравновешенности нервных процессов). На «выходе» важно определить уровень психосоматического здоровья через энергетические резервы организма будущего выпускника.

При этом необходимо учитывать основные принципы формирования индивидуального стиля здорового образа жизни: системность – система формирования здорового образа жизни – целостный объект; единство и синхронизация общего и валеоэкологического образования и физического воспитания; гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности; повторяемость моделей и образов по горизонтали (обеспечивается синхронным преподаванием различных предметов) и по вертикали (наращивание детализации моделей по этапам обучения); связь полученных знаний с усвоением навыков и приемов; непрерывность взаимодействия обучаемого с познаваемым объектом [1].

Здоровый образа жизни можно сформировать средствами физической культуры и спорта. Основным специфическим средством физической культуры являются физические упражнения [21], которые влияют на психо-соматическое здоровье индивидуума.

Читать еще:  Николай Васильевич Гоголь: список произведений, описание и рецензии. Творческий и жизненный путь гоголя николая васильевича

При этом личностные особенности занимающихся студентов различными видами деятельности и видами спорта обусловлены спецификой деятельности. Выявление таких особенностей позволяет сложить определенный психологический профиль категорий спортсменов и учитывать его при отборе в тот или иной вид спорта. Более того, особенности мотивационной сферы спортсменов также определяются особенностями личности [2, 11, 14, 15, 16]. Физическая нагрузка служит мощным адаптогенным фактором, который запускает целый ряд регуляторных механизмов в системах вегетативного обеспечения работы организма, и психики человека [20]. Когда физическая подготовка спортсменов находится на максимальном уровне, решающим фактором для достижения высоких спортивных результатов становится психологическая готовность [18].

Содержание психологической готовности включает в себя определенную систему требований, которые предъявляются индивиду в учебном, тренировочном процессе и имеет многокомпонентную структуру. В число компонентов психологической готовности входит интеллектуальный компонент, обеспечивающий понимание своего вида спорта. Личностные качества интеллектуального компонента способствуют овладению техникой и тактикой избранной спортивной деятельности. Модельными характеристиками компонента являются: психомоторика, специализированные восприятия, оперативная память, внимание, мышление.

В физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на определенном этапе учебного или тренировочного процесса память несет свою смысловую нагрузку. На этапе ознакомления с новым тактическим действием, различными комбинациями элементами ведущую роль приобретают зрительная память в сочетании со слуховой и словесно-логической. На этапе разучивания – двигательная, тактильная, вестибулярная, позволяющая правильно воспроизвести разучиваемое упражнение. Особое место отводится эмоциональной памяти, фиксирующую эмоциональные переживания. Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения [9]. Следующим психофизиологическом качеством выступает зрительная память, являясь одним из показателей для оценки свойств психических и процессов, т.е. связан с процессом учебной деятельности.

Для объективной оценки степени напряжения организма и его адаптационных резервов можно использовать следующие маркеры адаптации: эмоциональное возбуждение, изменение направленности сознания, внимание, память, уровень тревожности [13, 17].

Исследование устойчивости и надежности деятельности спортсмена в разнообразных условиях, с которыми приходится сталкиваться, включая изучение индивидуальных путей реагирования спортсмена на психическое напряжение. Особенности адаптации к большим физическим нагрузкам и социальным условиям выступают наиболее ярко при возникновении особо сложных, особо напряженных и неожиданно появляющихся новых условий. Понимание причин и следствия функциональных изменений в связи с процессом адаптации сейчас немыслимо без исследований закономерностей психологического стресса, характеризующегося приспособительным напряжением всех систем организма [3].

Современное развитие спортивной деятельности характеризуется максимальным напряжением участвующих в этой деятельности систем и процессов организма спортсменов [22].

Сущностью ответственного соревнования особенно при участии в нем равных по силам конкурентов, а значит, – и сущностью всей подготовки к участию спортсмена в таком соревновании, является достижение верхнего предела индивидуальной нормы напряжения. Но необходимо учитывать, что границы нормы неопределенны, способы оценки границ нормы пока несовершенны, напряжение волевых качеств спортсмена приводит к тому, что игнорируются сигналы, предупреждающие о приближении к пределу. Условия деятельности спортсменов в настоящее время включают необходимость пока еще интуитивного балансирования на грани между оптимальным состоянием функции и начальной степенью ее расстройств [19].

Организм спортсмена стремится сохранить постоянство (гомеостазис) совей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем [8]. Когда возникают новые условия, происходит через цепь различных преобразований перестройка, направленная на восстановление прежнего равновесия. Новые условия существования могут определяться не одними только физическими раздражителями, но и психологическими причинами, в частности – особенностями мотивации. Создавая через экспериментальную ситуацию различные эмоциональные состояния успеха или неуспеха ведет к образованию напряженности и влияет на все последующее поведение спортсмена [6].

По шкале тревоги Спилбергера существует тревожность ситуативная и как эмоциональная сторона состояния бывает полезной, стимулируя спортивную деятельность и являющаяся личностной отражающей особенность индивида. Если состояние ситуативной тревожности затягивается и происходит рассогласование с требованиями, с результатами спортивных достижений, предъявляемых к учащемуся, сопровождаясь при этом негативным подкреплением, то она перерастает в устойчивую, что влечет за собой торможение соответствующей формы деятельности или ее нарушение.

Длительный стресс психоэмоциональной сферы активизирует регуляторные механизмы, которые мобилизуют адаптационные возможности организма, происходит чрезмерная стимуляция одних защитных подсистем организма и подавление активности других. Эмоциональная реакция, проявляющаяся в форме нейро-вегетативно-эндокринных изменений, является связующим звеном между двух сфер: психологической и соматической и при продолжительном психоэмоциональном напряжении имеет тенденцию к соматизации.

Давая комплексную оценку состояния здоровья лиц, подверженных воздействию факторов окружающей среды, следует особое внимание уделять уровню психологической адаптации, поскольку снижение последней приводит к нарушению эмоциональной, волевой и интеллектуальной регуляции, а затем в целом к срывам нервной деятельности при условии психического и физического напряжения.

Для объективной оценки степени напряжения организма и его адаптационных резервов можно использовать маркеры адаптации: тест максимального потребления кислорода (МПК/кг), индивидуальной минуты (ИМ), частота сердечных сокращений, величина артериального давления и адаптационного потенциала (АП), уровень тревожности, невротизации и психопатизации [17].

Цель. Исследование влияния физической культуры и спорта на личностные особенности студентов (уровень эмоциональной тревожности память, внимание) и проведение их сравнительного анализа у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом.

Работа выполнена на кафедре физиологии Карагандинского Государственного Медицинского Университета, базы спортивной футбольной школы «Тулпар», колледжа «ЦКУ МГТИ-ЛИНГВА», на факультете физической культуры Костромского Государственного Университета в течение 2010-2014 годов.

В исследовании приняли участие 105 студентов. Из них 70 – студенты-спортсмены, возраст 17-20 лет, занимающиеся различными видами спорта и контрольная группа – не занимающиеся активно физической культурой и спортом (45 человек).

Материалы и методы исследования

Методы исследования включали в себя:

1. Методики «Зрительная память», «Слуховая память» и «Моторно-слуховая память».

2. Метод определения уровня тревожности Дж. Тейлора, состоящий из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». При исследовании были использованы методики в адаптации Т.А. Немчинова и В.Г. Норакидзе. Анализ результатов осуществлялся по следующей шкале: 40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25 – 40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15 – 25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровню; 5 – 15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровню; 0 – 5 баллов – о низком уровне тревоги.

3. Уровень и динамику умственной работоспособности, сопротивляемость организма утомлению определяли с помощью методики дозирования работы во времени (1 мин) по буквенным корректурным таблицам В.Я. Анфимова. Результаты пробы оценивались по количеству ошибок (пропущенных, неправильно отмеченных букв); по количеству просмотренных и найденных букв. Оценку результатов проводили по показателю интенсивности внимания (ИВ), который представлял собой выраженное в % отношение количество просмотренных букв (КБ) к их общему числу (КИ) – общее число – 1200.

4. Полученные данные исследования обрабатывали общепринятыми методами с определением математического ожидания, среднеквадратического отклонения, ошибки средней и достоверности различия (по Стьюденту). Достоверными считались сдвиги при р

Источники:

http://myself-development.ru/vliyanie-fizkultury-na-zhizn-i-zdorove-cheloveka/
http://fb.ru/article/449506/sportivnaya-etika-ponyatie-i-osnovnyie-printsipyi
http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9777

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии