3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие комедия в литературе. Комедия в литературе — это многовариантная разновидность драматургии

Комедия в литературе — это многовариантная разновидность драматургии

Обобщенно драмой называют произведения, которые предназначены для постановки на сцене. От повествовательных они отличаются тем, что присутствие автора практически не ощущается и построены они на диалоге.

Жанры литературы по содержанию

Любое художественное произведение представляет собой исторически сложившийся и развившийся тип. Называется он жанром (от французского genre – род, вид). По отношению к различным видам литературы можно назвать четыре основных: лирический и лироэпический, а также эпический и драматический.

  • К первому, как правило, относятся стихотворные произведения так называемых малых форм: стихи, элегии, сонеты, песни и т.д.
  • Лироэпический жанр включает баллады и поэмы, т.е. большие формы.
  • Повествовательные образцы (начиная с очерка и заканчивая романом) являются примером эпических произведений.
  • Драматический жанр представлен трагедией, драмой и комедией.

Комедия в русской литературе, да и не только в русской, достаточно активно разрабатывалась уже в XVIII веке. Правда, она считалась более низкого происхождения по сравнению с эпосом и трагедией.

Комедия как литературный жанр

Произведение этого плана является видом драмы, где какие-то характеры или ситуации представлены в смешной или гротескной форме. Как правило, в нем с помощью смеха, юмора, нередко сатиры что-либо обличается, будь то людские пороки или какие-то неприглядные стороны жизни.

Комедия в литературе – это противопоставление трагедии, в центре которой непременно выстроен неразрешимый конфликт. А ее благородный и возвышенный герой должен сделать роковой выбор, иногда ценой жизни. В комедии же все наоборот: персонаж ее нелеп и смешон, и ситуации, в которые он попадает, тоже не менее нелепы. Это разграничение возникло еще в античности.

Позже, в эпоху классицизма, оно сохранилось. Герои изображались по нравственному принципу царями и мещанами. Но тем не менее такую цель – просвещать, высмеивая недостатки, — ставила перед собой комедия в литературе. Определение ее основных признаков было дано еще Аристотелем. Он исходил из того, что люди бывают или плохие, или хорошие, отличаются друг от друга или пороком, или добродетелью, потому худших должно изображать в комедии. А трагедия призвана показывать таких, которые лучше существующих в реальной жизни.

Виды комедий в литературе

Веселый драматический жанр, в свою очередь, имеет несколько видов. Комедия в литературе – это еще и водевиль, и фарс. А по характеру изображения ее также можно разделить на несколько видов: комедию положений и комедию нравов.

Водевиль, являясь жанровой разновидностью этого драматического вида, представляет собой легкое сценическое действо, имеющее занимательную интригу. В нем большое место отведено пению куплетов и танцам.

Фарс тоже носит легкий, игривый характер. Его ход сопровождают внешние комические эффекты, нередко в угоду грубому вкусу.

Комедию положений отличает ее построение на внешнем комизме, на эффектах, где источником смеха являются запутанные или двусмысленные обстоятельства и ситуации. Наиболее яркими примерами таких произведений являются «Комедия ошибок» У. Шекспира и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше.

Драматическое произведение, в котором источником юмора являются смешные нравы или какие-то гипертрофированные черты характера персонажей, недостатки, пороки, можно отнести к комедии нравов. Классические примеры такой пьесы – «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Укрощение строптивой» У. Шекспира.

Примеры комедии в литературе

Данный жанр присущ всем направлениям изящной словесности начиная с Античности и заканчивая современностью. Особенное развитие получила российская комедия. В литературе это классические произведения, созданные Д.И. Фонвизиным («Недоросль», «Бригадир»), А.С. Грибоедовым («Горе от ума»), Н.В. Гоголем («Игроки», «Ревизор», «Женитьба»). Стоит отметить, что свои пьесы, независимо от количества юмора и даже драматического сюжета, А.Н. Островский и А.П. Чехов называли комедиями.

Прошлый век отмечен классическими комедийными пьесами, созданными В.В. Маяковским, – «Клоп» и «Баня». Их можно назвать образцами социальной сатиры.

Очень популярным комедиографом в 1920–1930-е годы был В. Шкваркин. Его пьесы «Вредный элемент», «Чужой ребенок» охотно ставились в разных театрах.

Многие комедии советских авторов были экранизированы. Так, по произведению В. Розова «В поисках радости» был снят фильм под названием «Шумный день».

Заключение

Достаточно широко распространена и классификация комедий, основанная на типологии сюжета. Можно сказать, что комедия в литературе – это многовариантная разновидность драматургии.

Так, по этому типу можно выделить следующие сюжетные характеры:

  • бытовая комедия. В качестве примера – мольеровский «Жорж Данден», «Женитьба» Н.В. Гоголя;
  • романтическая (П. Кальдерон «Сам у себя под стражей», А. Арбузов «Старомодная комедия»);
  • героическая (Э. Ростан «Сирано де Бержерак», Г. Горин «Тиль»);
  • сказочно-символическая, каковыми являются «Двенадцатая ночь» У. Шекспира или «Тень» Е. Шварца.

Во все времена внимание комедии обращалось на обыденную жизнь, ее какие-то отрицательные проявления. Бороться с ними был призван смех, в зависимости от ситуации веселый или беспощадный.

Читать еще:  Какой мифологический царь разгадал загадку сфинкса. Загадка сфинкса никогда не будет разгадана

Драма и ее жанры

Видеоверсия лекции А. Назайкина » Драма и ее жанры «

(готовится к публикации)

Драма (от греч. dráma – действие) – это обобщенное название произведений, предназначенных для постановки на сцене. В центре драмы всегда стоит конфликт между персонажами, преобладают монологи и диалоги персонажей – как в прозе, так и в стихах.

Авторская речь в драме минимальна и сводится к спискам действующих лиц, к их кратким характеристикам, обозначению времени и места действия; описанию сценической обстановки в начале актов, к комментариям к отдельным репликам героев, указаниям на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки).

В сравнении с жанрами эпического рода, драма более ограничена в выборе художественно-выразительных средств. Так, при написании драматического произведения в авторской речи невозможно использовать метафоры, сравнения, созвучие, аллитерацию, рифму, тропы и т.д.

С одной стороны, при работе над драмой используются средства, которые есть в арсенале писателя, но, с другой, произведение не должно быть литературным. Автор описывает события так, чтобы человек, который будет читать тест, смог увидеть все происходящее в своем воображении. Например, вместо «они просидели в баре очень долго» можно написать «они выпили по шесть кружек пива» и т.д.

В драме происходящее показывается не через внутренние размышления, а через внешнее действие. Причем все события происходят в настоящем времени.

Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3-4 часов).

Требования драмы, как сценического искусства, накладывают свою печать на поведение, жесты, слова героев, которые часто гиперболизируются. То, что не может произойти в жизни за несколько часов, в драме очень даже может. При этом аудитория не удивится условности, неправдоподобию, т.к. этот жанр изначально в определенной степени допускает их.

Во времена дорогой и недоступной для многих книги, драма (как публичная постановка) была ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Однако с развитием печатных технологий уступила первенство эпическим жанрам. Тем не менее и сегодня драматические произведения остаются востребованными у общества. Основная аудитория драмы, это, конечно же, театралы и кинозрители. Причем число последних превышает число читателей.

В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pi è ce ). Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.

Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.

Основные жанры драматических произведений:

Драма

Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.

Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.

Драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей.

Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующи е л ица четко делятся на положительных и отрицательных.

Широко известные драмы: «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького, «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса.

Трагедия

Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.

Широко известные трагедии: «Прикованный Прометей» Эсхила, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Гроза» А. Островского.

Комедия

Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.

Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.

Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирково й к лоунаде.

Читать еще:  Занятия в старшей группе деревья в инее. Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе

Водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.

Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.

Скетч (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.

Широко известные комедии: «Лягушки» Аристофана, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова.

Известные телевизионные скетч-шоу: «Наша Russia », «Городок», «Летающий цирк Монти Пайтона».

Трагикомедия

Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Можно сказать, что «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном».

Широко известные трагикомедии: «Алкестида» Еврипида, «Буря» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, фильмы «Форрест Гамп», «Великий диктатор», «Тот самый Мюнхазен».

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина «Копирайтинг: ХХІ век» и «Копирайтинг: 7+» .

Комедия

Библиография:
Теория комедии в трудах по общей теории драмы (см. Драма). Кроме того: Тиандер К., Сущность комедии, сб. «Вопросы теории и психологии творчества», Под редакцией Б. А. Лезина, т. I, изд. 2-е, Харьков, 1911; Бергсон А., Смех в жизни и на сцене, Собр. сочин., т. V, изд. М. И. Семенова, П., 1914 (есть и отдельное издание); Волькенштейн В., Комедия и фарс, гл. VIII кн. «Драматургия», М., 1923 (изд. 2-е, 1929); Филиппов В., Беседы о театре, М., 1924; Meredith G., Essai sur la comedie, 1898; Holl K., Lustspiel, «Reallexicon der deutschen Literaturgeschichte», hrsg. von Merker P. und Stammler W., B. II, Berlin, 1928.
История комедии: Морозов П. О., Популярные лекции по истории европейской сцены, СПБ., 1902; Его же, История драматической литературы и театра, ч. 1, СПБ., 1903; Тиандер К. Ф., Очерк истории театра в Зап. Европе и России, сб. «Вопросы теории и психологии творчества», т. III, Харьков, 1911; «Очерки по истории европейского театра», Под редакцией Гвоздева А. А. и Смирнова А. А., изд. «Academia», П., 1923; Марков В. Д., Краткая история театра, Гиз, М. — Л., 1929; Royer A., Histoire universelle du theatre, 6 vv., 1869—1878; Klein J. L., Geschichte des Dramas. ; Creizenach W., Geschichte des neueren Dramas, 4 Bde, 2-e Ausg., 1916—1919; Mantzius K., History of theatrical art, 6 vv; 1903—1921 (в русск. перев. Ф. Каверина имеется том, посвященный Мольеру, Гиз, М., 1922); Busse B., Das Drama в серии «Aus Natur und Geisteswelt», 4 Bde, Teubner, Lpz. Античность: Варнеке Б., Очерки из истории древнеримского театра, СПБ., 1903; Его же, Наблюдения над древнеримской комедией История типов, 1905; Его же, Новые домыслы о происхождении греческой комедии, «Записки Одесского о-ва истории и древностей», т. XXX, 1912, и отдельн. изд.; Зелинский Ф., Из жизни идей, ст. «Происхождение комедии», т. I, изд. 3-е, П, 1916; Лунин С., Греческий театр, Вологда, 1922; Пиотровский А., Книга комедий Аристофана, вступ. ст. к его перев. Аристофана, изд. «Academia», Л., 1930; Zielinski Th., Gliederung der altattischen Komodie, 1885; Frode O., Technik der alten attischen Komodie, 1898; Couat A., Aristhophane et l’ancienne comedie attique, 1902; Flickinger R. C., The greek Theater and its Drama, Chicago, 1922; Kolar A., Prispevky k poznani nove komoedie atticke, zvlaste Menandrovy, Praha, 1923; Radermacher L., Zur Geschichte der griechischen Komodie, W., 1924; Geissler P., Chronologie der altattischen Komodie, 1925; Pickard — Cambridge A. W., Dithyramb, tragedy and comedy, Oxford, 1927. Италия: Вернон Ли, Италия, вып. II: Театр и музыка, перев. Е. Урениус, М., 1915; Луначарский А. В., О театре, Гиз, М. — Л., 1926; Salfi F., Saggio storico-critico della commedia italiana, Milano, 1829; Agresti A., Studii sulla commedia italiana del secolo XVI, Napoli, 1871; Camerini E., I precursori di Goldoni, Milano, 1872; Guerzoni G,. II teatro italiano nel secolo XVIII, Milano, 1876; Masi E., Sulla storia del teatro italiano nel secolo XVIII, Firenze, 1891; D’ancona A., Origini del teatro italiano, 2 vv., Torino, 1891; De Amicis V., L’imitazione latina nella commedia italiana del XVI secolo, 2 ed., Firenze, 1897; Sanesi J., La commedia, в серии «Storia dei generi letterarii italiani», ed. Vallardi, Milano; Lyonnet H., Le theatre en Italie, 1900; Dornis J., Le theatre italien contemporain, 1903; Tonelli L., L’evoluzione del teatro contemporaneo in Italia, Palermo, 1913; Tilgher A., Studi sul teatro contemporaneo, Roma, 1923; Tonelli L., II teatro itallano dalle origini oi giorni nostri, Milano, 1924. Испания: Гюббар Г., История современной литературы в Испании, перев. Ю. В. Доппельмайер, М., 1892; Петров Д. К., Очерки бытового театра Лопе де Вега, СПБ., 1901; Его же, Заметки по истории староиспанской комедии, СПБ., 1907; Schack A. F., Geschichte der dramatischen Literatur und Kunst in Spanien, 2 Bde, 1845—1846; Viel-Castel L., Essai sur le theatre espagnol, 2 vv., 1882; Schaeffer A., Geschichte des spanischen Nationaldramas, 2 Bde, Lpz., 1890; Lyonnais H., Le theatre en Espagne, 1897; Gassier A., Le theatre espagnol, 1898; Morel-Fatio, La comedie espagnole au XVII siecle. Англия: Чебышев А. А., Очерки из истории европейской драмы. Английская комедия конца XVII в. и половины XVIII в., «ЖМНП», 1897, кн. IV—V, и отдельн. изд.; Блох Я. Н., Предисловие к переводу комедии «Эписин» Бэн Джонсона, «Памятники мирового репертуара», вып. I, изд. «Petropolis», 1921; Мюллер В. К., Драма и театр эпохи Шекспира, Л., 1925; Chambers E. K., The mediaeval stage, 1903; Stahl E. L., Das englische Theater im XIX Jahrhundert, Munchen, 1914; Grisy A., Histoire de la comedie anglaise au XVII s.; Macaulay, Comic dramatists of the Restoration; Chambers E. K., The Elisabethan Stage, 4 vv., 1923—1924; Nicoll A., British drama, 1925; Eckhardt E., Das englische Drama der Spatrenaissance, 1929; Thorndike A. H., English comedy, N. — Y., 1929. Франция: Яковлевский Н., Театр во Франции от XIV до XIX ст., СПБ., 1840; Иванов И. И., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895; Дашкевич Н. П., Разбор сочин. Иванова И. И., «Политическая роль французского театра», «Отчет о VII присуждении премии митр. Макария в 1897» и отдельн. изд., СПБ., 1902; Чебышев А. А., Очерки из истории европейской драмы: Французская «слезная комедия», «Филологические записки», 1900 (отдельн. изд., Воронеж, 1901); Беспятов Е. М., К истории французского театра, «Библиотека театра и искусства», 1914; Луначарский А. В., Театр и революция, Гиз, М., 1924. Chales E., La comedie au XVI s., 1862; Despois E., Le theatre francais sous Louis XIV, 1874; Desnoiresterres G., La comedie satirique au XVIII s., 1885; Petit de Julleville, Repertoire du theatre comique en France au moyen age, 1885; Despois E., La comedie et les mOurs du theatre comique en France au moyen age, 1886; Lanson G., Nivelle de la Chaussee et la comedie larmoyante, 1887; Lenient C., La comedie au XVIII s., 2 vv., 1888; Lemaitre J., Impressions de theatre, 10 vv., 1888—1898; Brunetiere F., Les epoques du theatre francais, 1892; Parigot H., Le theatre d’hier, 1893; Doumic R., De Scribe a Ibsen; Его же, Essai sur le theatre contemporain, 2 vv., 1895—1897; Seche A. et Bertaut J., L’evolution du theatre contemporain; Petit de Julleville L., Le theatre en France, 4-me ed., 1897; Lenient, La comedie au XIX s., 2 vv., 1898; Sarcey Fr., Quarante ans de theatre, 7 vv., 1900—1902; Wogue J., La comedie au XVII et XVIII s., 1905; Lintilhac E., Histoire generale du theatre en France, 5 vv., 1909—1911 (комедии посвящены 3 тт.); Picot E., La sotie en France, «Romania», v. VII. Германия: Creizenach W., Die Entstehungsgeschichte des neueren deutschen Lustspiels, 1879; Eloesser A., Das burgerliche Drama, 1898; Friedmann, Deutsches Drama des XIX Jahrh., 2 Bde, 1900—1903; Witkowski G., Das deutsche Drama des XIX Jahrh., в серии «Aus Natur und Geisteswelt», № 51; Holl K., Geschichte des deutschen Lustspiels, 1923 (здесь обширная библиогр.); Martersteig M., Das deutsche Theater im XIX Jahrh., 2 Ausg., 1924. Россия: Озаровский Ю. Э., Пьесы художественного репертуара, вып. I, «Недоросль», вып. II, «Горе от ума», изд. Д. М. Мусиной, СПБ., 1901—1905; Кашин Н. П., Этюды об Островском, 2 тт., М., 1912; Фон Берг Э. П., Русская комедия до появления Островского, Варшава, 1912; Пиксанов, Три эпохи (темы, библиография, вопросники), изд. 2-е, СПБ., 1913; История русского театра, Под редакцией Каллаша В. В. и Эфроса Н. Е., т. I, изд. «Объединение», М., 1914; Варнеке Б. В., История русского театра, изд. 2-е, СПБ., 1914 (здесь обширная библиогр.); Бескин Э. М., История русского театра Гиз, М. — Л., 1928; Всеволодский-Гернгросс В. Н., История русского театра, 2 тт., «Теакинопечать», М. — Л., 1929; Назаренко Я. А., История русской литературы XIX в., изд. 8-е, Гиз, М. — Л., 1929. См. статьи об отдельных авторах комедий.

Читать еще:  Творческий путь антонины неждановой. Антонина Нежданова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

В. Волькенштейн., Ив. Лысков. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Источники:

http://fb.ru/article/178348/komediya-v-literature—eto-mnogovariantnaya-raznovidnost-dramaturgii
http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/lit/drama.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/2383/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector