Помещики кому на руси жить хорошо. Cочинение «Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Помещики кому на руси жить хорошо. Cочинение «Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Образы помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Основой в написании поэмы «Кому на Руси жить хорошо» стали многочисленные наблюдения и записи за окружающей обстановкой, на протяжении более двадцати лет самим автором.

Здесь были заметки и о судьбах и образах крестьян и об образах помещиков. На фоне бедноты и нищеты простых людей, помещики особо ярко выделяются на их фоне.

И кто же счастлив, и кому живется вольготно на Руси. Этот вопрос и попробуем отнести к богатому сословию. Счастливы ли они? На этот вопрос стараются ответить странники, путешествуя по разным уголкам, по всей Руси.

Они задавали этот вопрос каждому помещику, который встречался у них на пути. Так седовласый старичок шестидесяти лет от роду, лишь вспоминает, как он был счастлив когда-то до отмены крепостного права. Как он был беззаботен, весел и имел в подчинении много душ. А сейчас везде разруха, пьянство. Нет прежнего дома, вырублен на дрова сад. – Никто не хочет работать, – говорит он. Но и сам Оболт-Оболдуев ни рвется трудится, даже ради самого себя, надеясь также выехать на чужой шее. Вся окружающая атмосфера его раздражает помещика. И весь разговор меж ними происходит на повышенных тонах. Он в корне недоволен дальнейшей судьбой крестьян их свободой, и сильно переживает по этому поводу. Ему невыносима сама мысль «свободы» крестьян. Ведь это неправильно, не по уставу не по порядку. Держание в строгости – только так был мир и порядок.

Другой помещик Утятин был не очень образованным, недалеким и слушал всех окружающих о законодательстве и прочих вещах. Когда произошла крепостная реформа, все его окружающие обманывали его о том, что отмены крепостного права не было, и все осталось как прежде на своих местах. Так делали его дети, поскольку они, как и он сам боялись остаться без наследства и подчиненных. Они продолжали разыгрывать сценку в спектакле помещик и крестьянин. Но действующими лицами были не только близкие окружающие, но и сами крестьяне, которые были вольными, помогали в этом по просьбе детей.

И таких помещиков по всей Руси очень много, выжившие из ума, пытающиеся всеми правдами и неправдами остановить время, восстановить прошлое и вернуть себе власть. Некрасов описывая русских помещиков нисколько не сочувствуя им и их судьбе, без какой либо идеализации, а наоборот осуждения и неодобрения.

Необходимо было сломать сатирой их идеологию о том, что с отменой крепостного права Россия не может быть счастливой.

Вариант 2

В данном произведении образы помещиков обладают таким набором качеств, которые не вызывают у читателя сочувствия или уважения. Однако крестьяне, которые находятся у них на попечении, вызывают только положительные эмоции и ассоциации у читателей. Помещики представлены собирательным образом, который отражает их как неприятных и плохих людей. Например, образ помещика Поливанова, который буквально «купил целую деревню», начинает устанавливать в ней жесткие и беспринципные нормы и порядки. Барыня в произведении показана также жестокой женщиной, которая начинает пороть простых крестьян за то, что они применяют бранные слова. Также, показывается непростая жизнь крестьян, которым приходится терпеть все невзгоды такой жизни.

Многие помещики, например Поливанов, были наказаны автором произведения. За то, что он отбирал у простого народа все, что только желал, один из слуг Яков преподал ему жестокий урок. Он убивает себя на глазах у барина, тем самым привлекая в лесу голодных зверей. Оставшись в таком положении, барин чуть не сходит с ума и не становится добычей диких хищников.

Такой помещик как Гаврила Афанасьевич тоже показан читателю толстым, сытым, самоуверенным и ничего не делающим во благо своей страны человеком, тем самым, не вызывая у читателя положительных чувств. Однако в случае с помещиком Оболтом-Оболдуевым, который кичится своим происхождением и родословной, Некрасов ставит под сомнение даже этот вопрос, давая намек на то, что и его предки не заслужили таких щедрот и подобной жизни. Автор иронично показывает свое отношение и к последующим помещикам, таким как, например, Последыш, который является невероятно злым и жадным человеком, обижающим своих родных и близких людей.

Однако это не является шутливым отношением со стороны писателя, так как он, показывая такие образы, и вызывая у читателя негативные эмоции в отношении помещиков, хочет повлиять на реальную картину жизни в своей стране. Даже несмотря на то, что произошла реформа, которая должна была положительным образом повлиять на жизнь простого народа, многие крестьяне не хотели видеть перемен, так как привыкли к такому образу жизни. Автор считал, что текущие перемены смогут сделать его страну по-настоящему великой державой, и считал своей основной задачей это показать. Для того, чтобы читатель понял, что за нравы и правила царили в те времена, он старался показывать разнообразных персонажей, которые представляли целые группы и являлись собирательными образами. Это произведение является довольно реалистичным, так как подобные явления происходили довольно часто и не были исключительными и редкими.

Читать еще:  Что я узнал в романе княжна мери. Анализ главы княжна мери из романа герой нашего времени

Образы помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Несколько интересных сочинений

С самого раннего детства герои произведения “Алые паруса” Ассоль и Грея живут совершенно разной жизнью. Что касается молодой девочки Ассоль, то она выросла в малообеспеченной семье

Просыпаюсь я обычно рано около 7 часов утра. Заправляю кровать, умываюсь и делаю зарядку. После этого завтракаю и отправляюсь в школу.

Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и лёгкая. Больше всего здесь леса

Это история мальчика, оставшегося сиротой и живущего у своей бабушки. Его мама утонула, переправляясь через реку на лодке с другими сельчанами

Главная героиня повести «Ася» дана через восприятие Н.Н, с которым девушка познакомилась в Германии и которого полюбила взаимно. Однако, любовь не принесла им счастья, так как Н.Н не мог отдаться этой любви

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными. Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой. Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля – недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить. »

Читать еще:  Откуда пошло выражение хоть топор вешай. История и значение выражения "хоть топор вешай"

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

Читать еще:  Почему мила блюм не вышла замуж. Что стало с участниками второго сезона шоу «Каникулы в Мексике

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Источники:

http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obrazy-pomeshchikov-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho-nekrasova
http://goldlit.ru/nekrasov/944-obrazy-pomeschikov
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=5&bookid=137

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии