Подготовка учащегося к публичному выступлению. Методы и способы подюготовки к концертному выступлению

Подготовка учащегося к публичному выступлению. Методы и способы подюготовки к концертному выступлению

Психологическая подготовка к концертному выступлению и волнение

Разделы: Музыка

Публичное выступление – это решающий момент в творческой жизни исполнителя, это итог длительной работы музыканта (как зрелого, так и начинающего) над произведением. И, конечно же, это необходимый этап в системе обучения и становления музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, творческого воображения, слышания, технических навыков, памяти, сосредоточенности в режиме работы над произведением и общей культуры.

Уже в период обучения в детской музыкальной школе, ученик должен привыкать к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение.

Несмотря на весь процесс воспитания, который проходит под сильнейшим контролем педагога, концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.

Зачастую на этом этапе происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы даже очень одаренным исполнителям, что подчас служит причиной их отказа от сценических выступлений.

Рассматривая причины срывов, происходящих с исполнителем на сцене, хочется подробнее остановиться на проблеме эстрадного волнения – проблеме внутреннего раскрепощения «на людях», умения освободиться от сковывающих пут нервной напряженности. К. Станиславский с тонкой психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное состояние, переживаемое актером на сцене: « Когда человек – артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать».

Волнение музыканта – исполнителя ничем не отличается от описанного самочувствия актера; сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала – все это дезорганизует творческие способности.

Для многих пианистов и (тем более ) учащихся концертное исполнение является далеко не простым делом. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня.

Г.Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» вспоминает, как волновались перед концертами такие знаменитые артисты, как А. Рубинштейн, Л. Годовский и другие. А. Гольденвейзер пишет, что волнение перед выступлением было свойственно большинству великих артистов. Как о редчайшем исключении из этого правила говорит он об И. Гофмане, который совершенно не волновался перед концертом.

Проблему концертного волнения не обходит не один исследователь в области музыкальной педагогики и психологии и частных методик обучения игре на инструментах. действительно, эта проблема, проблема эстрадного волнения, и такие вопросы – как избавиться от излишнего волнения во время концертного выступления, как работать над эстрадным волнением в период подготовки к выступлению – являются ключевыми в музыкальной педагогике и психологии. Так как воспитание артистических способностей, а в частности и способности владеть собой в момент выступления – одна из задач для педагога в формировании музыканта-исполнителя.

Концертное волнение нужно рассматривать как разновидность эмоциональных состояний, которые зависят от личностных особенностей индивидуума. Есть две разновидности эстрадного волнения: «волнение – подъем» и «волнение-паника». Вследствие индивидуальных особенностей психической организации каждого исполнителя, состояние волнения по-разному отражается на качестве исполняемых произведений.

Одному волнение помогает блестяще справиться со своей творческой задачей, способствует большей яркости исполнения, лучшему контакту исполнителя со слушателем, то другому приходиться затрачивать массу лишней энергии на преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда достигает желаемого результата, у многих волнение доходит до болезненного состояния. Чаще всего это проявляется в нарушении скоростной регулировки, теряется чувство темпа, нередко исполнителю кажется, что он играет очень тихо, что его не слышно, и он начинает играть на нюанс выше. Бывает обратное: гаснет темперамент, игра становится бесцветной, беззвучной. Самое страшное, если вдруг отказывает память. Иногда это сказывается не только на двигательной памяти, но и на музыкальной. В первом случае может выручить музыкальная, а во втором – двигательная. Если этого не случается, – неизбежна остановка. Нередко, волнение-паника приводит к срывам, что приводит к душевной травме исполнителя. Это состояние называют «эстрадной болезнью». Неудачное исполнение рождает неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, 14.06.2013

Общие рекомендации по подготовке учащихся к концертному выступлению

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Статья просмотрена: 4379 раз

Библиографическое описание:

Никитина Е. А. Общие рекомендации по подготовке учащихся к концертному выступлению [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1031/ (дата обращения: 13.02.2020).

Большинство музыкантов в течение своей творческой деятельности сталкиваются с необходимостью преодоления негативного сценического состояния. Конечно, предконцертная подготовка не ограничивается одним днем. И от стратегии, последовательно выстраиваемой педагогом с самого начала обучения зависит результат. Как сказал Н. А, Римский-Корсаков, сценическое волнение обратно пропорционально степени подготовки, и следует иметь в виду не только работу непосредственно над произведением, но и достижение психологической готовности (грамотная предконцертная работа создает устойчивый барьер стрессовым ситуациям, являясь основным методом их преодоления).

В методической литературе содержится достаточное количество рекомендаций по работе в предконцертный период, но, как правило, они разрознены. Данный же вопрос актуален не только для музыкантов – исполнителей, но и для преподавателей, в особенности тех, кто только начинает педагогическую деятельность, так как, основываясь на личном опыте, можно утверждать, что именно молодые педагоги часто сталкиваются с проблемой несоразмерного распределения времени в процессе подготовки ученика к выступлению. Обобщая высказывания выдающихся музыкантов – исполнителей и преподавателей, можно разделить процесс предконцертной подготовки на три основных периода:

1) длительный период предконцертной подготовки;

2) период, охватывающий последние дни перед выступлением;

3) самый короткий период – непосредственно день концерта.

К перечисленным периодам добавим 4-й – «послеконцертную» работу, которая будет «проектировкой» следующего выступления. Рассмотрим их подробнее.

1) Длительный период предконцертной подготовки: основная задача – подготовка произведения к исполнению.

А. Щапов выделил несколько этапов в процессе подготовки музыкального произведения к исполнению:

1) Этап предварительного ознакомления.

2) Этап работы «по кускам».

3) Этап целостного оформления.

4) Этап достижения эстрадной готовности.

Последний является как бы заключительной стадией предыдущего, третьего этапа. Для него характерны: проигрывания в том порядке и с теми промежутками, которые должны быть на концерте; проигрывания, носящие характер не пробы, а репетиции перед воображаемой аудиторией – с полной мобилизацией душевных сил; репетиции перед специально приглашенными или случайными слушателями [6,с.113-114]. Немаловажно для педагога определить сроки каждого из этапов, а также разъяснить их значение ребенку. Часто наибольший промежуток времени отводится второму этапу. Незначительный – третьему. Четвертый этап порой вообще отсутствует, хотя именно в этот период происходит основная психологическая подготовка к предстоящему выступлению.

Читать еще:  Какие произведения составляют автобиографическую трилогию писателя горького. Автобиографическая трилогия М

2) Период, охватывающий последние дни перед выступлением: основная задача – достижение психофизиологической готовности.

В течение этого периода происходит завершение этапа достижения эстрадной готовности, изменяется содержание занятий, большое значение приобретает порядок и характер репетиций.

В процессе работы непосредственно над произведением желательно доминирование тенденции к единичности исполнения, что требует концентрации и постепенного расходования определенной, довольно значительной энергии. Не рекомендуется разрыв единства музыкальной ткани («работа по кускам»).

Степень нагрузки в данный период регулируется педагогом в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей ученика. Нежелательны физические, умственные и эмоциональные перегрузки.

Выбор часа репетиций на этом этапе играет не последнюю роль: время их проведения должно соответствовать предположительному времени выступления, что позволяет в наибольшей степени учитывать в процессе игры особенности психофизиологического состояния исполнителя, а оно различно в каждое время суток.

Значительное содействие овладению благоприятным психическим состоянием оказывает тщательная отработка на репетиции элементов эстрадного ритуала – выхода и поклона, выхода на аплодисменты и поклона после игры .

Одной из главных задач педагога в этот период является сохранение привычного режима, физической и психической свежести, бодрости ученика.

3) День концерта: основные задачи преподавателя – правильный психоэмоциональный настрой, оптимальное распределение энергии. Этот период разделим на две составляющие – подготовку в течение дня и подготовку непосредственно перед выходом на сцену.

Подготовка в течение дня – на данном этапе должна преобладать работа с нотами. Проверка нот и указаний от автора способствует освежению восприятия и освобождению произведения от «заигранности». Важно беречь эмоциональные силы ребенка. Но резкое снижение жизненной активности в день концерта не всегда положительно влияет на тонус во время выступления.

Подготовка перед выходом на сцену – до концерта необходимо ознакомиться с акустикой в зале, разыграться, найти наилучшую точку на сцене [4,с.150]. А. Щапов считал возможным очень медленное или «беззвучное» проигрывание отдельных мест программы. Однако, многие музыканты практически никогда не играют в артистической те произведения, которые будут исполнять, но напротив, наигрывают те, с которыми связаны наибольшие удачи.

На самом деле, то, что ученик исполняет перед выступлением, имеет существенное значение. Практика показывает, что нецелесообразно разыгрывать руки на упражнениях и гаммах: во-первых, в них нет выразительных интонаций, во-вторых, «при игре сугубо технического материала исполнитель психологически включается в привычное состояние неразыгранных, малопослушных рук, не готовых еще к эстрадным действиям». [3, с.85].

С. Савшинский писал, что возбудимого типа музыкант должен перед выступлением оберегаться от волнующих, даже положительных эмоций, инертный же, тормозной тип требует перед выступлением «разгона». Ему необходимо долго разыгрываться, могут оказаться полезными поощрительные слова, радостные известия о том, что в зале присутствует желанное лицо [5,с.114].

Для достижения оптимального сценического состояния можно использовать дыхательную гимнастику, рекомендованную Струве и Токарским: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами каждый раз следует удлинять. Проделывать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на эстраду, на самой эстраде до начала исполнения и в перерывах между пьесами [5,с.110].

В.Григорьев рекомендовал следующее упражнение по снятию нервного стресса: потереть круговыми движениями левое, затем правое запястье до появления тепла, затем производить полукруглые массирующие движения одновременно над обеими бровями (также до появления тепла); то же самое – с двух сторон носа; напоследок натирать мочки, а затем и полностью уши до появления тепла [3,c.91]. Подобные действия, проводимые совместно с педагогом, помогут успокоить ребенка, настроить на позитивный лад.

Немаловажное значение имеет работа над произведением после концерта. Повторное проигрывание произведения после концерта может выполнять несколько функций:

1) закрепление «по горячим следам» интересных находок, удачных решений масштабных построений либо отдельных деталей;

2) анализ того, что в концертном состоянии не получилось;

3) утверждение, при наличии остатка волнения, наиболее перспективных путей развития виртуозности, а также специфическое стремление как бы «доиграть» сочинение, дать ему «дозреть» в сохраняющемся актуальном поле творческого воодушевления.

Состояние послеэстрадного волнения продолжается в несколько сниженном виде и на следующий день после выступления, что открывает особую возможность целесообразного его использования не только для закрепления исполненной программы, но и для «примеривания» к игре на эстраде других, подготавливаемых произведений [3,с.133].

В заключении хочется отметить, что равномерное развитие ребенка в течение всего периода обучения, формирование положительного психического состояния в период подготовки к публичному выступлению и, что весьма важно, после него, активизация реакции юного музыканта на внешние и внутренние раздражители во время концерта [1,с.86], стремление к достижению предельной концентрации внимания во время работы (а, следовательно, и выступления) позволяют достичь оптимального сценического состояния.

«…Творческая приподнятость подавляет – затормаживает смущение и боязнь; наоборот, страх и смущение подавляют творческие эмоции и разрушают исполнительский процесс» [2,с.99]. Только сильные интонационные эмоционально-образные притязания исполнителя могут помочь ему справиться с последствиями волнения. И кто, как не педагог поможет открыть юному ученику для себя сложный, многообразный и прекрасный мир музыки.

Акимов Ю.Т., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста // Баян и баянисты вып.4 – М.: Советский композитор, 1978. с.79-96

Коган Г.М. У врат мастерства: М.: Советский композитор, 1958. – 114с.

Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада: М.: Классика-XXI, 2006. – 151 с.

Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне: М.: Музыка, 1985. – 157 с.

Савшинский С.А. Режим и гигиена работы пианиста: Ленинград, Советский композитор, 1963. – 111 с.

Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М.: Советская Россия, 1960. – 171 с.

Похожие статьи

Концертное выступление как специфический феномен.

Сольное выступление в концерте представляет собой особую форму публичной

В то же время часто не без основания утверждают, что эстрадное состояние музыканта по своей сути во

В течение одной-двух-трех минут сконцентрировать все свои знания, всю свою работу.

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского.

Само понятие «концерт» (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п

Новогодние концерты, концерты, посвященные праздникам Дню независимости (16

– обеспечивают быстрое формирование сценической, а.

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской.

На первом этапе работы над музыкальным произведением он наряду с педагогом по специальности — грамотный наставник, далее

Читать еще:  Как нарисовать снегурочку поэтапно карандашом. Как рисовать Снегурочку: простые этапы

Но в условиях академического концерта, конкурсного выступления педагог всегда находится в концертном зале, он слушатель.

Подготовка к публичному выступлению как необходимое.

Холодные, влажные руки, беспокойство, негативные эмоции, дрожь в коленях, все эти основные признаки сценического волнения мешают сосредоточиться.

В день концерта перед выходом на сцену необходимо сократить круг общения, нежелательно много двигаться, лучше.

Вопросы формирования этапов самостоятельной работы.

В течение всего периода обучения педагог проходит со студентом различные вокальные произведения более или менее подробно.

Данный этап работы определен как контрольный, где самостоятельная подготовка студента максимальна по всем видам деятельности.

Основные аспекты развития исполнительских навыков в работе.

Основные термины (генерируются автоматически): появление тепла, выступление, подготовка, этап, произведение, педагог, концерт, день, выход, течение дня.

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие.

Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением.

Ведь день перед концертом проходит иначе, чем обычный день.

Сейчас есть яркие зарубежные примеры — сценические шоу, чемпионаты марширующих оркестров.

Система анализа в работе над музыкальным произведением

В период технической отделки произведения главная задача ребенка — окончательно определить

Перед выступлением с только что выученным произведением надо чаще играть в обстановке, близкой к эстрадной.

Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над.

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

[3]. Знаменитый актер и педагог Дж. Рэби (прославившийся именно в этом жанре) использовал в своих работах

В спокойном состоянии дыхание обычно глубокое, регулярное.

Основной задачей начального этапа обучения было овладение техникой пения в речевой позиции.

Подготовка к публичному выступлению

К публичному выступлению следует тщательно готовиться. Работа оратора над речью начинается с выяснения темы выступления. Тема речи должна быть актуальной, новой, интересной, конкретной, четко сформулированной. При формулировке темы выступления нужно учитывать как интересы оратора, так и интересы аудитории. П.Сопер советует выбирать тему выступления, соответствующую познаниям и интересам оратора. При этом важно учитывать и интересы аудитории. Все интересы можно свести к следующим: а) основные интересы; б) групповые интересы; в) злободневные интересы; г) конкретные интересы.

Основные интересы связаны с проблемами жизни и смерти, здоровья, денег и собственности. Это выступления на темы, содержащие призывы к чувству долга, чести, патриотизма.

Групповые интересы – это интересы конкретной аудитории, конкретной группы людей. Например, в клубе любителей книги будет уместно рассказать о какой-либо книжной новинке. Студентов юридических факультетов заинтересуют лекции на правовые темы.

Злободневные (текущие) интересы связаны с тем, что в данное время волнует общество. Это может быть предстоящая избирательная кампания, новый законопроект на рассмотрение Государственной Думы, состояние преступности в стране. При этом любая политико-экономическая тема должна быть актуальной, связанной с конкретной социально-политической обстановкой в стране и мире.

Конкретные интересы людей определяются вниманием к конкретным вещам и предметам (автомобилям, домам, предметам развлечения).

После того, как выбрана и осмыслена тема речи, оратору необходимо определить общую и конкретную цель своего выступления. П.Сопер пишет: “Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь” (Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992. С. 42).

Общая цель выступления может заключаться в том, чтобы информировать слушателей по определенному вопросу, сообщить им новые знания, дать новое представление о предмете. Это информационная речь. Задача убеждающей речи заключается в том, чтобы воздействовать на слушателей, сформировать их убеждения, представления. Убедить аудиторию – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Разновидностью убеждающей речи является речь, призывающая к действию. Как правило, призывают к действию агитационные и митинговые речи.

Не менее важным вопросом, стоящим перед оратором при подготовке к выступлению, является оценка обстановки и состава слушателей. Известно, что неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфорт, поэтому нужно заранее познакомиться с помещением, в котором будет проходить выступление.

При подготовке к речи также необходимо учитывать состав аудитории, перед которой предстоит выступать. Аудитория представляет собой социально-психологическую общность людей, объединенную общей целью. Оценивать аудиторию можно по разным социальным параметрам: социально-профессиональный состав (пол, возраст, национальность, профессия, социальное положение) и культурно-образовательный уровень (образование, интеллектуальный потенциал слушателей, степень подготовленности, характер деятельности и др.). Наиболее важным аспектом при оценке состава слушателей является вопрос однородности – неоднородности аудитории. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на слова оратора. Тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией, т.к. у нее разные цели, интересы и установки. Неоднородная аудитория неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять вниманием слушателей. Для молодежной аудитории наиболее эффективны эмоциональные речи, но в то же время любая речь должна быть точной, ясной, логичной, доказательной и аргументированной.

Существенным признаком при оценке аудитории является и ее количественный состав. Малочисленной аудиторией (10-15 человек) управлять проще, чем многочисленной, поскольку в такой аудитории создается “интимная”, дружеская атмосфера. Но в этом случае оратор должен идеально знать текст своей речи, поскольку “читать с листа” перед небольшим количеством слушателей явно неудобно. Размер помещения также должен соответствовать количеству слушателей. Если аудитория немногочисленна, а выступление проходит в большом зале, то целесообразно пригласить слушателей занять первые ряды. Интенсивность компактной аудитории гораздо выше, чем рассредоточенной, и ею гораздо легче управлять.

Основной этап подготовки речи – это работа над теоретическим и фактическим материалом выступления, составление текста самой речи и ее композиционно-стилистическое оформление. Факты должны быть умело подобранными, убедительными, достоверными. При подготовке выступления следует обращаться к различным письменным источникам. В методической литературе приводятся основные источники, которые используются в работе над речью: официальные документы; научная и научно-популярная литература; справочная литература (энциклопедии, энциклопедические словари, словари-справочники, лингвистические словари); статьи из газет и журналов; художественная литература; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт оратора; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения оратора. При этом эффективность речи зависит от умелого сочетания в выступлении сведений, почерпнутых из разных источников и представляющих целостную и объективную картину предмета.

Один из важных вопросов, стоящих перед оратором на этапе подготовки, – писать или не писать текст своей речи. Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели утверждают, что речи должны быть предварительно написаны. Известный судебный деятель П.С.Пороховщиков писал: “Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке. ”. Он также советовал писать речь в виде подробного логического рассуждения, где “каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого и эти части соединены между собой в общее неуязвимое целое” (Сергеич П. Искусство речи на суде. – М., 1988. С. 289-290). Только опытные ораторы могут позволить себе не писать текст речи полностью, т.к. при произнесении ее в зависимости от реакции аудитории на те или иные фрагменты требуется импровизация, акцентирование одних фрагментов высказывания и нивелирование других. Однако в любом случае для последовательного, логического изложения мыслей оратору необходим план высказывания, конспект или тезисы выступления.

Читать еще:  Тема маленького человека в произведении тоска. Доклад: Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова

Параллельно с работой над содержанием речи осуществляется работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей.

Следующий этап подготовки оратора к речи – репетиция. Здесь следует обратить внимание на технику речи, овладеть искусством инсценирования. В первую очередь оратору необходимо овладеть культурой устной речи, образцовым литературным произношением, соответствующим нормам русского литературного языка. Большую роль играет правильная постановка голоса оратора, его дикция (четкость артикуляции звуков речи), расстановка фразового и логического ударения, умелое использование в речи паузы. Важное значение имеет и интонация – ритмомелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски предложения.

§ 4. Публичная лекция

Одним из важных жанров ораторского искусства является публичная лекция – устная речь, обращенная к учебной аудитории, направленная на сообщение знаний, информации и формирующая убеждения и взгляды слушателей. Разновидностью таких учебных и научно-популярных лекций являются лекции на правовые темы. В них сообщается какая-либо информация правового характера: новое в законодательстве, состояние преступности в стране в целом и отдельных регионах, социальная защита граждан и др. Лекции на правовые темы повышают уровень правовой грамотности и правовой культуры, формируют правосознание слушателей, воспитывают уважение к закону и правопорядку.

По мнению Н.Н.Ивакиной, лекции на правовые темы характеризуются бóльшей конкретностью. Они отличаются: 1) глубиной идейно-теоретического содержания и фактологической точностью; 2) защитой прав граждан; 3) правдивостью, т.е. полным соответствием объясняемых явлений объективной истине, рассмотрением общественных явлений в их противоречивости; 4) доходчивостью, или простотой, необходимостью делать сложные вопросы доступными для слушателей (Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1988. С. 63-64).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1985.

3. Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.

4. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М., 1989.

5. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М., 1978.

6. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. – М., 1976.

7. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.

8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2002.

10. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

11. Грачев М.А. Русское арго. – Нижний Новгород, 1997.

12. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. – М., 1976.

13. Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. – Казань, 1990.

14. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986.

15. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997.

16. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. – М., 1997.

17. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П. и др. Русский язык. – В 2-х чч. – М., 1989.

18. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982.

19. Кожина М.Н. Стилистика русского языка.- М., 1993.

20. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

21. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. – М., 1998.

22. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. – М., 1994.

23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.

24. Орфографический словарь русского языка. – М., 1987.

25. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова. – М.,2000.

26. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум для 10 – 11-х классов. – М., 1996.

27. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

28. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.,1994.

29. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.

30. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996.

31. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 2000.

32. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986.

33. Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование: Сборник упражнений. – М., 1966.

34. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М.,1995.

35. Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н.Петрова. – М., 1995.

36. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П.Евгеньева, В.В.Розанова. – Л., 1970.

37. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 1996, с. 83 – 103.

38. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 1999.

39. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

40. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.

41. Чуковский К. Живой как жизнь. – М., 1967.

42. Шустрова Л.В. Лексическая стилистика русского языка. – М., 1995.

109.201.143.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/639203/
http://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1031/
http://studopedia.ru/5_40962_podgotovka-k-publichnomu-vistupleniyu.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии