Почему вишневый сад называют пьесой предубеждением. Почему Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией

Почему вишневый сад называют пьесой предубеждением. Почему Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией

Почему Чехов назвал пьесу «Вишнёвый сад» комедией

*** Внимание! Перепечатка данной статьи с целью её размещения на страницах других интернет-сайтов либо в офф-лайн изданиях (газеты, журналы) — запрещена.

Чехов своё произведение «Вишнёвый сад» называл комедией. Хотя многие его современники восприняли действия, происходящие там, трагедией. Что послужило такому расхождению мнений по поводу этого произведения?

По сути, к трагедии можно отнести произведение, которое отвечает некоторым требованиям и содержит такие элементы, как трагическое мировосприятие главного героя, наличия конфликта между ним и обществом, который практически невозможно разрешить, особый мир, окружающий действующих лиц. Кроме того, окончание всегда также тяжёлое, — главный герой либо погибает, либо разрушаются его устои и принципы. Если учитывать эти параметры, произведение Чехова никак не подходит под трагедию.

Герои данной пьесы представлены вниманию как люди, полные противоречия, их жизнь нельзя расценивать однозначно. Чехов постарался показать их жизнь с точки зрения иронии, даже в какой-то степени, фарса. Ни одного из них нельзя назвать личностью с большой буквы. Их жизни настолько бессмысленны, а они сами обладают таким количеством недостатков и слабостей, что особенными назвать этих людей трудно. Взять, к примеру, Раневскую, которая отличается излишней сентиментальностью и легкомысленностью, когда её муж скончался от шампанского, особого горя и сострадания она не вызывает.

В пьесе описаны изменения, которые сопровождают смену эпох, дворянство постепенно теряет свою власть, уходя в прошлое. Начинается новое время, где место находит себе такая социальная группа, как русская буржуазия. Причём автор рассматривает эти явления, как сами собой разумеющиеся, всё происходит вполне закономерно, по его мнению. Никакой трагедии в этом нет. Поэтому и состояние мира в пьесе сложно назвать трагичным.

Да, время главных героев постепенно уходит, а привычный мир меняется. Но они не готовы меняться вместе с ним, бороться, выигрывать, или хотя бы произвести какие-то попытки противостояния новому правлению. Наоборот, они уходят от проблем, стараясь их не замечать, надеются на то, что само всё образуется, что весьма легкомысленно с их стороны. Это произведение описывает обычную жизнь обычных людей, в которой не нашлось места личным ярким мнениям, борьбе, новым идеям, даже герои не имеют никакой харизмы, характера.

«Вишнёвый сад» — произведение, которое воспринимается двояко. Она содержит в себе смех и грусть одновременно, но в то же время эта грусть более наигранна. Кроме того, там можно найти много фарса, который выражается в репликах Гаева, которые абсолютно не к месту, или в фокусах Шарлотты и промахах Епифанова. Комична сцена со шкафчиком, когда перед ним произносит речь Гаев, не выпуская изо рта леденцы, или Раневская, которая его умиленно целует.

Но конец пьесы всё-же немного трагичный, возникает некая необъяснимая грусть, когда главная героиня, прощаясь с домом и садом, по сути оставляет в прошлом свою жизнь, молодость, воспоминания, счастье… Будущее её весьма грустное. Зато Анна и Петя Трофимов готовы к новым свершениям, и идут в новую жизнь с верой в лучшее.

*** Авторский материал — копирование запрещено

Почему вишневый сад называют пьесой предубеждением. Почему Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией

Ребята, представляю вашему вниманию готовое сочинение (№ 17) на тему:
“Почему пьесу Чехова “Вишневый сад” называют пьесой – предупреждением?”.
Надеюсь вам это поможет в понимании того, как нужно оформлять сочинение и освежит в вашей памяти главные мотивы пьесы “Вишневый сад”.

Читать еще:  Как выглядел космос в начале XX века? Эти художники рисуют волшебные миры, в которых хочется затеряться Картины на тему космос.

“Вишневый сад” А.П.Чехова – неоднозначная, многоплановая и по сей день актуальная пьеса. Проблемы, затрагивающиеся в ней трактуются, как предупреждения, предостережения не только современному автору поколению, но и представителям сегодняшнего времени.
Пьеса представляет собой размышление о судьбе России и несет в себе сообщение, предостерегающее людей от такого отношение к родной стране, которое свойственно её героям. Устами Пети Трофимова Чехов говорит: “Вся Россия – наш сад”. Сад в пьесе – это не только образ, но и отдельный персонаж. Поступки героев, так или иначе связанные с судьбой сада, а следовательно и всей страны можно охарактеризовать так: бездействие, или же действие, приносящее лишь губительные последствия. Все три “пласта” персонажей, представляющие прошлое (Раневская и Гаев), настоящие (Лопахин) и будущее (Трофимов и Аня) в данном контексте одинаково беспомощны.
Раневская – безвольна и легкомысленна, ее отличает неприспособленность и неумение жить. Её брат Гаев – никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. “Проел все состояние на леденцах” – ироничное замечание Гаева, в котором содержится львиная доля правды. Раневская и Гаев – беспомощны, их переживания и разговоры ни к чему не приводят, а многие действия лишь усугубляют положение. Они – представители «отмирающего» слоя, поэтому не в состоянии «быть у руля» жизни страны. Лопахин – умный, энергичный, предприимчивый, трудящийся не покладая рук. С трепетом и уважением относится к Раневской и связанным с нею детским воспоминаниям и предлагает, казалось, рациональное и правильное разрешение ситуации с садом. Можно ли, по мнению Чехова, доверить Россию Лопахину, то есть классу буржуазии, материалистам? Его реплики Несвоевременны и неуместны, отношение к Варе и ее ожиданию предложения неуважительно и равнодушно, над ним властвует желание стереть с себя клеймо “раба”, обусловленное его корнями. С садом, олицетворяющим Россию, с бывшими его обладателями Лопахин поступает жестоко и даже варварски. Все это позволяет дать однозначный ответ на поставленный вопрос: Лопахин не достоин, владеть садом, он лишь временное явление. Петя Трофимов – представитель будущего поколения – умный, в его монологах содержится немало облачающих, важных идей. Однако он может закончить начатое, живет с верой в будущее и ровным счетом, кроме громогласных речей и размышлений, пусть не лишенных смысла, но абсолютно бесполезных, это никак не проявляется. Он – обличитель, но вместе с тем “недотепа” и “облезлый барин” и «вечный студент», поэтому и ему Чехов доверить будущее России не может.
Следующая тема, которую можно характеризовать как предупреждение – так называемое «подводное течение» – характерное дл многих чеховских пьес развитие конфликта – эгоизм, безразличие, “глухота” по отношению к окружающим людям. Каждый герой живёт своей жизнью, которая мало зависит от основного сюжета, от реплик других героев. Слова часто произносятся машинально, а интонация выражает состояние героя. Происходит нарушение диалога или «провал коммуникации»: герои отвечают друг другу невпопад, каждый говорит о своем, не слыша другого. Реплики Лопахина, вставки о «проекте», громогласные речи Трофимова, демогогия Гаева – все это неуместно. Все это указывает на разобщённость людей и подобная потеря межличностных связей – это то, от чего предостерегает общество А.П. Чехов.
Появление представителей молодого поколения, отрицающих устои общества, ценности, нормы и любовь неминуемо, и автор предостерегает нас от подобных рассуждений, характеризуея подобные идеи как ошибочные и бессмысленные. Ярким примеров является Петя Трофимов и его мысль о том, что он “выше любви”, которую он доказывает в диалоге с Раневской, в котором она, к слову, одерживает победу: «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотёпа» – говорит Любовь Андреевна и Трофимов, как будто подстверждая её слова, убегает и падает с лестницы. Кроме того, Петя Трофимов – человек, устремленный в будущее, и это его желание – лишь пелена, мешающая воспринимать жизнь настоящую. Чехов не приемлет прерывания связи с истоками, отчуждения от корней и неуважения к истории, ведь человек не мыслив без своего прошлого.
Важная идея, рассматриваемая как предупреждение – ответсвенность за свои действия и слова. Главную героиню пьесы – Любовь Андреевну отличают такие качества, как расточительство, легкомыслие, слабохарактерность. Гаев говорит о Раневской «сестра не отвыкла еще сорить деньгами» – бесконечные ненужные траты приводит к банкротству семью и являются одной из причин потери имения и вишневого сада. За внешним беспокойством за судьбы других, заботой, скрывается безразличие и равнодушие, которое можно объяснить свойственным Раневской легкомыслием и быстрой сменой чувств. Ярким примером подобного безответсвенного является и Гаев, брат Раневской, обещания которого беспочвенны и не выполняются, словесные излияния неуместны (монолог-обращение к предмету мебели «Дорогой, многоуважаемый шкаф!»), не воспринимаются всерьез, становятся объектом иронии, что ни соответствует, ни возрасту, ни положению персонажа.
«Вишневый сад» можно назвать пьесой-предупреждением по многим причинам: для Чехова бездействие, когда речь о судьбе страны – неприемлемо. Помимо этого великий писатель преподает читателям урок бескорыстного человеколюбия и утверждает, что крайне важно относится к окружающим людям с вниманием, пониманием и искренним участием.

Читать еще:  Эффективные упражнения для боков и талии. Зарядка для похудения живота и боков в домашних условиях

Почему пьеса Чехова «Вишневый сад» считается комедией: анализ произведения и позиция автора (3 фото)

Признаки комедии в литературном произведении

Задачей произведения комедийного жанра является стремление вызывать смех у читателя или зрителя благодаря приемам, обличающим традиционные общественные, социальные и личностные явления. Несмотря на простоту описания, именно этот жанр вызывает в среде профессионалов больше всего споров. Для достижения комического эффекта авторы используют самые разные приемы: гиперболу, литоту, пародию, сближение диаметрально противоположных явлений и вещей. Собственно, задача любой комедийной пьесы заключается в стимулировании читателя или зрителя взглянуть на привычные ситуации через иную призму, чтобы посредством контекстного значения заставить активизировать мысли и эмоции. Зачастую комедийные персонажи являются совсем не теми, за кого себя выдают и кем пытаются казаться.

Признаки комедии в «Вишневом саде» Чехова

В этом произведении автор использовал характерные для жанра признаки, приемы и средства. Все герои пьесы характерные и тщательно выписанные: легкомысленная сентиментальная Раневская, безынициативный и далекий от житейских треволнений Гаев, мнящий себя способным все купить владельцем мира Лопахин. Характеры персонажей переданы через ироническую призму: все они обладают своими достоинствами и недостатками и никоим образом не претендуют на звание глубоких личностей.

Их судьба (особенно это касается Раневской), не вызывает особенного трепета, сочувствия, волнения. Чехов ярко продемонстрировал в произведении представителей двух противоположностей: мыслящего исключительно цифрами Лопахина и легкой увлекающейся дворянки Раневской. Причем в рамках их взаимоотношений демонстрируется определенный исторический срез – время ухода дворянства как сословия из политической, экономической и культурной жизни страны и прихода на ее место принципиально нового класса – буржуазии. Смена приоритетов рассматривается автором как что-то вполне обыденное, простое, закономерное, поэтому не вызывает ощущения трагичности.

Читать еще:  Сборник идеальных эссе по обществознанию. Литературные направления - коротко о главном

Раневская и Гаев, время которых безвозвратно уходит, даже не пытаются переломить ситуацию и спасти дорогое для них имение, сдаваясь перед грядущим разорением и бедностью. Герои придерживаются «мудрой» позиции страуса в надежде, что все само как-нибудь разрешится, практически безразлично воспринимая складывающееся положение. Даже попытку Лопахина объяснить, как можно спасти вишневый сад, Раневская воспринимает поверхностно и безразлично. А Гаев лишь дает беспочвенные обещания обязательно что-то придумать, которым, естественно, не суждено сбыться. В пьесе отсутствуют конфликты, борьба, столкновение интересов, плюрализм мнений, что делает ее максимально похожей на обычную обыденную жизнь. В ней нет ни самоубийств, ни объяснений в любви, ни даже попыток отстоять собственную позицию.

Доказательством того, что «Вишневый сад» – комедия служит и множество незначительных забавных моментов: беседы Гаева со шкафом, несуразный Епиходов, «фокусница» Шарлотта Ивановна, кувырок Пети с лестницы и другие. Часто Гаев и Раневская предстают насколько оторванными от жизни, что напоминают осиротевших детей, которые попросту не знают, что им теперь делать и делать и как поступать.

Можно предположить, что свои произведения Антон Павлович называл комедиями, вкладывая в это определение примерно тот же смысл, что и Оноре де Бальзак, подразумевавший печально-иронический взгляд на поле человеческих жизней при определении цикла романов «Человеческая комедия».

Безусловно, в комедии присутствуют и драматические моменты. Но они сдаются перед натиском комического. Герои нередко плачут, но истинным проявлением печали – глубокой, человеческой выступают только моменты, когда Раневская беседует с Петей об утонувшем ребенке, неудавшийся разговор Вари и Лопахина и финальный эпизод, когда герои навсегда покидают имение.

Позиция автора при классификации произведения

Сам автор в переписке отмечал, что «Вишневый сад» – это комедия, а местами даже фарс. На что Станиславский ему ответил, что это не комедия и не фарс, а исключительно трагедия. И с тех пор споры по поводу жанровой принадлежности не стихают. Строго говоря, в пьесе отсутствуют такие обязательные для драматического произведения составляющие как трагическое состояние мира, неразрешимый конфликт между ним и главным героем, который обычно заканчивается смертью персонажа либо крушением его нравственных и морально-этических идеалов.

Но отсутствие в пьесе таких элементов никак не отменяет неоднозначный финал произведения: во время прощания с домом и милым сердцу садом Раневская символично прощается с собственной молодостью и счастьем. Будущее ее и Гаева размыто и безрадостно: помещица отправляется в Париж, где ее ждет непонятный статус, а Гаев – на работу в банк, где при его неприспособленности к жизни, неусидчивости и непрактичности определенно будут проблемы. Но надежда все же есть, как намекает нам автор: дочь Раневской Аня, «вечный студент» Петя Трофимов, как и сам автор, устремляются в будущее с надеждой, веря в добро, лучшее будущее, высшую правду и истинное счастье.

Источники:

http://www.poslovitza.ru/pochemu_chehov_nazval_pyesu_vishnevyj_sad_komediej.html
http://vk.com/wall-73631596_433
http://m.fishki.net/3140233-pochemu-pyesa-chehova-vishnevyj-sad-schitaetsja-komediej-analiz-proizvedenija-i-pozicija-avtora.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии