Почему роман герой нашего времени называют психологическим. «Герой нашего времени» – первый русский социально-психологический роман

Почему роман герой нашего времени называют психологическим. «Герой нашего времени» – первый русский социально-психологический роман

Герой нашего времени – первый русский психологический роман сочинение

Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».

Автору удалось исследовать то, как окружение влияет и непосредственно формирует личность человека, образ главного герой составлен по крупицам из изображений всего поколения молодежи тех времен.

Основной задача романа состоят в том, чтобы как можно ярче и детальнее показать состояние души Печорина, забраться в самые потаенные уголки, разобраться, что им движет. Несмотря на то, что хронология истории жизни главного действующего лица в романе нарушена, это никак не отражается на строгой и четкой хронологии повествования.

Главный герой обладатель критического мышления, незаурядного ума, воли и огромного стремления к свободе. Поражают его точнейшие оценки выходок людей.

Дневник Печорина очень важен нам для того, чтобы понять личность героя. Именно в своем дневнике Печорин словно «разоблачает» себя, становится понятно, чем обусловлена его злопамятность, желчность и скрытность.

«Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», – так пишет главный герой.

Хочется также отметить и то, что главному герою не чужды добрые побуждения, Печорин способен чувствовать сердцем, это проявляется в сценах гибели Белы, в объяснении с княжной Мэри.

Но Печорин делает все, чтобы скрыть свои истинные и искренние устремления за равнодушием.

Безусловно, он человек воли, силы, но только он скорее отрицательный герой нежели положительный. Его деяния направлены не на создание, а на уничтожение. Пустота высшего света, социально-политическая жизнь того времени «создали» главного героя, заглушили его возможности.

Многие действующие лица романа так или иначе страдают от действий Печорина. Бела лишается возможности вернуться домой, а затем погибает, княжна Мэри и Вера несчастливы, контрабандисты уезжают со своего места.

Печорин осознал, что в условиях господства такого общественного строя, хоть какие-то деяния, направленные на общее благополучия просто бессмысленны. Именно это и является основной причиной его маловерия, нигилизма и скепсиса. Главный герой просто – напросто страдает от бесцельной жизни, инстинктивно ищет идеал, но не видит его.

Также читают:

Картинка к сочинению Герой нашего времени – первый русский психологический роман

Популярные сегодня темы

У меня есть подруга. Она очень интересный человек. Мы часто проводим время вместе. Я могу сказать, что ее характер довольно мягкий, иногда она бывает вспыльчива, но в ней нет злобы.

Творческий труд Тургенева представить вкратце не лёгкая задача, очень сильно повлияли его творения на всю отечественную литературу тех времён. Он был известен за рубежом, его имя знали многие в Европе.

Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».

Как часто люди говорят, а потом думают. С такой проблемой встречался каждый человек. Мало того, каждый из нас, хоть раз в жизни, что-то сказал, а потом пожалел об этом. Перед тем, как что-то говорить другому человеку

Главным персонажем сказки Андерсена «Огниво» является обычный солдат. Он возвращается со службы домой. Впереди его ждёт новая жизнь.

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Читать еще:  Писательская деятельность. Может ли писательская деятельность дать финансовую независимость

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Урок 1. Тема урока:

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический

роман в русской литературе.

Цель урока: – пробудить интерес к роману М.Ю. Лермонтова.

напомнить учащимся об основных характерных особенностях жизни русского общества в 30-е годы XIX века, о судьбе молодого поколения этого времени;

познакомить с идейным замыслом романа «Герой нашего времени» и о последовавших литературно-критических отзывах на выход произведения;

прокомментировать важнейшие особенности произведения: психологизм романа и его композиция (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).

Тип урока – урок усвоение новых знаний.

Эпиграф к уроку:

«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои,

точно портрет, но не одного человека: это портрет,

составленный из пороков всего нашего поколения,

в полном его развитии»

I. Вступительное слово учителя.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был задуман автором в конце 1837 года. Основная работа проходила в 1838 году, и роман был полностью завершен в 1839 году. Вскоре в журнале «Отечественные записки» появилась его первые главы: повесть «Бэла» была напечатана 1838 году с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 года увидела свет следующая повесть – «Фаталист», а затем была опубликована и повесть «Тамань».

Своему новому роману М.Ю. Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Однако в 1940 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени».

1830 –1840-е годы в истории России, когда разворачивается действие произведения, – это мрачные годы, отметившиеся в истории как годы николаевской реакции, годы жесточайшего полицейского режима. Невыносимым было, прежде всего, положение народа, особенно трагичной была судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у молодого Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет никакого будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – это главные черты молодых современников писателя.

Лермонтову в своем произведении хотелось показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» является свидетельством его важности.

Оценивая роман М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцен писал: «В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».

Печорин – это богато одаренная натура. Герой совершенно не переоценивает себя, когда откровенно о себе говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов дает ответ на вопрос: почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и тем самым «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? Самое пристальное внимание автора обращено на главного героя, на раскрытие его сложного и противоречивого характера.

В своем предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Тем самым автор объясняет особенность своего произведения: «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.

В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение психологического романа: психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях.

Читать еще:  Чем прославился станиславский. Константин сергеевич станиславский - биография, информация, личная жизнь

назовите определяющие характеристики психологического романа.

Приемами создания психологизма могут быть самоанализ героя, оценка действий героя с позиций других персонажей, авторский анализ характера. В своем произведении Лермонтов пользуется всеми этими приемами, что делает произведение более глубоким.

Немного теории литературы.

Вспомните, пожалуйста, что такое сюжет произведения и фабула.

Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.

Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета в хронологическом порядке.

II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».

Беседа с классом

Какая из прочитанных повестей, составляющих произведение, произвела на вас наибольшее впечатление?

Расскажите о своем отношении к главному герою.

О каких событиях из жизни Григория Печорина мы узнали, прочитав главу «Бэла»?

От чьего имени ведется повествование в этой главе? Какую это играет роль в самом повествовании?

Кто такой Максим Максимыч, от имени которого ведется повествование в главе «Бэла»? Что вы о нем можете рассказать?

Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Григория Печорина?

III. Особенности композиции романа

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить уже известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции романа – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но именно образ главного героя становится объединяющим: он связывает все эти части в единый роман.)

5. Рассмотрим разницу между хронологическим и композиционным порядком, который наблюдается в романе.

Хронологический порядок такой: Печорин едет к месту своей службы, однако по дороге он останавливается в Тамани, затем по дороге к месту службы посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким был сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, которые описаны в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.

Хронологически повести должны быть расположены следующим образом:

5. «Максим Максимыч».

Однако М.Ю. Лермонтов в своем произведении нарушает порядок расположения повестей. В романе они следуют таким образом:

2. «Максим Максимыч».

Последние три повести представляют собой дневник главного героя, в котором показана история его жизни, написанная им самим.

1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?

2) О чем заставляет задуматься читателя такая композиция произведения?

3) В какой форме написаны первые две повести? Что особенного в последующих трех повестях?

Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».

Таким образом, выбранная композиция романа предоставляет автору следующие возможности:

– максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

– проследит историю его внутренней жизни;

– образ Печорина в романе раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане его внутреннего раскрытия.

Читать еще:  Сообщение про дмитрия хворостовского биография кратко. Дмитрий Хворостовский: биография и семья

IV. Литературно-критические отзывы на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. С. Бурачек : Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев : «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский : «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен : «Печорин – «младший брат Онегина».

1) Кто из литературных критиков, по вашему мнению, более объективен в оценке Григория Печорина?

2) Как сам автор говорит о своем герое в предисловии?

(«…Герой нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)

1 . Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить все ее части.

Почему роман герой нашего времени называют психологическим. «Герой нашего времени» – первый русский социально-психологический роман

Почему роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» назван критиками социально-психологическим?

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из первых русских произведений, в котором изображено испорченное светское общество. На мой взгляд, М.Ю.Лермонтов ставил перед собой цель раскрыть сущность дворянской среды 19 века. И стоит заметить, что автор оригинально подходит к задаче: описывая характерные черты одного из представителей дворянского общества, автор изображает особенности целого поколения. Не зря многие критики назвали этот роман социально-психологическим.

М.Ю.Лермонтов еще в заглавии отразил главную тему реалистического произведения. Несмотря на двоякое значение романа, читателю, просмотревшему предисловие книги, становится ясно: автор говорит о «герое» как о человеке, который воплощает в себе характерные, типичные черты определенного времени. Автор задался целью показать натуру людей 19 века через описание «истории души» одного из типичных представителей этого общества. Не случайно большую часть романа составляет «Журнал Печорина», в котором рассказчиком выступает главный герой. Именно в дневнике Печорина отражается внутренний мир героя: что его беспокоит, как он относится к окружающим, что подвигло его на тот или иной поступок. Из автобиографии Печорина мы понимаем, что главный герой является типичным представителем общества 19 века. Ведь он с детства воспитывался в этом обществе, поэто

Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 0 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 10 из 14

Анна Геннадьевна Маслова

1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию, сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния, но не все те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны.
2. В со­чи­не­нии ис­поль­зу­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния; ошиб­ки и неточ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
3. Текст не при­вле­ка­ет­ся, суж­де­ния тек­стом не обос­но­вы­ва­ют­ся. Есть толь­ко от­дель­ные упо­ми­на­ния о пер­со­на­жах, но нет кон­крет­ных при­ме­ров пси­хо­ло­ги­че­ских опи­са­ний внеш­но­сти, по­ступ­ков, мыс­лей ге­роя, нет крат­ко­го пе­ре­ска­за и ана­ли­за эпи­зо­дов, нет ци­тат с ком­мен­та­ри­я­ми к ним.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. Ре­че­вые ошиб­ки от­сут­ству­ют.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/geroj-nashego-vremeni-pervyj-russkij-psihologicheskij-roman
http://infourok.ru/geroy-nashego-vremeni-m-yu-lermontova-perviy-psihologicheskiy-roman-v-russkoy-literature-3889779.html
http://neznaika.info/check/lit-write/3188.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии