Почему плоский юмор считается примитивной формой шутки? Когда поют лопаты. Почему люди шутят плоско

Почему плоский юмор считается примитивной формой шутки? Когда поют лопаты. Почему люди шутят плоско

8 видов юмора. Как отличить здоровый юмор от прочих других

Смех – лучшее лекарство, а юмор продлевает жизнь. Но почему же люди так редко “создают” юмор и даже боятся его? Многие (в том числе и психологи) стараются избегать юмора в межличностной и социальной жизни, как мне кажется из-за путаницы в контекстах юмора. То есть, в понимании такта, вида юмора и его уместности.

Кроме того, в условиях напряженности, скопившихся непонятных чувств – боязнь шутить – это еще страх быть осмеянным самому.

Однако, чем бояться юмора и довольствоваться пассивным созерцанием юмористов на экране, лучше “распутать клубок” юмора и двигаться от “негативных” к “позитивным” формам юмора, развиваться, становиться наблюдательнее к себе и другим.

Вот 8 основных форм видов/контекстов юмора, которые встречаются в повседневной жизни. Начиная с вида №6, юмор требует работы на собой и, действительно, приносит позитивные плоды в отношениях и жизни. Рассматривая “ингридиенты” юмора, Вы сможете понять, что стоит за юмором и смехом в конкретной ситуации.

Некоторых в детстве обидно высмеивали.

“Смешной – значит глупый, несерьезный, не вызывающий доверия”.

“Выгляжу смешно – значит объект насмешек”

“Смеюсь – значит надсмехаюсь” (страх обесценить другого).

Это когда “юмор” используется как элемент уязвления, агрессии, унижения.

Ключевой ингредиент: агрессия, обернутая в юмор или сатиру.

Именно такого юмора мы боимся, и поэтому часто не шутим, мы ожидаем, что юмор может быть воспринят именно так.

Высмеивание в межличностных отношениях деструктивно, но страх высмеивания без видимых на то причин – фактор, который серьезно сдерживает наше развитие : мы не можем быть раскованными, свободными.

Похоже на обесценивание, но здесь попытка сделать кого-то или что-то “маленьким”, не значащим для себя из-за невозможности достигнуть, конкурировать, получить желаемое, из боязни неудачи.

Ключевой ингредиент: зависть, страх, чувство конкуренции.

Однако, в специальных случаях, смех может быть помощником в борьбе со страхом. В трудных ситуациях или переговорах можно мысленно представить оппонента “смешным”, сделать его образ легче для себя. Тогда переговорная ситауция станет субъективно менее страшной.

Похожий (только без юмора) случай описан в “Алисе в стране чудес”, когда в зале суда Алиса начала расти, а все окружающие – уменьшились до размера игральных карт.

Это попытка компенсировать “неравный вес” с “сильными фигурами” (во сне Алисы – королевой, “судом”), освободиться от пут “навязывания”. Авторитетные фигуры становятся “маленькими” и “ничтожными” – так детская психика пытается совладать с проблемами общения со взрослыми, когда последние оценивают или осуждают.

3. Защита от тревоги.

Тревога – смесь стыда, вины, страха в разных пропорциях.

Иногда, будучи напряженным, человек и особенно группа может “нервно захихикать”.

Подобный защитный юмор направлен на разрядку накопившейся тревоги и напряжения. Несмотря на то, что этот смех действительно полезен, важно разобраться, что стоит за тревогой и неловкостью.

Иногда бывает сложнее, человек в депрессии может пытаться найти в юморе утешение, см. п. 5.

4. Смех над Другими/Чужими.

Посмеяться над другими, чужими, “не такими как мы” – это совладение с чувствами “группового нарциссизма” – создание группового фольклора, элемент группировки и дружбы против другого или других.

Такой юмор может быть и вполне безобидным. Когда, к примеру, близкие профессии подсмеиваются друг над другом: маркетологи над продавцами, гештальт-терапевты над психоаналитиками и т.д.

Глубинная причина здесь не высмеивание других, а скорее поиск отличий себя от других, сборка своей идентичности, отделения “мы” от “они”.

Стержневой ингредиент этого юмора – “нарциссизм малых различий”, описанный Фрейдом.

Если шутить не обидно, то подшучивание – не провокация “войны”, а напротив – ее профилактика.

А вот ингредиенты, которые все портят: обида, обвинение в своих несчастьях, поиск виноватого, зависть. В худших формах превращается бытовую нетерпимость, или, в масштабах, даже в мощное идеологическое оружие, в. том числе примитивной пропаганды.

5. Юмор как пассивная реакция на юмор.

Пример – чрезмерное внимание к юмористическим передачам, сценам, в которых юмор заранее срежессирован. Эффект от этой “таблетки” – утешение, но, в целом, это довольно пассивное занятие, в котором атрофируются собственное чувство юмора и креативность. Повторение и поиск “популярных анекдотов” или мемов популярных стендап-шоу не раскрывают креативности, “юмора внутри”. “Украденные” шутки – всего лишь признак неспособности создавать “юмор здесь-и-сейчас” самому. Кроме того, некоторые люди впадают в зависимость от “чужого юмора”.

Читать еще:  Александр гудков камеди вумен личная жизнь. Александр Гудков: биография, личная жизнь, фото

Нужно задуматься: отчего эта таблетка? Желание понравиться, быть остроумным, но не желание делать свой ум острым, а пользоваться чужим? Бегство от “ужасной” жизни? Потреблять юмор важно – это приносит позитивные эмоции! Но чрезмерная зависимость от юмористических медиапродуктов – это сигнал для вопросов к себе.

6. Разрядка повседневной тревоги и пафоса в повседневности.

Пробивать стены могут только камни, а камни не улыбаются. Напряженность и ритуализация делают людей “серьезными”. Желание иметь “важность”,

как часть социальной силы. Юмор помогает снять “напряженность” и часто нейтрализовать конфликт, хорошая профилактика отношений, снижение градуса депрессивности или наоборот излишней экзальтации.

В отличие от п.3 – этот юмор – активный, не пассивный.

Разрядка повседневных небольших тревог дает легкость, облегчает общение, дает возможность “отстраниться” – посмотреть на явление, на ситуацию как бы со стороны (чем не коучинг?). Создание юмора из контекста – из ситуации “здесь и сейчас”.

Может быть безобидным “оружием” в повседневной защите. Классический пример – с Ломоносовым.

“На камзоле Ломоносова продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу: «Ученость выглядывает оттуда. »

«Нисколько, сударь, – немедленно ответил Ломоносов, – глупость заглядывает туда!»

7. Добрый юмор как элемент терапии и поддержки.

То, что делал (и чему учил), как мне кажется, психотерапевт Фрэнк Фарелли.

Умение добрым юмором коснуться характера, черты, поведения, проявлений другого человека, но сделать это безобидно – очень трудный навык.

Как работает такой юмор? Если у человека есть “слияние” с проблемой, то он воспринимает себя и проблему одинаково – слишком серьезно и “слитно”, “целиком вместе с собой”, как если бы это была его собственная грыжа.

Но с помощью юмора можно “уменьшить”, а главное “отделить” проблему, сделать ее легче, а значит – дать ресурс для ее преодоления.

Психологи называют “эго-синтонной” черту характера человека, которая раздражает других, в то время как человек ее “не замечает”. Умелый юмор помогает мягко “подстветить” часть “поведения человека”, сделать ее заметной, но, одновременно легкой, с грузом которой можно легче расстаться.

Хорошие ингредиенты: особая тонкая наблюдательность, чувство такта, рефлексивность, искренность.

Плохие ингредиенты: обида, зависть и другие непроявленные, неосознаные реакции на людей, которые ведут к п.1-4.

Дается легко тем, кто готов лучше узнавать себя и не боится посмеяться над собой.

Хорошие ингредиенты – рефлексия, самонаблюдение, искренность.

Хорошая возможность посмеяться над своими недостатками, привычками, глупостями.

Микротерапия своего нарциссизма, “налета славы”, “надменности”, стыда или сомнений.

Способность к самоиронии показывает человека зрелого, открытого, способного быть “уязвимым”. Важная часть личностного роста.

Плохой ингредиент: прикрытая самоиронией попытка посмеяться над собой, “чтобы не смеялись другие” (п.1).

В фильме “Тот самый Мюнхгаузен” барон говорит одну из ключевых фраз “Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь. “.

Овладевая своими чувствами, эмоциями самостоятельно или с психологом, мы можем учиться использовать “развитые” формы юмора в повседневной жизни (п.6-8), которые облегчают общение, создают легкость и непринужденность, которых, порой, так не хватает.

Почему плоский юмор считается примитивной формой шутки?

Передается генетически или же формируется в течение жизни хорошее чувство юмора? Этот вопрос остается открытым до сих пор. Специалисты склонны считать, что тяга к юмору передается нам от рождения как и темперамент. Если рассматривать юмор с интеллектуальной точки зрения, то выясняется, что между образованностью и желанием пошутить нет прямой связи. Многие умные люди или не умеют смешить, или не понимают шуток, в то время как люди со средним образованием мгновенно реагируют на ироническую комбинацию слов.

Разберемся подробнее, что такое юмор. Единицей юмора является шутка, во главе которой стоит парадокс — основной генератор смешного. А чувство юмора — это умение воспринимать парадокс. У всех людей заложена эта способность, но ее особенность обуславливается тем, что парадокс бывает простым и сложным.

Читать еще:  Что делают хиппи. Субкультура Хиппи: Дети цветов за свободную любовь (всё о движении, фото)

Что можно назвать плоским юмором?

Человек с тонким чувством юмора с легкостью усваивает сложные парадоксы. С развитием личности двигается вперед навык остроумия и самоиронии. В итоге он бракует простые парадоксы, называя их очевидными, тупыми и неразвитыми. Попытки грубо или невпопад пошутить принято называть плоским юмором.

Вообще шутят для того, чтобы развлечь других, понравиться противоположному полу. Порой способность шутить становится способом заработка. Зачастую выступления известных юмористов набирают огромные аудитории.

Если временами попытка рассмешить не вызывает ответного смеха, а многие от нее испытывают неловкость, то говорят, что она провалилась. Плоская шутка, исходящая от собеседника (как правило), не вызывает к нему симпатий, скорее, характеризуя его как человека недалекого и невоспитанного.

Что является смешным?

Почему над одними шутками смеются, а другие не воспринимаются? Многое зависит от окружения, принадлежности к определенной нации, возраста и так далее.

Юмор советских времен также может показаться современному поколению непонятным. Люди, выросшие в пресловутые нулевые годы, не смогут по достоинству оценить тонкий интеллектуальный юмор героев комедии Эльдара Рязанова. Для многих Женя Лукашин (все помнят фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!») — это неудачник, который не может разобраться с двумя женщинами, а герои комедии «Гараж» в глазах современного поколения выглядят нелепо в своей борьбе за «кусок металлолома». Для достойной оценки сюжета необходимы элементарные познания быта и нравов советской эпохи.

Но сегодня не приходится удивляться, что современные свободные попытки шутить старшему поколению кажутся юмором плоским или ниже пояса. Иногда и грубая шутка бывает смешной, с той лишь разницей, что от нее хочется поскорее отречься и забыть.

Исследования ученых

Недавние исследования ученых привели к взаимосвязи между юмором и болью. Как оказалось, зоны, отвечающие за боль в головном мозге человека, мгновенно реагируют на шутки.

Не на пустом месте возникло понятие, что лучшие юмористы и клоуны — это люди, склонные к депрессиям и суициду. Но в большинстве случаев чувство юмора помогает приспособиться к реальности. Удачная шутка в новом коллективе облегчит людям задачу сближения и адаптации.

Армейские шутки

Примитивная форма юмора, например, торт в лицо, издевательство над внешностью человека или его характером, направлена на подавление личности. Такая форма встречается в изолированном обществе: армии, тюрьме, даже в школьном коллективе.

Рассмотрим примеры плоского юмора, особенно армейского: «Здесь вам не тюрьма. Два года оттрубил и свободен!», «Ешьте суп, а то заболит живот. Вы тогда даже армии нужны не будете», «Ефрейтор Сидоров, оставьте свои плоские шутки для дурочки без погонов!», «Забор два дня как упал, так до сих пор и стоит», «Если не знаете, то надо посидеть, подумать, или постоять, послушать», «Если хотите что-то сказать, стойте и молчите».

Подобных сюжетов множество. Интересно, что люди недалекие, любящие задеть шуткой за живое другую личность, скорее, так характеризуют себя. Не секрет, что тонкий юмор делает человека загадочнее и интереснее.

Расскажи шутку — и я скажу, кто ты

Юмор — это отличный показатель интеллекта, поэтому и существуют шутники разного уровня. Есть Джордж Карлин, например, а есть «Камеди Клаб» или, прости господи, «Аншлаг».

1. Юмор жестов и мимики

Самый примитивный вид юмора — это юмор жестов. Он применим для людей, совершенно неспособных воспринимать речь. Человек сначала учится читать по слогам, потом — бегло; примерно то же самое со способностью слушать и усваивать информацию. Немалое количество людей слушает по слогам, и если шутка длиннее 3–4 слов, то нет никаких шансов вызвать какую-то реакцию у такого человека. Поэтому есть популярный Петросян и был популярный Задорнов, хотя второй намного выше по уровню юмора.

Маленьких детей можно легко рассмешить, просто скорчив гримасу на лице или быстро сгибая палец. В возрасте 2–3 лет это кажется смешным; на этом уровне человек может и застрять до самой старости. Чуть ли не половина всех номеров, например, в «Камеди» строится на этом юморе жестов и мимики. Выводы делай сам.

2. Сортирный юмор

Всевозможные шутки на тему испражнений, быдловста, связанного с алкоголем, и пошлятина — всё это хотя и не является юмором жестов, но находится на таком же низком уровне. Поэтому они и нашли золотую комбинацию на ТВ. Ведь телевизор в большинстве своём смотрит именно такой контингент. Часто на это дно загоняется и чёрный юмор, но вообще-то он может быть очень разным. Поэтому не стоит включать его в список примитива по умолчанию. Люди могут отпускать чёрные и при этом очень тонкие шуточки, хотя это и редкость.

Читать еще:  Что общего у петра гринева и швабрина. Что общего у Гринева и Швабрина? Сравнительная характеристика

3. Плоский юмор

Пример плоского юмора — это всевозможные блогеры-обзорщики и проходные молодёжные комедии. Такой юмор не вызывает острого отвращения как первые два примера, но и вызвать даже простую улыбку он едва ли способен. О здоровом смехе и речи быть не может — сложно вообще вспомнить фильм, который заставил бы зрителя искренне смеяться. Смех в кино не считается — это просто эффект толпы. Для достижения такого эффекта и внедряют закадровый смех. Вдумайся, насколько нелепо это ноу-хау: фильм или сериал демонстрирует зрителю несмешную шутку, а закадровым смехом сообщает, что это смешно. Смейся, давай!

Кстати, запомни раз и навсегда: несмешная шутка, произнесённая трижды, не становится от этого в три раза смешнее. Если после твоей попытки окружающие не хватаются за животы и не лопаются от смеха, не нужно повторять, думая, что тебя не поняли или не услышали. Не смеются именно потому, что услышали и прекрасно поняли. Ситуация справедлива и в обратном направлении: ты совсем не обязан смеяться над тупой шуткой кого бы то ни было. Не насилуй себя.

4. Локальный юмор

Один из самых классных видов юмора — это локальный юмор, сформировавшийся в пределах какой-то небольшой группы людей. Это может быть профессиональный юмор в рамках рабочего коллектива или даже целой профессии; может быть просто юмор старой компании друзей детства. В общем, это такой юмор, от которого одни ржут как кони, до боли в затылке, а другие, кто не в теме, вообще не понимают, о чём речь. Такой юмор и такие компании нужно беречь. Но не тащи его в чужой монастырь: там его не поймут, и там он никому не нужен. Оставь эту отдушину себе — будь эгоистом.

5. Ирония и сарказм

Ирония и сарказм — ребята серьёзные. Это юмор высокого порядка. Высшая лига, так сказать. Проблема в том, что большинство людей в принципе и значения этих слов не понимает. Но сила, например, сарказма в том, что он достигнет цели независимо от уровня понимая жертвы, ведь сарказм не ставит своей целью рассмешить всех, у него нет цели всем нравиться. Сарказм — это злой брат-близнец иронии, которая обязательно так же изящна и тонка, но носит скорее нейтральный характер.

Ирония и сарказм никогда не оскорбляют напрямую, крайне редко опускаются до обсуждения внешности и шуток над ней. Эти двое изучают предмет, выискивают скрытые уязвимости и колют туда. Ирония — мягко и по-доброму (хотя многие на неё обижаются), сарказм — скорее высокомерно, хотя это высокомерие обычно носит наигранный характер. В любом случае и то, и другое является скрытой шуткой, насмешкой. В идеале объект вообще не должен понять, что был атакован иронией или сарказмом, но это должны понять окружающие. Если ты способен на такое, знай: это большая редкость. Можно сказать, талант. Впрочем, есть у иронии и сарказма проблема: у них дурное воспитание. Иногда они совсем не замечают, как переходят черту, и уж, конечно, никакого чёрного юмора для них не существует в принципе. Они воспринимают его как самый обычный юмор, ничем таким не выделяющийся.

6. Самоирония

Высший ранг в юмористической иерархии занимает самоирония. Редкая способность человека с юмором посмотреть на самого себя, на собственные недостатки или глупые поступки. Произнести самоироничную шутку вслух вообще способны единицы — поговаривают, что этот дар был утерян человечеством вовсе. Самоирония отличается от самоунижения тем, что после неё смеются не над тобой, а вместе с тобой.

Источники:

http://www.b17.ru/article/89804/
http://fb.ru/article/356768/pochemu-ploskiy-yumor-schitaetsya-primitivnoy-formoy-shutki
http://brodude.ru/rasskazhi-shutku-i-ya-skazhu-kto-ty/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии