Почему печорин стал безразличен ко всему. Читаем роман и рассматриваем его проблемы: “Герой нашего времени”, М.Ю, Лермонтов

Почему печорин стал безразличен ко всему. Читаем роман и рассматриваем его проблемы: “Герой нашего времени”, М.Ю, Лермонтов

Проблематика романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблемы)

Михаил Юрьевич Лермонтов является тем автором, чьи произведения не теряют своей большой актуальности даже сегодня. К ним относится известный во всем мире роман под названием «Герой нашего времени». данное произведение входит в школьную программу.

Каждое произведение поднимает определенные темы и проблемы, анализирует их. «Герой нашего времени» не является из ряда вон выходящим.

В данном произведении Михаил Юрьевич Лермонтов поднимает большое количество тем и проблем.

Одной из основных проблем романа является проблема счастья. Когда человек может быть счастлив? При соблюдении каких правил, условий? Главный герой, которого Лермонтов окрестил Георгием Печориным постоянно, в течении всего рассказа сталкивается нос к носу с этим вопросом. Он приходит к выводу, что не является счастливым, ибо у него отсутствует любовь и интерес к жизни, у него нет настоящих друзей, интересных единомышленников. Эта большая проблема для Печорина и она отлично раскрывается на протяжении произведения. Читая книгу, можно прийти к выводу, что счастье, которое так ищет Печорин в любви, дружбе, душевном равновесии. Это нелегко было найти во времена персонажа.

Также поднимается в произведении тема любви. Печорин, был несчастливым также из-за отсутствия человека, который его любит. Он пытался отыскать его в Бэле. Но только лишил девушку счастья собственного и нарек на ее беду, да с ней и смерть. Это грустно. Герой, ища свою любовь, свое счастье и призвание в жизни, делает несчастливыми других людей, ломает им судьбы. И это проблема. Проблема поколения Лермонтова и Печорина.

Также в главе «Фаталист» поднимается тема судьбы человека и ее предрешенность.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова также подняты вопросы нравственности, а не только философии. Герой постоянно становится перед выбором: добро или зло, смерть или жизнь. Он ищет счастье, любовь. На примере Печорина нарисована хронология души человека. Этот персонаж у писателя получился максимально правдоподобным.

Мне кажется, что, прочитав произведение Михаила Юрьевича, каждый решит для себя много проблем.

Вариант 2

В романе Михаила Лермонтова представлено несколько проблем. Самая главная из них – поиск главным героем смысла жизни. Печорин всё время спрашивает себя об этом и не может найти ответа. Он представляет собой незаурядную личность. Это умный и сильный человек. В то же время Григорий не может найти применения своим способностям. В душе молодого человека разлад. Его постоянно преследует скука и хандра. У героя нет цели в жизни. Он непостоянен в своих стремлениях и делах: ему быстро всё надоедает. От неудовлетворения в жизни, Печорин тратит свою энергию на интриги и бессмысленные поступки. Он циничен и жесток, относится ко всему скептически.

Ещё одна проблема – одиночество героя. У Печорина, практически, нет друзей. С теми же, кто к нему тянется, он холоден и безучастен. Своим равнодушием Григорий наносит обиду Максим Максимычу, который любит его, как родного сына. Наиболее близок ему по духу доктор Вернер, с которым он состоит в приятельских отношениях. В то же время, Печорин не хочет назвать его своим другом, потому что предпочитает независимость в отношениях. Из-за своего честолюбия убивает на дуэли бывшего сослуживца Грушницкого.

Несчастлив Григорий и в любви, хотя красивая внешность и уверенность в себе привлекают к нему женское внимание. Он знает, как завладеть сердцем девушки и успешно применяет эту тактику в жизни. Многие красавицы влюблены в него, но Печорин не любит – никого. Он не считается с чувствами девушек, безжалостно играет их судьбами. Подчинив волю красавицы себе, Григорий быстро теряет к ней интерес. Он доводит Мэри до нервного истощения, вносит разлад в семью Веры, а Бэлла по его вине трагически погибает. Всё потому, что Печорин – чёрствый эгоист, притягивающий любовь к себе и ничего не отдающий взамен. Свободу он понимает, как вседозволенность. Печорин не способен ни любить, ни быть верным другом. Он всё время находится в поиске счастья, но в его душе так и не наступает гармонии.

Другая проблема героя – самобичевание, не приносящее плоды. Печорин смотрит на себя, как бы со стороны, всё понимает и осуждает свои поступки. Это доставляет ему невыносимые страдания. Однако работать над своими ошибками Григорий не собирается и не прислушивается к добрым советам окружающих. Иногда у него возникают добрые порывы, но ненадолго.

Следующая проблема – вера и безверие. Печорин пытается найти ответы о судьбе человека: предопределена она свыше или каждый сам может управлять ей. Эксперименты над жизнью, поставленные им с приятелями, доказывают, что от человека ничего не зависит. Однако Печорин по-прежнему сомневается в истине. Он авантюрист и постоянно испытывает судьбу, не желая быть игрушкой в её руках. Безверие является причиной оскудения его души, неумения любить людей.

Читать еще:  Можно ли назвать личность андрея соколова героической. Cочинение «Героическое и трагическое в рассказе М.А

Проблемы главного героя характерны для целого поколения того времени. Общество влияет на формирование мировоззрения человека. После декабрьских событий нововведения в стране были запрещены и подавлялись властью. Молодые люди из дворян не могли найти применения своим знаниям, способностям, энергии.

Роман не потерял актуальности и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы произведения Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» является старинным русско-народным произведением. Она отличается небольшим объемом, поэтому ее легко запомнить.

Алеша. Мальчик родом из провинции, лет девяти-десяти, которого родители отвезли в Петербург и отдали в пансион. Алеша чувствует себя очень одиноким, особенно по субботам и воскресеньям, когда его товарищи р

Бунин – умелый на описание любовных отношений художник, каких только вариаций отношений между мужчиной и женщиной не увидишь в его произведениях. Иногда рисуются сюжеты полностью фантастические

Каждый имеет право на ошибку. И это высказывание верное. Не всегда возможно поступить с первого раза правильно, если сомневаешься в выборе действия. Ошибки учат, они дают бесценный опыт.

Написал однажды Г-Х. Андерсен волшебную сказку – «Снежная Королева». И это произведение запомнится каждому, кто его прочитает хотя бы один раз.

Вопрос 10. Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

ПЛАН ОТВЕТА

1. Нравственные проблемы времени.

2. Образ Печорина — сюжетообразующий персонаж романа и воплощение нравственных проблем времени.

3. Нравственная деградация Печорина.

4. Трагизм Печорина — трагизм времени.

5. Роман Лермонтова — «история души человеческой».

1. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1837—1840) — вершина творчества писателя. Это социально-психологический роман, в котором основной задачей автора было создание образа современного ему человека, исследование души человеческой. Автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. В предисловии к роману главный герой — Печорин — характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Автор, перекладывая часть вины на общество, на среду и воспитание, в то же время не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой — в преодолении индивидуализма, порожденного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих.

2. Сюжетообразующим персонажем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выступает Печорин. Его образ проходит через весь роман и связывает все его части. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание захватило его с такой силой, что «еще минута» — и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетенным. Нельзя сомневаться в его симпатиях к сосланным на Кавказ декабристам. Ведь это о них сказано в его дневнике, что жены кавказских властей «привыкли. встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Именно их он имеет в виду, когда говорит о приятелях Вернера — «истинно порядочных людях».

Но благие стремления Печорина не развились. Ничем не сдерживаемая социально-политическая реакция, душившая все живое, духовная пустота высшего общества исказили и заглушили возможности Печорина, невероятно изуродовали его нравственный облик, страшно снизили свойственную ему жизненную активность. Вот почему Белинский назвал этот роман «воплем страдания» и «грустной думой». Печорин понял, что в условиях самодержавного деспотизма для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему безудержный скептицизм и пессимизм, убеждение, что жить «скучно и гадко». Сомнения опустошили Печорина до того, что у него осталось только два убеждения: рождение — несчастье, а смерть неизбежна. Разошедшийся со средой, к которой он принадлежит по рождению и воспитанию, обличающий ее, он творит жестокий суд над собой. Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин спрашивает: «Зачем я жил? для какой цели я родился?»

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого, деспотичного эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже себе. По словам Белинского, «алчущий тревог и бурь»,бешено гоняющийся за жизнью, «ища ее повсюду», Печорин проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья. «Наполеоновская проблема» — центральная нравственно-психологическая проблема романа Лермонтова «Герой нашего времени», это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несет несчастье другим, но и сам несчастен.

Читать еще:  Уйгурский музыкально драматический театр открылся. Театральная энциклопедия - уйгурский

3. В повести «Бэла» Печорин предстает безжалостным и черствым человеком. Он похищает Бэлу, не задумываясь о том, что вырывает ее из родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь сильной любовью, но Печорин не испытывает ее. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. мне с нею скучно». Герою безразличны чувства других. Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего не хватает Печорину. Если судить о Печорине по повести «Бэла», то это чудовище, которое, не задумываясь, жертвует и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой. Но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его собственными глазами. И если в повести «Бэла» повествование ведется от имени Максима Максимыча, то в «Тамани» оно переходит к самому Печорину. Именно в этой новелле появляется полный и четкий психологический портрет героя. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяют Янко, «ундина», слепой мальчик. Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне закона. И Печорин позволяет себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов», заставляет их бежать, бросив дом и слепого мальчика. Печорин чужой и в этом мире. Он нигде не может найти себе пристанища.

Основное раскрытие характера Печорина происходит в повести «Княжна Мери». Рассказ о событиях ведет сам герой — это его исповедь. Здесь мы видим не простое повествование, а анализ поступков, совершаемых героем. Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает его, убивает Грушницкого на дуэли, разбивает сердце Мери, нарушает наладившуюся жизнь Веры. Он пишет о притягательности «обладания душой» другого человека, но не задумывается над тем, есть ли у него право на это обладание. Печорин одинок в этом обществе, и после отъезда Веры и объяснения с Мери его уже ничто не связывает с людьми этого круга. «Насыщенная гордость» — так определено им человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной прихоти, без долгих раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и погубил. Им кровно обижен Максим Максимыч. Ради пустого любопытства разорил он гнездо «честных контрабандистов», нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери. Роман заканчивается главой «Фаталист». В ней Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное — моральные ориентиры, систему нравственных ценностей, идею духовного равенства. Победив в схватке с убийцей, Печорин впервые проявляет свою способность действовать для общего блага. Таким итогом автор утверждает возможность осмысленной деятельности. Еще один нравственный закон: уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он ощущает себя сильным. Печорин, по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого», — рассуждает он. «Я иногда сам себя презираю. Не оттого ли я презираю и других?» Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой». Он говорит о том, что «его душа испорчена светом», разорвана на две половины, лучшая из которых «высохла, испарилась, умерла, тогда как другая жива к услугам каждого».

«Дневник Печорина» — это исповедь главного героя. На его страницах Печорин говорит обо всем по-настоящему искренне, но он полон пессимизма, так как развитые обществом пороки и скука толкают его на странные поступки, а природные задатки его души остаются невостребованными, не находят себе применения в жизни, поэтому в характере героя существует двойственность. По собственному признанию Печорина, в нем живут два человека: один совершает поступки, а другой — смотрит со стороны и судит его.

4. Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту. Но свободы моей не продам». Но истинной свободы — свободы духовной — он не знает. Он ищет ее в одиночестве, в бесконечных скитаниях, в перемене мест, то есть лишь во внешних признаках. Но везде оказывается лишним.

Читать еще:  Легковесное отношение к глубинным вопросам человеческого бытия. Виды любви в художествненной литературе

5. Лермонтов в романе уделяет особое внимание психологическому миру, «истории души» не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц. Лермонтов впервые в русской литературе наделил действующих лиц романа способностью глубокого самоанализа. Покоряя психологической правдой, он показал ярко индивидуального, исторически конкретного героя с четкой мотивировкой его поведения.

Причины хандры Печорина

«Герой нашего времени» — не просто первый психологический роман в России, но и настоящая «история души человеческой». М.Ю.Лермонтов в своем произведении неоднократно показывает поиски героя, его переживания, метания, разочарования. Главному герою, Григорию Александровичу Печорину, очень мешает собственный эгоизм и неправильное отношение к жизни и ее ценностям, что и приводит к скуке.

В главе «Бэла», при разговоре с Максимом Максимычем, Печорин откровенен, заявляя, что у него «несчастный характер». В этом монологе раскрываются многие стороны его загадочной личности и причины частой хандры. Он с горечью говорит о том, что часто является причиною несчастья других, а за что бы он ни начинал браться – всё быстро наскучивает и разочаровывает. Печорин упоминает о том, что ожидал новых впечатлений от Кавказа – но и здесь к нему снова явилась скука, а влюбленная в него красавица Бэла уже надоела ему. Печорин замечает:

«Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

В юные годы Печорин наслаждался жизнью исключительно благодаря деньгам, полагая, что все удовольствия можно только купить. «Лакеи и деньги» — вот то, что действительно необходимо, такова жизненная установка героя.

В окончании журнала Печорина, в главе «Княжна Мэри», снова представлен монолог героя. Читатель узнает, что все качества, присущие герою, сформировались еще в детстве от череды разочарований и болезненных моментов. Он признается в том, какое глубокое влияние оказало на него общество:

«Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен…».

Непонимание обществом с самых ранних лет очень ранило героя, он признается, что его любовь к миру превратилась в ненависть ко всему.

Писатель, говоря о следующей встрече Печорина с Максимом Максимычем, намеренно подчеркивает их разное восприятие друг друга. Максим Максимыч, «бегущий было что есть мочи», хочет обнять Печорина изо всех сил, настолько был рад его снова увидеть. Но Печорин встречает его с довольно холодной улыбкой, лишь протягивая руку. «У каждого своя дорога…», — заявляет он ему на прощание. Так Лермонтов хотел показать то, насколько выше себя ставит Печорин в отношениях с Максимом Максимычем, что ему чуждо чувство привязанности к другому человеку.

Жесток и хладнокровен Печорин и в отношениях с женщинами, что тоже приводит к хандре и скуке, которые так часто одолевают его. Утраченный вкус к жизни он хочет найти в дикарке Бэле, намеренно влюбляет в себя княжну Мэри и беспощадно расстается с ней, слыша от бедной девушки в ответ: «Я вас ненавижу». С болью осознает Печорин потерю Веры только тогда, когда понимает, что больше никогда не увидит ее.

Герой не видит смысла в дружбе и честно признается, что не умеет дружить:

«…Мы сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…».

Ему везде хочется быть лидером, подчинение или уступки кому-либо – совсем не по душе главному герою.

Под маской равнодушия и холодности Григорий Печорин стремился скрыть свою тонкую поэтическую натуру. Он по-прежнему остается для читателей загадочной личностью. Этот человек по-своему достоин сожаления, он не бесконечно положительный или отрицательный, в нем огромный спектр самых различных качеств. Но именно чувство хандры, усталости, разочарования в жизни придают личности героя еще больше трагичности и несостоятельности.

Статьи в тему:

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/problemy-proizvedeniya-geroj-nashego-vremeni
http://studopedia.ru/17_83445_vopros–nravstvennie-problemi-v-romane-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni.html
http://geroy-nashego-vremeni.ru/sochineniya/prichini-handry-pechorina/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии