7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему мы не помним прошлые жизни и раннее детство? Почему мы не помним наши сны (и еще несколько важных фактов о сновидениях).

Почему мы не помним наши сны (и еще несколько важных фактов о сновидениях)

Каждое утро одно и то же: стоит только открыть глаза, как ночные грёзы исчезают без следа, оставляя лишь сладкий привкус воспоминаний об иных мирах. Рассказываем, почему так происходит.

Текст: Саша Баринова · 29 сентября 2019

Во сне нам удаётся преодолеть все мыслимые и немыслимые препятствия, побывать в неведомых странах и даже влюбиться, но, как правило, с пробуждением ночные приключения растворяются в сознании. Так как же возникают наши сны, и почему так бесследно стираются из памяти, и можно ли удержать в памяти сновидение со всеми подробностями? Специалисты провели множество исследований и теперь стали на шаг ближе к истине.

Почему мы засыпаем

Наверняка вы не раз замечали, что момент «засыпания», когда происходит отключение от реальности, отследить невозможно. Так как же мы всё-таки засыпаем? Учёные из Швеции пришли к выводу, что засыпаем мы в тот момент, когда в работу вступают мозговые центры, находившиеся в состоянии покоя в дневное время. А американские специалисты заметили, что важную роль играет недостаток дневного света, который переводит наши биологические часы на ночное время за счёт выработки мелатонина, гормона сна. В любом случае, к единому мнению специалисты из разных точек мира так и не пришли. Существует даже мнение, будто человек засыпает из-за накопления в организме в течение дня некоторых продуктов обмена веществ.

Все спят одинаково

Все люди спят абсолютно одинаково, и абсолютно одинаково не могут обходиться без сна. Мы забываем сны, потому что наш мозг как компьютер, у которого возникает несовместимость с теми или иными файлами – проблема кодирования; скажем, тоже самое, когда мы не можем загрузить какое-то нестандартное по формату видео на YouTube.

По последним исследованиям, все наши сны, даже если мы ощущаем их как очень длинные или их несколько за ночь, – длятся очень короткий срок в реальности – несколько секунд до пробуждения (не обязательно утреннего, проснуться вы можете и посреди ночи). То есть все наши полёты во сне, невероятные путешествия и великие любови проносятся в настоящем времени с невероятной скоростью. Это обстоятельство мешает нам помнить наши сновидения во всех подробностях, а иногда и вовсе стирает картинку из памяти. Наш мозг в состоянии запомнить максимум три сна в неделю и то – совсем нечётко.

Согласно исследованиям, те сны, которые нам запоминаются ярче всего, отображают наши реальные мечты. Что же такое сон, окончательного решения учёные так и не нашли, но по умолчанию сон можно назвать кодированием повседневной информации и грёз в наше подсознание.

Две фазы сна

Во сне наш организм, как глобальная машина, начинает работать в совершенно ином режиме. Так, например, состояние сна делится на две фазы: медленная и быстрая. Медленная составляет от 75 до 80% от всего времени нашего отдыха, в этот период обычно активные во время бодрствования процессы замедляются, сердце бьётся реже, становится более редким дыхание, уменьшается активность пищеварительной системы, снижается температура тела. Более того, предельно расслабляются и мышцы – этот процесс, кстати, можно заметить ещё перед погружением в сон – наверняка вы замечали, как время от времени подёргиваются наши конечности. По большей части, рефлекторным движениям подвержены спортсмены и танцоры – их мышцы днём претерпевают гораздо большую нагрузку, нежели у других, «обычных» людей.

Что касается быстрой фазы, то здесь всё происходит наоборот: биение сердца учащается, поднимается давление. Многие учёные уверены – именно в период быстрой фазы, в нашем мозгу происходит переработка информации, поступившей за минувший день. Сны, надо сказать, могут сниться нам и в быстрой и в медленной фазе, правда, они очень отличаются друг от друга. В быстрой мы видим яркие, эмоционально окрашенные сновидения, порой не поддающиеся расшифровке – иными словами, набор картинок. А вот в медленной фазе сны становятся куда более осмысленными, реалистичными, максимально приближенными по содержанию к периоду бодрствования, именно поэтому, в медленном сне порой бывает невозможно отличить сновидения от яви. Зато, если разбудить человека на стадии быстрого сна – он, вне всяких сомнений, в мельчайших подробностях запомнит свой сон. А в медленной — нет.

Почему мы не помним себя в младенческом возрасте

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Младенцы впитывают информацию как губка — почему же тогда у нас уходит столько времени на формирование первого воспоминания о себе? Обозреватель BBC Future решил выяснить причину этого явления.

    Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск.

    Читать еще:  Фамилия Давыдов: происхождение и количество людей с такой фамилией. Генеалогическое древо

    Между прочим, эти люди — ваши родители — потратили на вас немало денег за все эти годы. Проблема в том, что вы этого не помните.

    Большинство из нас совершенно не помнит первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента — появления на свет — до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада.

    Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие «зарубки в памяти» получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

    С чем это связано? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

    Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин «младенческая амнезия», и вовсе был одержим этой темой.

    Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание?

    И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

    Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

    Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.

    Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

    Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

    Для того чтобы сделать свой мозг в начале эксперимента подобным чистому листу, он придумал использовать бессмысленные ряды слогов — слова, составленные наобум из случайно подобранных букв, такие как «каг» или «сланс», — и принялся запоминать тысячи таких буквосочетаний.

    Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

    К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

    Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

    В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

    Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет.

    В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

    Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

    Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

    В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом.

    Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже.

    Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

    Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

    «Все дело в различии между воспоминаниями ‘В зоопарке были тигры’ и ‘В зоопарке я видел тигров, и хотя они были страшные, мне было очень весело'», — поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

    Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность.

    Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

    Первое воспоминание в жизни Ван — прогулка по горам в окрестностях родного дома в китайском городе Чунцине вместе с матерью и сестрой. Ей тогда было около шести лет.

    Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

    «В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Люди только удивляются: ‘Зачем это тебе?'», — рассказывает она.

    «Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните», — утверждает Ван.

    Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

    На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

    «Язык помогает структурировать, организовать воспоминания в форме повествования. Если изложить событие в форме рассказа, полученные впечатления становятся более упорядоченными, и их легче помнить в течение долгого времени», — утверждает Фивуш.

    Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста.

    Читать еще:  Поэма как на руси жить хорошо. Сочинение на тему: Кому живётся весело и вольготно на Руси

    Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

    Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M.

    После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

    «Это средоточие нашей способности к обучению и запоминанию. Если бы не гиппокамп, я бы потом не смог вспомнить нашу беседу», — поясняет Джеффри Фейген, который исследует вопросы, связанные с памятью и обучением, в Университете Сент-Джонс (США).

    Интересно, однако, отметить, что пациент с травмой гиппокампа мог тем не менее усваивать другие виды информации — в точности как младенец.

    Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

    Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях.

    В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

    При этом, по-видимому, как только организм перестает создавать новые нейроны, они внезапно приобретают эту способность. «У маленьких детей и младенцев гиппокамп развит очень слабо», — говорит Фейген.

    Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе?

    Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

    «Возможно, воспоминания хранятся в каком-нибудь месте, которое сейчас недоступно, но это очень сложно доказать эмпирическим путем», — поясняет Фейген.

    Впрочем, не следует чересчур доверять и тому, что мы помним о той поре, — не исключено, что наши детские воспоминания во многом ложны и мы помним события, которые никогда с нами не происходили.

    Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

    «Люди могут подхватывать идеи и начинать их визуализировать, в результате чего они становятся неотличимы от воспоминаний», — рассказывает она.

    Воображаемые события

    Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне.

    Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело.

    На Лофтес нахлынули «воспоминания», однако через неделю та же родственница перезвонила ей и объяснила, что ошиблась, — труп нашел кто-то другой.

    Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся.

    Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им «воспоминания».

    Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

    «Мы говорили участникам исследования: ‘Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось'».

    Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились «вспомнить» это событие во всех подробностях.

    На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле.

    И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

    Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео?

    А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

    Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

    Почему мы не помним как родились?

    Память — это способность хранить информацию и сложнейшая совокупность биологических процессов. Она присуща всему живому, но наиболее развита у людей. Человеческая память очень индивидуальна, свидетели одного и того же события запоминают его по-разному.

    Что именно мы не помним?

    Воспоминания принимают уникальный отпечаток психики, которая способна частично их менять, замещать, искажать. Память малышей, например, способна хранить и воспроизводить абсолютно придуманные события как реальные.

    И это не единственная особенность детской памяти. Совершенно удивительным представляется факт, что мы не помним, как родились. Кроме того, практически никто не может восстановить в памяти первые годы своей жизни. Что уж говорить о том, что мы не в состоянии вспомнить хоть что-нибудь о времени пребывания в утробе матери.

    Феномен этот получил название «детской амнезии». Это единственный вид амнезии, имеющий общечеловеческие масштабы.

    По наблюдениям ученых, большая часть людей начинает отсчет детских воспоминаний примерно с 3,5 лет. До этого момента лишь некоторые могут вспомнить отдельные, очень яркие жизненные ситуации или обрывочные картинки. У большинства даже самые впечатляющие моменты стираются из памяти.

    Раннее детство — самый насыщенный информацией период. Это пора активного и динамичного обучения человека, ознакомления его с окружающим миром. Конечно, люди учатся практически в течение всей своей жизни, но с возрастом процесс этот замедляет свою интенсивность.

    Читать еще:  Как развивается тема маленького человека у достоевского. Сочинение на тему: "Маленькие люди" в произведениях Ф.М

    Зато во время первых лет жизни малышу приходится перерабатывать буквально гигабайты информации в сжатые сроки. Именно поэтому говорят, что маленький ребенок «впитывает все, как губка». Почему же мы не помним такой важнейший период своей жизни? Этими вопросами задавались психологи и нейробиологи, но до сих пор нет однозначного, признанного всеми, решения этой головоломки природы.

    Исследования причин феномена «детской амнезии»

    И снова Фрейд

    Первооткрывателем феномена считается всемирно известный гуру психоанализа Зигмунд Фрейд. Он и дал ему наименование «инфантильной амнезии». В процессе своей работы он заметил, что пациенты не припоминают события, относящиеся к первым трем, а иногда и пяти годам жизни.

    Австрийский психолог стал исследовать проблему глубже. Его окончательный вывод оказался в рамках традиционных для его учения постулатов.

    Причиной амнезии детства Фрейд считал раннюю сексуальную привязанность младенца к родителю противоположного пола, и, соответственно, агрессию к другому, однополому с малышом родителю. Такая эмоциональная перегрузка не под силу детской психике, поэтому вытесняется в бессознательную область, где и остается навсегда.

    Версия вызвала множество вопросов. В частности, она никак не объясняла абсолютную неизбирательность психики в этом случае. Далеко не все младенческие переживания имеют сексуальную окраску, а память отказывается хранить все события этого периода. Таким образом, теория не была поддержана практически никем и так осталась мнением одного ученого.

    Сначала было слово

    Определенное время популярным объяснением амнезии детства была следующая версия: человек не помнит того периода, в котором еще не умел полноценно говорить. Ее сторонники считали, что память, при воссоздании событий, облекает их в слова. Речь полностью осваивается ребенком примерно к трем годам.

    До этого периода он просто не может соотнести явления и эмоции с определенными словами, не определяет связи между ними, поэтому не может зафиксировать в памяти. Косвенным подтверждением теории являлась и слишком буквальная трактовка библейской цитаты: «В начале было Слово».

    Между тем, это объяснение также имеет слабые стороны. Есть немало деток, прекрасно говорящих уже после первого годика. Это не обеспечивает им устойчивых воспоминаний об этом периоде жизни. Кроме того, грамотное трактование Евангелия указывает, что в первой строке под «словом» подразумевается вовсе не речь, а некая мыслеформа, энергетический посыл, нечто нематериальное.

    Невозможность формирования ранних воспоминаний

    Ряд ученых считает, что феномен объясняется отсутствием абстрактно-логического мышления, неумением выстроить отдельные события в цельную картину. Ребенок также не может связывать воспоминания с конкретным временем и местом. Дети раннего возраста не имеют еще чувства времени. Получается, что мы не забываем наше детство, а просто не в состоянии сформировать воспоминания.

    «Недостаток объема» памяти

    Другая группа исследователей выдвинула интересную гипотезу: в первые годы детства человек поглощает и перерабатывает такой невероятный объем информации, что новые «файлы» уже некуда складывать и они записываются поверх старых, стирая все воспоминания.

    Недоразвитость гиппокампа

    Существует несколько классификаций памяти. Например, по длительности хранения информации ее делят на краткосрочную и долговременную. Так вот, некоторые специалисты считают, что мы не помним наше детство, потому что в этот период работает только краткосрочная память.

    По способу запоминания выделяют семантическую и эпизодическую память. Первая откладывает отпечатки первого знакомства с явлением, вторая — результаты личного контакта с ним. Ученые считают, что хранятся они в разных частях мозга и способны объединяться только по достижении трехлетнего возраста посредством гиппокампа.

    Пол Фрэнкланд, канадский ученый, обратил внимание на функции особой части мозга — гиппокампа, которая отвечает за рождение эмоций, а также за преобразование, транспортировку и хранение человеческих воспоминаний. Именно она обеспечивает переход информации из краткосрочной памяти в долговременную.

    Изучив этот отдел мозга, Фрэнкланд выяснил, что при рождении человека он недоразвит, а растет и развивается вместе со взрослением индивидуума. Но даже после полного становления гиппокампа, он не может упорядочить старые воспоминания, а обрабатывает уже текущие порции данных.

    Потеря или подарок природы?

    Каждая из вышеописанных теорий пытается выяснить механизм детской потери памяти и не задается вопросом: а для чего мироздание так распорядилось и лишило нас таких ценных и дорогих воспоминаний? В чем смысл такой невосполнимой потери?

    В природе все сбалансировано и все неслучайно. По всей вероятности, то что мы не помним наше рождение и первые годы нашего развития, должно нести какую-то пользу для нас. Этого момента в своих исследованиях касается только З.Фрейд. Он поднимает вопрос травмирующих психику переживаний, которые вытесняются из сознания.

    Действительно, весь период раннего детства вряд ли можно назвать абсолютно безоблачным, счастливым и беззаботным. Может быть, мы просто привыкли так думать, потому что не помним его?

    Давно известен факт, что младенец при рождении испытывает физическую боль не меньшую, чем его мать, а эмоциональное переживание малыша при родах сродни переживанию процесса смерти. Дальше начинается этап ознакомления с миром. А он не всегда бел и пушист.

    Маленький человек, несомненно, подвергается огромному количеству стрессов. Поэтому многие современные ученые считают, что Фрейд был прав, как минимум, в том, что младенческая амнезия имеет охранную для психики функцию. Она оберегает малыша от неподъемных для него эмоциональных перегрузок, дает силы развиваться дальше. Это дает нам очередной повод поблагодарить природу за ее предусмотрительность.

    Родителям же стоит принять во внимание факт, что как раз в этом нежном возрасте закладывается фундамент психики ребенка. Некоторые самые яркие фрагменты воспоминаний все-таки могут обрывочно оставаться в памяти маленького человека, и в силах отца и матери сделать эти моменты его жизни полными света и любви.

    Видео: почему мы не помним события из раннего детства?

    Источники:

    http://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/pochemu-myi-ne-pomnim-nashi-snyi/
    http://www.bbc.com/russian/vert-fut-37037995
    http://otvetprost.com/837-pochemu-my-ne-pomnim-kak-rodilis.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector