Почему мусоргский остался без дома. Модест Петрович Мусоргский: биография, интересные факты, творчество

Почему мусоргский остался без дома. Модест Петрович Мусоргский: биография, интересные факты, творчество

Модест Мусоргский

Биография

Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор, чьи сочинения были вдохновлены историческими и фольклорными традициями. Сознательно игнорируя устоявшиеся каноны западной музыки, творец-новатор создал произведения с уникальным национальным колоритом, прославившим мощь и самобытный характер русского народа. Опера «Борис Годунов» стала образцом вокально-симфонического фундаментализма и повлияла на творчество многих сочинителей конца 19 – начала 20 веков.

Детство и юность

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.

Модест Мусоргский

Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.

Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.

Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.

Модест Мусоргский в молодости

В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

Музыка

Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, 2 оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.

Композитор Модест Мусоргский

В течение 3 лет Мусоргский сочинял произведение по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо», а через некоторое время занялся адаптацией «Ночи накануне Ивана Купала» Николая Гоголя. Написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к проектам и не окончил ни один из них.

В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.

Юлиан Барышников исполняет романс Модеста Мусоргского «Семинарист»

Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, приобретших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидела симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.

Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.

Кружок «Могучая кучка»

Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».

Читать еще:  Читать произведения достоевского а ф. Что написал Достоевский? Произведения Федора Михайловича Достоевского - краткий обзор

Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.

Иван Козловский исполняет арию из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на 2 темах, судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году.

Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.

Портрет Модеста Мусоргского

Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».

В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».

Галина Вишневская, цикл песен Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти»

В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение 2 лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.

Личная жизнь

Большую часть жизни Мусоргский провел в Санкт-Петербурге, вращаясь в обществе культурной и творческой элиты. Члены «Могучей кучки» стали для композитора второй семьей, с которой он разделял успех и невзгоды, победы и поражения.

Михаил Глинка и его сестра Людмила Шестакова

Несмотря на то, что Модест Петрович вращался в обществе, он не был счастлив в личной жизни и не имел ни жены, ни детей. Единственной дамой, к которой сочинитель питал нежные чувства, была Людмила Ивановна Шестакова, сестра Михаила Глинки, отвечавшая Мусоргскому сердечной материнской привязанностью. Свидетельством этих отношений стали письма, сохранившиеся в творческом архиве композитора.

Смерть

В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Бурная молодость с бесконечными вечеринками и кутежами привела к тому, что в 40-летнем возрасте композитор начал испытывать приступы безумия, причиной которых было злоупотребление алкоголем.

Памятник на могиле Модеста Мусоргского

Опасаясь за собственный рассудок, Модест Петрович нанял личного доктора Джорджа Каррика, действующего президента петербургского общества врачей, и с его помощью попробовал избавиться от пагубной привычки.

Кризис наступил, когда Мусоргского уволили со службы. Композитор, доведенный до нищеты, пережил 4 приступа белой горячки и попал в больницу. Друзья, в числе которых был художник Илья Репин, написавший предсмертный портрет композитора, оплатили лечение, но этим лишь ненадолго отсрочили неизбежное.

Портрет Модеста Мусоргского. Художник Илья Репин

16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ металкогольного психоза стал причиной смерти великого русского композитора. Через несколько дней коллеги похоронили Мусоргского в Санкт-Петербурге на территории Александро-Невского монастыря, а в 1972 году в фамильном особняке матери открыли музей, посвященный жизни и творчеству автора «Бориса Годунова».

Интересные факты о Модесте Петровиче Мусоргском

Кто такой Борис Годунов знает, пожалуй, каждый. На его судьбе основываются одно из самобытных произведений, знакомое многим с театральных подмостков. Автором оперы «Борис Годунов» является Модест Петрович Мусоргский, человек с искрой музыканта. Но что, же нам еще известно о композиторе?

Загадочная фамилия

Как правильно пишется Мусорский или Мусоргский? Сам композитор использовал первый вариант в официальных письмах, а второй при переписке с друзьями. Метрическая книга гласит, что Модест записан Мусирским без буквы «г». Откуда же она тогда взялась? Композитор с детства любил историю, это заметно по его произведениям. Такой человек естественно проявлял интерес и к своей родословной. События прошлых лет рассказывают, что Мусоргские пошли от князей из Смоленска, в родстве которых были Рюриковичи. Когда умер отец княжича Александра, его воспитанием занялись в монастыре, оттуда появилось прозвище «Монастырь». Княжеский титул он потерял, но при этом остался дворянином. Также не секрет, что на Руси языческие имена существовали с христианскими и прозвищами. Последние иногда были столь прилипчивыми, что в итоге закреплялись как фамилии, так случилось и с внуком Александра ̶ Романом Монастыревым. Его же называли «Мусорга», что с греческого обозначается как «певец и музыкант». Роман Васильевич имел 5 детей, за последним Иваном закрепилось отцовское прозвище, а впоследствии образовалась новая ветвь Мусоргских. Как предполагают историки буква «г» потерялась в результате записи фамилии на слух. Модест Петрович же решил восстановить исконное написание, ведь для него было важно то, что она основывается на музыкальном значении.

Читать еще:  Олеся аргумент тема любви. Учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему: Особенности воплощения темы любви в творчестве А.И.Куприна ("Олеся", "Суламифь", "Гранатовый браслет")

Остается неясным одно, на какой слог ставить ударение? Бытует мнение, что композитору не нравилось ассоциация со словом «мусор» и он произносил МусОргский. Также говорили и родственники музыканта, ведь на польский манер это звучало более благородно. Еще одна версия состоит в том, что с возращением пропавшей буквы необходимо и ударение ставить на второй слог. Ведь произнося МУсоргский, так и хочется вновь потерять «г». Но доподлинно это не известно, метрические книги такое не указывали, а аудиозаписей в то время не было.

Бабушка крепостная крестьянка

Дедушка композитора – дворянин Алексей Григорьевич привез из соседней деревни дворовых Ирину и ее брата. Девушка была моложе своего хозяина на 18 лет и имела веселый характер. Спустя время у Ирины Егоровой родился сын – Петр и она стала вдовой. Раньше так называли не только женщин потерявших мужей, но и тех, у кого дети появились вне брака. Такой ребенок отчество не получал, а назывался «Богданов», что значит данный Богом. После этого крестьянку выдали замуж, в этом союзе появился второй ребенок Авраам. Спустя два года муж Ирины – Лев умирает. В это время скончался старший брат Алексея Григорьевича, проживавший в Полутине, и младший наследник становится единоличным хозяином всех владений. Тогда дворянин переезжает в новое поместье и перевозит туда Ирину с детьми. Позже у барина с крестьянкой рождаются две дочери. Жила Егорова в поместье на правах хозяйки, ее дети все кроме Авраама, получили образование достойное дворян.

Время шло, а Алексей Григорьевич так и не смог обзавестись благородной семьей. Тогда в возрасте 60 лет он обвенчался с Ириной, его дети получили фамилию и дворянство. А сын от крестьянина Авраам так и остался крепостным. После смерти супруга, Ирина управляла поместьем, пока эти хлопоты не перешли на плечи Петра. Она же вместе со своей дочерью Надеждой и вторым сыном выкупила соседнее село и поселилась там. Дальнейшая ее судьба особо не известна, упоминается лишь, что Ирина является крестной Модеста и в свое время часто навещала внука.

Союз «Могучая кучка»

Модест Петрович состоял в сообществе «Могучая кучка» или как их еще называли по фамилии основателя – Балакиревский кружок. Впервые их так нарек известный музыкальный критик Владимир Стасов. В своей статье он употребил такое выражение, а народ подхватил это высказывание. Союз кучкунистов состоял из 5 человек. За основу своих произведений балакиревцы брали народные песни и сказания, изучали церковные произведения. Также познавали фольклор и эпос, который находил отражение в их композициях. Балакиревцы открыли бесплатную музыкальную школу, в которой обучаться мог человек любого сословия. Что самое примечательное это учебное заведение просуществовало дольше, чем могучая кучка, которая распалась в 70-х годах.

Любовь к народу или неумение вести дела

Мусоргский благодаря своей бабушке трепетно относился к простому народу. А тот нередко использовал эту слабость ради своей выгоды. Так поместье Караево и приписанные ему земли принадлежали Модесту. Но композитор не хотел и не умел вести хозяйства. Поэтому предпочел, чтобы всеми делами заведовал управляющий, а тот в свою очередь использовал такое положение в своих целях. Впоследствии композитор написал доверенность на брата Филарета, чтобы тот мог заниматься развитием поместья.

Другие факты

  • Модест в переводе с латинского языка – скромный.
  • В семье Модеста мужчины занимались преимущественно военным делом.
  • В 13 лет Мусоргский написал свое первое произведение, которое посвятил своим друзьям из юнкерской школы.
  • Некоторое время музыкант жил в «коммуне», т.е снимал общую квартиру с парнями и жил в складчину. У Модеста было 5 соседей у каждого своя комната, куда ограничен доступ посторонним и общий зал для вечерних посиделок.
  • Модест Петрович никогда не писал черновик, он долго размышлял, а затем оформлял произведение целиком.
  • также композитор работал чиновником лесного департамента.
  • Мусоргский не был женат и не имел детей, говорят, что он был тайно влюблен в Надежду Петровну Опочинскую, которая на 18 лет была старше его.
  • Модест был крестным у своего племянника Георгия.
  • Единственный прижизненный портрет был написан Ильей Репиным, когда композитор находился в больнице.
  • Умер композитор в больничной палате военного госпиталя от белой горячки.
Читать еще:  Кем на самом деле был поручик ржевский? Анекдоты про поручик ржевкий Был замечательным наездником.

Модест Петрович — талантливый композитор и интересная личность, но, к сожалению, слишком рано ушедший из жизни. Несмотря на это, он оставил после себя достойное наследие, которое ценится во всем мире.

Модест Мусоргский: 179 лет. 10 фактов о гениальном композиторе

179 лет прошло со дня рождения выдающегося русского композитора Модеста Мусоргского. Модест Петрович появился на свет 9 (21 по новому календарю) марта 1839 года. Он один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.

Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям. — вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться. Из письма М. Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 г.

Мусоргский известен во всем мире благодаря своим многочисленным музыкальным произведениям, наиболее знаменитыми из которых являются опера «Борис Годунов» и « Хова́нщина» . Обе ставились в Саратовском академическом театре оперы и балета.

Опера Борис Годунов — первый образец народной музыкальной драмы, где русский народ предстал как сила, которая решающим образом влияет на ход истории. При этом народ показан многолико: масса, одушевленная единою идеею , и галерея колоритных, поразительных в своей жизненной достоверности народных характеров.
belcanto.ru

Чтобы Вы получше узнали о жизни и творчестве великого композитора мы собрали для вас 10 интересных фактов о Модесте Мусоргском .

  • Мусоргские – смоленская ветвь царского рода Рюриковичей.
  • Мусоргский – любимый композитор Ф.И. Шаляпина.
  • Мусоргский на всю жизнь остался холостяком, даже его друзья не оставили свидетельств об амурных похождениях композитора. Были слухи, что в молодости он жил с кабацкой певицей, которая сбежала с другим, жестоко разбив ему сердце. Но доподлинно неизвестно, была ли эта история на самом деле. Также осталась неподтвержденной версия о любви композитора к Надежде Петровне Опочининой, которая была старше его на 18 лет, и которой он посвящал многие свои произведения.
  • Процесс написание произведений у Модеста Петровича был медленнее, чем у других композиторов его времени, а все потому, что он никогда не делал предварительных набросков , долго все обдумывая и записывая сразу готовую музыку.
  • Несмотря на то что сегодня Мусоргский известен как выдающийся композитор, своими современниками он не был понят . Особенно болезненно композитор воспринял непринятие его новаторства со стороны близких друзей, других участников «Могучей кучи». Так, опера «Борис Годунов» сначала была забракована дирекцией Императорских театров, только в 1874 году состоялась ее премьера после значительной переделки материала композитором. Через 10 лет оперу совсем сняли с репертуара, а поставили в 1896 году уже в редакции Римского-Корсакова. Однако в XX века интерес к новаторскому стилю Мусоргского возродился, поэтому можно сказать, что композитор получил признание только после своей смерти.
  • Мусоргский – третий по исполняемости русский оперный композитор.
  • «Борис Годунов» идет в театрах мира чаще, чем «Вертер» Массне, «Манон Леско» Пуччини или любая опера «Кольца нибелунга» Вагнера.
  • Мусорянин – прозвище, которое носил композитор в кругу друзей. Также его называли Модинькой.
  • Вероятно, в основе внутреннего конфликта, мучившего Мусоргского всю жизнь, лежало и сословное противоречие: происходя из состоятельной дворянской семьи, он провел детство среди крестьян своей усадьбы, а в его собственных жилах текла кровь крепостного народа. Именно народ – главное действующее лицо обеих больших опер композитора. Это – единственный персонаж, к которому он относится с абсолютной симпатией и состраданием.
  • 2 марта 1881 года в двери столичного Николаевского военного госпиталя, расположенного на Слоновой улице в Песках, вошел необычный посетитель с холстом в руках. Он направился в палату своего давнего друга, которого привезли двумя неделями ранее с белой горячкой и нервным истощением. Положив холст на стол, открыв кисти и краски, Репин вглядывался в знакомое усталое и измученное лицо. Через четыре дня был готов единственный прижизненный портрет русского гения. Мусоргский пережил свое изображение только на 9 дней…

Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек!
Из письма М. Мусоргского А. Голенищеву-Кутузову от 17 августа 1875 г.

Источники:

http://24smi.org/celebrity/81271-modest-musorgskii.html
http://vivareit.ru/interesnye-fakty-o-modeste-petroviche-musorgskom/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a798873fd96b174820cbc88/5ab25608a936f41300c9007e

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии