Почему древнеегипетский бог Себек имел голову крокодила? Крокодил: египетская мифология.

Почему древнеегипетский бог Себек имел голову крокодила? Крокодил: египетская мифология.

МИФОЛОГИЯ

  1. Вы здесь:
  2. Главная
  3. Животные
  4. Рептилии
  5. Крокодил: египетская мифология

Крокодил: египетская мифология

Крокодил был священным животным бога воды и разлива Нила Себека (греч. Сухос). Изображалось это божество в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Считалось, что Себек дает плодородие и изобилие. Два главных центра культа Себека находились в Фаюме и Сумену, южнее Фив. В Шедите, главном городе оазиса Фаюм, он считался главным богом, по причине чего греки дали этому городу название Крокодилопль. В разных местах оазиса поклонялись разным ипостасям Себека. В Фаюме он считался демиургом и был объектом почитания: “Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила. “. В нем видели благодетельную силу и обращались к нему с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире.

Свидетелем поклонения богу Себеку был Геродот. Вот, как описывает он культ крокодила в Древнем Египте: “Если какого-нибудь египтянина или (что все равно) чужеземца утащит крокодил или он утонет в реке, то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога [реки] Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек существо”. Уже в “Текстах пирамид” Себек упоминается как сын Нейт, древней богини, фетишем которой были две перекрещенные стрелы. Считалось, что будучи богиней воды и моря, Нейт рожала бога-крокодила Себека во время разлива Нила.Она часто изображалась кормящей грудью 2-х маленьких крокодильчиков. Нейт была связана с заупокойным культом, являясь главой «дома бальзамирования» и вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах.

Имя Себека входит в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. Особой благосклонностью его культ пользовался у царей XII династии, в частности у фараона Аменемхата III, Птолемеев и римских императоров. В Риме господствовало поверье, что тот, кто намажется крокодильим жиром, может спокойно плыть между крокодилами и что крокодилова кожа на воротах двора защищает от вреда. наносимого градом. В отличие от многих других египетских божеств Себек не имел триады и в религиозных текстах фигурирует один. В демотических текстах из Фаюма появляется богиня, сопутствующая Себеку, – Себекет. Ее имя является формой женского рода имени Себек. Изображалась она в антропоморфном виде или в виде женщины с головой льва.

В качестве доброго, благожелательного бога Себек выступает помощником бога Ра в его борьбе с силами мрака. Таким же он является в мифе об Осирисе. По одному из вариантов мифа именно крокодил выносит на себе тело утонувшего Осираса. Крокодилы, считавшиеся его воплощениями, мумифицировались после смерти. Однако в других местах Древнего Египта Себек считался опасным водным хищником и включался в свиту злого бога Сета, считаясь враждебным и Ра, и Осирису. Гигантский крокодил Мага, как существо связанное с водной стихией и первобытным хаосом, выступает противником солнечного Ра. В “Папирусе Харриса” читаем: “Назад, Мага, сын Сета! /Да не будешь ты управлять своим хвостом! / Да не будешь ты схватывать своими руками! / Да не откроешь ты своей пасти!/ Станет вода дыханием пламени пред тобою, / И пальцы семьдесят семи богов да будут в твоем глазу”. Сам Сет превращается в гигантского крокодила, охраняющего два Ока Уаджет. Анубису удается завладеть ими, приняв облик крылатого змея с ножами вместо перьев, и захоронить в другом месте. Они прорастают, став виноградными лозами. На рельефах храма в городе Эдфу (егип. Бехдет) в Верхнем Египте, куда был перенесен культ Гора, он изображен стоящим на ладье впереди Ра, в руках у него гарпун, которым он поражает крокодила. В “Поучении Мерикара” в строках 130-134 о Ра сказано следующее: Он создал небо и землю . он устранил крокодила из вод”.

Повелитель вод Себек отождествлялся с Мином, богом плодородия, «производителем урожая». Воды разлива “оплодотворяли ” землю и способствовали произрастанию урожая. С началом разлива вылуплялись из отложенных яиц крокодильчики, и это обстоятельство связывало крокодила с плодородием, с представлениями об обильном урожае, с предсказанием размера наступающего разлива. Отмечая почет, которым пользуется у египтян крокодил, Плутарх приводит предание о том, что место, где самка крокодила откладывает яйца, отмечает предел разлива Нила: “Они кладут шестьдесят яиц, столько же дней высиживают их, и столько же лет живут самые долголетние крокодилы, а это число – первое из тех, кто занимается небесными светилами”. Здесь великий философ имеет в виду период в 60 лет, называвшийся в древности Великим Годом, потому что через каждые 60 лет происходили “встречи” Юпитера с Сатурном. Завершение разлива Нила и появление черной земли в древнейшие времена происходили при нахождении Солнца в знаке Скорпиона. “В классической астрологии знак Скорпиона – водный. Вода же – символ жизни”, а крокодил живет в воде. “Египетский иероглиф, обозначающий черное, представлял собой кончик крокодильего хвоста. И не потому, что он на самом деле черного цвета; просто глаза крокодила олицетворяли восход Солнца, а его хвост – заход или темноту”. В те древнейшие времена бог солнца воплощался в образе крокодила – Себека-Ра.

Читать еще:  Сочинение-рассуждение «Мое любимое литературное произведение — роман «Мастер и Маргарита. Личное мнение о романе «Мастер и Маргарита Тема: - Книга, которая оставила сильное впечатление

Город гадов Крокодилополь: Как египтяне поклонялись богу с головой рептилии и зачем им тысячи мумий крокодилов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Себек – бог-крокодил, властитель Нила

Роль Нила в развитии культуры Древнего Египта невозможно переоценить – эта река определяла само существование народов, селившихся по ее берегам. Протянувшийся почти на семь тысяч километров с юга на север, Нил кормил египтян, разливы реки обеспечивали хорошие урожаи на полях, прилегающих к реке, а отсутствие разливов обрекало людей на голод. Со времен фараонов существовали специальные сооружения – ниломеры, чье назначение состояло в определении уровня реки для прогнозирования ближайшего урожая.

Неудивительно поэтому стремление заслужить расположение столь могущественных сил, придав особый ритуальный характер взаимодействию с постоянным жителем Нила и в некоторой степени его хозяином – крокодилом. По поведению и передвижению этих животных египтяне, помимо прочего, определяли приход наводнений.

Бог Себек (или Собек), которого изображали как человека с головой крокодила – один из древнейших и основных богов египетского пантеона. Он признавался не только властителем Нила и повелителем его разливов, дарующим плодородие и изобилие, но и божеством, олицетворяющим время, вечность. Изображался Себек с головой крокодила и в пышной короне.

Город Гадов

Особенно ярко культ Себека проявился в Крокодилополе, или Городе Гадов, находившемся к юго-западу от древней столицы Египта Мемфиса. Название «Крокодилополь» дали поселению греки, пришедшие на эти земли в 4 веке до нашей эры с Александром Македонским. Сами египтяне называли этот город Шедит (Шедет).

Расположенный в оазисе Файюм, широкой долине, славившейся своим плодородием по всему Древнему Египту, у озера Мерида, Шедит стал местом почитания бога Себека и его живых воплощений – крокодилов.

В 19 веке до нашей эры фараон XII династии Аменемхет III построил для себя пирамиду вблизи города Шедит. К пирамиде примыкал Лабиринт – не сохранившееся до наших дней священное строение, храмовый комплекс, где обитал сын Собека – Петсухос. Кому из крокодилов выпадет честь стать божественным отпрыском, определяли жрецы – по правилам, которые в настоящее время неизвестны. Крокодил жил в Лабиринте, где помимо пруда и песка было множество комнат, расположенных на разных уровнях – по древним источникам, в частности, по рассказам Геродота, количество помещений якобы доходило до нескольких тысяч. Предполагаемая площадь комнат и переходов Лабиринта достигала 70 тысяч квадратных метров.

Служение крокодилу

Жрецы подносили Петсухосу в качестве пищи мясо, хлеб с медом, вино, а тот, кому случайно довелось стать жертвой крокодильей пасти, сам приобретал божественный статус, его останки бальзамировали и размещали в священной гробнице. Выпить воду из пруда, в котором жил такой крокодил, считалось большой удачей и обеспечивало покровительство божества.

После смерти «сына Себека» его тело мумифицировали и хоронили неподалеку. Всего было обнаружено несколько тысяч таких мумий, в частности, на кладбище Ком-эль-Брейгат. Новым воплощением бога становился крокодил, выбираемый все теми же жрецами.

Дошедшие до нашего времени сведения о культе крокодилов в Шедите крайне скудны и основываются, как правило, на записках побывавших здесь греков. Античный ученый Страбон, посетивший Египет в первом веке до нашей эры, оставил такие воспоминания:
«Наш хозяин, один из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу».

Читать еще:  Открыть детскую игровую комнату в торговом центре. Как лучше открыть игровую комнату для детей

При Птолемее II Крокодилополь был переименован в Арсиною – в честь супруги правителя.
Эль-Файюм является одним из наименее изученных археологами районов Египта, поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем будут получены дополнительные аргументы, подтверждающие или опровергающие легенды о Лабиринте Крокодилополя.

Тем не менее, культ бога-крокодила Себека можно проследить и в других областях Древнего Египта – в частности, в Ком-Омбо, городе, который носил раньше название Нубет, находится храм, посвященный Себеку, где с 2012 года в нем открыта демонстрация мумий крокодилов из расположенных неподалеку погребений.

Встреча со священным крокодилом – яркий фрагмент произведения И. Ефремова “Таис Афинская” – о знаменитой гетере, ставшей спутницей самого Александра Македонского.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Себек – бог воды Древнего Египта

В древнеегипетской мифологии особое место занимает бог Себек – повелитель водной стихии, бог воды, от которого зависит разлив Нила. Его зооморфной формой был крокодил. Существовало 2 формы его изображений: с головой крокодила и человеческим телом, или наоборот – с головой человека и телом крокодила. На иероглифах он изображался лежащим на почётном постаменте. В плане произношения его имени также есть 2 варианта: Собек и Себек.

Поклонение крокодилу

Крокодилы считались аватаром бога Себека. Для этого египтяне массово вылавливали крокодилов, выбирали лучшего, признавали его воплощением божества и украшали лапы рептилии браслетами, а уши серьгами. Для этого выбирались серебряные и золотые украшения и драгоценности. Бывали случаи, когда выбирали сразу несколько крокодилов для поклонения. Однако чаще всего египтяне ожидали естественной смерти одного крокодила, чтобы вновь выбрать аватар бога среди молодых рептилий. Умершего крокодила тщательно мумифицировали.

Рядом с Киман-Фарисом (Крокодилополем) обнаружено более 2-х тысяч мумий этих священных рептилий. Если подсчитать математически, взяв за основу срок жизни обычного крокодила (который часто был больше срока жизни человека), то можно предположить, что традиция выбирать и поклоняться крокодилам-Себекам насчитывает около 20 тысяч лет. Это всё может свидетельствовать о высоком почитании этого божества в египетском обществе.

В древнеегипетской мифологии есть сведения о почитании крокодила Петсухоса как реального воплощения бога Себека. Египтяне верили, что он обитал в озере, которое примыкало к главному святилищу божества. Из этого озера они пили воду для обретения магического покровительства и защиты от Себека, а также кормили крокодила Петсухоса разными деликатесами.

Доброе божество

Несмотря на пугающую аватару крокодила, сам Себек в представлениях египтян не был злым или даже жестоким. Об этом можно судить хотя бы на основании того, что он:

  • даровал жизнь;
  • следил за разливами Нила;
  • приносил хороший урожай;
  • обеспечивал жизнью всех речных существ.

К Себеку обращались в своих молитвах рыбаки, а также охотники, которые охотились в камышах. Его просили о содействии в перевозке умерших душ к чертогам бога Осириса.

Есть отдельные свидетельства, что к Себеку обращались даже как к предсказателю. И в отличие от других древнеегипетских богов он получает титул внимательного и прислушивающегося к молитвам бога.

Версии происхождения

Среди египтологов и других учёных нет единого мнения относительно происхождения Себека. По одной версии его (как и иных первичных богов) родил бог Ра. По второй версии его (как и самого бога Ра) породили Геб и Нут. Также есть ещё версия, что он является сыном Нейт, которая почиталась как великая мать прочих богов, повелительница войны и охоты, водной и морской стихии, матери ужасающего змея Апопа. При этом ничего не известно о жене Себека. Это может свидетельствовать о скрытности и хитрости Себека в представлениях древних египтян.

Изобретатель сетей для рыбной ловли

Согласно одной сохранившейся легенде, египетский бог Ра как-то пытался найти двоих сыновей бога Гора – Амсета и Хапи. Они прятались от Ра в Ниле. Сам бог Ра не смог найти этих двух сыновей Гора, и поэтому он поручил отыскать собственных пра-пра-правнуков Себеку. Тот стал через свои пальцы рук просеивать ил Нила. Так он отыскал Амсета и Хапи. И таким образом возникла идея рыболовных сетей.

Читать еще:  Фантаст александр беляев умер в фашистском тылу. Загадочная жизнь и смерть фантаста александра беляева

Есть и другие эпизоды, когда Ра поручал Себеку найти что-то в Ниле. Так, однажды Себек отправился на поиск отрубленных рук бога Гора, которые были выброшены в Нил. Руки жили сами по себе и их было очень трудно поймать. Но Себеку удалось после преследования их как рыбаку выудить и вернуть Ра. Бог Ра сделал вторую пару, которая как реликвия долго находилась на хранении в городе Нехене.

Себек и его почитание

О популярности Себека у египтян служит не только мумификация крокодилов. Об этом свидетельствуют некоторые факты:

  • его имя постоянно всплывает в найденных древнейших египетских переписках;
  • археологи находят отдельные папирусы, посвящённые воспеванию отдельных предметов Себека (например, 12 гимнов лишь его короне в одном из папирусов);
  • у Себека была корона, что свидетельствует о высокой роли в божественной иерархии;
  • сохранились статуи, на которых Себек на спине везёт мумию Осириса, а по легенде пропавший детородный орган Осириса съел некий крокодил (что свидетельствует о большой роли Себека в жизни Осириса);
  • изображениям Себека египтяне часто придавали магические и целительные свойства;
  • народ верил, что чем больше будет крокодилов на берегах Нила, тем лучше будет разлив и урожай;
  • на протяжении II тысячелетия до нашей эры фараоны часто именовали себя Себекхотепом, что дословно переводится как «Себек доволен».

Себек и водная стихия

Себека называли тем, кто вынуждает зелень произрастать на водных берегах. Основные сельскохозяйственные ресурсы находились на берегах Нила. И неудивительно, что ему, как повелителю вод, поклонялись и строили многочисленные святилища. Так возник город Крокодилополь (что дословно переводиться как город крокодила). Также существует множество вариаций имён бога Себека: Пнеферос (прекрасноликий), Сокнебтунис (повелитель Тебтуниса); Сокнопайос (владыка острова) и др. Известны также и множество водных религиозных обрядов, связанных с богом Себеком. Так, в начале июля древнеегипетские жрецы бросали в реку восковые фигурки крокодилов. Люди, верили, что благодаря магии фигурки оживали и выползали на берег в виде живых рептилий, что предвещало удачу и плодородие.

Ненасытность Себека

С богом Себеком связаны и легенды о его ненасытности. Согласно одной истории, он в одиночку напал на вражескую орду и живьём её сожрал. После этого откусанные головы Себек продемонстрировал другим богам, угрожая и им. Тогда другие боги предложили принести ему много хлеба, чтобы утолить его бесконечный голод. Согласно другой истории, Сет убил Осириса, расчленил его тело, а куски бросил в Нил. Тогда Себек захотел поживиться кусочками тела и бросился в Нил. За это нахальное поведение другие боги отрубили Себеку язык в качестве наказания. По этой причине у крокодилов отсутствует язык.

Существует также мифологическая версия об укрытии злого бога Сета в теле Себека для избегания возмездия за убийство бога Осириса.

Храм Ком-Омбо

Храм Ком-Омбо – это одно из самых главных свидетельств почитания бога Себека в Древнем Египте. Он расположен около Асуана и посвящён сразу двум богам: Гору и Себеку. Он очень оригинален с точки зрения архитектуры, т.к. ставилась цель угодить сразу двум великим богам, при этом сохранив типичные архитектурные каноны (святилище, двор, пилон, зал подношений). В храме все части удваивались, но сохранялось ощущение единства за счёт наружной стены храма. Также параллельно располагались два святилища обоим богам: на севере – Гору, на юге – Себеку. Кстати, это ещё один факт в подтверждении значимости Себека – юг у египтян был важнее севера. Себек изображался на стенах храма в окружении своей семьи.

Убийство священного крокодила во имя любви

В особых случаях мужчины стремились доказать свою любовь возлюбленным через убийство самого опасного и сильного крокодила. Это считалось подвигом. Но при этом допускалось такое убийство священного животного только во имя любви.

Целебные статуи бога Гора, стоящего на крокодилах

Древние египтяне часто обращались за помощью к особым статуям, на которых бог Гор стоял на крокодилах и держал в руках змей. Египтяне верили, что высеченные на камне заклинания способны обеспечить человека магической силой от укусов змей и скорпионов. Для такой защиты нужно просто полить водой эту статую, потом собрать эту воду и выпить. Считалось, что магическая сила от текста переходит к воде через камень. По этой причине египтяне повсеместно делали каменные амулеты миниатюрных размеров, чтобы обеспечить себе магическую защиту.

Источники:

http://www.a700.ru/animals/reptilia/67-krokodil-egipetskaya-mifologiya.html
http://kulturologia.ru/blogs/121018/40850/
http://archeonews.ru/sebek/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии