Почему дне социально философская драма. Пьеса «На дне» как социально-философская драма

Почему дне социально философская драма. Пьеса «На дне» как социально-философская драма

На дне как социально-философская драма Горького сочинение 11 класс

Пьеса «На дне» М. Горького – одно из лучших произведений автора, оно поражает своей глубиной и драматизмом. Это произведение успешно прошло испытание временем, оно до сих пор популярно как в России, так и за границей.

Пьеса Горького и по сей день вызывает бурю споров и рассуждений по поводу философского смысла и характеров героев. Пьесу «На дне» называют новаторской, так как Горький впервые поднял такие философские вопросы о простом человеке, а именно: какова его роль в мире, где его место, что для него важно, что нужнее. Горький – творец совершенно нового типа социальной драмы. Ему удалось нарисовать среду обитателей ночлежки убедительно, реально и правдиво. Он изобразил особую категорию людей, которые сильно разнятся своими личными трагедиями и судьбами.

Герои пьесы обитают в грязной ночлежке, похожей на пещеру. Речь в произведении идет о людях, которые оказались по тем или иным причинам на самом дне общества. Здесь есть и проститутка, вор и шулер. Хозяева такого заведения тоже далеки от соблюдения моральных принципов, у них отсутствуют нравственные ценности.

Жизнь ночлежки будто выпадает из общего течения событий, происходящих в мире, здесь будто все замерло. Герои произведения, сначала принадлежавшие к совершенно разным слоям общества, теперь находятся в одном положении, у них нет будущего, нет перспектив, у них развилась апатия к жизни, они чувствуют, что бессильны изменить свою жизнь.

Речь героев у всех индивидуальна, связано это с их происхождением. Так Актер часто разговаривает различными цитатами из литературы. Речь Сатина полна иностранных слов. Странника Луку отличает размеренная, тихая речь.

Пьеса насыщена обилием конфликтов и сюжетных линий. Они идут параллельно. Мы наблюдаем за конфликтами в сознании людей и с обстоятельствами. Несмотря на то что подробных сведений о каждом герое мы не находим, мы все равно знаем достаточно о каждом из них.

Некоторые герои с рождения попали на самое дно общества, это Настя, Пепел, другие попали туда из-за стечения обстоятельств – это Актер, Сатин. Интересно, что здесь нет главных героев, все находятся почти в одинаковых позициях.

Тут нет места состраданию и помощи, все привыкли, отсутствуют хоть какие-то связи между людьми. Для обитателей ночлежки жизнь уже кончена, они ни к чему не стремятся, ничего не хотят, они смирились и сдались.

Но герои поднимают и глубокие философские вопросы. Горький словно спрашивает у читателей, что полезнее для человека: сладкая ложь, способная дать утешение, или же горькая действительность. Идею сострадания продвигает Лука, он всех утешает. Лука осознает, что вера очень важна для человека, она способна дать ему силу на борьбу, она дает надежду на будущее. Ключевым событием является рассказ Луки о спасении беглых каторжников. Горький подводит читателей к мысли, что только добром можно спасти человека. Контрастная точка зрения на философский вопрос есть у Сатина. Он выступает за правду, ложь – для рабов. Монологи Сатина – это крик отчаяния, это мечта о будущем.

Пьеса Горького поднимает острые социальные вопросы, которые необходимо решать обществу. Помимо этого в пьесе имеет место быть и вопросам философским, вечным, на которые каждый человек ответит по-своему.

Сочинение На дне как социально-философская драма

В замечательной работе Горького “На дне” поднимаются темы, которые до сих пор будоражат умы многих людей, даже далёких от литературы и прочих вещей.

В произведении нам повествуют о нелёгкой судьбе группы человек, которые по той или иной причине попали туда, где они находятся на момент повествования. Все эти люди объединены тем, что в прошлом у них было не очень честное прошлое. Кто-то занимался воровством, кто-то разбоем, а кто-то и убийствами. Все они рассуждают над смыслом жизни, рассказывают о том, что с ними произошло. Кто-то из них смирился со своим положением, а кто-то отчаянно борется за своё будущее. Но всё-таки всех их в конце ждёт только одно – забвение. В размышлениях об этом проходит почти всё произведение.

Показывая нам этих персонажей, Горький рассуждает над теми же темами, над которыми рассуждают персонажи. Он говорит о теме жизни и смерти, правды и лжи, добра и зла. Через некоторых персонажей он проносит либо что-то хорошее, либо что-то плохое, из-за чего у читателя есть время поразмыслить над той или иной вещью. Показывая нам как страдают эти люди, он показывает к чему может привести такая распутная жизнь, которую вели некоторые герои произведения.

Также Горький говорит о намерении персонажей что-то изменить, но, несмотря на огромное желание, они не в силах справиться с гнётом окружающего мира и его давлением. Каждый окружающий их человек старается сбить их с истинного пути, что у них неплохо получается. Именно схождением с пути Горький объясняет смерть моральную и этическую. Он говорит о том, что если человек изменяет своим идеалам, то от этого умирает та часть человека, которая преследовала эти идеалы. Такой моральную смерть видел Горький. Он хотел, чтобы читателю стало жалко его героев из-за их ничтожности и невозможности ничего изменить.

Читать еще:  О происхождении словесного искусства. Педагогические условия использования методов и приемов приобщения к словесному искусству детей старшего дошкольного возраста

В своём сочинении я анализировал произведение Горького “На дне” пытаясь раскрыть тему трагедии и философема в произведении. Из произведения видно, что автор достаточно размышлял на философские темы, описывая их в своих произведениях. Это моё субъективное мнение, оно основано на личных убеждениях и не претендует на право называться истинно верным.

Также читают:

Картинка к сочинению На дне как социально-философская драма Горького

Популярные сегодня темы

История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.

Основным персонажем произведения является небольшая собачка по кличке Каштанка, через восприятие которой ведется повествование рассказа.

На картине четыре главных действующих лица, – две молодых стройных девушки, игривый пес и красивый, породистый конь. Есть также два второстепенных действующих лица, – это другой конь и конюх

Произведение Леонида Андреева Кусака рассказывает нам о несчастной бездомной собачке по кличке Кусака. Эта милое животное живёт на улице и питается, чем попало, но в один прекрасный для неё момент, Кусаку забирают к себе на дачу добрые люди

В сказке повествуется о детстве и ранней юности лебедя, вылупившегося из лебединого яйца, которое, по стечению неизвестных обстоятельств, оказалось не в лебедином, а в утином гнезде. Этот юный лебеденок

Пьеса «На дне» как социально-философская драма

Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается, прежде всего, в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову «ложь». Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.

Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с Лукой Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их» часто говорит неправду. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова. «Вот. не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» — говорит; Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него– вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет, их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.

В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя. коли ты веришь, была у тебя настоящая Любовь. значит — была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством. Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлёжки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня; как кислота на старую и грязную монету. » — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял: позицию Луки. Из философии. Луки Сатин берет веру в человека («Человек — вот правда! Он это понимал. »), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».

Читать еще:  Что такое компрессионное белье для спорта. Компрессионное белье для спорта: виды, применение и противопоказания.

В этом философском споре участвуют ключевые фигуры.

Пьеса “На дне” как социально-философская драма

В 1902 году великий русский писатель М. Горький написал пьесу “На дне”. В ней автор поставил вопрос, который остается актуальным до сих пор – это вопрос о свободе и назначении человека. М. Горький был хорошо знаком с жизнью низших слоев общества, и вид страдания, несправедливости вызывал в нем чувство острого неприятия действительности. Всю свою жизнь он искал образ идеального Человека, образ Героя. Он пытался найти ответы на свои вопросы в литературе, философии, истории, в жизни.

Горький говорил, что ищет героя там, “где нет обыкновенно

людей”. В пьесе “На дне” автор показал образ жизни и мышление именно тех людей, кого уже считают пропащими, бесполезными для общества. Автор много раз менял название пьесы: “Дно”, “Без солнца”, “Ночлежка”. Все они – безрадостные, унылые. Хотя по-другому и нельзя: содержание пьесы требует мрачных красок.

В 1901 году писатель сказал о своей пьесе: “Это будет страшно…” Пьеса по своему содержанию довольно неоднозначна, но исказить или не понять ее основной смысл нельзя. По литературному жанру пьеса “На дне” является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия.

На мой взгляд, в произведении четко обозначены два драматических начала: социальное и философское. О наличии в пьесе социального конфликта говорит даже ее название -“На дне”. Ремарка, помещенная в начале первого действия, создает унылую картину ночлежки. “Подвал, похожий на пещеру.

Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой… Везде по стенам – нары”. Картина не из приятных – темно, грязно, холодно.

Далее идут описания жильцов ночлежки, точнее, описания их занятий. Чем они занимаются? Настя читает, Бубнов и Клещ заняты своей работой.

Создается впечатление, что они работают нехотя, от скуки, без энтузиазма. Все они – нищие, жалкие, убогие создания, живущие в грязной дыре. В пьесе присутствует и другой тип людей: Костылев, содержатель ночлежки, его жена Василиса.

На мой взгляд, социальный конфликт в пьесе заключается в том, что обитатели ночлежки чувствуют, что они живут “на дне”, что они оторваны от мира, что они лишь существуют. У них у всех есть заветная цель , есть своя мечта. Они ищут в себе силы, чтобы противостоять этой уродливой действительности.

И для Горького само стремление к лучшему, к Прекрасному – это замечательно. Все эти люди поставлены в ужасные условия. Они больны, плохо одеты, часто голодны. Когда у них появляются деньги, в ночлежке немедленно устраиваются праздники.

Так они пытаются заглушить в себе боль, забыться, не вспоминать о своем нищенском положении “бывших людей”. Интересно то, как автор описывает занятия своих героев в начале пьесы. Квашня продолжает спор с Клещом, Барон привычно насмехается над Настей, Анна стонет “каждый божий день…”. Все продолжается, все это длится уже не первый день.

Читать еще:  Завтрак на траве моне анализ картины. Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве

И люди постепенно перестают замечать друг друга. Кстати, отсутствие повествовательного начала является отличительной чертой драмы. Если прислушаться к высказываниям этих людей, то поражает то, что все они практически не реагируют на замечания окружающих, говорят все одновременно.

Они разобщены под одной крышей. Обитатели ночлежки, на мой взгляд, устали, устали от действительности, которая их окружает. Бубнов недаром говорит: “А ниточки-то гнилые…”.

В таких социальных условиях, в которые поставлены эти люди, обнажается сущность человека. Бубнов замечает: “Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется”. Жильцы ночлежки становятся, как считает автор, “философами поневоле”.

Жизнь заставляет их задумываться над общечеловеческими понятиями совести, труда, правды. Наиболее ярко в пьесе противопоставлены две философии: Луки и Сатина. Сатин говорит: “Что такое прав да. Человек – вот правда.

Правда – бог свободного человека!” Для странника Луки такая “правда” неприемлема. Он считает, что человек должен слышать то, от чего ему будет легче и спокойнее, что для блага человека можно и солгать. Интересны точки зрения и других обитателей. Например, Клещ считает: “…Жить нельзя…

Вот она – правда. Будь она проклята!” Оценки Лукой и Сатиным действительности резко расходятся. Лука вносит в жизнь ночлежки новый дух – дух надежды. С его появлением что-то оживает – и люди начинают чаще говорить о своих мечтах и планах.

Актер загорается идеей найти лечебницу и вылечиться от алкоголизма, Васька Пепел собирается податься в Сибирь с Наташей. Лука всегда готов утешить и подарить надежду. Странник считал, что с действительностью надо примириться и смотреть на происходящее вокруг спокойно.

Лука проповедует возможность “приспособиться” к жизни, не замечать ее истинных сложностей и своих собственных ошибок: “Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…” Совсем иная философия у Сатина. Он готов обличать пороки окружающей действительности. В своем монологе Сатин говорит: “Человек! Это – великолепно!

Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…

Не унижать его жалостью… уважать надо!” Но уважать, по-моему, надо человека, который работает. А обитатели ночлежки будто чувствуют, что у них нет шансов выбраться из этой нищеты. Поэтому они так тянутся к ласковому Луке.

Странник удивительно точно выискивает что-то сокровенное в сознании этих людей и разукрашивает эти мысли и надежды в яркие, радужные тока. К сожалению, в тех условиях, в которых обитают Сатин, Клещ и дру гие обитатели “дна”, подобное противопоставление иллюзий и реальное ти имеет печальный итог. В людях пробуждается вопрос: как и чем жить дальше? И в этот момент Лука исчезает…Он не готов, да и не желает отвечать на этот вопрос. Постижение истины завораживает обитателей ночлежки.

Наибольшей зрелостью суждений отличается Сатин. Не прощая “ложь из жалости “, Сатин впервые поднимается до осознания необходимости совершенствования мира. Несовместимость иллюзий и реальности оказывается очень мучительной для этих людей. Актер обрывает свою жизнь, Татарин отказывается молиться Богу…

Уход из жизни Актера – шаг человека, не сумевшего осознать подлинную правду. В четвертом действии определяется движение драмы: в сонной душе “ночлежки” пробуждается жизнь. Люди оказываются способными чувствовать, слышать друг друга, сопереживать.

Скорее всего, столкновение взглядов Сатина и Луки нельзя назвать конфликтом. Они идут параллельно. На мой взгляд, если объединить обличающий характер Сатина и жалость к людям Луки, то получился бы тот самый идеальный Человек, способный возродить жизнь в ночлежке.

Но такого человека нет – и жизнь в ночлежке остается прежней. Прежней внешне. Внутри происходит какой-то перелом – люди начинают больше задумываться о смысле и цели жизни.

Пьесе “На дне” как драматическому произведению присущи конфликты, отражающие общечеловеческие противоречия: противоречия во взглядах на жизнь, в образе жизни. Драма как литературный жанр изображает человека в остроконфликтных, но небезысходных ситуациях. Конфликты пьесы действительно небезысходны – ведь все-таки побеждает активное начало, отношение к миру. М. Горький, писатель, обладающий удивительным талантом, в пьесе “На дне” воплотил столкновение различных взглядов на бытие и сознание. Поэтому эту пьесу можно назвать социально-философской драмой.

В своих произведениях М. Горький часто раскрывал не только обыденность жизни людей, но и происходящие в их сознании психологические процессы. В пьесе “На дне” писатель показал, что соседство доведенных до жизни в нищете людей с проповедником терпеливого ожидания “лучшего человека” обязательно приводит к перелому в сознании людей. В ночлежниках М. Горький запечатлел первое, робкое пробуждение человеческой души – самого прекрасного для писателя.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/na-dne-kak-socialno-filosofskaya-drama-gorkogo-11-klass
http://vuzlit.ru/612467/pesa_sotsialno_filosofskaya_drama
http://ege-essay.ru/pesa-na-dne-kak-socialno-filosofskaya-drama/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии