Почему детективы так популярны. Почему мы любим детективы? Виды детективных произведений

Почему детективы так популярны. Почему мы любим детективы? Виды детективных произведений

Как авторы детективных историй играли с читателями, и почему так сложно не любить детективы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Древний мир и просто давние времена, когда уже вовсю распутывались таинственные преступления

Уже в Древнем Египте появлялись записанные на папирус повествования, которые имели черты детектива. В сказке «Правда и Кривда», которая датируется 13-12 веками до нашей эры, Правда оклеветан своим братом Кривдой и обвинен в краже, за что был ослеплен и изгнан из дома. Спустя годы сын Правды восстанавливает истинную картину произошедшего и добивается наказания настоящего преступника.

Убийства, похищения сокровищ и расследование этих происшествий героями, наделенными особенными качествами, описывались и в античности – Софокл создал пьесу «Царь Эдип», в которой главный герой, расследуя обстоятельства смерти царя Лая, выясняет, что убийца – он сам.
Ветхозаветная «Книга пророка Даниила» содержит историю о Сусанне и двух похотливых старцах, что обвинили ее в прелюбодеянии. В результате допроса каждого из обвинителей по отдельности юноша Даниил (будущий пророк) ловит их на несоответствиях и добивается оправдания девушки.

Детективные и похожие на них истории не обошли и восток – взять хотя бы «Рассказ о трех яблоках» из “Тысяча и одной ночи”, в котором визирю поручается в течение трех дней расследовать убийство прекрасной девушки, чье тело найдено в сундуке.

Не оставили без внимания этот литературный жанр и в Китае, где восхвалялся честный и благородный служитель закона, что бросал вызов злу и несправедливости – и попутно, само собой, отыскивал истину, помогающую наказать виновных и принести свободу невинно обвиненным. Часто при этом расследующий преступление сыщик обращался к помощи потусторонних сил и к духам умерших, чтобы картина произошедшего была максимально полной, а решение – справедливым. Одним из героев таких произведений был некий «судья Ди», реально существовавший когда-то чиновник, что был доброжелательным, учтивым и проницательным борцом с преступниками.

В XX веке судья Ди был включен в цикл произведений Роберта ван Гулика, нидерландского писателя и востоковеда, который «заразился» интересом к этому персонажу и к его расследованиям после того как в 1949 году выполнил перевод повести о судье Ди. Первым произведением цикла стало «Убийство на улице Полумесяца».

Появление детективного жанра литературы

Родоначальником детектива как самостоятельного жанра принято считать Эдгара По, а первым произведением, вобравшим в себя все главные черты детективной литературы – «Убийство на улице Морг».

Но и ранее европейские писатели создавали произведения с похожими чертами. Девятнадцатый век вообще стал временем повышения интереса читающей публики к литературе художественно-криминальной. В немалой степени этому способствовало появление сыскных подразделений полиции, а также то, что рутинная, довольно скучная жизнь обычного европейца, состоявшая из похожих один на другой дней, была отличным фоном и средой для появления таких историй. Герой, который ставил своей целью распутывание чьих-то коварных планов и обличение злодея, конечно, был очень мил сердцу читателя XIX века. Играло роль и то, что с распространением периодической печатной продукции осведомленность горожан о преступности и о степени раскрываемости преступлений – довольно небольшой – вынуждала их обращаться к тем произведениям, где, в отличие от газет, добро в лице сыщика побеждало, а зло – преступник – получало неотвратимое и справедливое возмездие.

Уже в начале века любители такого рода историй с удовольствием читали «Записки» Эжена Видока, некогда преступника-рецидивиста, а затем – главу парижской национальной безопасности, Эмиля Габорио с романами о молодом офицере полиции Лекоке, Уилки Коллинза, Чарльза Диккенса, Честертона, Гастона Леру – и это далеко не полный перечень тех, кто стоял у истоков детективного жанра и подкидывал читателю головоломки, пока еще не считавшиеся детективами.

Читать еще:  Нарисовать гарри поттера и его друзей. Как нарисовать Гарри Поттера карандашом поэтапно

Эдгар По в «Убийстве на улице Морг» задал уже настоящие каноны детективной литературы, на которые ориентировались и Конан Дойль, и последующие признанные мастера – чего стоит одна классическая “загадка запертой комнаты”. К моменту, когда Шерлок Холмс как персонаж увидел свет, детективы уже прочно обосновались на полках домашних библиотек и книжных магазинов. Дойлю оставалось лишь развивать уже придуманные законы жанра, главным, пожалуй, из которых стало наличие в произведении благородного, умного сыщика, раскрывающего преступления с участием компаньона, который оказывался не так умен, но зато обладал житейским, типичным складом ума и мог навести героя на правильную идею в процессе расследования.

А русский читатель начиная с XVIII века знакомился на страницах книги с жизнью московского вора, ставшего потом сыщиком, по имени Ванька Каин. В 1789 году увидел свет рассказ М.Д. Чулкова «Горькая участь» – о тайне гибели всего семейства главного персонажа, крестьянина Сысоя; рассказ этот считается первым примером детективного жанра в отечественной литературе.

Главным, пожалуй, отличием детектива от других литературных жанром, можно считать его «интерактивность», вовлеченность читателя в происходящее на страницах книги расследование. Возможно, неутихающая любовь к детективным книгам этим и объясняется, ведь от автора следует некоторый вызов, предложение разгадать тайну, основываясь на всех тех данных, что необходимы и достаточны для установления истины. Книжному сыщику это удается всегда, а вот читатель может и обмануться – и, в таком случае, взяться за очередной детектив, где попытать удачи снова.

Из этого правила, как и положено, есть исключения – когда автор берется показать читателю убийцу или иного преступника сразу же, с первых страниц произведения. Такой «детектив» получился у Достоевского – роман «Преступление и наказание». Это пример «перевернутого» детектива, где главной интригой становится не личность преступника, а тот мыслительный процесс и те действия, которые приводят сыщика к разгадке тайны преступления.

Золотой век классического детектива ознаменовался восшествием «на трон» в тридцатых – сороковых годах прошлого века его «королевы» – Агаты Кристи. И по сей день Пуаро и мисс Марпл занимают места на вершине детективного олимпа, не боясь конкуренции с новыми героями новых произведений. А их предостаточно – и тех, что для разгадки преступления обращаются к социальным условиям и статусу преступников и жертв – как комиссар Мегрэ, и тех, кто провозглашает своей главной целью гедонизм – как Ниро Вульф, и тех, кто будто бы развлекается, бросая читателя от одного внезапного поворота сюжета к другому – как герои детективов Себастьена Жапризо.

А вот еще мастера детективного жанра в литературе, за чьими идеями гонялся сам Хичкок: Буало и Нарсежак.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что полезного в детективах

Детективы традиционно отказываются причислять к «высокой» литературе. Литературные эстеты не желают о них даже слышать, а того, кто замечен с подобным «чтивом» в руках, подвергают остракизму. Доходит до того, что люди начинают скрывать свою любовь к криминальному жанру. А между тем большинство детективных историй вовсе не рассчитаны на индивидов с низким уровнем интеллекта и даже способны принести немало пользы…

Возьмем, к примеру, Александру Маринину, Полину Дашкову или Татьяну Полякову, которые считаются символами российского «женского» детектива. Да, может быть, их произведения и не являются литературными шедеврами в привычном смысле этого слова, но ведь авторы и не ставят перед собой задачи стать «властителями умов»! Их сюжеты достаточно оригинальны и часто заставляют задуматься. Например, романы той же Донцовой представляют собой настоящую «энциклопедию русской жизни». Из них мы можем узнать о том, как живут представители всех слоев общества – от верхов до самых низов. Кроме того, из детективов можно почерпнуть массу полезной информации, о которой даже не всегда прочтешь в Интернете. В том числе и практического характера, скажем, кулинарные рецепты или как решать какие-то житейские проблемы.

Читать еще:  Составление декларации по усн. Заполнение декларации по УСН «Доходы минус расходы» для ИП и ООО — пошаговая инструкция и порядок заполнения

Итак, какую же пользу можно извлечь из чтения детективов? Давайте по порядку.

Во-первых, детективы учат думать. Как правило, читатель вынужден шевелить мозгами, вычисляя, кто же в конце концов окажется преступником. И таким образом мозги тренируются.

Во-вторых, они учат концентрировать внимание на деталях. Ведь именно мелочи, на которые не всегда обращаешь внимание, впоследствии оказываются важными и указывают на разгадку преступления и его виновника. Чаще всего в детективных историях вещи не упоминаются просто так: «если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Допустим, в коллекции одного из персонажей есть кинжал с красивой изогнутой ручкой, отделанный драгоценностями, а в конце выясняется, что этот персонаж и есть убийца, похитивший кинжал из дома убитой им жертвы…

В-третьих, детективы расширяют наш кругозор. Детективные романы и повести охватывают самые разные сферы жизни – бизнес, науку, искусство, медицину. Мы можем узнать не только о тонкостях работы правоохранительных органов, но и о фактах из области физики, химии, биологии, известных только специалистам, о подробностях работы журналистов, рекламных агентств, художников, о том, как снимается кино, ставятся спектакли… Именно из детективов я узнала о многих исторических фактах, литературных, научных и оккультных загадках…

В-четвертых, факты, изложенные в детективах, помогают нам стать осторожнее в повседневной жизни и не попадаться на удочку преступников. Так, мы узнаем о редких способах мошенничества или воровства, о том, как действуют различные злоумышленники, аферисты, сектанты… Таким образом, в один прекрасный день столкнувшись с подобной ситуацией, мы скажем себе: «Да я об этом уже читал!»

В-пятых, мы лучше узнаем людей. Ведь в детективах описаны люди в различных, часто сложных и экстремальных ситуациях. Перенося эти ситуации и характеры героев на наше собственное окружение, мы можем «вычислить» скрытые черты наших знакомых, понять, что от кого можно ожидать, а иногда после прочтения книги реальные события предстают перед нами совершенно в новом свете. Конечно, не стоит всякий раз подозревать в ваших знакомых потенциальных преступников, но вот расклад событий, до этого находившийся в тени, может вдруг проясниться.

Есть в детективах, правда, и свои нюансы. Например, начитавшись подобных историй, мы можем начать видеть опасную ситуацию там, где ее нет. Допустим, нам начнет казаться, что за нами кто-то следит или подслушивает, или кто-то из наших знакомых связан с бандитами. Но следует помнить, что если для детектива это норма, то в реальной жизни такие ситуации все же редкость.

Кроме того, у каждого из детективщиков есть свои художественные приемы. Допустим, преступником оказывается всегда тот из персонажей, на кого подумаешь в последнюю очередь. Или автор любит использовать одни и те же коллизии: человек, которого считали мертвым, остается в итоге жив, убийства происходят исключительно из-за наследства, из-за политики или из-за бизнеса, кто-то из персонажей не тот, за кого себя выдает, и т.п. Если подобные моменты повторяются в двух-трех книгах, то следует ожидать их повторения и в дальнейшем, поэтому читателю становится гораздо проще отыскать разгадку, а это уже не так интересно, да и мозгам меньше работы.

И все-таки не стоит отказываться от чтения детективов только по той причине, что любители «серьезной» литературы считают их «низкопробным» жанром. Да, читая детективы, вы, скорее всего, не будете продираться сквозь философские сентенции или искать в описываемых событиях скрытый смысл. Однако, если, конечно, речь не идет о боевиках, где герои тупо мочат друг друга, то криминальный роман – это всегда нечто большее, чем жвачка для мозгов.

Читать еще:  Роберт Льюис Стивенсон «Похищенный. Роберт Стивенсон: Похищенный или приключения Дэвида Бэлфура

Почему мы любим детективы

Детективный жанр, пожалуй, самый популярный как в литературе, так и в кино, недаром в сериалах преступников ловят все кому не лень, а книжки-покеты в ярких красочных обложках продаются как горячие пирожки. За что же мы так любим детективы?

Уход от реальности

Конечно, любой детектив – это прежде всего уход от реальности. Лучший способ забыть о собственных трудностях и неприятностях – окунуться в мир фантазий. Причем чем более невероятными они являются, тем охотнее мы в них верим. Вот только не все могут и умеют фантазировать, это особый дар и не всем он дан от природы. И тут на помощь приходят плоды чужих фантазий – книги и фильмы.

Но ведь забытье (а именно его мы в таких случаях ищем) нам дарят не только детективы, кто-то предпочитает женские или приключенческие романы, кто-то – “мыльные оперы” или фэнтези, ведь со своей задачей они справляются ничуть не хуже. Значит, дело не в самом детективном жанре, а в людях, которые его выбирают. Попробуем составить коллективный портрет любителей детективных произведений.

Интеллект и логика

Детективы предпочитают люди, которым нравится мыслительный процесс, интересны логика событий и мотивация человеческих поступков. Им важно не просто отвлечься, а разобраться в причинно-следственных связях, вникнуть в детали, понять психологию действующих лиц, особенно если сюжет не прямолинейный, а многослойный. Это захватывающий и увлекательный процесс, но он предполагает определенный уровень интеллекта и образования. Поэтому справедливо будет сказать, что люди, этими качествами не обладающие, детективов не читают – они кажутся им нудными и неинтересными.

Тайна и интрига

Не меньше привлекает читателей детективов и тайна, сопутствующая любой детективной истории. Детективы предпочитают люди, которым интересно постигать ее не сразу, а постепенно узнать, что случилось и почему. В отличие от читателей и зрителей, которым важно априори знать, что добро победит зло, им интересна интрига, без которой невозможен ни один детектив.

Уверенность в себе

Помимо высокого уровня развития любителей детективов отличает и уверенность в себе, которая в процессе чтения или просмотра фильма еще больше укрепляется: оказывается, мы с автором думаем одинаково. А если повезет, то и превзойти его. Как отмечали авторы сценария культового фильма “Берегись автомобиля”, зритель любит детективные фильмы, потому что им приятнее чувствовать себя умнее того, кто сочинил всю эту историю.

Более того, такие читатели не боятся неожиданной развязки, они готовы к любому развитию событий. В то время как людям мягким и неуверенным в себе нужна предсказуемость не только в жизни, но и в искусстве. И там, и там они одинаково боятся оказаться втянутыми в ситуацию, из которой они не смогут выбраться уже хотя бы потому, что из нее вообще не существует единственного правильного и внятного выхода.

Скрупулезность, дедукция и аналитика

Любителям детективного жанра свойственны также такие качества, как скрупулезность и дедукция. Им интересно не только узнать “кто убийца”, но и самим докопаться до причин того, почему сложилась та или иная ситуация. Как правило, читатели детективов не работают в следственных органах и не являются юристами (и тем, и другим детективов на работе хватает), но любят и умеют анализировать полученные данные, более того, это доставляет им ни с чем не сравнимое удовольствие.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/021019/44306/
http://www.myjane.ru/articles/text/?id=13273
http://tsn.ua/ru/lady/psychologia/ona/pochemu-my-lyubim-detektivy-289105.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии