7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему баллада светлана имеет счастливый финал. Своеобразие жанра баллады в творчестве В.А

Идейно-художественное своеобразие баллады В. А. Жуковского «Светлана»

Нигде оригинальность творческой личности В. А. Жуковского не выступает с такой яркой очевидностью, как в балладах. Именно его баллады способствовали исключительной популярности этого жанра в России.

Опираясь на сюжет баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора», Жуковский создал два оригинальных произведения — баллады «Людмила» и «Светлана».

Не обнаружив в русском фольклоре сюжета о женихе-мертвеце (в Россию подобный сюжет проник сравнительно поздно), поэт нашел такие своеобразные явления, как русская обрядовая поэзия и святочные гадания, во время которых, согласно народным поверьям, невесте является ее будущий жених. Положив в основу «Светланы» сюжетную схему «Леноры», Жуковский значительно изменил ее, максимально приблизив к русскому фольклору.

Баллада «Светлана» начинается с описания русских народных гаданий. Русская обстановка подчеркивается здесь и такими реалиями, как светлица, санки, церковь, поп. Передаче национального колорита способствует само вступление:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Автор, являясь большим знатоком русского фольклора, имитирует в балладе народные подблюдные песни, которые девушки пели во время святочных гаданий на блюдце: «Кузнец, // Скуй мне злат и нов венец, // Скуй кольцо златое». На протяжении всей баллады Жуковский использует народно-просторечные слова и выражения, такие, как «вымолви словечко», «легохонько», а также фразы из народных песен («подруженька», «красен свет», «моя краса»).

На этом фоне вырисовывается облик милой, простодушной и нравственно чистой Светланы. Она изображена то молчаливо-грустной, тоскующей по безвестно исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой, замирающей от страха во время гадания, то растерянно встревоженной, не знающей, что ее ждет: радость или горе. Образ Светланы считается первым в русской литературе художественно убедительным образом русской девушки.

Насыщение баллады элементами русского фольклора — важная, но не единственная особенность балладного творчества Жуковского, При наличии ярко выраженного реалистического вступления, национально-русского колорита и бытовых реалий определяющий пафос баллады, конечно, романтический. Он проявляется в исключительности события, в редкой обаятельности редой героини, условном пейзаже,подчеркивающем необычность происходящего во времеи и пространстве: «Тускло светится луна // В сумрае тумана»; «Пусто все вокруг», «Вкруг метель и вьюга». Здесь налицо все традиционные приметы романтизма, вплоть до особенностей языка. Тут и «черный вран», и «черный гроб», и «тайный мрак грядущих дней».

Поздним вечером героиня баллады Светлана, сидя перед зеркалом, мечтает о далеком суженом и незаметно засыпает. Во сне ей приходится пережить несколько страшных моментов. Она видит гроб, а в нем — своего жениха. Засыпающая девушка, тревожась о судьбе «милого друга», всматривается в зеркало, и перед ее глазами проходят и разбойничий притон, и «подменный» жених, который оказывается убийцей.

Однако, когда Светлана просыпается поутру, она видит за окном солнечный морозный пейзаж, слышит звенящий колокольчик, замечает, что во двор въезжают сани, а на крыльцо поднимается не мертвый, а живой жених Светланы. Так, все мрачное и фантастичное в балладе отнесено автором в область сна, а сюжет получает счастливую развязку.

Реальное в балладе Жуковский подменил мистификацией и придал всему впечатление фантастичности. Страшный сон героини — это не поэтическая шутка и не пародия на романтические ужасы. Поэт напоминает читателю, что жизнь на земле быстротечна. Здесь же Жуковский выражает близкую ему идею предопределенности человеческой судьбы. В «Светлане» в меньшей степени, чем в «Людмиле», возникает идея о безрассудности и даже греховности ропота человека на свою судьбу, ибо любые горести и испытания ниспосланы ему свыше. Поэт так формулирует основную идею баллады: «Лучший друг нам в жизни сей // Вера в провидение».

И все же «Светлана» является самой светлой баладой Жуковского. Несмотря на то, что автор выступает здесь как поэт-романтик, уходящий от реальности жизни в мир мечтаний и фантастики, он утверждает торжество любви над смертью, а сам пафос произведения в целом радостный и оптимистичный.

В балладах Жуковского перед читателем впервые открылся поэтичный и исполненный глубокого драматизма мир народных легенд, поверий и сказаний. Подобно своим западноевропейским собратьям по перу, русский поэт, в свою очередь, обнаружил нетронутые литературой пласты отечественной народной фантастики. Жуковский называл их общим термином «суеверия». Он высоко ценил русскую народную фантастику, справедливо считая ее настоящим кладезем сюжетов и идей. Именно «суеверия» и явились почвой для создания русской национальной баллады.

Почему баллада светлана имеет счастливый финал. Своеобразие жанра баллады в творчестве В.А

Жуковский начал свое поэтическое поприще

балладами. Этот род поэзии им начат, создан

и утвержден на Руси.

Имя Василия Андреевича Жуковского, друга и учителя А С. Пушкина, вошло в русскую литературу как автора целого ряда баллад. Он воскрешал в балладах образы феодального Средневековья и полные наивной веры народные предания. Впервые определение баллады как жанра дал В.Г. Белинский. Он так определил его своеобразие: «В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде, но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя. » Большинство баллад Жуковского — переводные. Сам поэт так писал о специфике таланта поэта-переводчика: «Переводчик: в прозе есть раб, в поэзии — соперник».

Первой балладой Жуковского была «Людмила» (1808), являющаяся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Используя сюжет немецкого поэта, Жуковский придал иной национальный колорит, перенеся действие в Московскую Русь XVI — XVII веков, дал героине русское имя Людмила, ввел песенные обороты и фольклорные особенности, присущие русскому народу.

Следующая баллада «Светлана», написанная в 1812 году, также на сюжет бюргеровой «Леноры». Но в «Светлане» уже усилен национальный колорит, который создается деталями быта и картинами русской природы. Поэтому «Светлана» была воспринята читателями как подлинно народное, русское произведение. Она была построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.

Сюжет баллады «Светлана» напоминает во многом сюжет «Людмилы». Грустная Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Она грустит о своем женихе, о котором давно нет известий:

Год промчался — вести нет:

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит.

Светлана смотрит в зеркало и слышит голос любимого, который зовет ее за собой венчаться в церкви. По дороге в церковь она видит в темноте черный гроб в открытых вратах. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него истает мертвец и тянет к ней руки. Но Светлану спасает чудесный голубок, закрывающий ее от страшного призрака:

Читать еще:  Театральная студия по выходным детям. Удивительная театральная студия Юрия Мартынычева

Встрепенулся, развернул Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул.

Всей лишенный силы,

Страшно он зубами

И на деву засверкал

В этом страшном призраке Светлана узнает своего милого и пробуждается Это оказался страшный, грозный сон. В финале баллады появляется живой жених. Герои соединяются и играют свадьбу. Все заканчивается.хорошо. Оптимистическое звучание баллады расходится с концовкой «Людмилы», в которой умерший жених увлекает невесту в царство теней. Фантастические события- явление мертвого жениха, путь в его «обитель», оживление мертвеца — отражают борьбу добра и зла. При этом побеждает добро:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Образ Светланы противопоставлен Жуковским как Леноре Бюргера, так и Людмиле. Грустная Светлана, в отличие от отчаявшейся Людмилы, не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, не молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. Светлая душа героини оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Отношение автора к тому, что произошло со Светланой, выражается в словах:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана.

Будь, создатель, ей покров!

Светлана в балладе Жуковского поражает нас чистотою своего внутреннего мира. Чистота, кротость, покорность провидению, верность, набожность — вот отличительные черты этого характера. Само имя героини задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее под девушку из народной песни или сказки.

Светлана — один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Имя Светланы стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную сущность жизни. Оно оказалось своего рода талисманом, защищающим от злых сил. Образ Светланы вдохновил знаменитого русского художника К. Брюллова на создание картины «Гадание Светланы». Пушкин не раз вспоминал «Светлану», брал из ее стихов эпиграфы, сравнивал свою Татьяну с героиней баллады.

Высокое поэтическое мастерство, романтический национальный колорит баллады привлекли к ней интерес читателей, и она была признана современниками лучшим произведением Жуковского, которого стали называть певцом Светланы. Анализ литературного наследия Жуковского показывает высокую художественную ценность его поэзии и дает возможность понять, как велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы. Сбылись слова А.С. Пушкина, сказавшего о Жуковском почти двести лет тому назад:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

Говоря о своеобразии жанра баллады в творчестве В.А. Жуковского, следует заметить, что в романтический период творчества писатель предпочитал этот жанр всем прочим. Особенно интересными являются три из них: «Людмила», «Светлана»и «Ленора», написанные по одному и тому же сюжету, заимствованному у немецкого писателя Бюргера.

В.А.Жуковский не случайно использовал в своей балладе «Светлана» мифологический сюжет «свадьбы с воином-мертвецом». Подобный сюжет уже был использован в литературе ранее немецким поэтом Бюргером в романтической балладе «Ленора». Последнюю Жуковский перевел, сохранив сюжетную близость к оригиналу, и озаглавил «Людмила». В этой балладе героиня, наказанная за то, что усомнилась в своей вере, испытывает на себе воздействие мистической силы, которая приводит к Людмиле ее жениха. Весь ужас божественного возмездия заключен в том, что жених оказывается мертвецом, показавшим героине его новый дом – могилу, которая стала последним домом и для самой главной героини.
Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле», но и глубоко отлична. Это произведение наиболее известно, благодаря темной связи сюжета именно с русским фольклором и его традициями, что является основным жанровым своеобразием баллады. Весь стиль баллады передает очарование юности. В этой балладе полностью воплотилось стремление автора создать национальный характер русской девушки, верной своей любви и вере до самопожертвования. В русской литературе такой тип народной героини встречается нередко, однако именно в «Светлане» Жуковского впервые нашел свое поэтическое выражение. Не случайно автор называет свою героиню «милая Светлана», которая рисуется в окружении также «милых» девушек, так как все, связанное с ними, вызывает нежные эмоции. Поэт воспроизводит привлекательный и изящный девичий мир, в котором значимы и «серьги изумрудны», и «перстень золотой». Даже у коней, на которых приехал жених-мертвец, «поводья шелковы», то есть красивы настолько, насколько может представить воображение юных героинь.
Но внешние атрибуты девичьей жизни не столь важны в балладе, как внутренние: грусть о женихе, мечты, гадания, сны и слезы о нем же, «тайная робость», разговор со своим сердцем о будущем. Баллада рассказала не только об эпизоде из жизни юного существа (гадании молоденькой девушки о женихе), но представила ее внутренний мир. История встречи Светланы со своим возлюбленным превращается в романтическую сказку, окрашенную типичными народными традициями в показе образа главной героини.
Развитие сюжета ведет к тому, что, вызванный с помощью гадания Светланы, ее возлюбленный призывает героиню ехать к венчанию. Но уже во время путешествия «сердце вещее» внушает Светлане тревогу. Она удивлена и расстроена долгим молчанием жениха. При этом мир баллады динамичен, также и душевный мир героини подвижен, полон колебаний. Так, Светлана интуитивно понимает, что вовсе не ее возлюбленный везет ее под венец, поскольку вся их дорога сквозь вьюгу и метель сопровождается знаками беды. Сам образ дороги является воплощением жизненного пути героини от рождения к смерти. Символы смерти: белый снег, черный ворон, упоминания о гробе – все это наталкивает на мысль о скорой гибели героини под воздействием мистических черных сил.
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи.

Даже в храме героев встречает гроб, и происходит не венчание, а обряд отпевания. И кони молодых «мчатся» мимо храма, а вскоре из-за поднявшейся метели сворачивают к «одинокой хижинке под снегом», которая являет собой символ могилы. Кульминационным моментом поэмы становится сцена внезапного «оживления» мертвеца («Простонав, заскрежетал страшно он зубами. »), в котором героиня узнает своего жениха. Так, в последний момент, когда жених героини внезапно исчезает, и Светлана остается один на один с мертвецом, готовым забрать ее с собой в загробный мир, героиня вдруг оказывается в своей горнице, очнувшись ото сна. И суженый ее уже подходит к крыльцу жив и невредим. Таким образом, страшная фантастика в балладе разрешается в шутке, в мягкой улыбке самого поэта.
Моралью баллады Жуковского является вывод о спасительной силе веры, обращении Светланы к божьей помощи, ведь она постоянно молится в поисках душевных сил и духовной поддержки. Недаром в финале поэмы появляются образы белого голубя, иконы Спаса. В итоге небесный промысел спасает душу героини, не дав ей погибнуть, а наоборот приводит ее к счастливому финалу. В балладе Жуковского, в отличие от традиционных баллад, радостное и светлое восприятие жизни, побеждают народные начала, носителем которых выступает Светлана. Само очарование главной героини заключено в ее юности и влюбленности в своего суженого. Страхи Светланы рассеялись, потому что она ни в чем не повинна. И все же поэт, верный своим этическим принципам, предупреждает героиню против порока самолюбия, которое приводит к реальной гибели, как в «Людмиле». Вера в провидение оборачивается верой в жизнь:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье.

Читать еще:  Если генеральный директор не получает зарплату. Куда инвестировать деньги: Cтать акционером Фейсбука и заработать на банке

Задачи и тесты по теме «Своеобразие жанра баллады в творчестве В.А. Жуковского (на примере одной из баллад по выбору экзаменуемого).»

  • Речевые жанры — Стилистика 9 класс

Уроков: 1 Заданий: 6 Тестов: 1

Баллада Светлана героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, Людмила, на тему образцовой баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера Ленора, возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. Светлана попытка создания идеального национального характера, русской души, какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее в сентиментальном ключе под девушку из народной песни или сказки. Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу. Образы и сюжет Людмилы (Леноры) переосмысляются в Светлане: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением. Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит ангела-утешителя утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению. Герои страшных баллад Жуковского всегда страдальческая сторона, они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В Светлане все наоборот: героиня невинна, вещий сон не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. небалладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада Светлана заканчивается ранним утром, в то время как действие Людмилы и Леноры не выходит за пределы ночи.) С. один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение. Имя Светлана стало литературным именем этой женщины адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, И- И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе Арзамас самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском крещении имя оказалось пророческим: Жуковский был Светланой не только именем, но и душою. Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, светлой веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил. А. С. Пушкин использовал молчаливый и грустный образ С. для характеристики своей героини Татьяны (Евгений Онегин, гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.

Материалы к уроку по балладе В.А.Жуковского «Светлана»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». История создания баллады.

Жуковский положил начало развитию русского романтизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека. Творчество

Расцвету лирического творчества сопутствовали глубокие личные переживания Жуковского, вызванные любовью к Маше Протасовой. Отказ ее матери дать согласие на брак с поэтом вызвал в ее душе чувство глубокого разочарования в жизни и придал его лирическим произведениям драматическую окраску.

Неудачное замужество Маши, последовавшая затем ее ранняя смерть наложили печать трагизма на всю жизненную судьбу поэта.

Родина баллады – Прованс (историческая область на юго-востоке Франции, на побережье Средизем-ного моря, большей частью во Французских Альпах). В лирике трубадуров (поэтов-певцов) она представляла собой плясовую песню любовного характера с рефреном.

Карл Брюллов. Гадающая Светлана. Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье…

Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами – знамениям судьбы или природы: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали… так начинается знаменитая баллада «Светлана». Это одна из самых замечательных баллад Жуковского. Она была завершена в 1812 году и посвящена А.Протасовой. «Светлана»

Баллада «Светлана» передает трепетный девичий сон. В нее входит лирическая тема, связанная с тоской по милому другу. Сюжет баллады драматичен. Однако таинственное происшествие со Светланой имеет счастливую развязку. Главная мысль баллады об определяющей роли Судьбы, высшей божественной силы, в жизни человека.

Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам. Поэт обработал на свой лад средневековые легенды европейских народов и познакомил русских читателей с неведомыми им старинными сюжетами. Жуковский оставил нам прекрасные, нежные, полные живого трепета стихи и поэмы, подготовил явление пушкинской лирики.

Читать еще:  Родился сын посадить дерево. Что на самом деле означает фраза "посадил дерево, родил сына, построил дом"

Выбранный для просмотра документ Урок.docx

Тема. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». Творческая история баллады.

выявить признаки баллады как жанра, особенности замысла баллады «Светлана», связанного с личностью В.А.Жуковского, жизненными судьбами и характерами Саши и Маши Протасовых;

формировать навыки составления цитатного плана, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Выявление первоначального читательского представления.

— Какой вы представляете себе героиню баллады?

— Какие эпизоды показались вам наиболее интересными?

— Как вы думаете, почему героиня накануне свадьбы увидела такой страшный сон?

2.Проверка цитатного плана. Лексическая работа.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Слово учителя о В.А.Жуковском.

Жуковский положил начало развитию русского романтизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека.

Расцвету лирического творчества сопутствовали глубокие личные переживания Жуковского, вызванные любовью к Маше Протасовой. Отказ ее матери дать согласие на брак с поэтом вызвал в ее душе чувство глубокого разочарования в жизни и придал его лирическим произведениям драматическую окраску.

Неудачное замужество Маши, последовавшая затем ее ранняя смерть наложили печать трагизма на всю жизненную судьбу поэта.

В творчестве Жуковского преобладали элегии ( л ирические стихотворения, проникнутые философскими размышлениями, грустными раздумьями) и баллады (стихотворения с историческим, фантастическим или сказочным сюжетом).

3.Определение жанра баллады.

Родина баллады – Прованс (историческая область на юго-востоке Франции, на побережье Средиземного моря, большей частью во Французских Альпах). В лирике трубадуров (поэтов-певцов) она представляла собой плясовую песню любовного характера с рефреном. В английском и шотландском фольклоре сложился иной тип баллады, основанной на народных преданиях, на использовании героических страниц национальной истории.

В устном народно-поэтическом творчестве баллада – лирико-эпическое произведение с фантастическим колоритом.

Поэт воспринимает жизнь через призму исключительного, необычного, необъяснимого. Он изображает события, восходящие к народным легендам, сказаниям и поверьям. В романтической балладе мир предстаёт как царство мистических, сверхъестественных сил. События обычно развёртываются в атмосфере таинственности. Действующими лицами оказываются призраки, мертвецы. В центре внимания романтика всегда человеческая личность, её судьба. Причём герой может быть носителем не только положительных, но и отрицательных моральных качеств, тогда наступает возмездие за его бесчеловечность.

3.История создания баллады В.А.Жуковского «Светлана».

Жуковский создал новый тип баллады, для которого характерно более точное осмысление чудесного вымысла, более прочное и ощутимое его соединение с бытовой жизнью народа. Героине баллады был необходим свой голос, свои бытовые приметы, отношения с народной жизнью.

«Светлана» — самое задушевное произведение Жуковского — посвящена Саше Протасовой. Между тем в образе героини баллады проглядывают черты, напоминающие её старшую сестру Марию, глубокая любовь к которой прошла через всю жизнь поэта.

Маша и Саша – дочери Екатерины Афанасьевны Протасовой, младшей дочери Бунина. Ещё в 1797 г. она овдовела, муж много проиграл в карты и оставил долги; все его имения пошли с молотка. Екатерина Афанасьевна хотела жить самостоятельно, уехала с детьми в Белев.

Будучи в стеснительных обстоятельствах, она не могла нанять для девочек учителей и попросила Жуковского заниматься с её дочерьми – двенадцатилетней Машей и десятилетней Сашей – литературой, историей, языками, рисованием.

Жуковский был к этому внутренне готов: он видел в учительстве пользу и для себя. Он разрабатывал планы занятий, увлёкся этим, и уроки стали необыкновенно интересны для девочек. Во время чтения и бесед он постоянно убеждал их в том, что человек должен быть чувствительным и добрым. На прогулки он брал с собой альбом и делал зарисовки. Увлеклись рисованием и девочки.

Маша и Саша были влюблены в своего доброго и умного учителя. Маша не слыла красавицей, но редко встречалось такое милое лицо. Жуковский стал замечать, что он всё более любит её. «Это чувство родилось вдруг, — писал он в дневнике, — отчего – не знаю; но желаю, чтобы оно сохранилось. Я им наполнен, оно заставляет меня мечтать, воображать будущее с некоторым волнением».

Сашина судьба решалась в тот период, когда Жуковский работал над «Светланой». К Саше посватался приятель Жуковского, литератор и журналист А.Ф.Воейков. Баллада предназначалась ей как свадебный подарок.

Но каким же образом в творческом замысле «Светланы» ясная и светлая судьба девушки соединялась с тревожным, несмотря на радостный финал, сюжетом баллады?

В это время Жуковского чрезвычайно волновала мысль о жестокой власти провидения, о неизбежной покорности ему человека, несмотря на то, что каждый имеет право на свободный поступок.

Поэзия опережала жизнь, предсказывала печальное будущее, драму двух жизней: Екатерина Афанасьевна не захочет выдать Машу замуж за поэта и чем дальше, тем более неприязненно и даже враждебно станет к нему относиться (вернёт своё расположение Жуковскому она лишь после замужества Маши, смирившейся с судьбой). Это была драма любви, мучительной невозможности самого счастливого, как казалось Жуковскому и Маше, брака.

Баллада «Светлана» передает трепетный девичий сон. В нее входит лирическая тема, связанная с тоской по милому другу. Сюжет баллады драматичен. Однако таинственное происшествие со Светланой имеет счастливую развязку. Главная мысль баллады об определяющей роли Судьбы, высшей божественной силы, в жизни человека.

IV. Подведение итогов урока.

Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.

Поэт обработал на свой лад средневековые легенды европейских народов и познакомил русских читателей с неведомыми им старинными сюжетами.

Жуковский оставил нам прекрасные, нежные, полные живого трепета стихи и поэмы, подготовил явление пушкинской лирики.

1.Выучить наизусть отрывки из баллады.

1 группа. От слов: «Смолкло все опять кругом. » до слов: «Ах. и пробудилась».

2 группа. От слов: «Тускло светится луна…» до слов: «Ангел-утешитель».

3 группа. От слов: «Где ж. У зеркала одна…» до слов: «Радость иль кручину?»

4 группа . От слов: «Что же твой, Светлана, сон…» до конца баллады.

2. Индивидуальные задания:

— подготовить сообщение о крещенских гаданиях, комментарий строк в начале баллады, где речь идет о действиях гадающих;

-подготовить сообщение о значении имени «Светлана».

1 вариант. Выписать из текста баллады слова, связанные с понятиями «белый цвет», «светлый», а также слова с корнем «свет». Какое значение они приобретают в тексте?

2 вариант. Выписать из текста баллады слова, связанные с понятием «темный цвет», «тьма». Какое значение они приобретают в тексте?

Источники:

http://5litra.ru/soch/982-ideyno-hudozhestvennoe-svoeobrazie-ballady-v-a-zhukovskogo-svetlana.html
http://dvoris.ru/stil/pochemu-ballada-svetlana-imeet-schastlivyi-final-svoeobrazie-zhanra/
http://infourok.ru/materiali-k-uroku-po-ballade-vazhukovskogo-svetlana-3919649.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector