«Плёс – это символ русской провинции, символ глубинной, лишённой глянца, настоящей России. Одна из версий рая
«Плёс – это символ русской провинции, символ глубинной, лишённой глянца, настоящей России»
Во втором номере нашего журнала был опубликован материал о проекте «Фабрика Россия», разработанном пятью лучшими архитекторами Москвы и Петербурга для Венецианской архитектурной биеннале 2010 г. «Фабрика Россия» предлагала вариант решения сверхактуальной для нашей страны проблемы возрождения малых российских моногородов за счёт ревитализации их депрессивных индустриальных территорий. В качестве реципиента архитекторы выбрали Вышний Волочёк. Для оформления русского павильона был снят фильм о реалиях нынешнего Вышнего Волочка, написаны круговая живописная панорама и потрясающая музыка – словом, сделано всё, чтобы привлечь внимание инвесторов к плачевному состоянию малых городов. Сейчас мэр Волочка рефлексирует по поводу этой публикации, может быть, соберётся с мыслями и расскажет, будут ли реализованы хотя бы некоторые из предложений «Фабрики России».
Но редакции хотелось бы показать, что в России есть малые города, выбравшие деятельный путь развития и добившиеся значительных успехов. Один из них – Плёс. Анонсируя будущую статью, мы представили вас как профессионала, имеющего собственную стратегию развития городской территории, для реализации которой пришлось полностью посвятить себя восстановлению и развитию города Плёса и даже стать его главой.
Алексей Владиславович Шевцов,
к. э. н., глава Плёсского городского поселения,
председатель совета Плёсского городского поселения
Алексей Владиславович Шевцов родился в 1963 г. в городе Орске Оренбургской области, окончил среднюю школу с золотой медалью, с отличием – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1989 г. получил степень кандидата экономических наук.
Работал в Институте США и Канады. В 1992-1994 гг. был президентом ЗАО «Нефтяной инвестиционный дом», в 1994-1996 гг. – директором департамента ценных бумаг Оренбургской нефтяной акционерной компании. В течение восьми лет возглавлял совет директоров Южно-Уральского машиностроительного завода.
С 2005 г. посвятил себя восстановлению и развитию города Плёса. Возродил за свой счёт более 30 жилых домов и общественных зданий городского центра. С 2006 г. – президент Плёсского яхт-клуба. Содержит городскую пристань, лодочную станцию на реке Шохонке, гостиницы на 180 мест.
Депутат cовета Плёсского городского поселения 1-го созыва (с 2005 г.). С 2010 г. – глава Плёсского городского поселения, председатель совета Плёсского городского поселения. Женат, имеет дочь.
Беседовала А.С. Курбатова,
д. г. н., профессор,
директор Института комплексного развития территорий,
главный редактор журнала «Территория и Планирование»
Алексей Владиславович, расскажите, как вам удалось не только сохранить историческую среду и провинциальный колорит Плёса, но и заставить его территории работать на благо жителей.
Я уже больше десяти лет пристально изучаю Плёс и сравнительно недавно почувствовал, что начинаю понимать секрет этого города, его призвание, его специализацию. Дело в том, что в Плёсе нет выдающихся туристических достопримечательностей, он, хотя географически и принадлежит Золотому кольцу России, идейно совсем другой, чем, скажем, Суздаль или Ростов Великий. Плёс призван демонстрировать не отдельные домонгольские соборы и боярские палаты (которых у него нет), и даже не Дом-музей своего самого знаменитого дачника Левитана, а самого себя в комплексе – маленький уютный русский городок на берегу великой Волги. Если Суздаль хочется смотреть, то в Плёсе хочется остаться жить. Турпродукт Плёса – это показ русского искусства жить, привлекательная демонстрация нашего асимметричного ответа разным европейским вариантам art de vivre. И получается, что скромность Плёса в смысле обеспеченности выдающимися памятниками старины идёт ему на пользу. Он не просто город-уникум, а символ русской провинции вообще, символ глубинной, лишённой глянца, настоящей России.
Плёс малонаселён (за все 600 лет его истории численность населения колебалась от 2 до 5 тыс.), удалён от железной дороги (ближайшая маленькая станция в 30 км), находится в 15 км от основной трассы Золотого кольца и является на Золотом кольце антиподом Москвы – наиболее удалённым от неё городом, причём расстояние до столицы в обе стороны, и по Владимирской, и по Ярославской трассе, почти одинаковое. Территория Плёсского городского поселения составляет 94 кв. км, протяжённость волжского берега – 12 км, и пока ничто у нас не нарушает традиционного русского пейзажа – леса, поля, деревеньки, и в качестве миниатюрной столицы всего этого – крошечный город на площади 3 кв. км (если считать со спальными районами). Город, в силу своей удалённости от бурь ХХ века, в целом сохранивший традиционную русскую застройку и несуетный, самобытный уклад жизни.
Легко догадаться, что известный бренд «Золотое кольцо» мало чем может помочь Плёсу – как и сотням других малых городов, обделённых туристическими достопримечательностями первого ряда. В рамках идеологии Золотого кольца Плёс по отношению к Ростову или Переславлю всегда будет «младшим братом по разуму», безнадёжно отстающим, вечно вторым. И мы разработали новый бренд, призванный творчески дополнить Золотое кольцо, включить в «орбиту» развития туризма новые, более широкие территории, причём сделать это со сравнительно небольшими капитальными затратами и на основе современного понимания индустрии туризма и её роли в развитии страны. Это бренд «Потаённая Россия» (Hidden Russia).
Полная версия материалов доступна только подписчикам.
Легенда о Девичьях плёсах. Алтай
На небольшой речке Кумир, есть красивое место. Сама речка горная, быстрая, каменистая и стремительная. А место это среди речки неожиданно тихое, спокойное с прозрачной до дна водой. Называется оно «Девичьи плесы». Легенда эта рассказывает.
Давно то было. Так давно, что и троп тех не осталось в горах, на которых бились с захватчиками — джунгарами храбрые войны алтайских родов. Обрушились скальными осыпями тропки, а легенда о “Девичьих плесах” жива и поныне. Эти плесы сохранили память о тех днях, когда алтайцы боролись за свою независимость.
В урочище Мендай прорвался отряд завоевателей. Хотя и много захватчиков полегло на горных кручах, но часть их во главе с князем, одноглазым свирепым стариком, пробилась к урочищу. Позорный плен и рабство ожидали его жителей. Камнями, стрелами отбивались жители, пока не погибли все, кроме трех девушек.
Умирая отец самой красивой девушки Морей сказал:
— Не отдавай себя живой в руки чужеземцев, не предавай свой род и свою землю.
— Не беспокойся отец, — ответила Мерей, — позора нашему роду не будет никогда по моей вине.
Похоронила она отца. Позвала подруг и предложила первыми выйти сражаться, не ждать когда их всех троих пленят. Одна из трех, дочка бая, заплакала и наотрез отказалась идти на верную смерть.
— Что ты, Мерей! — замахала она руками, — вражеские войны девушек не убивают, это мой отец говорил.
Усмехнулась в ответ красавица:
— Да, не убивают, но сделают тебя рабыней, а это хуже смерти. Оставайся, встречай своих будущих господ, а мы поступим иначе.
И две девушки бросились к единственному оставшемуся в живых коню. Они обе уместились в одно боевое седло и с мечами в руках на коне (аргамаке) ринулись а самую гущу вражеского отряда, вовсе не ждавшего нападения.
Свирепо бил мощными копытами аргамак по головам разбегавшихся в страхе джунгаров, а девушки “косили” на право и налево мечами всех, кто оказывался рядом. Наконец, враги опомнились, а старый князь, пораженный смелостью и отвагой двух юных девушек, приказал пленить их, не убивая. Этот приказ услышала Мерей. Рванула она поводья, направила коня на верхушку скалы. Взвился на дыбы аргымак и упал с обеими наездницами вниз, в пропасть. В тот же миг со дна ущелья вырвалась быстрая река, это аргымак побежал, так и не остановив свой бег. А в том месте, где упали две девушки, образовалось тихое спокойное место. Увидел со скалы красивую реку князь-завоеватель и не мог оторвать глаз, настолько она манила притягивала его какой-то магической силой. Шагнул князь со скалы вниз. И там, где он упал, застыл подводный порог, над которым бурлит и пенится вода, до сих пор успокоиться не может.
С тех пор горная речка Кумир быстро струится по камням, ревет в узких ущельях, а в том месте, где, по легенде, упали две девушки, река ласковая, спокойная, словно шелковые косы девушек, погибших за честь своего рода.
Плёс, Ивановская область: волжская Рублевка с народной душой
Уже 150 лет ивановско-костромская глубинка завидует Плёсу. Что именно здесь ступила нога изменившая всё. Как же не завидовать? Лишь тут можно продать копченого судака за 1000 рублей штука. Сдать домик за 10 000 рублей ночь. Продать чашку кофе за 400 рублей
Но конечно виновна не только нога знаменитого Левитана. Плёс – пленительная красота дикой Волги, помноженная на толику везения.
Острог
История Плёса началась в середине XII века. Тогда новгородцы поймали тут своего бежавшего посадника Якуна и забрав у него 1000 гривен отдали на перевоспитание местной чуди. Уже тогда в километре от современного города стоял небольшой деревянный острог русских в океане первобытного леса.
Древняя история закончилась через 100 лет. На Русь пришла монгольская тьма. Тумэн Бурундая сжег Кострому в 1238. Затем одна из тысяч дошла до глухого Плёса. Монголами острог был взят и сожжён, а кто выжил – уведен рабом. Жизнь сюда не вернется.
В XV веке эти леса стали важной границей Московской Руси. Они первыми встречают татарские набеги и торговые караваны Востока. В 1410 году московский князь Василий I строит на новом месте мощную деревянную крепость, подальше от кровавого пепелища древности. История Плёса начинается вновь.
Крепость
1537 год. Разгар войны с Казанским ханством. В Московии на троне трехлетний Грозный. И крымский царевич Сафа-Гирей став казанским ханом, начинает большую войну на Волге. Черемисы и татары доходят до Костромы. Чтобы пресечь это, на дальний рубеж в Плёс отправляется костромской полк князя Холмского. Как в воду глядели воеводы.
Под давлением Крымского ханства, Москва ведет с Казанью переговоры о мире. Но осенью 1539 года хан Сафа-Гирей неожиданно атакует Нижний Новгород и Муром. Корпус карачи-бека Чура Нарыкова идет по льду дальше. 8 000 татар, черемис и чувашей мчатся по Волге на Кострому. Под Плёсом татар встречает объединенная армия русских князей.
Сражение стало настоящей бойней. Погибли 4 московских воеводы и 2 князя, а Чура потерял всех беков. Половина армий легла замертво, но русские смогли обратить казанцев в бегство. Преследование по льду продолжалось несколько часов, дворянская конница смогла зажать татар у Солдоги (Заволжск).
Но в очередной бойне татары вырвались из окружения.
Боевой путь Плёса закончится в Смутное время веком позже. Русские будут бить шастающих по Волге поляков. А поляки разграбят Плёс. Затем Россия растет и городок окажется в глубоком тылу. Крепость разберут, Плёс станет главным ивановским портом по перевалке текстиля.
Но грядет катастрофа древней России. Железные дороги. Они разрушают древние речные города, выбрасывая их на обочину жизни. Железная дорога Иваново-Кинешма убивает будущее и настоящее Плёса. Рекой возить теперь невыгодно. Купцы разоряются и уезжают.
Плёс хиреет, становится заштатной деревней на берегу Волги. Как и сотни других русских местечек в это новое время капитализма. Но тут снова улыбается удача. Вместо московского князя с борта парохода спускается малоизвестный художник Исаак Левитан.
Вдохновение
Левитан пейзажист, рисует с натуры, все время в поисках новых мест. Его учитель, всемирно известный пейзажист Саврасов, прославился на волжских картинах. Почему бы не попытать счастья и ученику?
В 1887 году Левитан берет друзей, пароход вскладчину и плывет по Волге. Но грустно. Ничего вдохновляющего. Погода хмурая и Волга кажется Исааку тоскливой и мертвой. Левитан напишет Чехову: “Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…”
И вдруг и-за очередного поворота Волги показались крутые холмы древнерусского Плёса. Что-то екнуло в сердце Левитана: Причаливай!! – кричит он капитану…
Так начнется любовь художника и Плёса. Он купит домик, проведет здесь три года. Напишет свои главные картины и станет всемирно известным. Сейчас его работы идут по 3,5 миллиона долларов за штуку.
А сам Плёс благодаря картинам получит новую звездную жизнь. Он станет Меккой российских художников. Его потрясающие виды заполонят царскую Россию похлеще телевизора.
За художниками ринутся в Плёс поэты и музыканты за своим вдохновением. И даже Шаляпин приобретет дачу и будет петь в построенном среди леса театре.
Модно
За своими кумирами потянется столичная аристократия в модное место на Волге. Взлетят цены в трактирах, подорожают ставшие дефицитом дома. Потребуются гостиницы и новый причал для пароходов с туристами. Плёс больше не будет прежним.
Это новая московская Рублевка, культурно-столичная жизнь закипит среди глухого леса. «Жестокий романс» и «Золотой теленок», «Два капитана» – в десятке фильмов замелькает Плёс..
Город Плёс притягивает всех. Сегодня на его улочках Вы запросто встретите потрепанный Рендж Ровер, за рулем которого сидит Дмитрий Медведев. Да-да, премьер – министр тоже любит Плёс и его дом неподалеку. Плёс – это модные кофейни и рестораны, гостиницы и частные дома с московской ценой. А мэром Плёса служит миллиардер, башкир Тимербулат Каримов.
Но власть и деньги только на пользу наследию Плёса. В целости домики и обаяние прошлого. Не вырублен под коттеджи ивановский лес вокруг. И широкая Волга всё также плывет мимо.
Источники:
http://terraplan.ru/arhiv/58-4-34-2011/1015-l-r688.html
http://pikabu.ru/story/legenda_o_devichyakh_plyosakh_altay_4539420
http://zen.yandex.ru/media/id/5a42cd1257906a8fbd7f6dc3/5d51c636a06eaf00ae17cad3