Планирование изодеятельности в средней группе по комаровой. Перспективное планирование по ИЗО (средняя группа)

Планирование изодеятельности в средней группе по комаровой. Перспективное планирование по ИЗО (средняя группа)

Тамара Комарова – Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий

Описание книги “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий”

Описание и краткое содержание “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий” читать бесплатно онлайн.

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики; создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т. С. Комаровой защищено более 80 кандидатских и докторских диссертаций.

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 4–5 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.

В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.

В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.

Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.

В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.

Особенно важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими, подвижными и др.).

При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («овощи для игры в магазин», «угощение для любимых игрушечных животных» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, организация игровых ситуаций (в начале занятия в гости к ребятам приходит Мишутка, рассказывает, что игрушки хотели бы устроить праздничный обед, но у них не хватает посуды, и просит: «Ребята, помогите нам, слепите посуду, ведь вы все умеете!» и т. п.); рисование, лепка, аппликация на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).

Такая разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Занятия по рисованию, лепке и аппликации связаны с работой по ознакомлению с окружающим миром: создавая изображения, дети отражают в них свои впечатления о предметах и явлениях социального и природного окружения. Сюжетами рисунков и лепки становятся образы произведений художественной литературы, фольклора (сказок, потешек, загадок), а также образы музыкальных произведений.

Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Читать еще:  Идеологический спор и его роль в произведениях русской литературы XIX века (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру, силе нажима, размаху, длительности.

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые также развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Как и во второй младшей группе, конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.

В ряде случаев предлагаются варианты занятий, и воспитатель может выбрать вариант, который представляется более соответствующим его группе, условиям работы. В то же время, если у педагога есть возможность провести в том или ином месяце больше 10 занятий (а именно так спланированы занятия по каждому месяцу на год), то он может воспользоваться предложенными вариантами или провести занятия по собственному усмотрению.

В книге помещены детские рисунки и аппликации; их назначение – показать варианты изобразительного решения той или иной темы (или варианта темы занятия, например, «Рисование предметов овальной формы»). В этом случае одно занятие могут иллюстрировать 2–3 детские работы.

Надеемся, что книга окажет помощь в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования, руководителям кружков и студий.

Программа по изобразительной деятельности

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления дошкольников об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

Планирование изодеятельности в средней группе по комаровой. Перспективное планирование по ИЗО (средняя группа)

  1. Рисование «Нарисуй картинку про лето»

Программные задачи: учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приёмы рисования кистью, правильно её держать, промывать, осушать. Поощрять задуманное детьми.

Программные задачи: закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности

  1. Аппликация «Овощи и фрукты в вазе»

Программные задачи: выполнять аппликацию из готовых форм, аккуратно наклеивать. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой и клеем.

  1. Рисование + аппликация «Веточка рябины»

Программные задачи: учить передавать в рисунке впечатления от окружающего. Закреплять приёмы рисования листочков, лепки предметов округлой формы (ягодки). Подводить к эмоциональной оценке своих работ.

Программные задачи: закреплять умение детей лепить знакомые предметы, усвоенным ранее приёмом лепки (раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями) для уточнения формы. Воспитывать аккуратность при работе с пластичными материалами.

  1. Аппликация «Поезд мчится «тук-тук-тук»

Программные задачи: учить детей держать ножницы и резать ими по прямой: разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски. Познакомить с правилами безопасности при работе с ножницами. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать аккуратность, интерес к освоению настоящего инструмента.

  1. Рисование «Веточка с осенними листиками»

Программные задачи: развивать способности создавать в рисунке отражающие специфику воспринимаемых объектов и явлений окружающего мира. Упражнять в умении рисовать ветку, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками. Воспитывать творчество.

Программные задачи: учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Развивать координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

  1. Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали»
Читать еще:  Кто сказал тебе настоящей любви. Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви

Программные задачи: познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура – дождевой тучки. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к художественному экспериментированию.

  1. Рисование «Яблоко – спелое, красное, сладкое»

Программные задачи: учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами). Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.

  1. Пластилинография «Подарок для Хрюши»

Программные задачи: закрепить представление детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика, продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать любую форму. Учить достигать передачи формы, цвета, использовать в работе мелкие детали. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. Воспитывать у детей желание делать приятное другим.

  1. Аппликация декоративная с элементами рисования «Полосатый коврик для кота»

Программные задачи: учить детей составлять красивые коврики из полосок и квадратов, чередующихся по цвету. Познакомить детей с освоением нового способа – резание бумаги по линии сгиба.

  1. Рисование декоративное «Перчатки и котятки»

Программные задачи: вызвать у детей интерес к изображению и оформлению перчаток. Формировать графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки. Учить самостоятельно создавать орнамент. Развивать воображение.

  1. Лепка «Вылепи какие хочешь овощи или фрукты для игры в магазин»

Программные задачи: учить детей выбирать содержание своей работы из круга определённых предметов. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приёмы лепки.

3+4. Аппликация + рисование «Новогодняя открытка»

Программные задачи: учить пользоваться ножницами, вырезать круг, треугольник по контуру. Дорисовывать мелкими недостающими деталями. Воспитывать аккуратность при работе с ножницами, усидчивость.

Программные задачи: учить рисовать ёлку, передавая особенности её строения и размещения в пространстве. Развивать координацию в системе «глаз-рука»

2-3. Лепка «Новогодние подарки игрушкам»

Программные задачи: совершенствовать умение скатывать комки глины между ладонями прямыми и круговыми движениями, расплющивать шар, соединять при скатывании комка глины прямыми движениями полученную форму в виде кольца, делать пальцами и стекой углубления на поверхности формы. Развивать воображение. Продолжать учить защипывать края формы, действуя пальцами, и с помощью стеки украшать вылепленное изделие узором.

Программные задачи: учить детей передавать строение дерева, используя разный нажим на карандаш для изображения толстых и тонких веток. Воспитывать стремление добиваться хороших результатов. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.

  1. Аппликация предметная «Быстрокрылые самолёты»

Программные задачи: учить детей создавать изображения самолёта из бумажных деталей разной формы и размера. Показать возможности видоизменения деталей. Развивать творческое мышление. Воспитывать интерес к познанию техники, аккуратность.

Программные задачи: закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности

  1. Аппликация «Овощи и фрукты в вазе»

Программные задачи: выполнять аппликацию из готовых форм, аккуратно наклеивать. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой и клеем.

  1. Рисование + аппликация «Веточка рябины»

Программные задачи: учить передавать в рисунке впечатления от окружающего. Закреплять приёмы рисования листочков, лепки предметов округлой формы (ягодки). Подводить к эмоциональной оценке своих работ.

  1. Лепка «Волшебные превращения снеговиков»

Программные задачи: упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных персонажей.

  1. Аппликация «Сосульки на крыше»

Программные задачи: вызвать у детей интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками и созданию композиций «Сосульки на крыше дома». Продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов. Показать способы вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство цвета, формы и ритма.

  1. Рисование «Преврати свой лоскуток в поле, лес или »

Программные задачи: развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать.

  1. Лепка «Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат»

Программные задачи: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброту, сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им. Продолжать учить лепить известные им фрукты округлой формы, добиваясь выразительной передачи формы, строения и характерных деталей.

  1. Аппликация «Воробьи и лужок»

Программные задачи: учить детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата. Разнообразить и обогащать аппликативную технику, дополнять её графическими элементами для передачи мелких деталей и динамики. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

  1. Рисование «Нарисуй, что хочешь, краской зелёного цвета»

Программные задачи: рассказать детям о том, что зелёный цвет может иметь разные оттенки: зелёный, тёмнои светло-зелёный, оливковый и т. д. Поддерживать интерес к смешиванию красок и получению новых оттенков.

Программные задачи: вызывать у детей интерес к лепке сказочной рыбки. Увлечь способом лепки из целого куска.

Программные задачи: учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение, внимание и наблюдательность. Координировать движения глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы, чувства юмора.

  1. Рисование «Красивые цветы разных оттенков розового цвета »
Читать еще:  Знания предков: как очистить дом. Как очистить дом от негативной энергии: пошаговая инструкция

Программные задачи: добиваться того, чтобы дети получали на палитрах разные оттенки розового цвета. Побуждать к изображению цветов доступными им средствами выразительности.

Программные задачи: побуждать детей лепить насекомых, используя знакомые приёмы лепки. Воспитывать творчество, воображение.

  1. Аппликация «У солнышка в гостях»

Программные задачи: учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщённого способа изображения разных животных (цыплёнок и утёнок) в аппликации и рисовании на основе двух кругов разной величины (туловище и голова). Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

  1. Рисование «Красивые весенние цветы, которые вам понравились»

Программные задачи: формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приёмы и способы работы с ними. Побуждать детей к экспериментированию с изобразительными материалами, помогать им добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада Конспекты занятий

Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

Конспекты занятий

Игры и занятия, способствующие приобщению детей к изобразительной деятельности

Игры и занятия, способствующие приобщению детей к изобразительной деятельности Представленные в данном разделе игры-занятия сгруппированы в несколько подразделов: «Делаем отпечатки», «Карандаши, фломастеры, мелки», «Краски и кисточки», «Рисование разными

Планы занятий для средней группы

Планы занятий для средней группы Занятие 1Программное содержание. Знакомство детей с термином «слово». Расширение представлений о многообразии слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.Материал. Персонажи сказки «Колобок», корзинка, фишки-призы.Ход

Валентина Викторовна Гербова Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа

Валентина Викторовна Гербова Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. КомаровойГербова Валентина

Конспекты занятий

Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы

Художественное оформление детского сада

Художественное оформление детского сада Недавно нам довелось побывать в одном муниципальном детском саду, и этот получасовой апрельский визит произвел на нас удручающее впечатление. В садике в это время был «тихий час», поэтому везде царила мертвая тишина. У входа меня

Первое посещение детского сада

Первое посещение детского сада Есть маленькие дети, которые трудно расстаются с родителями. Чем они становятся старше, тем легче разлука на несколько часов или даже на день. Чем моложе ребенок, тем труднее ему жить без родителей. Опыт убеждает в том, что не все дети сразу

Программа по изобразительной деятельности

Программа по изобразительной деятельности Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные

Конспекты занятий

Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

Валентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы

Валентина Гербова Занятия по развитию речи в средней группе детского сада Планы занятий

Валентина Гербова Занятия по развитию речи в средней группе детского сада Планы занятий Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. ГербовойГербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических

Не уходи из детского сада с незнакомцами

Не уходи из детского сада с незнакомцами Случай такой был у нас, говорят: Волк за Козлёнком пришёл в детский сад. Козлика вызвал, сказал: – Не грусти, Мама просила тебя привести. Ну не задерживай, Козлик, пойдём К братьям козлятам В ваш маленький

Из детского сада

Из детского сада № 69. Байка «Воспитательница группы придурков» Маленький Максимка вечером сидел под столом на кухне и играл с машинкой. Мама готовила ужин и вербально помогала сынишке:– Да, машинка едет. Би-би. Ж-ж-ж…Вдруг во время предметной игровой деятельности

№ 74. Байка «Солдатик из детского сада»

№ 74. Байка «Солдатик из детского сада» В детском саду сегодня была лепка. Все дети сидели за столиками и раскатывали пластилин на дощечках.– Взяли кусочек синего пластилина! – командовала воспитательница.– Положили пластилин, взяли пластмассовые ножички, –

Выбор детского сада

Выбор детского сада • Воспитатели детского сада заслуживают уважения, которое мы оказываем учителям. Они больше, чем бэби-ситтеры с косичками и жвачками. Это люди, заменяющие ребенку родителей. Прочитайте, каким должен быть настоящий детский сад, и ищите такой, вместо

Источники:

http://www.libfox.ru/456458-tamara-komarova-zanyatiya-po-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-sredney-gruppe-detskogo-sada-konspekty-zanyatiy.html
http://doshvozrast.ru/konspekt/deyatelnost09.htm
http://educ.wikireading.ru/724

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии