План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Жизнь коренных народов Сибири.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Жизнь коренных народов Сибири.

“Знакомство с жизнью коренных народов Севера”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №52 «САМОЛЁТИК»

«Знакомство с жизнью коренных народов

(для детей от 5-6 лет)

«Знакомство с жизнью коренных народов Севера»

Программное содержание: Дать детям знания о своеобразии жизни Хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес.

Словарь: ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.

1.Беседа о Ханты-мансийском округе

2.Рассматривание открыток об округе, городах округа

Беседа о коренных народах.

Педагог: Природа нашего края очень красивая и разнообразная. Вы наверное вместе с родителями ходили в лес.

– Кто знает, как называется густой дремучий лес? ( ответы детей )

Да, густой дремучий лес называется – тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу?

( В тайге растут высокие ели, сосны, пихты). Слайд № 1

– Какие ягоды мы собираем в лесу?

(чернику, бруснику, голубику, морошку, клюкву).Слайд № 2

– Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому растут в нашем регионе.

– Какие животные живут в наших лесах?

(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, хорек, соболь и т.д.) Слайд № 3

– А кто знает, как называют коренных жителей нашего округа?

(Ханты и манси)Слайд № 4

– Правильно коренные народы, которые жили в нашем регионе с давних пор и живут до сих пор – это Ханты и Манси. Поселение хантов называется – Стойбище . Ханты живут в юртах . Юрты делают из оленьих шкур. Современные Ханты живут в срубах. Слайд № 4,5

Ханты занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. Слайд № 6,7

– Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

(щука, окунь, чебак, язь, сорожка ). Слайд № 8,9,10

– Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей). Слайд № 11

Посуду Ханты изготавливают из бересты, дерева. Слайд № 12

Дети Хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться. Слайд № 13

Посмотрите на одежду – Ханты (рассматривание одежды) Слайд №14

– Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).

Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш» . Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты – рукодельницы, очень красиво украшают кумыш.

На ногах у коренных народов обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – Ныр . Сейчас многие люди называют такую обувь – «нырики». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – Миль.Слайд № 15,16,17

– Ребята, олень не только кормит и одевает Хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах. Слайд № 18,19

Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. Слайд № 20

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы севера придумывают много сказок. Сегодня я вам прочитаю одну из таких сказок. Называется она КУКУШКА.

Беседа о прочитанном.

– Чему учит эта сказка?

– О чем северный народ хотел предупредить своих детей?

Читать еще:  Сильная молитва матери о детях. Молитва Богородице о детях — даровании и зачатии ребенка

(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).

– Как называется наш округ? (Ханты-мансийский)

– Город, в котором мы живем? (Нижневартовск)

– Как называют коренных жителей? (Ханты и манси)

Знакомство с жизнью народов севера
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА

-рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд);

– воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обы чаям других народов.

Оборудование : физическая карта России, иллюстрации с изоб ражением природы Севера, животного мира, растительности, чума,

образцы национальной одежды.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быст ро попросилась домой. Почему?

Дети . Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.

Воспитатель . Она ничего не знала о Севере. Давайте ей по можем.

Воспитатель вывешивает карту России.

В какой стране мы с вами живем?

Д е т и. В России.

Воспитатель показывает границу России.

Воспитатель. В России живет много разных народов. Сего дня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь . (По казывает на карте.) 11а Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление — северное сияние. (Показывает изображение северного сияния.) На Севере есть места, где на много-много километров тянется тундра. Повторите это новое слово.

Дети повторяют слово хором и индивидуально.

В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками. Вот посмотрите на эту картинку. (Показывает ил люстрацию, изображающую лишайник.) Еще там можно встретить карликовую березу. (Показывает картинку.) Почему она называ ется карликовой?

Дети. Потому что маленькая, низкорослая. Воспитатель. Какие ягоды вы собираете в лесу?

Дети. Землянику, чернику, малину.

Воспитатель . В тундре растут другие ягоды, которые выдер живают сильные морозы, — брусника, голубика, морошка. (Показы вает картинки) Тундра подходит к северным морям. (Показывает на карте) Каких животных Севера вы знаете?

Это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж. (Показыва ет картинки) Еще в снегах можно увидеть быстрого белоснеж ного песца. (Показывает картинку) Но больше всего там се верных оленей. Их разводят народы, населяющие тундру, — якуты, эвенки и многие другие. Их профессия — оленеводы. Повторите это слово.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм – идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, пасущие оленей, называется стойбище. Живут в стойбищах, в чумах. Чум делают из оленьих шкур . (Показывает картинку) Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень – животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и реках. Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас. (Показывает картинку «Дети Севера») Кого вы видите на этой картинке?

Дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть. Что делают дети?

Дети . Катаются на санях.

Воспитатель. Эти легкие длинные сани называются нарта ми. Повторите это слово.

Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лоша ди или автомобиле. Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?

Это длинный шест. Зачем он ему?

Дети. Чтобы погонять оленей.

Воспитатель. Везде снег. Как вы думаете, детям и воспита тельнице холодно?

Воспитатель. Почему вы решили, что не холодно?

Дети. На них теплая одежда.

Воспитатель. Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?

Д е т и. Из меха.

Воспитатель. Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь детей, шапки или капю шоны тоже из меха оленя.

Читать еще:  Разуму не постичь надобностей сердца как понять. Разум - афоризмы, высказывания, цитаты

Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.

Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень кра сивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расши вают одежду, рукавицы, делают игрушки. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером). А сейчас мы поиграем.

Игра «Что лишнее?»

Детям раздаются по 3—4 картинки, среди которых одна лишняя, т.е. на ней изображен предмет, не относящийся к жизни и быту народов Севера.

Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему .

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием хо рошо.

Сегодня мы с вами помогли узнать девочке Жене о жизни на родов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. .

Программное содержание:Закрепить знание детей о своей стране – России.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.Обогащать словарный запас, развивать мышление, памят.

Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч.

конспект интегрированного занятия (старшая группа) по ознакомлению с традициями и праздниками народов севера.

Закрепить знания детей о своей стране России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обы­чаям других н.

Данный конспект может использоваться воспитателями старших групп.

рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); Iвоспитывать чувство уважения к жизни, традиция и обычаям других народов.

Одежда народов Севера. Конспект НОД в старшей группе

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Огонек» г.Поронайска»

ОДЕЖДА НАРОДОВ СЕВЕРА

непосредственно образовательной деятельности

в старшей логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи

БЕЛЬДЫ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ,

«Детский сад №8» Огонек»

e – mail : bella .65@ bk . ru

Искусство народа – это его культура, культура духовная, и в то же время материально-бытовая.

В настоящее время очень остро стоит вопрос нравственного, этно-культурного воспитания. В современном мире, сложном и противоречивом представления о терпимости, уважении к представителям других этнических групп, народов зачастую искажаются.

В связи с этим мы считаем, что этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста необходимо осуществлять посредством межнационального общения, расширения представлений о культуре и самобытности народов, населяющих нашу страну.

Формируя у детей способность воспринимать и оценивать прекрасное, мы опираемся и на культуру народностей Севера, их быт, основные виды жизнедеятельности – рыболовство, собирательство, охоту. У каждого народа есть свои особенности не только в быту, но и в видении окружающего мира, его многообразии и единении.

«В связи с этим этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в этот период можно рассматривать через призму интернационального воспитания, которое стало занимать ведущее место в теории и практике дошкольного образования»[ 3]

Старшая логопедическая группа

ОДЕЖДА НАРОДОВ СЕВЕРА

Систематизировать представления о Сахалинской области. Активизировать и актуализировать словарь по теме « Коренные народы Сахалина»;

Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксическую сторону речи ( сложноподчиненные предложения со союзом «потому что».)

Развивать зрительную память, внимание, мыслительные операции;

Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, длительный речевой выдох

Воспитывать любовь к своей родине, этнотолерантность

Развивать навыки сотрудничества в игре.

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Экскурсия в Поронайский краеведческий музей в зал этнографии

Рассматривание одежды, орнаментов коренных народов Сахалинской области.

Рассматривание книг, иллюстраций коренных народов Сахалинской области.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Иллюстрация Г. Павлишина к книге «Амурские сказки»

Шаблон нанайского орнамента

Дети имеют представления об основных видах одежды народов Севера, ее назначении, национальных различиях в орнаментах.

1. Ритуал начала занятия: ( дети стоят в кругу взявшись за руки)

В этом круге все – друзья:

Читать еще:  Аверченко биография кратко самое важное. Литературно-исторические заметки юного техника

Мы, и вы, и ты, и я.

Улыбнись тому, кто справа,

улыбнись тому, кто слева –

– Дети, давайте улыбнемся друг другу – соседу справа и соседу слева.

2. Проблемная ситуация:

– Дети! Какое сейчас время года? ( весна)

– Какая погода бывает весной? Отвечайте одним словом. – ( холодная, ветреная, снежная, дождливая, пасмурная, солнечная)

– А какая погода сегодня?- ( дождливая, серая, пасмурная)

– Давайте разгоним эти серые тучи.

3. Дыхательная гимнастика:

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь

Ветерочком стану я,

Уходите тучи прочь! ( длительный плавный выдох через рот- сильная холодная воздушная струя)

4. Э 4. Этюд с элементами психогимнастики

– В такую погоду легко замерзнуть. Покажите, как мы замерзли. ( дети напрягаются, съеживаются)

– А теперь выглянуло солнышко и согрело нас своими теплыми лучами. ( расслабились)

5. Отгадайте загадку:

1) Пушистая, а не зверь.

Греет, а не печка. Что это? ( шуба)

– А что такое шуба? ( меховая верхняя одежда)

2) Что за друг, без которого зимой не выйдешь?( шапка)

– А что такое шапка другими словами? ( головной убор)

– О чем мы сегодня будем говорить? ( об одежде и головных уборах)

Все правильно. У разных народов одежда отличается друг от друга .

В нашей стране живет много людей разных национальностей с разным цветом кожи, глаз. Но все мы – граждане большой страны. Каждый народ имеет свою культуру и свою одежду.

Посмотрите на фотографию. ( Рис 1., слайд 2) Это – долгане. Люди, которые живут на далеком севере нашей страны. В сильный мороз и ветер их согревает меховая одежда, украшенная яркими узорами.

У нас на Сахалине тоже живут коренные народы – нивхи, орочи, эвенки и нанайцы. Их одежда тоже отличается друг от друга.

Нивхи – это в большей степени оленеводы и охотники. Нанайцы занимались рыболовством и охотой. Мастерицы шили одежду не только из меха, но и из рыбьей кожи. И нивхи, и нанайцы носили запашные халаты. Они были легкие и удобные. Каждый народ украшает свою одежду особыми узорами, которые служат оберегом от злых сил. В повторяющихся ритмичных узорах нивхов (рис. 2 , Слайд 3) мы легко можем узнать и медведя, и оленя, траву и морские волны. А в нанайских спиралях и завитках, которыми украшали мужскую и женскую одежду (рис.3, слайды 4,5) можно узнать даже тигра. Каждый узор – это сюжет из жизни охотников, рыбаков и оленеводов.

– Какая одежда у этих народов ? ( теплая, красивая, меховая, узорчатая).

– Почему нужна именно такая одежда северянам? ( Ответы детей начинаются со слов «потому что» )

– Яркими узорами были расшиты не только теплая одежда, но и обувь, рукавицы. К своей одежде народы Севера относились очень бережно. Потому что ее изготовление занимает очень много времени и сил. Вот и мы с вами будем учиться ухаживать за своей одеждой.

6. Логоритмика (речь с движением)

( дети повторяют движения по тексту)

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

– А теперь нам надо украсить свою одежду. Как будем ее украшать? (вышивать узоры)

– Чтобы узоры были красивыми и ровными, разомнем свои пальчики.

7. Пальчиковая гимнастика

( загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца)

В понедельник я кроила.

А во вторник халат шила.

В среду шапку вышивала.

В четверг иголку я сломала.

В пятницу белье стирала.

А потом я отдыхала!

7 . Раскрашивание нанайского орнамента ( по шаблону)

Предложить детям раскрасить нанайский орнамент .

– Дети! А что мы можем украсить таким узором? ( ответы детей : шапку, шубу , рукавицы, обувь и т.д.)

– Дети! Вам понравилось украшать одежду? О какой одежды вы сегодня узнали?

Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск, Кн.изд. , 1982г. – 276 с.

Нагишкин Д . Амурские сказки. : Изд.Речь, 2014г.-296с.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/08/30/znakomstvo-s-zhiznyu-korennykh-narodov-severa
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/12/03/znakomstvo-s-zhiznyu-narodov-severa
http://infourok.ru/odezhda-narodov-severa-konspekt-nod-v-starshey-gruppe-1399444.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии