План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Фольклорные мотивы сказочной повести Н. В
Фольклорные мотивы сказочной повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Данная работа отражает необходимые требования ФГОС. В разработке представлена групповая проектная деятельность учащихся на уроке литературы. Урок знакомит учеников с особенностями рпазднования Рождества, представляет историю рождения Иисуса Христа. Также учащиеся получают возможности познакомиться с особенностями жизни украинцев в 19 веке и некоторыми украинскими словами. Урок практически ведут мами ребята, а учитель только направляет детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по литературе для 5 класса по теме: «Фольклорные мотивы сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
(проектная деятельность учащихся)
Цель урока: представить ученикам фольклорные мотивы повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
- Познакомить учащихся с особенностями празднования Рождества Христова, представить историю рождения Иисуса Христа;
- Предоставить учащимся информацию о народных поверьях;
- Познакомить учеников с лексикой украинского языка;
- Развитие у учеников навыков театральной игры и выразительного чтения, вокального исполнения жанров народного фольклора;
- Формирование у учеников навыков анализа эпизода, выявления средств художественной выразительности, навыков по определению проблемы, позиции автора в тексте;
- Развитие навыков у учеников работы в группе;
- Формирование коммуникативных компетенций учеников посредством вступления учащихся в диалог друг с другом, учителем, при реализации монологического высказывания.
– формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии человеческой души, к идеалу;
– формирование нравственных представлений о добре и зле;
– воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;
– использование на уроке литературы практических навыков учащихся, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства и музыки: изготовление елочных украшений, вокальное исполнение колядок, создание рисунков.
-формировать умение отличать реальное от фантастического, знать основные особенности сказочной повести; владение литературоведческими терминами «положительный герой», «герой повествования», «поверье», «эпитет», «олицетворение».
Оборудование: мультимедийный проектор, м/м презентация к уроку «Реальное и фантастическое в сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», маски, рождественские костюмы, рисунки, минус детской песни «Зимняя сказка», таблицы с рефлексией, рисунки на тему «Рождение Иисуса Христа», доска.
- Организационный момент. Приветствие.
- Формулировка темы урока, психологическая установка.
На экране через проектор выведено изображение «Заснеженная деревня». Слайд 1.
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок, а сказочный. Даже погода за окном располагает к сказке: земля оделась в белую шубу, везде лежит снег. Самое время для сказок, тайн и необычных приключений. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны закончить его последнюю строчку. Эта строчка позволит вам узнать, о чем мы будем говорить и какова тема нашего занятия.
Учитель читает классу стихотворение под минус песни «Зимняя сказка»:
Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село.
Все дороги, все тропинки
Белым снегом занесло.
Снег на солнце серебрится,
Легкий свет над ним струится
Благодатный и прекрасный….
Учитель: Закончите фразу.
Дети: Праздник Рождества.
Учитель: Молодцы! О чем пойдет речь на уроке?
Учитель: В каком произведении говорится о Рождестве?
Дети: В сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Учитель: Верно, ребята. А какие сказочные герои нам встретились на страницах произведения?
Дети: Черт, ведьма Солоха, пузатый Пацюк.
Учитель: Правильно. Так какова тема нашего урока, раз мы с вами определили, что речь пойдет о Рождестве и сказочных героях?
Дети формулируют тему, которая записывается на доске учителем.
Учитель: Новый год, Рождество… Волшебная пора. А вы когда-нибудь задумывались о том, откуда этот праздник к нам пришёл? Давайте узнаем об этом из представления раешного театра.
Мини-проект №1: 6 участников. Автор и художники-повествователи.
Звучит медленная музыка, автор читает начало текста «Рождение Иисуса Христа».
Остальные участники становятся друг за другом, по номерам иллюстраций. Демонстрируется представление «Рождение Иисуса».
У каждого участника иллюстрация с отрывком текста, участники с рисунками меняются с течением повествования. В этом и заключается смысл театра-райка.
История рождения Иисуса Христа.
В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; ты родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.
В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.
В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.
После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.
Учитель: Занимательная история! Ребята, найдите в ней волшебные моменты.
Дети: Появление на небе новой звезды с рождением Иисуса, появление Ангела.
Учитель: А знаете ли вы, как празднуют Рождество?
Сообщение ученика 1 «Празднование Рождества».
Учитель: Найдите в сказочной повести «Ночь перед Рождеством» эпизоды, где говорится о праздновании Рождества.
Ученики зачитывают эпизоды.
Учитель: А что в праздновании Рождества вас, ребята, заинтересовало больше всего?
Дети: Колядки. Слайд 2.
Учитель: Давайте попробуем восстановить события и немного поколядовать.
Мини-проект 2 «Колядки. Обряд колядования. Рождественский костюм». 6 человек.
Учащиеся, наряженные в костюмы и маски (костюмы и маски изготавливаются дома, специально к уроку) выходят в центр класса, исполняют колядки.
Учитель: Что вы ощутили ребята при исполнении колядок? (Дети делятся впечатлениями).
– Кто из героев повести был от колядок «без ума»? (Кузнец Вакула)
– Понравились ли вам костюмы колядующих? Чем именно?
Сообщение ученика 2 «Рождественский русский костюм».
Учитель: Ребята, настало время отдохнуть. Повторяйте за мной.
Ученики повторяют движения за учителем.
Как на санках на широких выезжала Коляда (высоко поднимаем ноги)
Как дровенках высоких прибывала к нам она (поднимаем вверх руки)
Коляда, Коляда (поворот головы вправо, влево) не сломай ворота (наклоны вправо-влево)
Отворяем сундучок, вынимаем пятачок (разводим руки в стороны)
Одаряем Коляду, к Рождеству, к Рождеству. (садимся на места).
Учитель: Какое же Рождество без наряженной елки? А чтобы наша елочка стала красивой, нам надо показать, насколько хорошо мы знаем сказочную повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Вы все дома создавали елочные игрушки с заданиями. Чтобы игрушка попала на елку, нам надо угадать героя или эпизод произведения.
Все ученики встают.
Мини-проект 3 «Укрась елочку к Рождеству».
Ученики читают выдержки из текста своим одноклассникам, а те должны угадать, о каком герое или событии идет речь. Если ответ верный игрушка отправляется на елку.
Учитель: Какой герой старался испортить праздник? По какой причине? (Черт) Слайд 3.
– Что произошло с чертом в конце повествования? Как это событие связано с празднованием Рождества?
Сообщение ученика 3. О ведьме и черте.
Учитель: Какая проблема затрагивается в повести? Почему черт убегает и о ведьме больше не говорится ни слова? (Проблема борьбы добра со злом. Добро всегда обждает, в этом суть волшебства).
Учитель: Прочитайте эпизод «Описание рождественской ночи». С помощью каких средств изобразительной выразительности Н. В. Гоголь представляет читателю это сказочное и одновременно торжественное событие. Слайд 4.
Чтение эпизода от слов:«Последний день перед Рождеством прошел… и до слов: «Тут из одной хаты клубами повалил дым…»
– эпитеты: «добрые люди, величавый месяц, ясная ночь, скрыпучий снег»;
– олицетворения: месяц поднялся, звезды глянули, месяц заглядывал в окна украдкою;
– безличные глаголы и слова категории состояния: морозило , было весело колядовать;
– Какую роль играет пейзаж? (подсказка к фантастическим событиям повести).
– Какую роль играет олицетворение в пейзажной зарисовке? (Автор с помощью данного тропа указывает читателю, что природа – самостоятельный персонаж).
5. Словарная работа:
Учитель: Где происходит действие повести? (На Украине). Вы дома определяли значение украинских слов (украинизмов).
На доске записаны слова в столбик, учащиеся определяют их значение:
Черевики – женские туфли
Шинок – питейное заведение
Магарыч – подарок, подношение
Оселедец – пучек волос на затылке у казака
Плахта – верхняя женская одежда
Рушник – вышитое полотенце.
Учитель: Какую роль играют украинизмы в тексте?
– О чем мы говорили на занятии?
– Какой момент в уроке запомнился больше всего?
– О чем бы вы хотели еще узнать?
7. Рефлексия: таблицы с символами в начале урока кладутся ученикам на столы
Оцените вашу работу на уроке:
Работал в полную силу:
Работал хорошо, но могу еще лучше
Бездельничал на уроке
Дети ставят знак «+» на нужном символе в таблице. 3-4 ученика объясняют свое решение.
. 8. Домашнее задание:
Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре.
Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной.
Какую роль выбрал бы для себя? Письменно ответь на вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная сказка по мотивам сказочной повести В. Коростылёва для детей подготовительной группы.
Сценарий для новогоднего праздника.
Урок литературыдля 6 класса. История православного праздника Рождества и повторение ранее изученных произведений: баллада “Светлана” и повесть “Ночь перед Рождеством”.
Урок внеклассного чтения в форме творческого зачёта.
Анализ фольклора в повести Пушкина “Капитанская дочка".
Презентация к уроку литературы “Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя “Вий".
Театрализованное представление – одна из форм внеклассной работы по литературе.
Урок литературы в 5-м классе “Путешествие в страну Фольклорию”
Разделы: Литература
- Дать учащимся понятие о фольклоре, познакомить с жанрами, видами фольклора.
- Обобщить сведения о жанрах, с которыми дети знакомились на практическом уровне, на протяжении всей своей предыдущей жизни. Расширение представлений о народном творчестве.
Эпиграф: “Начало искусства слова – в фольклоре” А. М. Горький
Оборудование: выставка детских книжек: потешки, загадки, прибаутки.
Ход урока.
Любая книга, или произведение, как мы говорим, создана чьим-то трудом. У произведения есть автор, который в результате творческого труда создал это произведение. Чтобы что-то создать, надо иметь материал, – главный из которых язык.
Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.
– Это устное народное творчество.
– В научной литературе его называют фольклор (на доску).
– Эти произведения с незапамятных времен складывались народными мастерами слова, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Новые сказатели совершенствовали текст, добивались все большей выразительности, точности слова.
– Так дошли до нас произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, загадки, частушки, колыбельные песенки, прибаутки.
Запишем: Устное народное творчество, или фольклор, – словесное поэтическое творчество народа.
– Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев – защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира.
II. Оформление опорного конспекта
Учитель.: на уроках мы будем наблюдать только за этими видами народного творчества. Но на самом деле их гораздо больше.
III. Малые жанры фольклора:
- Детский фольклор – богат самыми различными видами: потешки, прибаутки, присказки, считалки, дразнилки – все они встречаются в вашей речи, и вы воспринимаете их как естественное и не думаете, что это фольклор.
- Сказки – сказка показывает, что добро прекрасно, а зло отвратительно.
Сказка – это вымысел. Но А.С. Пушкин говорил: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”
– Шел он долго ли, коротко ли,
Такая красавиц – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
Ни в сказке сказать, ни пером описать
Есть устойчивые выражения (добра молодца…)
г) Повествование отличается своеобразным ритмом:
- герой должен пройти три испытания,
- попадает в три царства, троекратное повторение
- дается три задания,
- произносятся три раза одни и те же слова:
“Ложись спать, утро вечера мудренее”.
3. Пословицы и поговорки – мудрые изречения
а) Веками создавал народ мудрые изречения.
В них передавались главные мысли о жизни
- как дорога человеку родная земля;
- о дружбе и взаимопомощи;
- о труде;
- о чести;
- о смелости. – И вообще обо всем, с чем в жизни встречается человек.
б) Пословица – это краткое изречение с нравоучительным смыслом
в) У пословицы есть родная сестра – поговорка.
Они похожи друг на друга, но …
Отличие: пословица – законченное предложение, в ней часто есть ритм и рифма.
Поговорка – часть предложения.
(Завел сказку про белого бычка)
4. Загадки – это игра на сообразительность, в ней надо догадаться, о чем идет речь.
Это иносказание: описывается один предмет, а подразумевается другой.
(Помните: загадка хитра, она дает возможность почувствовать себя умным).
– Загадка удивляет и радует складной речью, метким словом.
Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не отгадаешь – голова с плеч.
5. Небылицы – рассказывают о невероятном (что сближает со сказкой).
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булатной на телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
По-другому небылицы называют перевертышами.
6. Скороговорки – это игра, основанная на произношении труднопроизносимых звуков.
– Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, а в капюшоне он смешон.
– Наш Полкан попал в капкан.
– Сыворотка из-под простокваши.
7. Считалки – непременные участники детских игр.
– Перед считалкой все равны – на кого указала, тому и гадать.
Главное – четкость ритма.
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Честных и добрых людей!
Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы,
Ты поди-ка поводи!
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он.
Кто не верит – выйди вон!
8. Существуют еще другие виды игровые (заклички, приговорки, потешки, прибаутки, дразнилки).
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки
– потешка (так потешают маленьких)
Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка – на кошке
По кривой дорожке.
– прибаутка (всегда с усмешкой)
Божия коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба
д) Если несколько дней подряд льют дожди, то просят дождик перестать:
Дождик, дождик, убывай,
Будет славный урожай:
В поле лен и бобы,
В лесу ягоды, грибы.
В саду мак и сирень,
В огороде зелен хмель!
– это заклички. Так в древности заклинали (призывали) дождь
Радуга – дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко
Под оконышко!
Тучи, тучи,
Набегайте в кучу!
Солнышко заволоките,
Дождем землю промочите!
Гром, гром,
Не бей в наш дом.
А бей в колоду –
В холодную воду!
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке.
А на Бабу – Ягу
Лей по целому ведру!
Гром гремучий,
Тресни тучи.
Дай дождя
С небесной кручи.
д) анекдот – сатира, юмор. Смешной рассказ.
II. Закрепление изученного.
1. Играем со словами!
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет (Эхо)
Красна девица, каменное сердце
Ты от нее – она за тобой,
Ты за ней – она от тебя (иголка с ниткой)
Пристала ко мне в лесу; искал, искал ее – не нашел,
Домой в ладошке принес (заноза)
Гори, солнце, ярче!
Божью коровку спрашивают, какая будет погода, или просят:
Коровка – боговка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба,
Сушек, плюшек,
Сладких ватрушек.
Всем продавай,
А нам так давай!
Божья коровушка,
Будет дождь или солнышко?
Если будет солнышко – то лети!
Если будет дождь – то сиди!
Улита, улита,
Выпусти рога!
Дам тебе я хлеба
И кусок пирога!
Прикажи улите: сейчас же выпусти рога!
Попроси ее: не откажи, пожалуйста, покажи свои рожки, мне очень хочется на них посмотреть.
2. Работа с пословицей по речевой (проблемной) ситуации
а) “Сказала Нина что-то по секрету подруге. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, вскоре об этом знали все. Какая пословица есть на этот счет?
- По секрету всему свету.
- С болтунами держи язык за зубами.
- Не все мели, что знаешь.
- Видно, у нее язык без костей.
- Мельница мелит – мука будет, язык мелит – беда будет.
Урок по литературе на тему “Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. ” 5 класс
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Тема. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.
выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей;
формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работы с учебником и иллюстрациями; а также навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа, лексической работы;
воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Повторение изученного на предыдущем уроке..
Фольклорные мотивы, историческая основа повести.
Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».
Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.
Леге́нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
Традиции житийной литературы.
«Слово о великом Иоанне, архиепископе Великого Новаграда».
Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.
В повести «Ночь перед Рождеством» автор обращается к действительно знакомому украинскому народному быту и фольклору. В повести много народных слов и выражений.
– Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.
Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.
Волость – сельская территория, подчинённая городу.
Заниматься малеванием – заниматься рисованием.
Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.
Капелюхи – шапка с ушами.
Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.
Кныш – небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.
– Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).
III. Образы Оксаны и Вакулы в повести «Ночь перед Рождеством».
1. Образы Оксаны в повести.
– Когда происходят события в повести?
1.1. Рассказ о сочельнике.
В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным.
1.2. Рассказчик в повести.
– От чьего лица ведётся повествование?
– Составьте устный портрет рассказчика.
– Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?
1.3. Выразительное чтение фрагмента повести от слов «Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…» до слов «…выучивать грехам добрых людей». (С.162)
1.4. Выразительное чтение фрагмента от слов «Чудно устроено на нашем свете!» до слов «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!» (С.164)
1.5. Выразительное чтение фрагмента от слов «Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною…» до слов «…надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». (С.174)
Рассказчик – свой человек в том мире, о котором он говорит, и к читателю обращается как «к своему». Текст повести наполнен ссылками на общих знакомых, слухи, на чьи-то слова. Рассказчик не может и не посплетничать про общих знакомых, отвлекаясь от занимающей его истории, погружаясь в детали.
– Назовите героев повести.
– Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.)
– Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:
«Оксана перед зеркалом»;
«Разговор с кузнецом»; «Приход подружек»?
1.6. Выразительное чтение по ролям от слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка…» до слов «…Вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего». (С.167-169)
1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)
1.8. Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану…» до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». (С.178-179)
– Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).
– Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?
1.9. Обращение к иллюстрации «Достань черевики, выйду замуж!» Художник А.П.Бубнов. (С.185)
2. Образ Вакулы в повести.
– Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.
– Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).
– То, что Вакула – художник, очень важно для Гоголя. Гоголь считал искусство, способное воскресить душу России, самым сильным средством для борьбы со злом. Но эта вера была подвержена постоянным сомнениям, и в его творчестве художник побеждает черта дважды – в «Ночи перед Рождеством» и во второй части повести «Портрет».
– Что мы узнаём о Вакуле-художнике?
– Выразительное чтение от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием…» до слов «… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу». (С.163-164)
– Выразительное чтение фрагмента от слов «Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу» до слов «Это всё, я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали». (С.202-203)
– Выразительное чтение фрагмента от слов «А чья это такая размалёванная хата?» до слов «И дитя, удерживая слезинки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». (С.212)
(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)
– В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)
– Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)
– В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены. От слов «Последний день перед Рождеством прошёл…» до слов «Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». (С.161) (Олицетворения позволяют представить мир природы живым, подобным миру человека: «Месяц величаво поднялся в небо. Месяц один только заглядывал в них украдкою.)
IV. Подведение итогов урока.
– Обращение Гоголя к украинским сюжетам в «Ночи перед Рождеством» во многом определялось литературной ситуацией эпохи: интересом к народной поэзии, народной культуре. Этот пласт фольклора долгое время находился вне сферы внимания высокой литературы, будучи допущен лишь в низкие жанры. В произведении появляются герои, напоминающие сказочные персонажи. Таковы Вакула и Оксана.
– Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).
1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).
– подготовить сообщение об Идолище Поганом;
– подготовить сообщение об опере Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
Источники:
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/11/26/folklornye-motivy-skazochnoy-povesti-n-v-gogolya-noch-pered
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/576318/
http://infourok.ru/urok-po-literature-na-temu-nvgogol-noch-pered-rozhdestvom-folklornie-istochniki-i-motivi-klass-3830044.html