107 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Урок внеклассного чтения «В мире фантастики».

Урок литературного чтения 4 класс. «В мире фантастики и приключений»

Урок литературного чтения 4 класс. Учитель Литовченко С.В.

Тема: Обобщение по разделу «В мире фантастики и приключений».

Умение ориентироваться в содержании раздела.

Читать выразительно вслух, про себя.

Формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности.

Планирование вместе с учителем деятельности по теме

Оценивание своей работы на уроке.

Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

Осмысление правил взаимодействия в паре, в группе.

1.Осмысление понятий «благородный поступок»,

«честность», «чуткое сердце».

1.Повторить и обобщить изученный материал.

2.Развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

3.Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать.

5.Форимировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

частично-поисковый, словесные, наглядные, практические.

1.Интерактивное обучение: работа в парах, группе.

3. Деятельностный подход.

1.Повышение активности учащихся на уроках.

2.Улучшение результатов обучения.

3.Развитие коммуникативной активности детей.

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, Давайте поприветствуем их улыбкой, подарим хорошее настроение друг другу и пожелаем удачи.

Прочитайте девиз нашего урока:

Чуткому сердцу открываются тайны (пословица)

Прочитаем все вместе в медленном темпе.

Какие чувства возникли при чтении?

Прочитайте с интонацией удивления, затем восхищения, радостью.

Как вы понимаете эти слова?

Пригодится ли этот совет нам на уроке?

Проверка д/з: сегодня у нас будет работать жюри, которое будет оценивать чтение стих наизусть по критериям ( жюри зачитывает критерии). После каждого выступления ребят жюри дает оценку.

Указана ли фамилия автора и название стихотворения

Передано настроение автора

Правильно ли выбран темп чтения

Текст прочитан с достаточной громкостью

Соблюдены ли паузы

Эффективное использование мимики и жестов.

«5» — выполнены все требова­ния критериев

«4» — не выполнено одно из требований

«3» — выполнены два из ос­новных

Сообщение темы, целей урока: Сегодня мы проведем обобщение по разделу « В мире приключений и фантастики».

Какими будут цели нашего урока? (повторить, вспомнить, обобщить то, что учили)

— Итак, дорогие мои друзья, сегодня у нас необычный урок, а Урок-путешествие по разделу. Мы должны выполнить все задания, тем самым поймем, насколько хорошо мы изучили произведения.

— Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы попасть в страну чудес?

— Ребята, как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?

Что общего между фантастической литературой и сказкой? А чем они отличаются?

-Назовите настоящее имя Кира Булычева.(Игорь Всеволодович Можейко)

—Какого писателя считают классиком английской литературы? (Оскар Уайльд)

—Кто из писателей был учителем начальных классов? (Джанни Родари)

— Портрет этой писательницы изображен на шведской банкноте. (Сельма Лагерлеф)

-Эта девочка помогла одному очень старому существу обрести покой.

— С каким героем произошел смешной случай на уроке географии?

— В какое животное превратился известнейший ученый?

-О каком герое можно сказать, что он великан?

— Какого героя можно назвать великим выдумщиком?

Найдите этих героев в нашей картинной галлерее.

«Соотнеси правильно автора и его произведение»

(работа в парах по карточкам)

С. Лагерлеф Кентервильское приведение

О. Уайльд Волшебный барабан

Л. Лагин Приключения Нильса с дикими гусями.

Р. Распе Консилиум

Д. Родари Старик Хоттабыч

К. Булычев Приключения барона Мюнхаузена

Физминутка «Рассказы о любимых произведениях»

— Расскажите о своем любимом произведении.

«Чтение по ролям»

Чтение диалога в парах. (диалог из произведения «Волшебный барабан» Дж. Родари.

Встреча со старушкой)

Работа в группах: вспомните правила поведения в группе, разделите обязанности.

1 Гр — Составление синквейна «Фантастика»

2 Гр. — Составление постера «Фантастика и сказка»

Сильным ученикам индивидуально написать эссе « На кого из героев я хотел бы быть похожим и почему»

-Наше путешествие подошло к концу. Но если вам не хочется уходить из страны Фантазии, то вы можете продлить это удовольствие, читая книги писателей-фантастов.

К каким выводам мы пришли после изучения этого раздела? Что вы посоветуете своим

друзьям, чтобы жизнь стала радостней?

оцените себя, как работали: зеленый, если вы были активны и довольны собой, желтый — если вам требовалась помощь, красный — если не справлялись с работой.

Домашнее задание: на выбор

— пересказ понравившегося произведения,

— придумать небольшую историю о путешествии на другую планету.

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Урок внеклассного чтения «В мире фантастики». “Выше радуги”, Сергей Абрамов. “Приключения Полынова”, Дмитрий Биленкин

«Что такое фантастическое? — писал И. Анненский. — Вымышленное, чего не бывает и не может быть» . Это подчеркивает, что термин «фантастика» значительно уже термина «фантазия». В словаре по психоанализу В. Лейбина дано следующее определение этому понятию: «Фантазия — это психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека» .

Читать еще:  Происхождение и положение в обществе молчалина. Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера героя

Как отмечала М. И. Мещерякова: «Игра является одной из важнейших жанровых категорий фантастики, создавая ту условность, которая позволяет превращать невероятное, не имеющее места в действительности в условно возможное» . Игровая функция фантастики роднит ее со сказкой, познавательная — с мифом и наукой.

Особым направлением в развитии детской и юношеской фантастики второй половине XX века стало появление собственно детской (не только адресованной младшим школьникам, но проникнутой детским мироощущением) фантастики, в центре которой — образ ребенка с его специфический пониманием и видением окружающего (К. Булычев «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», Е. Велтистов «Электроник -мальчик из чемодана», «Рэсси — неуловимый друг», А. Мошковский «Заблудившийся звездолет», «Семь дней чудес», Г. Галахова «Невозможный Кукушкин», В. Губарев «Путешествие на Утреннюю звезду», Г. Почепцов «Кубик», «Приключения робота», «Замок на загадочной планете», П. Аматуни «Космическая «Горошина»» и многие другие).

Детская фантастика во многом приближена к сказке, в первую очередь, присутствием чуда. Но в отличие от фольклорной сказки чудо связано с сегодняшней действительностью. Это своеобразный синтетический жанр, в котором соединена фантастика сказки с научно-фантастичес­кой идеей. Начало серии детской научной фантастики положили рассказы о приключениях девочки из ХХI века Алисы Селезневой. Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было. Главная удача цикла — обаятельный образ главной героини, которая стала по-настоящему «своей» для нескольких поколений читателей. Алиса была самой обыкновенной — непоседливой, любопытной, находчивой, в общем, нормальной девчонкой, которую можно было найти в любом дворе. Поэтому дети воспринимали Алису как реального, живого персонажа, вместе с которым можно сразиться с космическими пиратами, сделать великое научное открытие или стать настоящей принцессой. Книги цикла писались автором на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1965 года (повесть «Девочка, с которой ничего не случится») и заканчивая 2003 годом («Алиса и Алисия»). Всего в цикле 52 повести. Самой популярной и вполне соответствующей дошкольному восприятию является фантастическая повесть «Путешествие Алисы».

Собственно детская фантастика, преимущественно основана на характерном для детского мировосприятия свойстве придумывать собственные миры. Как и в целом детская литература, собственно детская фантастика имеет ряд отличий от фантастики традиционной: приключенческая сюжетная основа, напряженный сюжет, обилие увлекательных событий, тайна. Она призвана помочь новому поколению взрослеть, ориентируя его в сложных информационных потоках.

Первые произведения современного фэнтези стали появляться в начале XX века. В их числе — «Дочь короля эльфов» лорда Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Фэнтези К.Льюиса «Хроника Нарнии» — это типичное произведение данного жанра, к тому же оно понятно и близко детям, так как в центре стоит герой-ребенок. Фэнтези Льюиса имеет широкий воспитательный потенциал, глубокую смысловую насыщенность, стремительный приключенческий сюжет и христианско-философский подтекст.

Одним из самых ярких произведений последних лет является цикл Джоанны Роулинг о Гарри Поттере. Главным достижением Дж.Ролинг является то, что впервые главным героем детской книги, даже написанной в жанре «фэнтэзи», стал не просто волшебник, а волшебник-ребенок. Находясь в пограничной зоне, цикл объединяет в себе многое и от фэнтези, и от новой сказки. Благодаря Гарри Поттеру за последние годы появилось множество произведений, в которых главным героем или героиней является маленький колдун или ведьма — «Стеклодув» А.Биргера, «Чародейские каникулы» А.Иванова и А.Устиновой, «Денис Котик и Царица крылатых лошадей» А. Бояриной

Произведения в стиле «фэнтези» имеют большое воспитательное значение. Благодаря этому жанру дети имеют возможность познакомиться с мировой культурой, историей, литературой, мифологией, религией и даже естествознанием и географией.

Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе

Тема: Фэнтези – жанр фантастической литературы.

Повесть Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»

Цель : познакомить учеников с новым литературным жанром.

Познакомить учащихся с понятиями «фэнтези», «миф», «легенда», «эпос», с биографией писателя и новым литературным произведением; закрепить и углубить знания учащихся о жанрах литературы.

Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.

Воспитывать интерес к изучению литературы, чувство прекрасного; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.

Урок построен по технологии «Развитие критического мышления через чтение».

Методические приёмы: «Групповая дискуссия», «Кластер».

Актуализация имеющихся знаний.

(На доске прикреплены карточки со словосочетаниями: сказочная повесть, былинная повесть, фантастическая повесть.)

Прочитайте. Найдите лишнее. Объясните свой выбор.

(Учитель убирает лишнюю карточку: былинная повесть.)

Дайте определение термину «повесть».

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Дома вы познакомились с новым произведением, назовите автора и его название.

К какому жанру вы бы отнесли это произведение? Свой ответ обоснуйте.

Мнения разошлись, это произведение отнесли и к сказкам, и к фантастике. Почему вы не смогли прийти к общему соглашению? (Не хватает знаний.)

Постановка собственных целей обучения.

Сформулируйте цель урока.

(Узнать, к какому жанру отнести прочитанный текст.)

Что для этого надо сделать? (Узнать биографию автора и историю создания повести, проанализировать текст, найти нужную информацию о жанрах.)

II стадия Осмысление содержания:

Получение новой информации.

(Ученикам раздаётся информационная «закладка», по которой они будут работать.)

Рассмотрите титульный лист. Задайте вопрос.

Что узнали по теме урока?

Значит ли это, что мы достигли цели? (Нет. Мы не знаем, что такое «фэнтези». Мы не знаем, что общего и чем отличаются эти три жанра.)

Читать еще:  Семен слепаков семейное положение. Семён Слепаков - биография, информация, личная жизнь

Будем менять план урока?

Прочитайте краткую биографию писателя.

Найдите ответ на вопрос Пети.

Найдите в тексте ответы на вопросы касающиеся темы урока:

«Вероисповедание оказало значительное влияние на творчество писателя»

«Эдит стала прототипом одного из излюбленных образов Толкина — эльфийской красавицы Лутиэн»

«писатель был занят реализацией амбициозного замысла — созданием «мифологии для Англии», в которой соединились бы любимые им древние сказания о героях и эльфах и христианские ценности»

Мы получили нужную информацию? (Да. Теперь её надо осмыслить и связать с произведением.)

Осмысление новой информации.

Прочитайте раздел «Библиография» и узнайте об истории создания произведения.

Что нового вы узнали по теме урока? (Учитель пишет тезисы на доске: «Кластер»)

Персонажи взяты из «древних легенд»

Действие происходит в мифическом* дохристианском мире

При этом саму победу поможет одержать лишь «случай» — Промысел Божий.

Теперь мы знаем ответ на вопрос урока? (Нет, нужны доказательства из текста произведения.)

Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Построим свои выводы на сравнении жанров, а доказательства будем брать из текста произведения.

Докажите, что описываемый мир является вымышленным.

Сравните с другими жанрами.

Персонажи. Назовите персонажи сказки: люди, животные, сказочные существа. Герои фантастики: всегда люди.

Познакомимся поближе с героями повести Толкина. Как зовут главного героя? (Бильбо Бэггинс – хоббит.) Слайд 1.

Найдите в тексте на стр. 116 описание важного качества хоббита.

Спутники Бильбо. (Гномы, их имена) Слайд 2.

На стр 110, найдите строчки, подтверждающие эту информацию.

С каким злом пришлось столкнуться хоббиту и гномам в этом путешествии? (Гигантские пауки) Слайд 3.

В части 3 и на стр. 116 прочитайте эпитеты, которые использовал автор для создания образа гигантских пауков.

С какими ещё сказочными существами столкнулись путешественники?

Прочитайте описание эльфов на стр. 111.

Найдите главное свойство эльфов на стр. 112.

Итак, кто является персонажами фэнтези? (Мифические существа или сказочные.)

Сравним сюжеты. Сюжет сказки строится на ряде приключений героев, а сюжетная линия фантастики подчинена идее представить необычное как реальность, т. е. описываемый мир реален для героя.

Что подходит для сюжетной линии фэнтези?

В первой части текста описывается сказочный лес. Кто запомнил его название? (Лихолесье или Чёрный лес)

Зачитайте только ключевые фразы, описывающие этот лес.

Тема сказки – борьба добра со злом, тематика фантастики затрагивает духовный мир человека и глобальные проблемы окружающего мира.

Что заключено в главной идее фэнтези? (Описывается бороба со злом, но не с помощью волшебства, а с помощью «случая» — Промысла Божьего.)

Найдите в тексте доказательства такого «случая» на стр. 122, 123, 130.

Оказывает ли влияние борьба героя со злом на его духовный мир?

Прочитайте и объясните, какие чувства испытывал герой в данной конкретной ситуации: стр. 115, 120, 123, 129.

Можно рассмотреть язык произведения, например: дразнилку. Это доказывает связь со сказкой, в которой часто используются рифмовки, песни, загадки, пословицы и поговорки.

Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Теперь мы можем сказать, что такое фэнтези? (Дети подводят итог всего вышесказанного.)

III стадия Рефлексия (Размышление)

Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

Составьте таблицу, что жанр фэнтези позаимствовал у сказки, а что у фантастики.

Урок внеклассного чтения

Урок внеклассного чтения в 8 классе

Тема урока: В мире фантастики К. Саймака и Д. Глуховского (по произведениям «Все живое-трава» и «Метро 2033).

Цели урока:1. Обучающая: обучение анализу прозаического текста.

2.Развивающая: развивать чувство ответственности за

собственные поступки, творческий потенциал обучающихся .

3. Воспитывающая: побудить учащихся к чтению худо-

1.Организацинный этап. Приветствие.

2.Мотивационное начало урока. Слово учителя.

3.Деятельность учащихся по теме урока. Сообщения учеников.

Организация частично-поисковой работы по теме. Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся. Работа с текстом.

Подготовка к уроку:

2.Сообщение об истории создания книги Д. Глуховского «Метро 2033».

2.Сообщение о К.Саймаке.

3.Чтение книги Д. Глуховского «Метро 2033» и К. Саймака «Все живое — трава» методом ИНСЕРТа.

4.Вопросы к диспуту: «Всегда ли человечество сдает экзамен на гуманность?»

5.Стенд «Произведения К.Саймака», Д. Глуховского.

6.Оформление доски. Портреты Д.Глуховского и К. Саймака.

I.Книга- способ открыть неизведанные миры, познакомиться с обычаями далеких стран, встретиться с разными людьми, оказаться в прошлом и будущем, как это делают писатели-фантасты, чьи портреты вы видите на доске. Эти писатели будят наше воображение, заставляют фантазировать, мечтать, создавать самим таинственные земли, страны и государства, придумывать им судьбу.

Давайте вместе определим тему и цели урока, основываясь на вышесказанное мной.

II.Презентация «Биография и творчество Д. Глуховского».

Сообщение учащегося об истории создания книги Д.Глуховского «Метро 2033»:

— Я узнал, что существует компьютерная игра «Метро 2033» по книге Д.Глуховского, разрабатываемая украинской командой. Из бесед с товарищами выяснил, что первые главы книги появились на специальном сайте проекта в Живом Журнале Дмитрия, проходя «обкатку» на круге реальных и виртуальных оценщиков, читателей и редакторов. С новы­ми главами книги появились новые посетители сайтов, которые со временем стали сопричастны к созданию произведения. «На меня работал коллективный разум. Исправляли мои ошибки читатели, и они же делали прогнозы», — пишет Д. Глуховский. Привлекая Интернет, он сделал своих читателей сопричастными к сюже­ту, идее и к самому миру книги, жанр которой автор определил как фантастическая антиутопия-притча. Прочитав «Метро 2033» ,посоветовал одноклассникам и учителю позна­комиться с этим произведением.

Читать еще:  Где живет бриджит бардо сейчас. Брижит Бардо (Brigitte Bardot) - биография, информация, личная жизнь

— Доклад ученика о К.Саймаке: родился в 1904 году в США, при жизни имел успех, покорив сердца читателей произведениями «Город», «Прелесть», «Все живое» и став лауреатом таких премий, как «Хьюго», «Небьюла», «Юпитер».

Краткий пересказ содержания произведений, определение тем, их объединяющих : сохранение мира, ответственность человека перед планетой, которая находится перед угрозой ядерной войны, гуманистическое отношение ко всему живому.

2.Групповая работа с элементами соревнования:

— перед учащимися на листах бумаги выписаны цитаты из вышеуказанных книг. Нужно выбрать из них самую точную, выразительную, под­тверждающую тему произведения, например: «Артему было уже за двадцать, на свет появился еще там, на­верху, и был не такой худой и бесцветный, как все родившиеся в метро, не осмелившиеся никогда не пока­зываться на поверхности, опасаясь не только радиации, но и испепеляющих, губительных для подземной жизни солнечных лучей. Правда, Артем сам в сознательном возрасте бывал наверху всего раз, да и только на мгновенье — радиационный фон там был такой, что чрезмерно любопытные изжаривались за пару часов, не успев нагуляться вдоволь и насмотреться на диковинный мир, лежащий на поверхности».

Такая же работа проводится и по книге К. Саймака: путем подбора цитат подчеркивается мысль, что нужно ценить и беречь «диковинный мир», спасая его от войн. К. Саймак повествует об иной форме жизни из параллельного мира в виде цветов, которые пытаются сосуществовать с землянами, предлагая им взамен избавить мир от ядерных и других войн:

— У вас есть явление, называется война. Очень плохо, конечно, но можно исправить. Рано или поздно народы вырастают из детства и перестают играть войной.

— Вы хотите, чтобы мы рассредоточили запасы, разобрали бомбы… Чтобы нельзя было собрать ника­кой бомбы, так, что ли?

— Вы очень скоро понимаете.

Учащиеся отмечают, что еще одна немаловажная тема затронута в этих книгах — терпимость по отно­шению к тем, кто не такой, как мы. Черные существа, обитающие на поверхности Земли после ядерного взрыва, стремятся к общению с теми, кто живет в 2033 году в метро, но люди пугаются их вида, их стран­ных способностей, и лишь один Артем — главный персонаж произведения «Метро 2033» — способен оценить внутреннюю сущность Черных: «Артем должен был только протянуть навстречу поданной ему ладони — пусть страшной, пусть непривычной, обтянутой лоснящейся черной кожей, но, несомненно, дружеской, -свою».

3.Обучающиеся включаются в диспут о том, что не всегда человечество сдает экзамен на гуманность, «ракеты оранжевым пламенем» прервали диалог, который так и не смог начаться. Ощущение отчаяния, ду­шевной пустоты, пережитой героем, передается и нам, читателям. Школьники приводят примеры из совре­менной жизни, когда неприятие людей разных национальностей приводит к войне.

4. Работа с текстом: продолжая разговор по затронутой теме, учащиеся подтверждают мысль о возможности дружеского со­существования цитатами из книги К. Саймака, ведь персонаж этого произведения сумел доказать жителям Зем­ли, что непонятное не есть опасное, каждый имеет право на существование, на любовь, ведь, как оказалось, су­щества в виде цветов так стремились в наш мир потому, что хотели, чтобы о них заботились: «Чтобы люди . могли разводить их у себя в саду, и ухаживать за ними, и любоваться ими — вот такими, как они есть!».

Подводя итог в соревновании на хорошее знание текста и умение логически мыслить, называю луч­ших учеников.

— Какие мысли появились у вас после знакомства с творчеством Д.Глуховского и К. Саймака, в частности, с их произведениями «Метро 2033» и «Все живое — трава»? Эти книги, написанные разными людьми из разных эпох, объединяют общие темы, общая боль за будущее Земли, одна надежда на то, что миром все же будет править Любовь, если мы будем нести ответственность за свои поступки и будем гуманны ко всему живому.

— Считаете ли вы фантастику одним из способов изменить мир к лучшему? Любое чтение художественной литературы заставляем задуматься над теми или иными вопросами, в том числе и фантастика, позволяющая увидеть проблему ярче, глубже, острее.

— Я призываю продолжить знакомство с творчеством русских и зарубежных писателей, приобщаться к миру литературы, способной обогатить ваш внутренний мир, вашу душу, помочь в формировании мировоззрения. Хочется, чтобы чтение стало вашим любимым занятием. Российская школа, сни­скавшая нашей стране лавры «самой читающей в мире», обернулась очередным мифом. Мониторинг, про­веденный авторитетной международной комиссией Организации экономического сотрудничества и разви­тия в 2004 году, показал, что мы занимаем 27-е место среди 32 развитых стран, пропуская в первые ряды финских, канадских, новозеландских и многих других учащихся. Поэтому важно вновь поднять престиж нашей страны как одной из самых читающих стран мира.

V. Итог работы на уроке учеников.

Написать эпилог к любым из двух книг.

1.Глуховский Д. «Метро 2033».-М.Популярная литература, 2007.

2. Саймак К. « Все живое-трава».-Минск: Эридан, 1992.

3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».-Москва:Народное образование, 1998.

Источники:

http://sc0010.astrahanka.aqmoedu.kz/news/open/id-95748
http://optistore.ru/plan-konspekt-uroka-po-chteniyu-4-klass-na-temu-urok-vneklassnogo-chteniya-v-mire/
http://for-teacher.ru/edu/russkii_yazyk_literatura/doc-9agcbtr.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector