2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

План анализа сцены драматического произведения. Анализ драматического произведения (на примере комедии А

Анализ драматического произведения
консультация по литературе (11 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Анализ драматического произведения».

Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.). Анализ эпизода драматического произведения проводится практически по той же схеме, что и анализ эпизода эпического произведения, с той только разницей, что следует дополнить рассуждения пунктом анализа динамической и диалогической композиций эпизода.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это — экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

Охарактеризовать героев — участников эпизода:

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Теперь перейдем к комплексному анализу драматического произведения. Успех этой работы возможен, только если вы разбираетесь в теории драматического рода литературы (см. тему №15).

Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?1

Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

Читать еще:  Бианки биография для детей краткое содержание. Бианки Виталий - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, «сны» вместо актов или действий в драме М.Булгакова «Бег»).

Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, «говорящие» имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

Особенности драматургического действия: внешнее — внутреннее; «на сцене» — «за сценой», динамическое (активно развивается) — статическое и т.д.

Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все «острые точки» (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими «острыми очками» действия.

Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

Специфика авторских ремарок, поясняющих:

действия персонажей (игру актеров);

обстановку на сцене, костюмы и декорации;

настроение и идею сцены или явления.

Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

Смысл названия пьесы.

1. Этот пункт раскрывается, если такие черты ярко выражены в произведении (например, в классицистских комедиях Д.Фонвизина или в комедии А.Грибоедова «Горе от ума», совместившей черты сразу трех направлений: классицизма, романтизма и реализма).

Рекомендации к теме теория >>

При проведении анализа драматического произведения Вам пригодятся те навыки, которые Вы получили при выполнении заданий по анализу эпизода произведения.

Будьте внимательны, строго придерживайтесь плана анализа.

Темы 15 и 16 тесно связаны между собой, поэтому удачное выполнение работы возможно только при детальном изучении теоретических материалов по этим темам.

Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:

А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

Н.Гоголь. Комедия «Ревизор»

А.Н.Островский. Комедия «Свои люди — сочтемся!»; драмы «Гроза», «Бесприданница»

А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

М.Горький. Пьеса «На дне»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского «Гроза». Умение делать анализ драматического произведения, Знание основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте.

С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все — таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже.

Целью данной работы является постановка и практическое разрешение проблемы литературного образования школьников при условии глубокого осмысления учителем системы теоретических и методических при.

Читать еще:  В остальном прекрасная маркиза все. Текст песни из советского мульфильма - Всё хорошо Прекрасная Маркиза

В статье представлены инновационные технологии, которые можно использовать при интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах.

ПЛАН АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Схема анализа драматического текста.

Изучение восприятия учащимися содержания пьесы при самостоятельном чтении на первом этапе их знакомства с этим родом литературы показывает почти полное отсутствие умения читать и понимать драматически.

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

План анализа драматического текста

1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Литературное направление

  • К какому литературному направлению принадлежит драматическое произведение?
  • Как проявились в произведении черты этого направления?

3. Вид и жанр драматического произведения

4. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, «говорящие» имена). Главные, второстепенные и несценические персонажи.

5. Специфика организации действия драмы: действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, «сны» вместо актов или действий в драме М. Булгакова «Бег»).

6. Особенности драматического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, психологический, философский и т.д.

7. Особенности драматургического действия: внешнее — внутреннее; «на сцене» — «за сценой», динамическое (активно развивается) — статическое и т.д.

8. Особенности композиции пьесы

  • Наличие и специфика основных сюжетно-композиционных элементов: экспозиции, завязки, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д.
  • Как связаны между собой все «острые точки» (особо эмоциональные сцены) произведения?
  • Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими «острыми очками» действия.

9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах (краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по выбору).

10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:

  • действия персонажей (игру актеров);
  • обстановку на сцене, костюмы и декорации;
  • настроение и идею сцены или явления.

13. Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

Урок- обучение анализу эпизода и комплексному анализу драматического произведения

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Обучение анализу эпизода и комплексному анализу

Анализ драмы необходимо начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.). Анализ эпизода драматического произведения проводится практически по той же схеме, что и анализ эпизода эпического произведения. Разница в том, что надо дополнить рассуждения пунктом анализа динамической и диалогической композиций эпизода.

План анализа эпизода.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это — экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

Читать еще:  Как сделать высокие каблуки более удобными. Болят ноги после каблуков: чем себе можно помочь

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и кратко пояснить:

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

Охарактеризовать героев — участников эпизода:

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

План комплексного анализа драматического произведения .

Для комплексного анализа драматического произведения необходимо разбираться в теории драматического рода литературы.

Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой. Как проявились в произведении черты этого направления?

Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия, драма, водевиль, фарс. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы.

Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, «говорящие» имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский.

Особенности драматургического действия: внешнее — внутреннее; «на сцене» — «за сценой», динамическое – статическое.

Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все «острые точки» (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими «острыми очками» действия.

Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды, в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

Специфика авторских ремарок, поясняющих:

действия персонажей (игру актеров);

обстановку на сцене, костюмы и декорации;

настроение и идею сцены или явления.

Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/30/analiz-dramaticheskogo-proizvedeniya
http://chitaj.ucoz.net/index/plan_analiza_dramy/0-31
http://infourok.ru/urok-obuchenie-analizu-epizoda-i-kompleksnomu-analizu-dramaticheskogo-proizvedeniya-574054.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector