План анализа драматического произведения. План анализа эпизода драматического произведения

План анализа драматического произведения. План анализа эпизода драматического произведения

План анализа драматического произведения. План анализа эпизода драматического произведения

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это – экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические )?

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт ), лежащие в основе эпизода.

7. Охарактеризовать героев – участников эпизода:

· их отношение к событию;

· к вопросу (проблеме);

· кратко проанализировать речь участников диалога;

· сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

· выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

· определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

9. Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода : по какому принципу освещения темы строится диалог?

10. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

11. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

12. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления? 1

3. Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

4. Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, “сны” вместо актов или действий в драме М.Булгакова “Бег”).

5. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, “говорящие” имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

6. Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

Читать еще:  Каких видов и форм бывают кисточки для рисования и как их выбрать? Правильно выбираем кисти для рисования.

7. Особенности драматургического действия: внешнее – внутреннее; “на сцене” – “за сценой”, динамическое (активно развивается) – статическое и т.д.

8. Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все “острые точки” (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими “острыми очками” действия.

9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:

· действия персонажей (игру актеров);

· обстановку на сцене, костюмы и декорации;

· настроение и идею сцены или явления.

· Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

План анализа драматического текста

1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Литературное направление

  • К какому литературному направлению принадлежит драматическое произведение?
  • Как проявились в произведении черты этого направления?

3. Вид и жанр драматического произведения

4. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, “говорящие” имена). Главные, второстепенные и несценические персонажи.

5. Специфика организации действия драмы: действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, “сны” вместо актов или действий в драме М. Булгакова “Бег”).

6. Особенности драматического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, психологический, философский и т.д.

7. Особенности драматургического действия: внешнее — внутреннее; “на сцене” — “за сценой”, динамическое (активно развивается) — статическое и т.д.

8. Особенности композиции пьесы

  • Наличие и специфика основных сюжетно-композиционных элементов: экспозиции, завязки, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д.
  • Как связаны между собой все “острые точки” (особо эмоциональные сцены) произведения?
  • Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими “острыми очками” действия.

9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах (краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по выбору).

10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

Читать еще:  День смеха: идеи шуток и розыгрышей. Приколы - картинки, видео приколы, смешные истории и анекдоты Какие шутки на 1 апреля родных

12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:

  • действия персонажей (игру актеров);
  • обстановку на сцене, костюмы и декорации;
  • настроение и идею сцены или явления.

13. Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

Планы анализа художественных произведений, их эпизодов

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

План анализа лирического произведения

Дата написания, связь стихотворения с биографией автора.

Идейно-тематическое содержание стихотворения:

личностное или общественное звучание преобладает.

Особенности стихотворной формы:

средства художественной выразительности (тропы).

Основные образы стихотворения, их художественное значение.

Образ лирического героя.

Место стихотворения в творчестве автора.

План анализа эпического произведения малого жанра

Дата написания, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Жанр произведения: рассказ, новелла, повесть, роман и т.д.

Особенности сюжета. Ключевые эпизоды произведения.

Система персонажей: главные, второстепенные, их характеристика.

Проблемы произведения, авторское видение их решения.

наличие эпиграфа, посвящения, пролога, эпилога;

основные элементы сюжета и их характеристика: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

Характеристика конфликта. Связь развития конфликта с композицией произведения.

Особенности повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), их значение; особенности языка писателя (средства художественной выразительности); художественное выражение авторской позиции.

Смысл названия произведения.

Место произведения в творчестве автора.

План анализа драматического произведения

Дата написания, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Связь пьесы с литературным направлением: классицизм, сентиментализм, романтизм и т.д.

Вид и жанр произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.).

Специфика организации действия драмы: деление на действия, акты, явления.

Действующие лица, «говорящие» фамилии. Главные, второстепенные, внесценические персонажи.

Особенности конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

Композиция пьесы: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

Специфика диалогов и монологов в пьесе.

Тема пьесы и ключевые эпизоды, помогающие ее раскрыть.

Проблемы произведения, авторское видение их решения.

Специфика авторских ремарок.

Смысл названия произведения.

План анализа эпизода драматического произведения

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

Назвать участников эпизода.

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

Охарактеризовать участников эпизода:

их отношение к событию, проблеме;

речь участников диалога;

особенности их поведения;

Охарактеризовать эмоциональное напряжение в эпизоде.

Охарактеризовать авторское отношение к событию, проблеме; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения.

Сформулировать основную мысль эпизода.

Проанализировать связь данного эпизода с другими эпизодами произведения.

План анализа эпизода литературного произведения

Определить границы эпизода, озаглавить его.

Читать еще:  Как получить выигрыш в русское лото, жилищную лотерею билет куплен в поезде. Отзыв: ржд лотерея отзывы - развод или правда? Столото лотерея железных дорог проверить билет

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

Назвать участников эпизода.

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

Найти и охарактеризовать противоречие, лежащее в основе эпизода.

Охарактеризовать участников эпизода:

их отношение к событию, проблеме;

речь участников диалога;

особенности их поведения;

Охарактеризовать структуру эпизода и разобрать его композиционные элементы: завязка, кульминация, развязка.

Особенности повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), их значение; особенности языка писателя (средства художественной выразительности); художественное выражение авторской позиции.

Сформулировать основную мысль эпизода.

Проанализировать связь данного эпизода с другими эпизодами произведения.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов. Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит. М.Цветаева.

Литературный анализ – это такой разбор по частям, деталям, который приводит к углубленному прочтению произведения.

Анализ эпизода художественного произведения – это одна из форм работы на уроках литературы, имеющая целью определение его места в контексте произведения и связи с идейным содержанием текста.

Основная задача учителя – научить по-настоящему работать с текстом художественного произведения.

Ниже представлены планы анализа произведений разных родов и их эпизодов.

  • Артюхова Евгения Леонидовна
  • Написать
  • 6508
  • 09.06.2015

Номер материала: 560031

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 09.06.2015
  • 859
  • 09.06.2015
  • 602
  • 09.06.2015
  • 579
  • 09.06.2015
  • 568
  • 09.06.2015
  • 3812
  • 09.06.2015
  • 565
  • 09.06.2015
  • 1118

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://www.ladyagata.ru/index/plan_analiza_ehpizoda_dramaticheskogo_proizvedenija/0-129
http://chitaj.ucoz.net/index/plan_analiza_dramy/0-31
http://infourok.ru/plany_analiza_hudozhestvennyh_proizvedeniy_ih_epizodov-560031.htm

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии