Писарев дмитрий иванович краткая биография. Писарев, Дмитрий Иванович – краткая биография

Писарев дмитрий иванович краткая биография. Писарев, Дмитрий Иванович – краткая биография

Писарев Дмитрий Иванович

(1840-1868) русский критик и публицист

Дмитрий Иванович Писарев родился в родовом имении своего отца, обеспеченного, но не очень богатого помещика. До двенадцати лет Дмитрий не покидал родительского дома. С ним занималась мать, Варвара Дмитриевна, и приглашенные учителя. Когда же мальчику исполнилось двенадцать, мать переехала вместе с ним в Петербург и определила сына в классическую гимназию.

Дмитрий Писарев прекрасно учился и в 1856 году закончил гимназию с золотой медалью. В том же году он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Правда, в это время Писарев мечтал быть философом, интерес к литературе появился у него лишь тогда, когда он стал сотрудничать в журнале для девиц «Рассвет».

По просьбе издателя, Дмитрий Писарев должен был рецензировать все выходившие в то время литературные произведения. В статьях, посвященных роману Ивана Гончарова «Обломов», произведениям Ивана Тургенева и рассказам Льва Толстого, молодой критик пытался показать своим юным читательницам своеобразие каждого из авторов. Он не просто представлял новинки, а анализировал каждое произведение, выявляя его достоинства и новизну, связывая их с современными проблемами общества.

Во время учебы на последнем курсе университета, Дмитрий Писарев влюбился в свою двоюродную сестру Л. Кореневу. Молодые люди собирались пожениться, но так и не смогли переступить через запрет родителей. Вынужденный разрыв с любимой вызвал у Писарева сильнейшее нервное потрясение, после которого он более полугода лечился в психиатрической клинике.

После выздоровления и отдыха он вернулся к занятиям в университете и в 1861 году закончил курс, защитив дипломную работу, посвященную учению римского философа Аполлония Тианского. Она была удостоена серебряной медали, и одаренный университант получил предложение остаться на кафедре при университете, однако отказался от научной карьеры и по приглашению своего знакомого Г. Благосветлова стал редактором популярного журнала «Русское слово».

Вскоре его статьи в этом журнале стали привлекать внимание читателей твердой авторской позицией, искренностью, остротой мысли, начали расти тиражи издания. Кроме создания публицистических статей он начал заниматься и литературным трудом. Так, опубликовал перевод на русский язык поэмы Генриха Гейне «Атта Тролль».

К этому времени изменилось и общественное сознание критика. Увлекшись философским материализмом, Дмитрий Писарев считает, что необходимо в первую очередь решить социально-экономические проблемы России. Придя к выводу, что просвещение народных масс может ускорить процесс революционного преобразования общества, он разрабатывает целую педагогическую систему, которая является продолжением демократических взглядов Виссариона Григорьевича Белинского, Николая Гавриловича Чернышевского и Николая Александровича Добролюбова. Писарев считает, что для молодых людей, стремящихся к знаниям и общественной жизни, «талантливый критик с живым чувством и с энергическим умом, критик, подобный В. Г. Белинскому, мог бы быть в полном смысле слова учителем нравственности».

Опубликованная в 1862 году статья Дмитрия Ивановича Писарева «Базаров» стала важнейшим литературно-критическим выступлением революционных демократов. Автор решил «обрисовать крупными чертами личность Базарова, или, вернее, тот общий, складывающийся тип, которого представителем является герой тургеневского романа». Считая, что главный герой может рассчитывать на читательские симпатии, Писарев в то же время отмечал, что его нигилистическая односторонность, неприятие им поэзии, музыки и других видов искусств является признаком «узкого умственного деспотизма».

Статья стала объектом ожесточенной полемики с Антоновичем, критиком журнала «Современник», а Дмитрий Писарев приобрел славу яркого, интересного полемиста, блестящего исследователя и глубокого мыслителя. Одновременно он вошел в число крупнейших русских критиков. Его статьями зачитывались по всей России, а выхода каждого номера журнала ждали с нетерпением.

Казалось, его жизнь складывается вполне благополучно. Дмитрий Иванович Писарев много работал и был буквально завален предложениями от различных изданий. Но внезапно спокойное течение жизни изменилось. В начале 1862 года он написал рецензию-памфлет на брошюру Ш. Фиркса, автор которой критиковал деятельность политического эмигранта писателя Александра Герцена.

Осознавая, что официальные издания не посмеют напечатать это произведение, Писарев передал рукопись в нелегальный студенческий рукописный журнал. Неожиданно в редакции журнала был проведен обыск, и рукопись попала в руки полиции.

Через несколько дней Дмитрий Писарев был арестован и посажен в одиночную камеру Петропавловской крепости по обвинению в государственной измене. Содержавшиеся в статье мысли были восприняты как призыв к свержению существующего строя. Только через год после ареста Писарев получил разрешение писать и печатать свои сочинения.

За эти годы Дмитрием Ивановичем Писаревым было написано более сорока статей, которые принесли ему истинную литературную славу. Огромная сила воли, материнская поддержка и участие сотрудников журнала «Русское слово» помогли ему выдержать тюремное одиночество. Большинство публицистических статей Писарева были посвящены социально-политическим, философским и педагогическим вопросам.

Среди литературно-критических работ этого периода следует отметить статью «Мотивы русской драмы», по оценке драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» (1864). Статья была написана с целью опровергнуть взгляд Н. А. Добролюбова на образ главной героини пьесы. В своей работе «Луч света в темном царстве» Добролюбов указывал на благородство, страстность, честность и совестливость Катерины, называя ее «лучом света» в царстве невежества, самодурства и деспотизма. Он считал, что «Гроза» — «самое решительное произведение Островского». А Дмитрий Писарев в своей работе доказывал, что вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий. Она ежеминутно кидается из одной крайности в другую, и, наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством — самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой.

Осенью 1864 года в журнале «Русское слово» появилась знаменитая работа Писарева «Реалисты», в которой критик вновь проанализировал образ Базарова. Он считал, что Тургенев создал более жизненный тип, чем в свое время А. Пушкин. Конечно, оценки Дмитрия Писарева отличались известной категоричностью, вызванной тем, что он находился в тюрьме и был лишен возможности участвовать в живой полемике. Но тщательность и аргументированность анализа, а также простота и доступность изложения материала обеспечили популярность его статей в разных слоях общества.

Однако официальная оценка критических произведений Писарева была совершенно иной. После публикации его статьи «Мыслящий пролетариат», посвященной роману Н. Чернышевского «Что делать», власти поспешили закрыть журнал «Русское слово».

18 ноября 1866 года Дмитрий Писарев был освобожден из заключения. Получив разрешение на жительство в Петербурге, он вместе с небольшим кругом друзей основал новый литературный журнал «Дело». Финансовую сторону взял на себя Г. Благосветлов, который был связан с Писаревым многими годами дружбы и совместной работой в журнале «Русское слово».

Читать еще:  Портретная характеристика наташи. Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе «Война и мир»: описание внешности и характера, портрет

После выхода из крепости критик переоценил многое из того, что было написано им в полемическом задоре. В частности, в статьях «Борьба за жизнь» и «Борьба за существование» он дал развернутый анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» и показал, что Раскольников является своеобразным героем предостережения.

В своих последующих статьях Дмитрий Писарев изменил точку зрения и на образ Катерины, во многом согласившись с мнением Добролюбова. Неизменность революционных взглядов Писарева постепенно привела к разрыву с Благосветловым, который боялся, что власти закроют и его новый журнал.

В начале 1868 года Дмитрий Иванович Писарев принял предложение Н. Некрасова и стал заместителем главного редактора в журнале «Отечественные записки». Там он снова стал печатать рецензии на все литературные новинки, но налаженная работа неожиданно прервалась.

Выехав летом с женой и сыном в курортное местечко Дуббельн (Дубулты) под Ригой, Дмитрий Иванович Писарев утонул во время морской прогулки. Его похоронили на Волковом кладбище в Петербурге, которое было своеобразным некрополем деятелей русской культуры.

Писарев дмитрий иванович краткая биография. Писарев, Дмитрий Иванович – краткая биография

Писарев Дмитрий Иванович

(1840—1868) — выдающийся русский материалист и революционный демократ, страстный поборник уничтожения крепостничества и освобождения труда от гнёта капитала. По окончании в 1861 г. Петербургского университета Писарев всецело отдаётся журнальной публицистике, став во главе передового журнала «Русское слово» и проводя в нём линию «Современника» Чернышевского (см.), линию революционной демократии. За свой короткий жизненный путь (Писарев утонул в 28 лет; 41/2 года он пробыл политическим узником в Петропавловской крепости) Писарев успел много сделать для развития русской общественной мысли.

В годы, когда Белинского (см.) и Добролюбова(см.) уже не было в живых, когда Герцен (см.) был в далёком изгнании, а Чернышевский — в сибирских рудниках, Писарев становится «властителем дум» передовой общественности, в особенности учащейся молодёжи. Конечная цель всего нашего мышления, говорил он, состоит в том, чтобы «разрешить навсегда неизбежный вопрос о голодных и раздетых людях», Ещё студентом он заявляет себя врагом крепостничества. Писарев призывает к насильственному «низвержению благополучно царствующей династии Романовых». Не имея возможности открыто призывать к революции, он всецело отдаётся идее распространения среди народа научных знаний. Он полагал, что рост просвещения увеличит производительную силу труда и поможет поднять благосостояние народа.

При этом он подчёркивал, что сам по себе рост промышленности, рост богатства в стране ни в коей мере не решает вопроса о благосостоянии масс. Писарев указывает на Францию и особенно на Англию, где рост богатства сопровождается прогрессирующим обнищанием трудящихся масс. Пропаганду исторических знаний, естествознания и «индустриализма» он органически связывал с демократическим преобразованием политического и экономического общественного устройства. Писарев старается как можно нагляднее показать решающую роль самих народных масс. Либералов он называет «разнокалиберной сволочью, которая тешится прогрессивными фразами». Он решительно осуждает политику примирения партий: необходимо полностью, до конца, раскрыть политические разногласия, а не затушёвывать их.

Пройдя эволюцию от абстрактного гуманизма к революционному демократизму и утопическому социализму, Писарев становится смелым пропагандистом идей социализма. Он был глубоко убеждён в том, что будущее принадлежит социализму: «Средневековая теократия упала, феодализм упал, абсолютизм упал; упадёт когда-нибудь и тираническое господство капитала». Писарев предвидел, что и для России с развитием её промышленности рабочий вопрос станет основным вопросом жизни и политики. Деятельность Писарева развёртывалась в тот период, когда, по глубокому определению В. И. Ленина, социализм и демократизм в России ещё были слиты воедино. Поэтому самые передовые деятели страны, и в том числе Писарев, выражали интересы трудящихся в целом, интересы эксплуатируемой народной массы, которая в общем была ещё крестьянской массой.

По своим философским и социологическим воззрениям Писарев продолжал материалистическую философию Чернышевского. Писарев постоянно—от Эпикура (см.) и до Чернышевского — выделял и защищал корифеев материалистического лагеря в философии, постоянно—от Платона (см.) до Гегеля (см.), до Юркевича и А. Григорьева — разоблачал ложь идеализма, его теоретическую несостоятельность, его реакционную политическую ориентацию. Материя и движение, по Писареву, неуничтожимы, вечны и бесконечны в формах проявления: «В природе не пропадает ни один клочок материи, ни одна частичка силы. ». Законы природы носят также материальный характер: все они «одинаково вытекают из необходимых и вечных свойств беспредельного мирового вещества». Бытие, материя первичны, сознание вторично.

Весь духовный мир человека, включая и несознаваемые побуждения, иллюзию и т. д.,— всё это отображения внешних явлений в человеческой психике. Человек, говорит Писарев,— не пассивное тело природы, а деятельное, активное существо. Наука не выдумана человеком произвольно: «Она — снимок с природы, сама природа, разоблачённая, разгаданная, открывшая свои законы пытливому разуму человека». Писарев признавал объективный характер науки, решительно осуждая такие понятия, в которых высказывается только субъективное мнение говорящего лица, а не объективное свойство рассматриваемого предмета. Искусство, художественное творчество, как и научное, по Писареву,— форма отображения действительности. В 60-х годах прошлого века в России борьба материализма с идеализмом приняла особенно острый характер по вопросам эстетики.

Идеалисты вслед за Шеллингом (см.) утверждали, что художественное творчество бесцельно, не поддаётся контролю рассудка. Писарев выступил самым решительным образом против реакционной эстетики, против «чистого искусства», отстаивая идеи социально направленного, содержательного, демократического искусства. Поэт, говорил Писарев, должен отражать пульсацию общественной жизни, страстно ненавидеть общественную несправедливость, писать кровью сердца и соком нервов. Отстаивая материалистические основы эстетики Чернышевского — Добролюбова, Писарев, однако, допускал серьёзные ошибки.

Так, он отрицал общественное, познавательное значение музыки, скульптуры, живописи, отрицал великое значение творчества Пушкина. В вопросах эстетики сильнее всего сказалась историческая ограниченность философских воззрений Писарева. Большим вкладом Писарева в материалистическую теорию познания является разработанная им идея о роли фантазии, мечты в познавательном и созидательном творчестве. На глубокие идеи Д. И. Писарева о «нечто полезной» указывал В. И. Ленин в работе « Что делать?» (см.) и в « Философских тетрадях» (см.).
Наряду с механицизмом, метафизикой в сочинениях Писарева имеются и сильные элементы диалектики. Один из первых выдающихся дарвинистов в России, он совершенно независимо от Мюллера — Геккеля и даже раньше их сформулировал биогенетический закон развития. Писарев ясно видел борьбу между отмирающим старым и нарождающимся новым.

Читать еще:  Земфира: личная жизнь. Вся правда о Земфире: почему она живет в пустой квартире и кому готовит сырники

Особенно много замечательных диалектических идей высказывал Писарев в своих социологических рассуждениях. В понимании закономерностей и движущих сил исторического развития он в целом оставался на идеалистических позициях домарксистской социологии. За основу прогресса он принимал развитие знаний, народного сознания. Однако в работах Писарева уже содержится много элементов материалистического подхода к историческим фактам. Как экономист Писарев развивал трудовую теорию стоимости. Писарев уделял большое внимание роли труда и трудящихся масс в историческом процессе. Он близко подходил к правильному пониманию роли материальных потребностей масс, роли экономического фактора, решающей роли народных масс в развитии общества. Движущая сила истории, по Писареву, «лежит всегда и везде —не в единицах, не в кружках, не в литературных произведениях, а в общих и преимущественно — в экономических условиях существования народных масс». Будучи идеологом трудящихся крестьянских масс, он был в целом сторонником революционных методов борьбы против эксплуататорского строя общества.

Влияние Писарева для его времени было очень велико. Им зачитывалась передовая мыслящая часть общества как в России, так и в соседних славянских странах. Он оказал огромное революционизирующее влияние на развитие русского естествознания. Выдающиеся деятели русской науки — Бах, Павлов (см.), Тимирязевым.) и др. признают влияние на них Писарева. Под влиянием его социологических взглядов, как и взглядов Н, Г. Чернышевского, формировалось мировоззрение Светозара Марковича (см.), Л. Каравелова и других передовых деятелей славянских стран.
Философские и общественно-политические произведения Д. И. Писарева: «Схоластика XIX века» (1861), «Русское правительство под покровительством Шедо-Ферроти» (1862), «Очерки из истории труда» (1863), «Прогресс в мире животных и растений» (1864), «Исторические эскизы» (1864), «Генрих Гейне» (1867), «Французский крестьянин в 1789 году» (1868) и др.

Дмитрий Иванович Писарев

ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1840−1868), русский критик, публицист. Родился 2 (14) октября 1840 в с. Знаменское Елецкого уезда Орловской губ. Сын штабс-капитана Новороссийского драгунского полка и наследницы елецких помещиков; рос в атмосфере прочных культурных и творческих традиций семьи: двоюродный дед — известный в свое время военачальник, литератор, художественный критик и военный историк А. А. Писарев ; дядя — драматург, переводчик и театральный деятель А. И. Писарев , автор популярных водевилей Средство выдавать дочерей замуж, 1828, и др.; троюродная сестра — М. А. Маркович (украинская и русская писательница Марко Вовчок), двоюродная сестра (и предмет юношеской любви Писарева) — Р. А. Коренева (писательница Р.А.Гарднер). Пестуемый любящей матерью, с детства проявлял исключительные способности; с 7 лет пытался писать романы, с 10 лет вел дневник на французском языке. В то же время сплав исполнительности, семейной «подотчетности» и мощной внутренней силы породил противоречия в характере Писарева, его обостренную склонность к самоанализу, мечтательность, ранимость, ощущение непонятости и одиночества. В 1851—1856 обучался в 3-й Петербургской гимназии (окончил с серебряной медалью), где в старших классах примкнул (до 1859) к «Обществу мыслящих людей», проповедовавшему отказ от радостей жизни, самоотречение, аскетизм и взаимную нравственную ответственность. В 1856—1861 учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета (выбор которого объяснял ненавистью к математике). В автобиографических очерках Наша университетская наука (1863) и Школа и жизнь (1866) критиковал как бессистемность и оторванность от жизни полученного им образования, так и своих наставников, выведенных под условными именами, но легко узнаваемых (филолог и этнограф И. И. Срезневский , историки Н. И. Костомаров и М.М.Стасюлевич). «Ядовитое зерно скептицизма», вынесенное им из университета, предопределило нигилистическое отношение критика к традиционным культурным и эстетическим ценностям.

В студенческие годы Писарев занялся изучением наследия немецкого философа и филолога В. Гумбольдта (ст. Вильгельм Гумбольдт в студенческом сборнике, 1860), от которого воспринял положение о главенствующем значении свободной человеческой личности в истории цивилизации. Тогда же состоялся журналистский дебют Писарева в журнале «наук, искусств и литературы для взрослых девиц» «Рассвет»: вел библиографический отдел, занимаясь рецензированием и научной популяризацией, в т. ч. физики, химии, физиологии и т. п. ; опубликовал литературно-критические статьи «Обломов». Роман И. А. Гончарова , «Дворянское гнездо». Роман И. С. Тургенева , «Три смерти», Рассказ гр. Л.Н.Толстого… (все 1859), вслед за ранним В. Г. Белинским и А. А. Григорьевым акцентируя нравственно-воспитательное значение литературы.

Пережив летом и осенью 1859 мировоззренческий кризис, отягощенный безответной любовью к Кореневой и закончившийся психическим расстройством, Писарев пришел к утрате религиозных воззрений и веры в прежние идеалы, определяя главной позитивной ценностью своего (и человеческого вообще) существования «царство мысли», научно доказанных истин, открывающих неизменные законы природы (в связи с чем, полагал он, все, что естественно, то и нравственно). Оправившись от болезни, перевел 11-ю песнь Мессиады Ф. Г. Клопштока , поэму Г. Гейне Атта Тролль, написал критический этюд Мысли по поводу сочинений Марко Вовчка (опубл. в 1913) и удостоенную серебряной медали кандидатскую диссертацию Аполлоний Тианский и его время (с небольшими изменениями и подзаголовком Агония древнего римского общества, в его политическом., нравственном и религиозном состоянии опубликована в 1861 в журнале «Русское слово», отличавшемся радикализмом и признавшем правомерность социально-критической ассоциации Древнего Рима с современной Россией).

Настойчиво проводя в дальнейших публикациях идеи «Русского слова» и его редактора Г. Е. Благосветлова , Писарев проповедовал необходимость социально-исторического и культурного прогресса, обусловливаемого гражданскими свободами и общественно-практической направленностью науки, искусства и просвещения. Задатки острого полемиста особенно ярко проявились в рецензиях Писарева (первые циклы — Несоразмерные претензии и Народные книжки, оба полностью опубл. в 1868), а также в ст. Схоластика XIX века (1861), своеобразном манифесте левого радикализма с его непримиримостью и отвержением «золотой середины», с его принципом нигилистического «ультиматума» («бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть»). Причисленный охранительной журналистикой, наряду с другими радикалами, к литературным хулиганам-«свистунам», Писарев вызвал отторжение и умеренных почвенников, и либералов-западников, и представителей академической науки — в то же время нанося удары и по «левому» (П.Л.Лавров, Н. Г. Чернышевский , Н. А. Добролюбов , М.Е.Салтыков-Щедрин, М.А.Антонович), и по «правому» лагерям (Московские мыслители — против М. Н. Каткова и публицистов «Русского вестника»; Русский Дон-Кихот — против И. В. Киреевского и славянофилов; Бедная русская мысль — против западников, славянофилов, петровских реформ и академической исторической науки в целом, все 1862).

В статьях о художественной литературе Писарев в рамках «реальной критики» Добролюбова трактовал художественные образы как объективно изображенные социальные типы в конкретных жизненных обстоятельствах, отдавая предпочтение А. Ф. Писемскому («черноземная сила)» перед Тургеневым и Гончаровым. Проницательным аналитизмом, при всей очевидной (и принципиально декларированной) эстетической глухоте, отмечена его статья Базаров (1862), в которой коллизия романа Отцы и дети Тургенева рассматривается прежде всего как конфликт поколений, свидетельствующий о глубоком «разладе», проникшем во все «клеточки» российского общества, а образ главного героя — как высшее и искомое звено эволюции отечественного «лишнего человека». Не без автобиографического пристрастия видит Писарев в тургеневском герое «богатыря, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы…», ибо он — человек будущего. Актуальные публицистические цели высвечиваются и в цикле научно-популярных статей Писарева, в которых естествознание также служит делу разрушения архаического миросозерцания и «предрассудков» эстетического сознания.

Читать еще:  Финалисты 3 сезона танцы на тнт. Победитель шоу «Танцы» потратит выигрыш на дом для мамы

Политическое иносказание в очерке Пчелы (1862, изложение труда немецкого ученого К. Фохта Государство пчел), где «водворение мрака» и неравенство трактуются как способ достижения неправедным государством «спокойствия и коллективного благоденствия», и статья-прокламация О брошюре Шедо-Ферроти (1862, опубл. в 1906, полностью в 1920), предназначенная для нелегального распространения и содержащая призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома, послужили причиной заключения Писарева в Петропавловскую крепость, где он провел около 4-х с половиной лет. С августа 1863 ему было разрешено продолжить литературные занятия. В декабре 1865 под влиянием предупреждения, которое было сделано публикующему Писарева журналу «Русское слово» за статьи Новый тип (о Чернышевском, в 1867 изд. под назв. Мыслящий пролетариат) и Исторические идеи Огюста Конта (обе 1865), у критика на некоторое время были отобраны книги и бумага; после выстрела Д. В. Каракозова (4 апреля 1866) всякая литературная работа в крепости была запрещена.

Литературно-критические и публицистические работы Писарева в заключении отмечены возрастающим радикализмом. Борьба с эстетством и эстетикой, бывшей для Писарева синонимом фантазии — источника всех заблуждений, — главная тема критики Писарева (ст. Реалисты, 1864). «Эстетика есть самый прочный элемент умственного застоя и самый надежный враг разумного прогресса», — утверждает Писарев, развивая этот тезис в ст. Пушкин и Белинский, Разрушение эстетики и Посмотрим! (все 1865). При этом, высоко оценивая творчество Чернышевского с его прямолинейным рационализмом и теорией «разумного эгоизма», Писарев высмеивал убогость «мещанского счастья» его антагонистов (статьи Роман кисейной девушки о повестях Н. Г. Помяловского Мещанское счастье и Молотов и Прогулка по садам российской словесности, обе 1865).

В ноябре 1866 Писарев освобождается из крепости под поручительство матери и без права отлучаться из Петербурга. Новый период психического нездоровья приводит к разрыву по пустяковому поводу с Благосветловым; с этого же года приглашен Н. А. Некрасовым сотрудничать в журнале «Отечественные записки», где публикует статьи Старое барство о Войне и мире Л. Н. Толстого и Французский крестьянин в 1789 году о романе Эркмана-Шатриана История крестьянина 1789 г. (обе 1868). Обращаясь к истории западноевропейской общественной мысли и литературы (Популяризаторы отрицательных доктрин, 1866; Генрих Гейне, 1867), Писарев подчеркивал, что развитие «чистого искусства» связано с эпохами «политического застоя и отупения», приходя к неожиданному выводу: «положить конец неограниченному господству эстетики» могут те, кто сами стали «на всю жизнь эстетиками» (как, напр., Г. Э. Лессинг , Белинский, а также Г. Гейне — правда, в отличие от первых двух, страдающий политическим дилетантизмом), поскольку только с этой стороны общество оказывается «доступным для вразумлений». В ст. Борьба за жизнь (1867), разбирая роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание, Писарев заключает, что попытки даже сильной и одаренной личности бороться с целым обществом безнадежны и, следовательно, прогресс требует не кровопролития, а «спокойного научного анализа». Один из самых ярких и самобытных мыслителей и литературных критиков 19 в., Писарев, при всем своем эпатажном нигилизме, во многом выполнил для отечественной культуры ту работу по освобождению от фантомов предрассудков и ложных авторитетов, которую век назад во Франции выполнили вольнодумцы-просветители. Романтик и идеалист в своей неустанной вере в могущество человеческого разума и преобразующую силу знаний, блестящий стилист, эрудит, пародоксалист и логик, Писарев, явив собой высшую точку развития русского духовного радикализма середины 1 9 в., оказал огромное влияние на революционную мысль, науку и политическую борьбу не только России: влияние его идей прослеживается вплоть до европейских «новых левых» 1960−1970-х годов и «антиглобалистов» начала 21 в. Летом 1868 Писарев с Маркович (Марко Вовчок), новым объектом своей страсти, и ее сыном отправился к Рижскому заливу на морские купания и 4 (16) июля 1868 утонул в Дуббельне (Дубулты).

Писарев Дмитрий Иванович родился 2 октября 1840 года в родовом селе Знаменском в семье штабс-капитана и воспитанницы женского института. В четырехлетнем возрасте уже читал и говорил по-французски. С самого детства ему были запрещены разговоры с чернью. В семь лет Дмитрий пробует писать романы. С 1951 по 1956 год живет и находится на полном обеспечении у своего дяди, а также проходит обучение в Петербургской гимназии, и оканчивает ее с серебряной медалью. Во время обучения примыкает к «Обществу мыслящих людей», которые проповедуют аскетизм и самоотречение. Следующие пять лет писатель, из-за ненависти к точным наукам, посвящает обучению в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.

Неразделенная любовь к двоюродной сестре выливается в глубокую душевную травму, и Дмитрий попадает в психиатрическую больницу, где пытается несколько раз покончить жизнь самоубийством. Свое обучение в университете Дмитрий Иванович позже раскритикует в своих очерках как бессистемное и оторванное от жизненных реалий. С 1959 года работает в библиографическом отделе женского журнала «Рассвет». В 1961 году становится критиком и руководителем журнала «Русское слово». За статью о низвержении царской семьи четыре года проводит в Петропавловской крепости, но продолжает писать. Официальное разрешение печатать свои произведения получает после года заточения. 1967 и 1968 год проходят в тесном сотрудничестве Писарева с журналами «Отечественные записки» и «Дело». В эти годы в свет выходят его критические статьи творчества Толстого, Достоевского, Гейне, в которых обосновывается необходимость революционных переворотов в обществе.

4 июля 1868 года во время купания утонул в Рижском заливе, захоронено тело в Петербурге на Волковом кладбище.

Источники:

http://biografiivsem.ru/pisarev-dmitriy-ivanovich
http://filslov.ru/345-pisarev-dmitrij-ivanovich.html
http://www.allsoch.ru/pisarev/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии