“Петр Первый” (Толстой): анализ романа, образ Петра, система персонажей. Пётр I в русской литературе
Образ Петра I в романе А. Толстого «Петр Первый»
Яркий, сильный образ Петра I во все времена вызывал громадный интерес со стороны историков, публицистов и писателей. Биографии, эссе, исторические романы — разные авторы в разное время пытались осмыслить роль этой незаурядной личности в истории Российского государства. Нельзя сказать, что характер великого царя, его деяния оцениваются однозначно. Одни считают Петра великим реформатором, спасшим Россию, открывшим ей новые перспективы развития, другие — взбалмошным самодержцем, нарушившим плавный ход истории. Изучением противоречивой натуры российского императора в свое время занимался и А. Н. Толстой — автор нескольких произведений, в разной степени раскрывающих колоритный характер Петра I, являющихся своеобразным экскурсом в эпоху могущественного императора. Впервые «царь-революционер» появляется у А. Н. Толстого в рассказе «День Петра». Здесь Петр I предстает перед читателем как противопоставленный народу, да и всей России, самодур, взявший на себя непосильную задачу — в одиночку перекроить Россию по европейскому образцу. Далее автор создает пьесу «На дыбе», трактовка образа главного героя в которой, мало чем отличается от данной в предыдущем произведении: Петр по-прежнему одинок в своем стремлении к реформаторству, государственным преобразованиям. Интерпретируя таким образом личность царя, писатель выражает свое мнение по поводу его деятельности: все стремления и начинания Петра — неуместны, несвоевременны. Но, видимо, в глубине души А. Н. Толстой сомневался в бесспорности своих выводов и, по свидетельству современников автора, продолжал кропотливую работу над документами XVII-XVIII веков. В результате чего и вышел в свет роман «Петр I», где Петр предстает перед читателем уже не самодержцем-одиночкой, а масштабной личностью, «народным царем». Писатель не ставит перед собой цель познакомить нас с биографией императора, не поет ему дифирамбы, но и не клеймит его, как приспешника запада. Автор берет на себя задачу объяснить историческое значение петровской эпохи, раскрывает образ главного героя, показывая всю его многогранность и противоречивость. С одной стороны — подача нелицеприятных черт и поступков, присущих Петру: детальные описания пьяного разгула, грубости, жестокости. С другой — искреннее стремление к преобразованию великого государства, целеустремленность, демократичность, самоотверженность. Обучаясь ремеслу за пределами России, Петр удивлял знатных иностранцев своим пренебрежением к императорскому статусу, общепринятым устоям: «После работы он посещает невзрачную портовую харчевню, где, сидя за кружкой, курит трубку и весело беседует с самыми неотесанными людьми и смеется их шуткам, нисколько в таких случаях не заботясь о почтении к себе». Но умеет он быть и покладистым, по-царски благолепным и чинным: «Царь, одетый в русское платье, в чистых ручках шелковый платочек, был смирен, голова опущена, лицо худое. Третью неделю не брал в рот трубки, не пил вина. ». «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. »,— так писал о Петре Великом А. С. Пушкин, и именно это — многоплановость характера, не оставляющую место однозначным суждениям, постарался донести до читателя А. Н. Толстой. Но ведь характер формируется под воздействием определенных условий: социальный статус, мера ответственности, отношение окружающих — все это создает предпосылки для развития тех или иных качеств, заставляет человека вырабатывать у себя определенные навыки. Исходя из этого, жизнь Петра Первого можно представить, как постоянную борьбу, начиная с отстаивания права на единовластие и, заканчивая стремлением изменить косный уклад жизни боярской России. У человека, противопоставившего себя большинству и при этом ответственного за судьбу страны, народа, должен быть твердый характер и жесткая рука. В романе Толстого есть три переломных момента, формирующие личность Петра: посещение Архангельска, первый Азовский поход и разгром под Нарвой. Во всех перечисленных случаях Петр поступается своей гордостью, добровольно проходит сквозь стыд ради государства. И поражения его оказывают гораздо большее влияние на формирование характера, чем последующие победы. «Конфузия — урок добрый. »,— говорит он после разгрома русской армии, создаваемой им в течение десяти лет. «Славы не ищем. И еще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем. ».
При чтении романа отмечаешь высокое мастерство автора, который сумел точно и ярко передать динамичный характер главного героя через, казалось бы, незначительные детали — жесты, выражения: «. Петр вырвал у конюха кнут и бешено застегал. », «. насупясь, Петр Алексеевич ударил коня и опять запрыгал в седле», «загорелый, худой, коротко стриженный, в узкой куртке черного бархата, в штанах пузырями он несся по лестницам. ». Стремительный, решительный, уверенный в себе — именно таким представляется человек, описываемый подобным образом. Человек, к чьему имени по праву добавили эпитет Великий.
ОБРАЗ ПЕТРА В РОМАНЕ А.ТОЛСТОГО «ПЕТР ПЕРВЫЙ».
Петровская:
Авторы монографий признавали также, что А.Н.Толстой – продолжатель «лучших традиций нашей классики», «живое воплощение» их преемственности в советской литературе, строили свой анализ, исходя из этого тезиса, останавливаясь на частных случаях использования художественных находок Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского и др. у А.Н.Толстого.
Художественное осмысления личности и истории в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый» рассматривается с учётом мировоззренческой позиции писателя в первые послереволюционные годы, философских и художественных размышлений, которые повлияли на формирование замысла исторического романа «Пётр Первый».
Из высказываний и статей А.Н.Толстого этого периода следует, что к этому времени у художника сложилась собственная философская картина мира, он рассуждал о взаимоотношениях разума и чувств; в его представлениях об особенностях революционного периода главными категориями стали личность и коллектив. Своё возвращение на Родину он объяснял желанием поучаствовать в судьбе Отечества. Писатель считал, что укрепление российской государственности принесёт благие результаты, в том числе усилится роль творческих личностей.
Эпоху Петра А.Н.Толстой воспринимал как период революционных преобразований. Вне сомнения, периодизация сложнейшего исторического отрезка времени приложима к художественной версии эпохи, представленной в романе: на первом этапе личность нивелирована, поглощена происходящими событиями; затем следует период террора и анархии и только потом появляется фигура, стремящаяся сплотить коллектив. В конечном итоге личность входит в согласие с коллективом. Это основные мировоззренческие постулаты, повлиявшие на содержательную сторону романа.
А.Н.Толстой по преимуществу был художником более, чем мыслителем, причём художником органичного, интуитивного склада. Интересен механизм создания художественных образов, повествовательной ткани романа, поскольку творческая лаборатория писателя – это дело сокровенное, тайное, велика в нём роль творческих фантазий, мечтаний и так далее, причём, по признанию самого автора, созданные им герои начинали «жить» в романе собственной судьбой (порой вопреки авторскому замыслу), то есть, А.Н.Толстой оказывался ведомым собственными фантазиями. В результате анализа романа, таким образом, на наш взгляд, вырисовывается следующая авторская концепция личности и истории. Главным героем романа «Пётр Первый» является государь Пётр Великий. Его образом А.Н.Толстой решает проблему Большого человека, творческой личности. Характер Петра показан в эволюции, он динамичен и правдоподобен. Писатель восхищается личностными качествами Петра, раскрывает масштаб его деятельности, но более всего автора привлекает созидательное начало этой личности. В этом видится развитие пушкинской идеи «нового исторического человека».
Новаторством в изображении личности Петра и событий исторического прошлого является следование А.Н.Толстого традициям русской православной культуры, ибо Пётр пробудил личностные начала соотечественников, и в его заботе о благе государства превалирует призыв к национальному единению, соборности. Писатель не стремился быть судьёй своему герою, судить Петра может только Бог и история.
А.Н.Толстым был наглядно проиллюстрирован на страницах романа исторический процесс, который был задуман и осуществлён волей творческой личности. Пётр сумел придать смысл истории Отечества и жизни своего народа, поэтому толстовская версия исторического прошлого носит оптимистический характер. Подобно К.Кавелину, А.Н.Толстой был убеждён, что личность человека – творца способна благостно влиять на историю.
В историческом романе «Пётр Первый» писатель подсознательно пропагандировал идею укрепления российской государственности, так как искренне верил, что это единственно верный путь возрождения отечественной культуры и нации. При этом содержание романа не соответствовало принципам революционной эстетики, так как А.Н.Толстой изображал в своём произведении пробуждение самосознания соотечественников и личностного начала каждого.
Исторический роман «Пётр Первый» создаёт живое, правдоподобное представление об эпохе петровских реформ. Но книга не только увлекает читателя, она учит его жить и быть личностью, уважать свою историю, свою культуру, самобытность своего народа. Пётр не только значимая историческая личность, национальный герой, а прежде всего, человек- творец, поэтому в его образе кроется огромный энергетический потенциал и стремление к самосовершенству.
В разрешении проблемы личности писатель был последователен, тра-диционен с точки зрения ментальности православной культуры и классической литературы. При работе над романом «Пётр Первый», в художественном освоении прошлого А.Н.Толстым присутствовало не только чувственное познание действительности (что составляло своеобразие писательского дара А.Н.Толстого), но и рациональный подход к осознанию исторических событий. Заботясь о счастье людей, тревожась о судьбах личности, художник видел возможность её процветания только в условиях развитой культуры сильного государства. Однако, признание писателем необходимости усиления российской государственности, не отменяло гуманистических воззрений художника на судьбу личности. Приоритет человека в истории для А.Н.Толстого оставался незыблемым. И в ранней прозе писателя, и в произведениях зрелого периода творчества присутствует его внутреннее стремление поиска гармонии человека с окружающим миром, с историей. На страницах исторического романа художником был показан трудный путь решения этой проблемы творческой личностью, что представляется новаторским достижением А.Н.Толстого.
Тема Петра давно интересовала писателя в рассказе «День Петра», пьесе «На дыбе», возникает образ царя-антихриста, одинокой и трагической фигуры.
Роман «Петр Первый» (1 кн. –1930, 2-я – 1934, 3-я – 1944-1945 незакончена) воссоздает жизнь России конца 17 – начала 18 веков. Существенные черты эпохи находят свое преломление в образе главного героя. Каждая книга представляет собой этап его эволюции. В первой книге структура образа Петра обуславливается двумя моментами: 1) события происходят в течение длительного промежутка времени; 2) характер героя переживает наиболее интенсивное развитие. Каждая сцена вносит нечто новое в понимание образа. Этим достигается ощущение постоянного движения. Эта динамика контрастирует с описанием облика России того времени. Уже первые страницы романа рисуют дикую беспросветную жизнь допетровской деревни.
Причины такого состояния России раскрываются в думах боярина Волкова, который противопоставляет низовую Россию столичной власти, которой выгоден этот неизменный уклад. На Петра эта жизнь тоже наложила отпечаток. Он привык к обыденной жестокости (отсюда спокойное отношение к казням и пыткам).
Воспроизведение процесса формирования исторической личности ведется в соотношении документа, вымысла и исторической концепции. Исторические события описываются в соответствии с документами, а реакции Петра, воссоздание его чувств, мыслей – область вымысла.
Постепенно Петр осознает свою ответственность за судьбу страны. Этапом становится поездка в Архангельск. Красота природы, ширь и мощь России в глазах Петра противоречат дикости, бедности жизни. Однако неопытность, легкомыслие ведут к ошибкам на пути создания сильного государства (поход на Азов). В первой книге характер героя формируется под влиянием ряда конфликтов как общего, так и частного характера. Во второй же книге главным конфликтом становится противостояние тому, что мешает России стать сильной. Поражение под Нарвой – кульминация в эволюции героя. Из разговора Петра с Меньшиковым видно, что сейчас он готов пожертвовать своей честью ради интересов государства.
В третьей книге – в сфере внимания мысли Петра, он больше раскрывается изнутри. Чаще всего он изображается здесь в кругу единомышленников.
В то же время Толстой показывает и нарастающие противоречия правления Петра. Поэтому рядом с темой Петра возникает тема народа. В авторских отступлениях, массовых сценах, на примере конкретных судеб (Цыгана, Федьки Умойся Грязью), в форме документов (прошений, жалоб) раскрываются картины народных бедствий. Однако Толстой стремится воссоздать и миросозерцание народа. Сильной его стороной является здравый смысл и связанный с ним протест против бессмысленной жестокости и подавления. Возникает тема бегства народа от власти. Важна в этом плане и тема раскола как протеста.
В романе создается удивительно достоверная картина эпохи. Прежде всего, в этом сыграла свою роль умелая стилизация языка эпохи (знакомство Толстого с памятниками русского судопроизводства «Слово и дело», отражающими живые устно-разговорные формы). Другой чертой, способствовавшей этому, стало изобразительное, живописное мастерство писателя, предметная детализация.
Автор изображает Петра не только как крупную историческую личность, которой подвластны тысячи людей, но и передает способность царя хранить дружбу и уважение к Лефорту, будучи единовластным правителем, он прислушиваться к его советам. Смерть Лефорта была для Петра огромной потерей: “Другого такого друга не будет. Радость — вместе и заботы — вместе”.
Широко показывает А. Н. Толстой богатство земли русской народными талантами, которые Петр подмечал и посылал учиться за границу, так как понимал, что без молодых ученых невозможно совершить преобразования в стране. Петр ценил людей не за происхождение и титулы, а за талант, смекалку, умения, сноровку и трудолюбие, поэтому в его окружении было много выходцев из народа: это и Алексашка Меньшиков, и семья Бровкина, и Федор Скляев, и Кузьма Жемов, и братья Воробьевы, и многие другие.
Чем грандиознее замыслы Петра, тем жестче становится его характер, он неумолим к тем, кто мешает продвижению вперед, тормозит осуществление его идей.
А.Н. Толстой создал монументальный образ Петра I , но это не идеальная фигура “венценосца”. Он живо изобразил великого правителя, показал, что он – человек, в котором сложнейшим образом переплелось грубое и ласковое, доброе и злое, гуманное и жестокое. Писатель показал, что Петр I был фигурой гениальной по своему потенциалу и масштабу произведенных преобразований в России.
В первой книге романа (1930) Петр как преобразователь показан тесно связанным со своим временем и средой. Писатель раскрывает в нем яркую одаренность большого государственного человека, видит в его смелой мысли, стойкости и упорстве отражение лучших черт русского национального характера. Одновременно автор правдиво показывает, какой непосильной тяжестью ложились издержки реформ на плечи простого народа. Царь-реформатор выступает перед читателем не готовой, сложившейся уже личностью. Писатель изображает своего героя в динамике, в развитии, в процессе сложного его формирования.
Первый том захватывает самое раннее детство царя. Впервые читатель видит Петра испуганным ребенком в съехавшей набок Мономаховой шапке, когда по требованию бунтующих стрельцов царица показывает его с крыльца народу. Вот он — двенадцатилетний подросток, «мальчик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит «хитрости» — продевать сквозь щеку иглу. Затем это Петр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор притязаниям своей старшей сестры Софьи: во время торжественного крестного хода в соборе он вступает с нею в пререкания, в резкий спор за право нести икону. Далее это нескладный долговязый юноша, с еле пробивающимися усиками на загорелом лице, который неловко и застенчиво пытается танцевать заморский танец с Анхен Монс на веселой вечеринке у Лефорта в Немецкой слободе. Затем это молодой царь, вернувшийся из поездки в Европу. С неукротимой яростью расправляется он с непокорными стрельцами в октябре 1698 года, участвуя сам в жестоких казнях.
В сюжете романа особо оттеняется, что юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Петр постепенно набирает силы, накапливает опыт, переживает неизбежную стадию первых неудач и поражений и тогда лишь подходит вплотную к осуществлению намеченных им преобразований.
Во втором томе (1934) читатель видит Петра в горячке его государственных начинаний — в подготовке новых законов и установлений, в мероприятиях по перевооружению русского войска, в строительстве флота. Толстой показывает его в обстановке азартной работы на Воронежской верфи, в кузнице, где Петр сам участвует в ковке якоря для нового сорокапушечного корабля «Крепость».
Показывая все это, А.Толстой полностью избежал идеализации «царя-плотника». Уже одна встреча Петра под Азовом с боярином Стрешневым, которого царь жестоко «учит» за допущенную тем халатность в снабжении войск продовольствием, — одна такая сцена исключает возможность упрека в идеализирующей гримировке Петра.
Из главы в главу, от одной части к другой в образе Петра выявляются все новые и новые штрихи. Он как бы на наших глазах превращается в зрелого государственного мужа, со спокойной рассудительностью осуществляющего свою трудную политическую программу.
В третьей книге (1945), когда А.Толстой рисует приезд Петра в только что отстроенный Петербург или когда Петр показан в обстановке победного штурма Нарвы, в сцене официальной капитуляции шведов, — он как будто вырастает на голову; в нем подчеркивается величавая осанка, властное спокойствие, уверенность в себе повелителя одного из сильнейших европейских государств. Особую рельефность, объемность фигуре Петра придает то, что рядом с ним или, вернее, вокруг него писатель дает целую серию портретов его современников — правителей соседних государств, политических врагов Петра или его ближайших сподвижников.
Роман А.Толстого «Петр Первый» остался незавершенным. Усилившаяся болезнь и смерть писателя (1945) оборвали работу. Последнее, что он успел написать, была шестая глава третьего тома.
Анализ романа «Петр Первый» (А. Толстой)
Автор: Guru · 22.08.2018
Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.
История создания
Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.
Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.
Жанр, направление
“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.
Направление – реализм. Автор воспроизводил быт и нравы, основываясь на исторических хрониках. Он писал только то, что было на самом деле.
В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.
-
Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
Главные герои
Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.
Темы и проблемы
- Основная тема — патриотизм. Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
Главная мысль
Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.
С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.
Чему учит?
Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.
Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.
Критика
Современники высоко оценили произведение «Петр Первый» и сожалели, что автор не закончил его до конца. Например, Корней Чуковский писал, что перед смертью воображение автора стало граничить с ясновидением. Судя по его воспоминаниям, Толстой планировал написать историческую литературную эпопею, посвященную эпохе дворцовых переворотов и правлению Ивана Грозного. Все это было бы продолжением истории, уже написанной им.
И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.
В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.
Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.
В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.
Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.
Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.
Источники:
http://5litra.ru/soch/314-obraz-petra-i-v-romane-a-tolstogo-petr-pervyy.html
http://infopedia.su/9x11c0f.html
http://literaguru.ru/analiz-romana-petr-pervyj-a-tolstoj/