0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый всесоюзный съезд советских писателей. Первый всероссийский съезд советских писателей

Первый всесоюзный съезд советских писателей. Первый всероссийский съезд советских писателей

Под воздействием успехов социализма, идей и политики Коммунистической партии советская художественная интеллигенция все сознательнее и активнее включалась в борьбу за построение социализма. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. способствовало созданию единой идейно-политической платформы советских деятелей литературы и искусства.

Единство литературного движения отражало растущее морально-политическое единство всего советского народа, устраняло опасность развития кружковщины, отрыва писателей от жизни, от социалистической действительности. Борясь против аполитичности, вульгарного социологизма, формализма и трюкачества, М. Горький выдвигал перед советской литературой «крайне трудную задачу — создать приемами реализма эпическое искусство, в котором отразился бы со всей возможною силой слова и полнотою героизм рабочего класса, строителя нового общества» Еще дооктябрьскими произведениями М. Горького было положено начало пролетарской литературе, основанной на новом творческом методе. Естественно развиваясь в процессе литературного творчества после пролетарской революции, подобный метод в эпоху победы социализма стал основным в советской литературе и получил свое определение как метод социалистического реализма. «Совершенно нелепы утверждения буржуазных критиков и литературоведов, будто бы социалистический реализм навязан советской литературе «сверху» как некая директива, — подчеркивается в «Истории русской советской литературы». — . Ко времени своего теоретического определения социалистический реализм на практике уже был основным методом советской литературы. Да и само понятие «социалистический реализм» не было результатом чьего-либо единоличного открытия и явилось не сразу, а в результате довольно длительных исканий и литературных дискуссий» ’.

По вопросу о сущности этого метода в 1932—1934 гг. были проведены широкие дискуссии на писательских собраниях, на страницах газет и журналов при самом активном участии А. В. Луначарского, М. Горького, ведущих советских писателей и критиков. Обсуждались проблемы метода и мировоззрения, места романтики и многообразие стилей социалистического реализма.

Крупным событием в культурной жизни Советской страны явился 1-й Всесоюзный съезд советских писателей, открывшийся 17 августа 1934 г. в Москве. На съезде присутствовало 597 делегатов 52 национальностей Советского Союза. Это был съезд объединения и сплочения всех литературных сил страны.

Перед съездом на партийных активах, комсомольских собраниях, читательских конференциях, слетах литературных кружков, библиотечных вечерах в городах и селах, на заводах и в колхозах обсуждались произведения советской литературы, проводились дискуссии, вырабатывались наказы читателей писателям. Перед рабочей и крестьянской аудиторией с творческими отчетами выступали А. Серафимович, Ф. Гладков, А. Новиков-Прибой, Ф. Панферов, А. Караваева, М. Шагинян и другие писатели. К съезду готовилась вся страна, проявляя живой интерес к развитию своей литературы.

«С гордостью и радостью открываю первый в мире съезд литераторов Союза Советских Социалистических Республик, обнимающих в своих границах 170 миллионов человек,— говорил М. Горький.— Литература стала частью жизни страны, а художники слова — строителями социализма». С яркой речью «Советская литература — самая идейная, самая передовая литература в мире» выступил от имени ЦК партии А. А. Жданов. Он подчеркнул, что советские литераторы уже давно связали свое творчество с классовой борьбой пролетариата, с большевистской партией.

Читать еще:  Как уменьшить объем бедер и ягодиц. Как уменьшить объем бедер и ягодиц в домашних условиях

Глубокое обоснование принципов советской литературы дал в своем докладе М. Горький. Съезд обсудил доклады о детской литературе, о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества, о международной художественной литературе, а также доклады о развитии национальных литератур Украины, Белоруссии, Татарии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Живую творческую дискуссию вызвали доклады о драматургии, о литературной молодежи и работе издательств с начинающими авторами.

Участники съезда говорили о сдвигах в сознании художественной интеллигенции, о больших и почетных задачах, стоящих перед советской литературой. «Нам дано удивительное счастье, — говорил Л. Леонов,— жить в самый героический период мировой истории. Отсюда вытекают и наши обязанности, и наши права, и наша гордость, и трудности наши, и наше будущее гражданское удовлетворение, что в конце концов мы одолеем эти трудности. Конечно, ни в одну эпоху литератор не испытывал такой почетной и высокой ответственности, как сейчас. Это наше основное дело — показать в образах, глубоких и запоминающихся, великое столкновение идей, разработать хотя бы вчерне принципы новой морали и запечатлеть рождение еще неслыханного мира».

На съезде говорилось о решительном преодолении рапповщи-ны: командования, администрирования, «вождизма» в литературе, о борьбе против упрощенной и схематичной трактовки советской жизни и советского человека. Советские литераторы твердо защищали принципы социалистического реализма от различных извращений и догматических наслоений. А. Фадеев опровергал на съезде схемы догматиков, стремившихся ограничить этот метод лишь пафосом героизма, и подчеркивал, что «социалистический реализм, утверждая новую, социалистическую действительность, новых героев, в то же время является наиболее критическим из всех реализмов». Тенденция приукрашивания действительности в литературе и искусстве приводила нередко к тому, что критика отвергала даже возможность конфликтов в нашей жизни, противоречия между идеалами и действительностью. Это вызывало решительный протест лучших литераторов, «Наша литература не должна бояться конфликтных положений,— заявлял А. Макаренко. — Секрет и прелесть нашей жизни не в отсутствии конфликтов, а в нашей готовности и умении их разрешить».

М. Кольцов в своем выступлении на съезде остроумно высмеял тех, кто боялся сатиры и юмора, придерживаясь формулы: «Пролетариату смеяться еще рано; пускай смеются наши классовые враги». Он рассказал, как пришлось «доказывать право па существование в советскохг литературе писателей такого рода, как Ильф и Петров, и персонально их».

Писатели единодушно выступали против попыток возродить рапповские проработки и наклеивание ярлыков, против сковывающих регламентаций художественного творчества.

Подводя итоги творческого обсуждетхя проблем советской литературы на съезде, М. Горький говорил: «Партия и правительство отнимают у нас и право командовать друг другом, предоставляя право учить друг друга. Учить — значит взаимно делиться опытом. Только это, и не больше этого».

Съезд утвердил устав Союза писателей СССР и избрал Правление Союза.

1-й Всесоюзный съезд советских писателей единодушно признал социалистический реализм основным методом советской литературы и записал это в своем уставе. В уставе говорилось, что принципы социалистического реализма сложились в результате критического освоения литературного наследия прошлого и изучения опыта строительства социализма. Будучи связан с литературой критического реализма, социалистический реализм знаменует более высокую ступень литературного развития. Он не только отражает силы и тенденции истории и положительного героя, но и находит реальный путь к осуществлению идеала в действительности. Определение социалистического реализма содержало два основных требования: «правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» и «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Подчеркивалось, что этот метод указывает лишь основные идейно-художественные принципы, обеспечивая широкие возможности проявления «творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров».

Читать еще:  Гос архив литературы и искусства. Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития, характеристика архивных фондов

1-й Всесоюзный съезд писателей имел большое международное значение. 40 прогрессивных писателей 13 стран мира были гостями съезда; среди них: Мартин Андерсен-Нексе, Вилли Бредель, Эми Сяо, Луи Арагон, Жан Ришар Блок, Иоганнес Бехер и др.

«В чем вижу я победу большевизма на съезде писателей?— говорил М. Горький, закрывая Первый съезд советских писате-ле1х.— В том, что те из них, которые считались беспартийными, «колеблющимися», признали,— с искренностью, в полноте которой я не смею сомневаться,— признали большевизм единственной боевой руководяще идеей в творчестве, в живописи словом»

Первый всесоюзный съезд советских писателей. Первый всероссийский съезд советских писателей

Первый Всесоюзный съезд советских писателей в истории русской литературы советского периода

С 17 по 31 августа 1934 года состоялся первый съезд писателей. Творческим методом советской литературы и искусства был объявлен «соцреализм».

Впервые этот термин появился 25 мая 1932 года на страницах «Литературной газеты», а через несколько месяцев его принципы его были предложены в качестве основополагающих для всего советского искусства на таинственной встрече Сталина с советскими писателями на квартире у Горького (26 октября 1932 года). На этой встрече были также заложены основы будущей организации писателей.

Цитата из выступления ЦК по идеологии Жданова на съезде: «Товарищ Сталин назвал вас инженерами человеческих душ. Какие обязанности накладывает на вас это звание? Во-первых, знать жизнь, чтобы уметь изобразить ее не схоластически, не мертво, как объективную реальность, а изобразить жизнь в ее революционном развитии. При этом правдивость художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма». Таким образом, литературе отводилась роль инструмента воспитания, и только.

Эти принципы соцреализма оказались вне обсуждения. Все решения съезда были заранее написаны, и делегаты только проголосовали за них. Ни один из 600 делегатов не проголосовал против. Все ораторы говорили о великой роли Сталина во всех сферах жизни страны, в том числе в литературе (называли «архитектором» и «кормчим»).

Всю предшествующую культуру объявили предысторией к «культуре нового высшего этапа», социалистического. Было введено понятие социалистический гуманизм по принципу «любовь – ненависть»: любовь к народу, партии и Сталину и ненависть к врагам родины. Из такого понимания гуманизма следовал принцип партийности и принцип классового подхода в литературе.

Таким образом, можно сказать, что на съезде была сформулирована художественная идеология соцреализма, а не его художественный метод.

Основной функцией литературы стала агитационная функция. Агитационность литературы проявлялась в заданности сюжета, композиции, часто альтернативной (свои/враги), в явной заботе автора о доступности его проповеди. Но главной особенностью была идеализация реальности. Литература должна была поднимать дух людей, создавать атмосферу ожидания «счастливой жизни».

Новым явлением стали коллективные поездки писателей, художников и музыкантов на стройки, в республики, что придавало характер «кампании» индивидуальному творчеству.

Одновременно усиливался контроль над деятельностью членов Союза. Возрасла роль цензоров и редакторов. От народа были скрыты многие произведения авторов, живущих в России (Булгаков, Гроссман), писателей зарубежья (Бунин, Ходасевич), репрессированных писателей (Гумилев, Мандельштам). Еще в начале 1930-х годов Сталин назвал пьесу Булгакова «Бег» антисоветским явлением, попыткой «оправдать или полуоправдать белогвардейское дело». Грубые отзывы Сталин позволил себе и в адрес такого, казалось бы, тесно связанного с партией поэта, как Демьян Бедный. Сталин назвал его «перетрусившим интеллигентом», который плохо знает большевиков, и этого оказалось достаточно, чтобы перед Бедным закрылись двери редакций и издательств.

Читать еще:  Способы, как подтянуть бедра в домашних условиях быстро и эффективно. Как осуществляется подтяжка внутренней и внешней поверхности бедра

Из речи Горького (22 августа 1934 г.):

— «измерение роста писателей – дело читателей. Объяснение социального значения произведения литературы — дело критики»;

— «чрезмерное расхваливание одних способно вызвать у других чувства и настроения, вредные для нашего общего дела»;

— «партия и правительство дали писателю все, отняв у него только одно – право писать плохо»;

— «Я иногда говорю резко, но это я говорю не о писателе, а о его работе. Я жаден. Мать моя – литература Союзных Советских Социалистических Республик – празднует годы своего рождения. По жадности моей я страшно хочу, чтобы она получала хорошие подарки». «Мы всё еще пользуемся «правом писать плохо».

— «коллективные работы над материалом прошлого помогут нам шире и глубже понять достижения настоящего и требования будущего»

— «Эти работы не ставят перед каждым писателем узко определенной задачи: пиши о настроении сомов или ершей в тридцатых годах XIX века. Писатель из материала выбирает то, что наиболее отвечает его индивидуальному вкусу, не насилует его способности. Такие коллективные работы создадут, быть может, полуфабрикат, но они многим и многим предложат прекрасный материал для индивидуального художественного творчества и, главное».

Первый съезд советских писателей

C 17 августа по 1 сентября 1934 года в Москве проходил Первый съезд советских писателей. В течение нескольких последующих лет около трети его участников погибло в тюрьмах и ГУЛАГе.

Преодолевая раскол

Необходимость проведения общего съезда советских писателей назрела задолго до самого съезда. Максим Горький, обладавший большим авторитетом в то время, поддерживал Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). По его мнению, там объединились наиболее талантливые писатели-партийцы. Сталин же считал, что нужно дать дорогу молодым, но уже проявившим себя авторам (например, Шолохову, Фадееву и др.), которые в будущем смогли бы организовать новую советскую литературу и преодолеть склоки в РАПП. Весной 1932 года вышло постановление ЦК ВКП(б), призывавшее к объединению разрозненных писательских групп в единую структуру.

М. Горький и И.В. Сталин

Против «нытиков»

Главным направлением в советской литературе съезд признал социалистический реализм. О нём много и основательно писал ещё Луначарский (до 1929 года бывший наркомом просвещения). Главной особенностью соцреализма было его отличие от «буржуазного» (то есть критического) реализма, заключавшееся в том, чтобы не критиковать различные недостатки, а показывать то светлое будущее, которое сейчас строится. Луначарский называл «буржуазных» реалистов – нытиками, а соцреалистов – активными борцами за пересоздание существующих несовершенств.

А.В. Луначарский

Рука помощи

Съезд проходил пафосно, официозно. С одной стороны, было ясно: надо принять и утвердить то, что предлагает Партия. С другой – с помощью чекистов, под надзором которых проходило мероприятие, необходимо было понять: кто из писателей негативно настроен к политической ангажированности в литературе. Недовольных было много… Им это аукнется тюрьмой и ссылкой. Тем не менее писательский союз стал той организацией, которая долгие годы помогала авторам в нелёгкой писательской жизни, оказывала поддержку молодым и талантливым и вела по жизни тех, кто заслужил читательское признание.

Источники:

http://www.winstein.org/publ/36-1-0-3482
http://www.sites.google.com/site/anniepepel/home/1
http://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-politichieskiie-nytiki-litieraturnyie-bortsy

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector